Напоминание

"Экспериментирование как один из методов поисковой деятельности детей дошкольного возраста"

Автор: Гарибян Шушаник Левоновна
Должность: воспитатель 1 категории
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №274
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Экспериментирование как один из методов поисковой деятельности детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 10.07.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Экспериментирование как один из

методов поисковой деятельности

Выполнил:

воспитатель МКДОУ Д/С №274

гор.Новосибирска

Гарибян Ш.Л.

Проблема:

1. У детей были разрозненные представления о предметах, природных и

погодных условиях.

2. Не могли самостоятельно находить решение в проблемной ситуации - все

это приводило к неверным умозаключениям.

Цель: Дошкольники - прирожденные исследователи. Любознательность,

постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить

решение в различных ситуациях.

Учитывать принцип - от простого к сложному.

Задачи:

1. В процессе обучения, поддерживать познавательную деятельность.

2. Создать условия для самостоятельно активного поиска.

3.

Развитие

и

активизация

словесного

запаса,

умение

высказываться

об

увиденном.

4.

Взаимосвязь

с

другими

видами

деятельности:

игра,

рисование,

конструирование.

5. Развивать позитивные детско - родительские взаимоотношения.

Методическое сопровождение

1. Методическая литература, конспекты занятий, подробное планирование.

2. Развивающие игры и упражнения:

- дидактические- «Найди по следу», «Что к чему»

- настольно- печатные – «Лото», «Домино», «Шашки», «Шахматы»

- решение экспериментальных задач (вода- лед, песок сухой- глина, земля,

воздух- ветер).

3. Создание уголка экспериментов (колба, пробирки, лупа, земля, глина,

песок, микроскоп, семена растений, гербарий).

4. Демонстрационный материал:

- энциклопедии, детско- художественная литература («Все обо всем»,

«Растительный мир», «Животный мир», «Юный натуралист»)

- дневники наблюдений: комнатный сад- огород

- иллюстрации: календарь погоды и природы

- народные приметы, загадки, пословицы, стихи.

5. Оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности

ребенка и взрослого. Домашнее задание с родителями, альбом наблюдений,

опыты на прогулке или в группе.

6. Поддерживать стремление детей видеть и замечать красоту окружающих

явлений в природе: дождь, гроза, ливень, радуга.

Условия реализации

1. Систематически и последовательно проводить занятия в этом

направлении:

• соблюдение правил О.Б.Ж., от простого к сложному;

• полученные занятия и умения, самостоятельно реализовывать используя

знания разнообразным способом (словесные метод показы, проведение

опытов).

2. Дидактический и наглядный материал:

• дидактические игры: «Садовник», «Найди ошибку»;

• сюжетно- ролевые игры: «Зоопарк»;

• игры- путешествия: «Морские путешествия», «Джунгли»;

• игровые задания: «Как работает термометр», загадки по временам года;

• викторина: «Умники и умницы», «Съедобное и несъедобное», «Зимующие

и перелетающие птицы», «Река- море, океан»;

• домашнее задание: «Восход и закат солнца», «Звездное небо».

3. Информационно - справочный материал в родительском уголке:

• задачи по теме;

• перспективный план;

• правила безопасности.

4. Продуктивная деятельность:

• рисунки;

• ручной труд (природный материал: шишки, листочки, гербарий).

Два основных метода ориентировочно - поисковой деятельности:

1.

Активность

в

процессе

деятельности

полностью

исходит

от

ребенка

(ставит цель, ищет пути и способы достижения).

2. Деятельность организует воспитатель - выделяет существенные элементы,

ситуации, обучает детей действиям. Дети получают те результаты, который

им заранее определили.

Критерии оценки уровня развития экспериментирования

1. Характер действий: манипулятивный- 70 %

поисковый- 30 %

2. Выделение связи между экспериментами предметной ситуации, их

фиксацией.

3. Интеллектуальная активность:

• проявление интереса:

- не проявили

- отказались

• Познавательная активность:

- низкая

- средняя

- высокая

• Поисковый характер:

- низкий

- средний

- высокий

Презентация

1. Занятия - «Народные приметы», «Весенний дождь лишним не бывает»

автор Н.В. Елкина;

Ожидаемый результат

1. Способность осуществлять экспериментирование - как путь ознакомления

дошкольников

с

окружающим

миром

и

эффективный

способ

развития

мыслительных процессов;

2. Самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное

описание увиденного, составлять описательный процесс;

3. Устанавливается причинно - следственные связи (снег- лед- вода, весна,

осень).