Напоминание

"Воспитание экологических начал через наблюдения у детей дошкольного возраста"

Автор: Гарибян Шушаник Левоновна
Должность: воспитатель 1 категории
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №274
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание экологических начал через наблюдения у детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 10.07.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Воспитание экологических начал через

наблюдения

Выполнил: воспитатель МКДОУ

детский сад № 274

гор.Новосибирск

Гарибян Ш.Л.

Люди научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении

с ними, кто такой школы не прошел.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление

является наглядно - действенным и наглядно - образным. Педагогический

процесс в детском саду должен строиться на наглядных и практических

методах.

Особенно

важно

соблюдать

этот

принцип

при

осуществлении

естественно

-

научного

и

экологического

образования.

Для

того,

чтобы

педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо

уделять

большое

внимание

проведению

наблюдений

и

экспериментов

с

объектами

живой

и

неживой

природы.

Главное

достоинство

метода

экспериментирования

заключается

в

том,

что

он

дает

детям

реальные

представления

о

различных

сторонах

изучаемого

объекта,

о

его

взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Дети очень

любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно -

действенное и наглядно - образное мышление, и экспериментирование, как

никакой

другой

метод,

соответствует

этим

возрастным

особенностям.

В

дошкольном

возрасте

он

является

ведущим,

а

в

первые

три

года

-

практиче ски

единственным

спо собом

познания

мира.

Чтоб ы

экспериментирование оправдало возлагаемые на него надежды, необходимо

соблюдать

ряд

правил.

Так,

в

детском

саду

не

разрешается

собирать

коллекции насекомых, вскрывать животных, делать чучела птиц, наблюдать

как одни животные поедают других.

В

экспериментах

с

растениями

тоже

следует

избегать

воздействий,

наносящих

вред,

доводить

растения

до

гибели.

Если

для

проведения

наблюдений и экспериментов животное забирается из природы и приносится

в детский сад,

необходимо время его пребывания в группе сохранить до

разумного предела. Дети должны знать, что в природе каждое животное

имеет свою территорию, границы которой помечает пахучими веществами.

Необходимо

уделять

очень

большое

внимание

соблюдению

правил

безопасности, усилить контроль за поведением детей. Например, работа со

свечой или горячей водой лучше проводить индивидуально. Дети должны

привыкнуть после окончания работы мыть руки с мылом и приводить в

порядок свое рабочее место, оборудование.

При

проведении

природоведческих

экспериментов

всегда

есть

некоторая вероятность несовпадения реальных результатов с ожидаемыми.

Нельзя узнать заранее, станет ли брать пищу котенок, взойдут ли посеянные

семена.

Воспитатель

всегда

должен

обсуждать

с

детьми

тот

результат,

который получился в реальной жизни, и не пытаться подогнать его под

представления, которые кажутся правильными. Нужно приучить и себя и

детей видеть природу такой, какая она есть. Иногда животные, принесенные

в уголок природы или живущие там постоянно, по какой- либо причине

гибнут. Задача воспитателя - показать, что смерть является закономерным

окончанием

жизни,

и

не

акцентировать

на

данном

событии

особого

внимания. При этом надо внушить детям, что они не виноваты в гибели

животного.

Конечный

результат

во

многом

определяется

качеством

постановки работы во всех возрастных группах. Если в свое время ребенка

целенаправленно

не

готовили

к

экспериментаторской

деятельности,

он

задерживается на предыдущих стадиях развития и не поднимается на более

высокий уровень. Такой ребенок и в 5, и в 6, и в 7 лет не умеет ни играть, ни

экспериментировать,

ни

трудиться.

Он

умеет

только

манипулировать

предметами:

вытаскивает

из

ящиков

все

игрушки,

раскладывает

ровным

слоем по квартире - и больше ничего.