Автор: Челышева Марина Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с №66
Населённый пункт: г. Хотьково, Московская область
Наименование материала: Сценарий викторины
Тема: "Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста"
Викторина по русским народным сказкам для детей старшего
дошкольного возраста
Предварительная работа: чтение русских народных сказок и авторских
сказок « Три медведя», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна
лягушка»,
«Гуси-лебеди»,
«Маша
и
медведь»,
«Золотой
ключик
или
приключения
Буратино»,
«Золушка»
и
др. Рассматривание
иллюстраций,
обучение составлению описательных загадок.
Цели:
-формировать у детей умение внимательно слушать вопросы воспитателя,
соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не –
перебивая, воспитывать такие качества как умение играть в команде,
дружелюбие, честность в игре, справедливость;
-развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение загадывать и
отгадывать загадки.
-приобщать детей к народной культуре - знанию сказок.
-вспомнить прочитанные сказки.
-развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать
устную речь, развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат,
память.
-расширить знания детей о сказках;
-способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации,
ловкости;
-воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.
Оборудование: выставка книг со сказками, иллюстрации русских
народных сказок, иллюстрации к сказкам, две метлы, кочки, медали, пазлы.
Ход мероприятия
Здравствуйте,
ребята!
Сегодня
мы
с
вами
приглашены
в
гости
к
сказке.
Ребята, а вы любите сказки? И я люблю. Веселые и грустные, смешные и
страшные,
сказки
знакомы
нам
с
детства.
С
ними
связаны
наши
представления о добре и зле, о мире и справедливости.
Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам
из глубокой древности. А почему сказки называются народными? Верно,
народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения
в
поколение.
Читая
сказки,
мы
проникаем
в
чудесный,
загадочный,
таинственный мир. И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот
загадочный мир.
Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время викторины будете
помогать, и выручать друг друга. Верно, я говорю?
Давайте с вами разделимся на две команды. Для этого, каждый подойдет к
ко мне, и возьмёт из волшебного мешочка камушек. У кого жёлтый, подходит
к желтому столу, а у кого красный к красному. Желтая команда – Золотая
рыбка, красная – Жар птица.
Каждая команда будет получать своё задание. Если команда не справляется с
заданием, то вопрос переходит к другой команде.
Итак, начнем!
1 Раунд «Разминка» - вопросы о героях русских сказок.
З.Р. – какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
Ж.П. – кого в сказке величают по отчеству - Патрикеевна? (Лиса)
З.Р. – какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)
Ж.П. – кому помогали печка, яблонька и речка? (Машенька)
З.Р. – покупала самовар, а спасал её комар?
Ж.П. – Убежали от грязнули : чашки, ложки и кастрюли. Ищет их она, зовет и в
дороге слезы льет? (Федора)
З.Р – И зайчонок, и лисица все бегут к нему лечиться? (Айболит)
Ж.П – Над простым моим вопросом не потратишь много сил. Кто мальчишку
с длинным носом из полена смастерил? (папа Карло)
З.Р
–
У
Золушки
с
ножки
свалилась
случайно.
Была
не
простою
она,
а
хрустальной? (туфелька)
Ж.П – Кто развалил теремок?
З.Р – Из чего напился Иванушка в сказке «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка»
Ж.П. – Из какого предмета лиса угощала журавля? (тарелка)
З.Р. – Из какого предмета журавль угощал лису? (кувшин)
Ж.П. – самая маленькая сказочная девочка? (Дюймовочка)
Физкультминутка
Игра «Летает не летает» - я называю предметы если они умеют летать то вы
расправляете
руки
и
летаете,
если
не
умеет,
то
стоите
на
месте.
(Змей
Горыныч, зеркало, ковер-самолёт, сапоги-скороходы, ступа Бабы Яги, волк,
жар-птица, золотая рыбка, гуси-лебеди)
2 раунд: Узнай сказку. Я буду вам показывать иллюстрации к сказкам, а вы
мне название сказки говорить.
Ж.П. Маша и медведь
Ж.П. Дюймовочка
З.Р. Колобок
З.Р. Золотой ключик
Ж. П. Волк и семеро козлят
Ж.П. Золушка
З.Р. Заюшкина избушка
З.Р. Царевна-лягушка
Ж.П. Курочка ряба
З.Р. Кот, петух и лиса
3 Раунд: Почтальон
Ребятки,
сегодня
я
встретила
почтальона
Печкина.
Он
передал
мне
телеграммы и попросил ему помучь разгадать от кого они пришли. Поможем
ему?
З.Р. - «Спасите, нас съел серый волк» (козлята)
Ж.П. - « Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко» (мышка)
З.Р. – « Всё закончилось благополучно, но мой хвост остался в проруби»
Ж.П. – « Помогите, наш дом сломан, но сами целы» (звери)
З.Р. – «Любимые мои бабушка и дедушка, скоро буду дома. Я, придумала, как
обмануть медведя» (Машенька)
Ж.П. – « Помогите, не знаю, что делать? Мой брат превратился в козлика»
З.Р. – « Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стульчик» (мишутка)
Ж.П. – « Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке» (Иван-царевич)
4 Раунд: Эстафета Бабок Ёжек
Ребята, что является непременным атрибутом Бабы Яги? (ступа и метла)
Сейчас
мы
превратимся
в
Бабок
Ёжек
и
будем
летать
на
метле.
Дети
«садятся»
на
метлу,
«пролетают»
с
одного
конца
зала
облетают
стул
и
возвращаются обратно, передают метлу следующему.
5 Раунд: Загадки
Ж.П. – летела стрела и попала в болото, а в том болоте поймал ее кто-то. Кто,
распростившись, с зелёною кожей, сделалась милой и пригожей. (Ц. Л.)
З.Р.- помогла нам яблонька, помогла нам печка, помогла хорошая, голубая
речка. Все нам помогали, все нас укрывали. Кто унес братишку? Назовите
книжку.
Ж.П. – С пяточком он ходит в гости, любит мед, варенье просит. Это кто,
скажите вслух: Медвежонок (Винни пух)
З.Р. – Она как снег, бела и светла. Она, как снег, боится тепла. Рады солнцу и
дети, и курочка! Ему не рада только (Снегурочка)
Ж.П. – Всех грязнуль помоет быстро, всех нерях умоет чисто. Умывальников
начальник и мочалок командир знаменитый (Мойдодыр)
З.Р. – вымолвил словечко - покатилась печка. Прямо из деревни к царю и
царевне. И за что, не знаю, повезло, лентяю? (Емеля)
6 Раунд: Эстафета « Поход через болото»
Детям надо пройти по импровизированным кочкам через болото. Играет
веселая музыка.
7 Раунд: «Хорошо ли ты знаешь сказки»
З.Р. – какую песенку пел колобок?
Ж.П. – что пела коза своим козлятам?
З.Р. – что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?
Ж.П. – Что приговаривала, курочка Ряба, деду и бабе?
З.Р. – какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?
Ж.П. – что говорила в это время лиса?
З.Р. – что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда?
Ж.П. – Что говорил Емеля, чтобы щука ему помогла?
8 раунд: Пазлы – каждой команде, необходимо, собрать сказочную картинку
из пазлов. (Берем любых сказочных героев)
Подведение итогов викторины. Каждая команда награждается медалями.
Вот и закончилось наше путешествие в мир чудес и волшебства. Понравилось
ли
вам
наше
путешествие?
А
что
понравилось
больше
всего?
А
как
вы
думаете,
зачем
нам
нужны
сказки?
Чему
они
учат?
Сказки
учат
быть
добрыми, честными, трудолюбивыми, дружными, смелыми. Они учат, как
победить зло и коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою
Родину и защищать слабых.
Прощаясь с вами, я хочу вам сказать, что вы, очень замечательные ребята. До
свиданья. И до новых встреч!