Автор: Бирюкова Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №218
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированное занятие "Беседа об осени" в старшей группе
Интегрированное занятие «Беседа об осени»
в старшей группе
Программное содержание
Образовательные задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей об осени;
Активизировать словарный запас по теме «Осень».
Совершенствовать грамматический строй речи.
Учить детей воспринимать музыкальное произведение.
Развивающие задачи:
Развивать навыки связной речи, память, мышление, тонкую и общую
моторику.
Воспитывать
интерес
к
отражению
в
продуктивной
деятельности
впечатлений и представлений о природе.
Воспитательные задачи:
Формировать
навыки
сот рудниче ства,
в з а и м о п о н и м а н и я ,
доброжелательности.
Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.
Предварительная работа:
Наблюдение за осенними изменениями в природе.
Разучивание
стихотворений
об
осени,
чтение
художественной
литературы.
Проведение развлечения по теме «Осень».
Прослушивание П.И. Чайковский «Октябрь» (из цикла «Времена года»)
Материал:
- портреты: И. Левитан, П.И. Чайковский, А.С. Пушкин;
- фонограммы: П.И. Чайковский «Октябрь», Ф. Шопен «Осенний вальс»;
- репродукции И.И. Левитана «Золотая осень», «Поздняя осень».
- материал к аппликации: бумага, ножницы, клей.
Ход:
Воспитатель читает стихотворение Н. Самоний «Листопадная примета»:
Листик жёлтый, листик алый,
Листик рыже-золотой...
День короче мал-помалу –
Скоро встретимся с зимой.
Лист зелёный, лист бордовый,
Лист коричневый кружит...
Лишь осыпется вишнёвый –
Вмиг мороз наворожит:
Станут лужи, как гранит.
1
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: Об осени.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю поговорить об осени. А сначала давайте
поиграем в игру «Да-нет», я вам буду задавать вопросы,
если ответ «да», надо
хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на стол.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Молодцы, а теперь ответьте мне, а вся ли осень одинаковая?
Дети: Нет.
Воспитатель: Какая бывает осень?
Дети: Ранняя и поздняя.
Воспитатель:
Давайте
с
вами
сравним
раннюю
осень
и
позднюю
(с
использованием схемы)
2
.
Воспитатель: Как мы по-другому называем раннюю осень? и почему?
Дети: Золотая, потому что листья окрашиваются в желтый цвет, похожи на
золото.
Воспитатель: Осень – очень красивая пора, поэтому поэты пишут стихи об
осени,
композиторы
пишут
музыку,
художники
рисуют
картины.
Посмотрите,
у
меня
две
картины
художника
Исаака
Левитана,
давайте
попробуем
определить
где
здесь
ранняя
осень,
а
где
поздняя.
Почему?
(размышления детей)
Воспитатель: На музыкальных занятиях вы знакомились с музыкальными
произведениями об осени, послушайте фрагмент одного из них и попробуйте
вспомнить как оно называется и кто его автор. (Слушание П.И. Чайковский
«Октябрь»)
Воспитатель: Музыка может вызывать у нас разное настроение: она может
быть веселой грустной, задорной, игривой, печальной, радостной. Когда вы
слушали
музыку,
какое
у
вас
было
настроение? (Дети говорят о своих
ощущениях). Не только композиторы пишут музыку об осени, но и поэты
пишут стихи. Писатель А.С. Пушкин написал много стихов об осени, потому
3
что
осень
была
любимым
временем
года,
осень
вдохновляла
поэта,
послушайте одно из стихотворений:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
О каком периоде осени говорится в стихотворении, почему? (Высказывания
детей) В стихотворении была небольшая подсказка, какой месяц упоминался
(ноябрь), а какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Отгадайте загадку:
Ветер листьями играет,
их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат -
это значит ... (Листопад)
А сейчас я вас превращаю в листочки, мы устроим листопад, выходите ко
мне:
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
(дети двигаются под музыку Ф. Шопена «Осенний вальс»)
Воспитатель: Сегодня на занятии мы говорим об осени, о творческих людях,
которые
восхищались
этим
временем
года.
Мы
с
вами
тоже
любим
4
заниматься творчеством, и я думаю, что вам всем нравится осень, поэтому я
предлагаю сделать аппликацию «Золотая осень» (коллективная работа)
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам сегодня наше занятие? Что больше
всего понравилось? Что запомнилось? Давайте полюбуемся нашим осенним
лесом,
представим,
что
начался
листопад.
(рассматривание
под
музыку
Ф. Шопена «Осенний вальс»)
5