Напоминание

Особенности работы с детьми раннего дошкольного возраста

Автор: Яковенко Оксана Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №181 к 2
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: Особенности работы с детьми раннего дошкольного возраста







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Консультация для воспитателей

«Особенности работы с детьми раннего дошкольного возраста»

Раннее детство состоит из двух стадий — младенческого возраста (от

рождения до года) и раннего возраста (от одного года до трех лет).

Ранний возраст — стадия психического развития ребенка, охватывающая

период от 1 года до 3 лет. Основные отличительные особенности психических

процессов в раннем возрасте: их зависимость от наглядной ситуации;

функционирование в неразрывной связи с практическими действиями;

аффективный характер направленности на познание окружающего мира.

Ведущей деятельностью в раннем возрасте является овладение

предметными действиями: культурно фиксированными способами

употребления предметов. Ребенок усваивает их постоянное значение,

функции и то, как ими следует действовать. Становление предметных

действий происходит при усвоении детьми образцов использования вещей

утилитарного назначения (ложка, чашка, расческа и пр.), в игре с

дидактическими игрушками (конструкторы, мозаики, пирамидки и пр.) и в

процессуальной игре с сюжетными игрушками.

Формирование предметных действий неотделимо от общения ребенка со

взрослым, которое выступает на данном этапе развития как ситуативно-

деловое. Период от 1,5 до 3 лет – это этап речевого развития.

Основные линии психического развития детей:

1. Развитие ходьбы, мелкой моторики, расширяющих возможности познания

окружающего мира.

2. Развитие ситуативно-делового общения со взрослыми.

3. Развитие когнитивных процессов: рост устойчивости внимания,

увеличение объема памяти и постепенное высвобождение ее от опоры на

восприятие;

усвоение сенсорных эталонов, таких как геометрические формы, цвета,

величины, звуки;

совершенствование наглядно-действенного и зарождение наглядно-

образного мышления;

формирование целеполагающей деятельности.

4. Овладение пассивной и активной речью.

5. Развитие аффективной и волевой сферы: усиление настойчивости в

деятельности, появление стремления достичь в ней результата.

6. Становление общения со сверстниками.

7. Формирование самосознания: появление знаний о своих возможностях и

способностях, конкретной самооценки, гордости за достижения в

предметной деятельности; становление половой идентификации.

Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лег, в котором поражается

возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий.

В соответствии с требованиями к организации воспитательно –

образовательного процесса, для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет

длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности

не должна превышать 10 минут. Допускается осуществлять образовательную

деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8 – 10 минут).

Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой

площадке во время прогулки.

Особенности работы.

В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов

дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития,

воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и

зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой

чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному,

умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим

направлениям развития личности.

Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане решения

обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Образовательная программа, учитывающая психофизиологические

особенности ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, является базой для

развития интеллектуального потенциала ребёнка. Обучение погружает

ребёнка в мир информации по всем разделам человеческих знаний в

оптимальный возрастной период (от 1 года до 3 лет). Только в результате

непосредственного обучения в период от 1 года до 3 лет возникает

возможность гармоничного воздействия на умственное созревание

благодаря занятиям по следующим направлениям:

сенсорное развитие,

развитие всех психических процессов (памяти, внимания, мышления,

восприятия, воображения и речи),

формирование элементарных математических представлений,

формирование развития речи,

развитие мелкой и крупной моторики,

физическое развитие,

музыкальное развитие,

творческое развитие (обучение лепке, рисованию, конструированию).

В содержание воспитательной работы на раннем возрастном этапе детства

входят следующие разделы:

соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е.

верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна,

кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;

правильное проведение режимных процессов: кормления,

гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;

проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;

создание условий для активной и разнообразной самостоятельной

деятельности детей.

Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от

педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной

организации всей жизни детей.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет

правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к

детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для

формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо

обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и

детском учреждении.

Воспитатель при работе с маленькими детьми ориентируется на их

возрастные особенности и, порой, сталкивается с различными трудностями,

одной из самых характерных трудностей в воспитании детей раннего

возраста является проблема адаптации к условиям детского сада.

На успешность привыкания ребенка к детскому учреждению влияют

различные факторы: физическое состояние, возраст ребенка, степень

сформированности общения и предметной деятельности, отношения

ребенка со сверстниками, взаимоотношения в семье.

Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и

эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками,

доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

Задачи и методы воспитания детей раннего возраста

Воспитатель, руководя самостоятельной деятельностью детей, обязан

следить чтобы все они были активны, деятельны. Важно обеспечивать смену

движений у детей, предупреждая возможное утомление при однообразных

манипуляциях. Регуляция двигательной активности, побуждение к тому,

чтобы дети не только ходили, но и выполняли другие движения

(присаживание, вхождение на горку и т. д.), — важное условие их

физического развития. Предупреждая утомление разбегавшихся детей,

нужно усаживать некоторых из них за столы для спокойных игр.

Обязательным является проведение подвижных игр, которые имеют

большую педагогическую ценность. Эмоции удивления, радости,

испытываемые детьми во время подвижных игр, содействуют лучшему

усвоению движений. При организации подвижных игр не следует обязывать

детей ходить парами или строем. Уровень развития произвольных движений

у них еще низок, и они не могут двигаться организованно, например,

взявшись за руки, идти в одном направлении.

Значительную ценность для общего развития детей имеют подвижные игры с

музыкальным сопровождением: притопывания, приседания и т. п. в такт

музыке содействуют воспитанию чувства ритма, гармонии движений.

Так же большое значение для формирования четких движений и

координированной ходьбы имеет методически верная организация

прогулки.

Развитие детей на третьем году жизни определяется тем, что они приобрели

ранее, а также новыми задачами и условиями воспитания.

Этот возраст является как бы переходным от раннего к дошкольному детству,

и воспитатель, решая новые задачи с учетом возросших возможностей детей.

У детей продолжает увеличиваться длительность бодрствования. Днем дети

спят один раз, примерно 2—2,5 ч. Значительно увеличивается длительность

прогулки, потому что дети становятся более самостоятельными. Первая

прогулка продолжается около 2 ч, вторая — 1,5 ч. В отличие от

предшествующих групп с детьми третьего года жизни проводят утреннюю

гимнастику.

При проведении режимных процессов, обязательно соблюдается принцип

постепенности. Это значит, что каждый ребенок на кормление, одевание,

умывание тратит столько времени, сколько требуется ему одному, но не всей

группе. Дети не должны ждать. Например, няня принесла в группу из кухни

завтрак. Воспитатель, обращаясь к каждому ребенку по имени, предлагает

трем-четырем менее занятым игрой детям пойти мыть руки. Няня наблюдает

за ними. Вымыв руки, малыши садятся за стол и получают завтрак. В это

время в умывальню приглашается еще несколько детей и т. д. Тот, кто

позавтракал, благодарит, задвигает стул и идет играть. При нарушении

принципа постепенности эти режимные моменты выглядели бы иначе: если

все дети находятся в умывальной, то часть из них вынуждена ждать, и

нередко они шалят; если на умывание одному ребенку требуется 2—3 мин,

то при такой организации он затратит 15 мин и т. д.

Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует

максимально использовать для развития детей: формирования речи,

движений, обучения навыкам посильной самостоятельности, правилам

поведения.

Дети знают названия многих предметов, с которыми встречаются в быту, с

помощью воспитателя устанавливают простейшие взаимозависимости: “Руки

моют мылом, чтобы они были чистыми”, “Сапожки надевают потому, что

прошел дождь” и т. д.

В работе с детьми третьего года жизни надо стараться избегать употребления

стереотипных фраз. Иногда воспитатели, желая, чтобы ребенок

поблагодарил, обращаются к нему с неизменной фразой: “А что надо

сказать?” - вместо того чтобы предложить ему: “Поблагодари” или просто:

“Скажи “спасибо”. Речь воспитателя должна служить образцом для

подражания детей.

В режимных процессах совершенствуются навыки и умения, приобретенные

детьми ранее. Ребенок должен есть самостоятельно, аккуратно, держать

ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, благодарить. К трем годам он с

небольшой помощью взрослого одевается и раздевается: развязывает

шнурки, расстегивает спереди пуговицы, знает порядок в одевании и

раздевании. Одежда должна быть удобной, такой, чтобы ребенок мог легко

действовать сам. Проявлению самостоятельности способствуют: подбор

мебели, расположение оборудования групповой комнаты, умывальни,

раздевальни: низкие вешалки для полотенец, низко расположенные

раковины, удобные шкафчики для верхней одежды и т. п.

Совершенствуется деятельность центральной нервной системы, что

проявляется в увеличении работоспособности: дети могут заниматься одним

и тем же видом деятельности до 20 мин.

Третий год жизни — это период активного совершенствования качества

имеющихся движений. Более координированными становятся движения

руки и пальцев. Ребенок согласует свои движения с внешними условиями,

например, меняет движение в зависимости от темпа музыки. Происходит

совершенствование и таких движений, как бег, лазание, бросание.

Малыш много двигается, не может длительное время сохранять

неподвижность, но быстро устает от однообразных движений. При выборе

игр и упражнений необходимо учитывать возрастные особенности детей, в

частности мягкость и податливость скелета, сравнительно недостаточное

развитие мускулатуры, быструю утомляемость. Некоторые движения вредны

детям. Нельзя предлагать им висеть на руках (что часто допускают родители),

прыгать с высоты, требовать длительного повторения одних и тех же

движений. Взрослый должен своевременно переключать детей от подобных

движений на более спокойные игры.

Воспитатель использует разнообразные средства для развития движений

детей.

Эффективным средством развития движений является игровая деятельность.

Во время игры дети проделывают самые разнообразные движения: ползают

на четвереньках, изображая какое-либо животное, догоняют друг друга и т. д.

На прогулке им нередко приходится преодолевать препятствия.

Весьма важны для развития движений общеукрепляющие упражнения,

которые дети выполняют на физкультурных занятиях в положениях стоя,

сидя, лежа.

В игровой комнате должно быть достаточно места, чтобы дети могли

свободно бегать, играть в мяч и другие подвижные игры. В их пользовании

должны быть игрушки, способствующие развитию движений: мячи

различных размеров, трехколесные велосипеды, всевозможные тележки,

автомобили. На участке следует иметь специальные пособия —

шестигранник, доски необходимой ширины.

Программа воспитания в детском саду определяет следующие ведущие

линии в развитии детей третьего года жизни:32

активная направленность на выполнение действия без помощи взрослого,

простейшие формы выражения самостоятельности;

дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления и появление

элементарных видов речевых суждений об окружающем;

образование новых форм отношений между детьми, постепенный переход

от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой

деятельности.

На третьем году жизни интенсивно формируется самостоятельность. Если

взрослые не удовлетворяют желание ребенка действовать самостоятельно,

то часто возникают капризы, упрямство или вредная привычка к

бездеятельному состоянию, постоянному ожиданию помощи окружающих.

Самостоятельность малышей проявляется в режимных процессах, где

совершенствуются навыки самообслуживания; в игре, когда ребенок

самостоятельно, без подсказки взрослого воспроизводит один-два эпизода

из жизни. На занятиях дети самостоятельно придумывают и осуществляют

постройку; при выполнении трудовых поручений помогают воспитателю

вынести на участок игрушки, расставить тарелки с хлебом перед обедом,

покормить рыбок, птичку и т. д. Самостоятельность проявляется и во

взаимоотношениях между детьми. Ребенок по своей инициативе выражает

внимание к сверстникам: жалеет, оказывает помощь.

Таким образом, во всех видах деятельности и в разных жизненных ситуациях

проявляется и формируется детская самостоятельность — важное и сложное

качество личности.

Организуя предметную деятельность детей, надо следить за тем, чтобы

каждый вид дидактического пособия использовался ребенком по

назначению; в случае отсутствия у него умения действовать с игрушкой

воспитатель обучает его, пользуясь методом пассивных движений. Во

избежание утомления детей, длительно занимающихся с одной и той же

игрушкой и выполняющих при этом одни и те же заученные действия,

следует переключить их на деятельность с другими игрушками.

Обучение новым действиям, их усложнение, переключение на другие виды

деятельности — основные моменты организации воспитателем предметной

деятельности детей.

На протяжении третьего года жизни происходит дальнейшее обогащение

смыслового содержания речи. Дети хорошо понимают взрослого, когда он

говорит о том, что непосредственно их окружает, связано с их

переживаниями. Обобщенное значение для детей начинают приобретать не

только слова, обозначающие предметы и действия, связанные с

непосредственным чувственным опытом, но и обозначающие качества,

свойства предметов. Так, на вопрос “Кто летает?” ребенок отвечает: “Бабочка

летает, муха летает, самолет летает” (2 года 9 мес.). Или воспитатель говорит:

“У тебя красное платьице, а где еще ты видишь красный цвет?” Ребенок

отвечает: “Красный флажок, бантик у Люды, красные кубики, а еще арбуз

бывает красный”.

Дети начинают устанавливать причинную связь отдельных, часто

повторяющихся явлений, делают сравнения, умозаключения: “На улице

холодно, надо надеть пальто”, “Снег, как сахар” и т. п. О незнакомом

взрослом человеке, который проверяет пульс у ребенка, дети спрашивают:

“Он что, доктор?”

Однако понимание речи окружающих взрослых недостаточно совершенно.

Необходимо продолжать упражнять детей в различении предметов по

внешнему виду, знакомить с отдельными их признаками, словесным

обозначением. Детей уже нужно побуждать к группировке однородных

предметов, которые можно назвать одним словом (мебель, посуда,

игрушки).

Малышей учат понимать разнообразные вопросы: “Кто это?”, “Что это?”, “Во

что одет?”, “Что везет?”, “Почему?..”, “Когда?..”, “Зачем?..”

Ребенок третьего года жизни уже понимает рассказ, не сопровождаемый

демонстрацией предметов, иллюстраций, с интересом слушает знакомую

сказку без показа иллюстраций. Он с удовольствием вспоминает о недавних

событиях из его жизни, поэтому в повседневном общении с малышом нужно

побуждать его рассказывать о празднике, прогулке и пр.

Однако понимание речи окружающих взрослых недостаточно совершенно.

Необходимо продолжать упражнять детей в различении предметов по

внешнему виду, знакомить с отдельными их признаками, словесным

обозначением. Детей уже нужно побуждать к группировке однородных

предметов, которые можно назвать одним словом (мебель, посуда,

игрушки).

Малышей учат понимать разнообразные вопросы: “Кто это?”, “Что это?”, “Во

что одет?”, “Что везет?”, “Почему?..”, “Когда?..”, “Зачем?..”

Наблюдая за окружающим и самостоятельно действуя, получая при этом

правильные словесные пояснения взрослых, ребенок все больше познает

окружающее, ориентируется в нем, осмысливает доступные его пониманию

явления и события. Под влиянием развития речи и в процессе деятельности у

детей происходит дальнейшее совершенствование психических процессов:

восприятия, внимания, памяти, начинают развиваться воображение, которое

больше всего проявляется в игровой деятельности.

В конце второго—начале третьего года жизни перед воспитателями стоит

задача развития индивидуальной игры каждого ребенка, что является

благоприятной предпосылкой совместных игр детей в более старшем

возрасте. На этом этапе важно научить детей действиям с игрушками,

использованию их по назначению, нужно вызывать интерес к разным

игрушкам, показывать их игровые возможности, т. е. учить способам

действий с ними. Наряду с этим следует подводить детей к пониманию того,

что нельзя мешать другим, когда они играют, нельзя отнимать игрушки.

Необходимо формировать устойчивость игровой деятельности, умение

сосредоточиться на своей игре.

С целью развития и обогащения игровой деятельности надо проводить

наблюдения, экскурсии, игры-занятия с куклами, содержание которых

подсказывают действия с игрушками: куклу можно покормить, уложить

спать, полечить. Небольшие инсценировки с куклой знакомят детей с

некоторыми правилами поведения: нужно не отнимать игрушку, а попросить

ее; игрушку после игры следует убрать на место и т. п.

В процессе формирования игры и взаимоотношений детей следует

пользоваться поощрением, привлекать их внимание к удачным действиям

того или иного ребенка (правильно собранной пирамидке, матрешке и др.).

Индивидуальная игра организует поведение ребенка, формирует

сосредоточенную деятельность, умение действовать рядом с другими и не

мешать им. Воспитателю нужно всячески оберегать индивидуальные игры

детей, стараться тем или иным приемом продлить их, не прерывать

ненужными замечаниями.

В индивидуальной игре есть предпосылки для возникновения коллективной

игры: появляется интерес к деятельности других детей, эмоциональная

отзывчивость. Например, Коля подходит к Вове, смотрит, как он нанизывает

кольца на стержень пирамидки и подает ему два колечка.

Чтобы в процессе игры развивать положительные взаимоотношения,

необходимо создавать условия, способствующие объединению детей. Это

может быть общее место действия, например стол, за которым дети сидят и

собирают матрешек; одинаковые действия: все дети-малыши — воробышки

в игре “Воробышки и автомобиль” или все они птички, зайчики и т. д. Эти

игры сближают детей радостью совместных действий, вызывают желание

действовать так, как действуют другие, способствуют согласованности

действий. Можно организовать игры, которые объединяют детей общим

предметом и общим действием с ним. Это игры типа “Прокати шарик

(мячик)”. Игра с общей игрушкой побуждает детей вступать в общение друг с

другом, они учатся действовать поочередно, ждать, пока действует партнер.

Еще больше возможностей для возникновения взаимоотношений между

детьми предоставляет сюжетно-ролевая игра, например игра в парикмахера,

доктора невозможна без партнера. Дети договариваются: “Давай, я тебя

подстригу”, “Сначала ты меня, потом я тебя...”

Сюжетно-ролевая игра возникает не сразу. В конце второго года жизни

ребенок начинает последовательно воспроизводить несколько

взаимосвязанных действий: кормит куклу, укладывает ее спать, гуляет с ней.

На третьем году он уже кормит не так, как раньше, просто прикладывая ко

рту куклы тарелку,— а что-то наливает в чашку, тарелку, использует ложку,

моет посуду. Но действия ребенка еще не всегда правильно отражают их

реальную последовательность. Он может одновременно лечить, кормить,

катать куклу на машине. В игре дети воспроизводят действия воспитателей,

врача, парикмахера, шофера, родителей. Под влиянием воспитателя они

начинают воспроизводить не просто действия взрослого, но и их

взаимоотношения. Поэтому очень важен положительный пример

взаимоотношений старших.

Пример взрослых, успехи в общем развитии, и особенно в развитии речи,

умение согласовывать свои действия и движения с другими детьми

способствуют тому, что во второй половине третьего года жизни у детей

наряду с играми рядом возникают совместные игры и положительные

взаимоотношения вне игры.

Задача воспитания и обучения детей раннего возраста не сводится только к

приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у ребенка

внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру,

сформировать умения делать открытия и удивляться им. С самого рождения

детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер,

звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни,

ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы

входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это

обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное

ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Целью работы коллектива ДОУ является обеспечение условий для развития у

детей естественнонаучных представлений, например о физических свойствах

окружающего мира, в соответствии с возрастными возможностями детей,

используя приемы детского экспериментирования.

Экспериментирование затрагивает все сферы детской деятельности:

прогулку, прием пищи, занятия, игры, решая важнейшие проблемы наших

детей, будь-то первые попытки донести до рта свою руку или разобрать

новую машину, только что подаренную на день рождения. Только

собственный опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания о

жизни. А педагогам необходимо создать условия для экспериментальной

деятельности, поддерживать интерес ребенка к исследованиям и открытиям.

Заключение

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни

человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности,

определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются

такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру,

уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие

возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти

качества и способности не возникают автоматически, как результат

физиологического созревания. Их становление требует адекватных

воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и

совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми

сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность,

нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или

напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в

раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и

школ «Особенности работы с детьми раннего дошкольного возраста»