Напоминание

"Народная сказка как средство формирования дружеских взаимоотношений у старших дошкольников."

Автор: Скороходова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №77 "Бусинка"
Населённый пункт: г.Сургут ХМАО
Наименование материала: статья
Тема: "Народная сказка как средство формирования дружеских взаимоотношений у старших дошкольников."







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Народная

сказка

как

средство

формирования

дружеских

взаимоотношений у старших дошкольников.

Одной

из

задач

в

формировании

личности

дошкольника

является

обогащение

его

нравственными

представлениями

и

понятиями.

Степень

овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его

жизненным опытом. В этом плане велика роль занятий по художественной

литературе. Часто мы говорим: «Книга - это открытие мира». Действительно,

читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей,

со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово

воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.

Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то

хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с

нормами

поведения.

Формированию

нравственных

представлений

и

нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных

качествах человека.

У

детей

пяти

-

шестилетнего

возраста

имеются

представления

об

основных категориях нравственности -- о добре и зле, о хорошем и плохом.

Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому педагогу нужно

знать

их

содержание,

чтобы

направлять

нравственное

развитие

детей.

Недооценивая

возможности

детей,

воспитатели

недостаточно

используют

примеры из детской литературы, которые позволяют раскрыть дошкольникам

сложность

взаимоотношений

между

людьми,

многообразие

человеческих

характеров, особенности тех или иных переживаний. Ссылки на ранний

возраст, на то, что психологически насыщенные рассказы не будут поняты

дошкольниками,

что

им

доступны

лишь

произведения

с

простыми

ситуациями,

не

подтверждаются

современными

психологическими

и

педагогическими исследованиями.

Процесс

формирования

дружеских

отношений

осуществляется

с

помощью определенных средств и методов.

Средства воспитания

дошкольников

можно

объединить

в

несколько

групп.

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино,

диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных

средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного

воспитания,

так

как

способствует

эмоциональной

окраске

познаваемых

моральных

явлений.

Многочисленные

исследования,

среди

которых

исследования Н. С. Карпинской, Л.Н. Стрелковой и А.М. Виноградовой и др.,

показывают,

что

дети

живо,

эмоционально

и

доверчиво

воспринимают

читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам.

На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они

изображают

мир

реалистично

и

понятно

дошкольнику.

Художественные

средства

наиболее

эффективны

при

формировании

у

детей

моральных

представлений и воспитании чувств.

Народная сказка - древнейший жанр устного народного творчества,

классический образец фольклора.

Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в

торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и

вымысла скрываются реальные человеческие отношения, что отметил А.М.

Горький: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по

воздуху, - об этом говорят нам легенды о Фаэтоне, Дедале и сыне его - Икаре,

а также сказка о «ковре-самолете».

Фантастические

идеалы

придают

сказкам

художе ственную

убедительность и усиливают их эмоциональное воздействие на слушателей.

В сказках каждого народа общечеловеческие темы и идеи получают

своеобразное воплощение.

В

русских

народных

сказках

раскрыты

определенные

социальные

отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные

понятия, русский взгляд на вещи, русский ум, передана специфика русского

языка - все то, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой.

Идейная направленность русских классических сказок проявляется в

отражении борьбы народа за лучшее будущее. Передавая из поколения в

поколение мечту о свободной жизни и свободном творческом труде, сказка

жила ею. Вот почему она и воспринималась до недавнего времени как живое

искусство народа. Сохраняя элементы прошлого, сказка не потеряла связи с

социальной действительностью.

Сказка

-

понятие

обобщающее.

Наличие

определенных

жанровых

признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение

к сказкам.

Принадлежность к эпическому роду выдвигает такой ее признак, как

повествовательность сюжета.

Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной

идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью;

Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность

не свойственны сказочному сюжету.

Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что

связывает сказку «с потребностями коллектива». В русских сказках, которые

бытуют сейчас, доминирует эстетическая функция. Она обусловлена особым

характером сказочного вымысла.

При определении характера «сказочный вымысел» принципиальный

характер

приобретает

вопрос

о

специфике

отражения

сказкой

действительности.

Сказка восходит к действительности породившей ее эпохи, отражает

события той эпохи, в которой она бытует, но это не прямой перенос в

сказочный сюжет реальных фактов.

В

с к а з оч н ом

о б р а з е

д е й с т в и т е л ь н о с т и

п е р е п л е т а ю т с я

взаимоисключающие

понятия,

соответствия

и

н е с о от ве т с т в и я

действительности, что и составляет особую сказочную реальность.

Воспитательная функция сказки - один из ее жанровых признаков.

Сказочный дидактизм пронизывает всю сказочную структуру, достигая

особого

эффекта

резким

противопоставлением

положительного

и

отрицательного.

Всегда

торжествует

нравственная

и

социальная

правда

-

вот

дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует.

Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими

попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками

народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с

педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и

других народов.

Сказки,

являясь

художественно-литературными

произведениями,

одновременно

были

для

детей

и

областью

теоретических

обобщений

по

многим отраслям знаний. Они - сокровищница народной педагогики, более

того, многие сказки суть сочинения педагогические, т. в них содержатся

педагогические идеи.

Передовые

русские

педагоги

всегда

были

высокого

мнения

о

воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на

необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так,

В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер.

Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь,

действительные

социальные

отношения.

В.Г.

Белинский,

глубоко

понимавший

природу

ребенка,

считал,

что

у

детей

сильно

развито

стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а

конкретные

образы,

краски,

звуки.

Н.А.

Добролюбов

считал

сказки

произведениями,

в

которых

народ

выявляет

свое

отношение

к

жизни,

к

современности. Н.А. Добролюбов стремился понять по сказкам и преданиям

взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным

могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти

предания».

Великий

русский

педагог

К.Д.

Ушинский

был

о

сказках

настолько

высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину

успеха

сказок

у

детей

Ушинский

видел

в

том,

что

простота

и

непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам

детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное

поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней

мере, наполовину сам верит в эти грезы». Попутно следует отметить весьма

показательный факт. Мысли К.Д. Ушинского о сказках по своему характеру

очень близки к высказыванию о них К. Маркса. Во введении «К критике

политической экономии» К. Маркс писал, что причина популярности сказок

среди

детей

состоит

в

соответствии

между

наивностью

ребенка

и

безыскусственной

правдой

народной

поэзии,

в

которой

нашло

свое

отражение детство человеческого общества.

По мнению К.Д. Ушинского, природные русские педагоги - бабушка,

мать, дед, не слезающий с печи, понимали инстинктивно и знали по опыту,

какую

огромную

воспитательную

и

образовательную

силу

таит

в

себе

народная

сказка.

Как

известно,

педагогическим

идеалом

К.Д,

Ушинского

являлось гармоничное сочетание умственного и нравственно-эстетического

развития. По твердому убеждению великого русского педагога, эта задача

может быть успешно выполнена при том условии, если в воспитании будет

широко использован материал народных сказок. Благодаря сказкам, в душе

дитяти

с

логической

мыслью

срастается

прекрасный

поэтический

образ,

развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства. К.Д. Ушинский

детально

разработал

вопрос

о

педагогическом

значении

сказок

и

их

психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил народную

сказку

выше

рассказов,

опубликованных

в

образовательной

литературе

специально для детей, ибо последние, как считал великий педагог, все-таки

подделка: детская гримаса на старческом лице.

Как явление фольклора, сказка сохраняет все фольклорные признаки:

коллективность, устность бытования и коллективного характера сказочного

творчества, является варьированием сказочного текста. Каждый рассказчик

сообщает, как правило, новый вариант сюжета.

В

вариантах

совпадает

идея,

общая

схема

сюжета,

повторяющиеся

общие мотивы, но в частностях они не совмещаются.

Идейно-художественная ценность варианта зависит от многих причин:

от

знания

сказочных

традиций,

от

личного

опыта

и

особенностей

психологического склада рассказчика, от степени его одаренности.

Жизнь сказки - непрерывный творческий процесс. В каждую новую

эпоху

происходит

частичное

или

полное

обновление

сказочного

сюжета.

Когда

оно

касается

перестановки

идейных

акцентов,

возникает

новая

сказочная версия. Эта особенность сказки требует внимательного изучения

каждого сказочного текста.

В

сказке

есть

величины

постоянные,

сложившиеся

в

результате

ее

традиционности,

и

переменные

-

возникшие

в

результате

бесконечных

пересказов.

Если

судить

по

записям

русских

сказок

XVIII

-

XX

вв.,

постоянными

величинами

являются

идейная

направленность

сказки,

ее

композиция,

функция

действующих

лиц,

общие

места,

переменными

-

величины, связанные с индивидуальностью исполнителя. Один и тот же

сюжет, услышанный от разных рассказчиков, будет восприниматься как новая

сказка.

Важнейший

признак

сказки

-

особая

форма

ее

построения,

особая

поэтика.

Повествовательность

и

сюжетность,

установка

на

вымысел

и

назидательность, особая форма повествования - эти признаки встречаются в

различных жанрах эпического цикла.

Сказка как художественное целое существует только как совокупность

эти признаков.

Сказки

в

целом

были

одной

из

важнейших

областей

народного

поэтического искусства, имевшей не только идейное и художественное, но и

огромное педагогическое и воспитательное значение.

Они

формировали

устойчивые

народные

представления

о

нравственных

началах

жизни,

были

наглядной

школой

изумительного

искусства

слова.

А

сказочная

фантастика

развивала

мыслительные

способности народа, возвышая его над миром природ со времен глубокой

древности.

Как

специфический

вид

искусства,

она

занимает

особое

место

в

нравственном воспитании детей дошкольного возраста и требует применения

особых

методических

приемов,

усиливающих

ее

воспитательное

воздействие.

Моральные

ценности

в

волшебных

сказках

представлены

более

конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило,

наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой,

подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными

качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей",

"Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании

всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно

возвращаясь к тексту сказки.

Например,

сказка

"Репка"

учит

младших

дошкольников

быть

дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес

одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не

отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок",

"Зимовье зверей" учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит

в

сказках

"Гуси-лебеди",

"Сестрица

Алёнушка

и

братец

Иванушка",

"Снегурочка", "Терешечка". Страх и трусость высмеиваются в сказке "У

страха

глаза

велики",

хитрость

-

в

сказках

"Лиса

и

журавль",

"Лиса

и

тетерев", "Лисичка-сестричка и серый волк" и т.д. Трудолюбие в народных

сказках

всегда

вознаграждается

("Хаврошечка",

"Мороз

Иванович",

"Царевна-лягушка"), мудрость восхваляется ("Мужик и медведь", "Как мужик

гусей

делил",

"Лиса

и

козел"),

забота

о

близком

поощряется

("Бобовое

зернышко").

Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному

герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец.

"Старец

всегда

появляется

в

тот

момент,

когда

герой

находится

в

безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только

глубокое размышление или удачная мысль. Но так как из-за внутренних и

внешних причин герой не может справиться с этим сам, знания приходят в

форме персонифицированной мысли, например в форме проницательного и

способного

помочь

старца.

Он

помогает

герою

пройти

через

трудную

ситуацию,

в

которую

тот

попал

по

своей

вине,

или,

по

крайней

мере,

помогает

ему

добыть

такие

сведения,

которые

пригодятся

герою

в

его

странствиях. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами.

Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами,

необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии... Часто в сказке

старец задает вопросы типа "Кто? Почему? Откуда? Куда?" для того, чтобы

вызвать саморефлексию и мобилизовать моральные силы, а еще чаще он дает

неожиданное и невероятное средство для достижения успеха, являющееся...

одной из особенностей целостной личности".

Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои

моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как

добрая

воля

и

готовность

помочь.

Он

также

испытывает

нравственные

качества других ("Мороз Иванович").

Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы,

например

животных.

сказках

мы

снова

и

снова

сталкиваемся

с

животными-помощниками.

Они

действуют

как

люди,

разговаривают

человеческим

языком

и

обнаруживают

проницательность

и

знание,

недоступные человеку" ("Иван-царевич и серый волк").

Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся

цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет -

нарушение - кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются

во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование).

Это страшные сказки, или "страшилки". Они включаются в фольклорный

репертуар

детей

5

-

6

лет

(не

раньше!).

Взрослые

иногда

отрицательно

относятся к "страшилкам", но они также традиционны, как и волшебные

сказки

или

сказки

о

животных

(вспомним

крестьянские

былички

об

утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать и

дети, и взрослые в XIX веке). В страшных сказках силы зла беспрепятственно

проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е.

когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на

другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи; внучка живет с

дедушкой

и

бабушкой,

отец

-

с

тремя

сыновьями,

девочка

-

с

отцом

и

мачехой.

Поэтому

с

ними

и

случаются

всякие

неприятности.

Чувство

защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.

В страшилках нет добрых помощников, и пощады не бывает, если дети

не

одумаются,

т.

е.

ответственность

за

нарушение

запрета

или

за

невыполнение поручения ложится на самого ребенка.

Детям

дошкольного

возраста

доступно

восприятие

морали

сказки,

оценка нравственных качеств и поступков литературных персонажей, у них

наблюдается стремление подражать любимым героям.

И

так,

рассмотрев

сказку

как

средство

формирования

дружеских

отношений, мы, опираясь на мнения перечисленных выше психологов и

педагогов, определили, что успешность процесса формирования дружеских

отношений зависит от множества факторов. Сказка несет в себе огромный

воспитательный

потенциал

и

является

эффективным

средством

нравственного

воспитания

в

общем,

и

дружеских

взаимоотношений

в

частности.

Список литературы

1. Богуславская

Н.Е.,

Купина

Н.А.

Веселый

этикет

(развитие

коммутативных способностей ребенка).[Текст] - Екатеринбург, 1996. - 86 с.

2. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте.

[Текст] - М.: Просвещение, 1968. - 420

3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников:[Текст]

Кн. Для воспитателя дет. Сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Жатова и др.; Под

ред. А. Владимировой. - 2-е изд., испр и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.

4. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. ступени общения: от года до семи

лет.[Текст] - М.: Просвещение, 1992. -

5.

Горбушина

Л.А.,

Николаичева

А.П.

Выразительное

чтение

и

рассказывание детям дошкольного возраста.[Текст] М.: Просвещение. 1985. -

175с.

6. Гурович Л.М., Береговая Л.Б. - СПБ.: Детство - Пресс,[Текст] 2000. -

127 с.

7. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Репиной

Т.А.[Текст] - М.: Педагогика, 1987. - 102 с.

8. Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы - занятия об этике

поведения

с

детьми

дошкольного

возраста.

/

Пособие

для

педагогов,

воспитателей и родителей.[Текст] - М.: Мозаика - Синтез, 2000. - 82 с..

9. Карпинская Н.С. художественное слово в воспитании детей. Ранний

и дошкольный возраст.[Текст] М.: Педагогика, 1972. - 247 с.

10. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире //

Дошкольное воспитание.[Текст] - 2001.- № 9.- С. 98-101.

11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.[Текст] М.:

Просвещение, 1998. - 432 с.

12. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе

с детьми старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание 2001.

[Текст] - № 9.- С. 23-32.

13.

Леонтьев

А.Н.

Деятельность,

сознание,

личность.[Текст]

-

М.:

Просвещение,1975. - 426 с.

14.

Люблинская

А.А.

О

моральных

представлениях

и

моральных

привычках // Дошкольное воспитание.[Текст] - 1996. - №5 - С. 24

15. Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В.Г Нечаевой и

Т.А. Марковой.[Текст] М.: Просвещение, 1975. - 254.

16. Петрова В.И., Стульник Г.Д. Нравственное воспитание в детском

саду.

Программа

и

методические

рекомендации.[Текст]

-

М.:

Мозаика

-

Синтез. 2006. - 72 с.

17. Психолого - педагогические проблемы нравственного воспитания

детей

дошкольного

возраста[Текст]

/

Под

ред.

Т.С.

Комаровой.

-

М.:

Педагогика, 1984. - 280 с.

18. Усова А.П. Обучение в детском саду.[Текст] М.: Просвещения, 1970.

- 215 с.

19. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и

семье / Под ред. В.К. Котырло. - М.: Педагогика, 1987. - 320 с.

20.

Формирование

коллективных

взаимоотношений

детей

старшего

дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1968. - 198 с.

21. Холмогорова В. Как сформировать гуманные отношения в группе

детского сада: психологическая методика «Школа добрых волшебников» /

Виктория Холмогорова. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.: ил.

22.

Чельницкая

С.

Осеннее

путешествие

по

родной

стране

//

Дошкольное воспитание.- 1993. - № 10 - С.12-16.

23. Шарыгина Т. А. Вежливые сказки: этикет для малышей. - М., 2001.

Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Кошелевой А.Д. - М.:

Просвещение, 1985. - 102с.

24. Шмаков С.А. Игра и дети. - М.: Знание, 1968. - 340 с.

25.

Шпикалова

Т.

Познать

радость

творчества.

//

Дошкольное

образование.- 1996. - № 10 - С. 6-10.