Напоминание

"Ни шагу назад!" к 75-летию Сталинградской битвы

Автор: Левакова Светлана Павловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №6
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Сценарий литературно-музыкальной композиции
Тема: "Ни шагу назад!" к 75-летию Сталинградской битвы







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Литературно-музыкальная композиция

«Ни шагу назад», посвящённая

75-летию Сталинградской битвы

Место проведения: актовый зал

Участники: учащиеся ДШИ №6 (количество и распределение чтецов, наполнение

литературно-музыкальной композиции соответствующими музыкальными номерами

организаторы вправе определять сами)

Знак соответствующий № слайда в презентации

1), 2) и т.д. – фотографии, размещённые на одном слайде

Ученик

Когда подходят памятные даты,

Мы почему-то чувствуем вину.

Все меньше вспоминают о Победе

Все больше забывают про войну.

«Песни наших отцов» муз. Я.Дубравина, сл. В.Суслова

Ученик

Но боль еще исчезнуть не готова,

Те годы — миллионы личных драм!

А потому давайте вспомним снова

Всех тех, кто подарил Победу нам!

Слайд 2 (1-7, 8 – ордена)

«Ветеранам» муз. Г.Шайдуловой, сл. В Степанова (1 куплет),

хор 3-4 классов

Ученик: Все давно привыкли, что когда говорят о Великой Отечественной войне, то

представляют себе

пожилых людей с орденскими планками.

Ученик: Но ведь они были тогда всего на 6-7 лет старше нас…

Слайд 3 1) 2)

Ученик: Был июнь. Десятиклассники только что сдали выпускные

3)

экзамены, и по всей стране кружились в вальсе красивые парни и девушки.

(Звучит вальс 41 года в записи)

4)

Ученик:Они мечтали о том, как будут жить дальше, куда пойдут учиться…

Ученик:

5)

Какими вы юными были,

Красивыми были,

6)

Часы еще те не пробили…

Но рядом стояла беда!

4 слайд 1)

Ученик: Это случилось 22 июня 1941 года на рассвете, в воскресный день, когда

люди еще спали.

5 слайд (1-6), 6 слайд (1-4)

«Вставай страна огромная!» (1 куплет, в записи)

Слайды с 7-11 (до Норвегии)

Ученик: Фашисты громили всю Европу, покорив ее. У них были тысячи пушек,

самолетов и танков.

Слайд 12 1) 2) 3) 4)

Ученик: Они расстреливали, вешали, сжигали, убивали стариков и женщин, детей и

раненых. Враги считали, что так же легок будет их путь и по нашей земле.

Слайд 13 (1-7), распределить на 4 куплета

«Баллада о солдате» муз. В.Соловьёва-Седого, сл. М.Матусовского

Слайд 14 1) 2)

Ученик: Первые вражеские самолёты появились в Сталинграде около

3) 4)

четырёх часов дня. Встретившись над городом, самолёты, пришедшие с востока и с

5)

запада, с севера и с юга, пошли на снижение.

Ученик 6)

Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну.

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту черную войну!

Только хочет он или не хочет,

А свое получит от войны:

Скоро даже дни, не только ночи,

Станут, станут для него черны

Ученик (в роли немецкого солдата)

Слайд 15 1)

(Звучит военный немецкий марш в записи)

2)

«Дорогая Клара. Утром я был потрясен прекрасным зрелищем: впервые сквозь

огонь и дым увидел я Волгу, спокойно и величаво текущую в своем русле. Итак, мы

достигли желанной цели — Волга! Но Сталинград еще в руках русских, и впереди

жестокие бои… Почему русские уперлись на этом берегу? Это безумие…»

Слайд 16 1) 2)

Ученик: Гитлер истерично требовал любой ценой взять волжскую

3)

цитадель. Командир батальона Вельц писал, что вспоминает это как страшный сон:

«Утром пять немецких батальонов уходят в атаку и почти никто не возвращается. На

следующее утро все повторяется снова…»

Слайд 17 1) 2) 3)

Ученик: Подступы к Сталинграду действительно усеивали трупы солдат и

4)

остатки сгоревших танков. Не зря немцы прозвали путь к городу «Дорогой смерти».

5) 6)

Ученик: В Сталинграде нет крепостей, нет скал и пещер, он вытянулся узкой

полосой на голой, открытой со всех сторон земле, и за спиной у него Волга.

7)

Ученик: И все же растерзанный бомбами, город вышел на бой, и десятки

гитлеровских дивизий уперлись в него, как в скалу, скребут танками, долбят

8)

самолетами, подтачивают минами, тысячами солдатских трупов падают к его ногам,

но город стоит, город сражается.

Ученик 9)

Открытые степному ветру,

Дома разбитые стоят.

На шестьдесят два километра

В длину раскинут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой,

Встал фронтом поперек России —

И всю ее прикрыл собой!

Слайд 18 (Листовка)

Ученик: Немцы сбрасывают над городом листовки: «Сдавайтесь!» Листки немецкой

бумаги превращаются в пепел еще на высоте в тысячу метров — город сжигает их

своим гордым огнем.

Слайд 19 1)

Ученик (в роли немецкого солдата)

(Звучит военный немецкий марш в записи)

«В самом деле, какого чёрта эти русские всё ещё цепляются за какие-то клочки своей

земли? Всё равно Сталинград — это немецкий город и немцы никогда отсюда

2)

не уйдут. Пора понять, что немцы приходят и никогда не уходят… Так сказал

фюрер».

Слайд 20 1)

Ученик: Враги поняли, что город живьём не взять. Тогда они решили убить

2)

его, доконать медленной пыткой.

Ученик: Они поднимали в воздух тысячи тонн бомб и бросали их на

3)

улицы и площади, на бульвары и парки, на школы, больницы, жилые дома.

Ученик: Немцы опять перешли в наступление… Но город восстал из пепла -

чёрный, обугленный, он жил, он сражался.

Слайд 21

Ученик (в роли немецкого солдата)

(Звучит военный немецкий марш в записи)

«Дорогая Клара! Сегодня получил твое письмо. Ты надеешься, что до Рождества мы

вернемся в Германию, и все уверены, что Сталинград в наших руках. Какое великое

заблуждение!

Этот

город

превратил

нас

в

толпу

бесчувственных

мертвецов…

Сталинград — это ад! Каждый божий день мы атакуем. Но даже если утром мы

продвигаемся на двадцать метров, вечером нас отбрасывают назад… Физически и

духовно один русский солдат сильнее целого нашего отделения…»

«Русские

снайперы

и

бронебойщики

подстерегают

нас

днём

и

ночью.

И

не

промахиваются… Пятьдесят восемь дней мы штурмовали один-единственный дом!

Напрасно штурмовали… Никто из нас не вернётся в Германию, если только не

произойдёт чуда. А в чудеса я не верю… Время перешло на сторону русских…

Передай Николаусу, чтобы он не стремился в солдаты. Лучше днём и ночью работать

и всю жизнь сидеть на сухом хлебе, чем это…в России».

Слайд 22 1)

Ученик: И, наконец, наши войска сломили сопротивление противника и

2)

вынудили его сложить оружие.

3)

Ученик: 2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом

4)

закончилось полной победой наших войск.

Слайд 23 (1-3)

Ансамбль баянистов (попурри на темы военных песен)

Слайд 24 1)

Ученик: На Мамаевом кургане тишина, за Мамаевым курганом тишина.

2)

Ученик: В том кургане похоронена война. В мирный берег тихо плещется волна.

3)

Ученик: Перед этою священной тишиной встала женщина с поникшей головой.

Ученик: Что-то шепчет про себя седая мать. Все надеется сыночка увидать.

4)

Ученик: Заросли степной травой глухие рвы. Кто погиб, тот не поднимет головы.

Ученик: Не придет, не скажет: «Мама! Я живой! Не печалься, дорогая, я с тобой!»

Ученик 5)

Сыночек мой, кровиночка,

Украден ты войной,

Листочек мой, травиночка,

Как пусто мне одной.

Прокаркала вороною

Беда, как в страшном сне,

Бумагой похоронною

Она пришла ко мне.

Сыночек мой, кровиночка,

Прошло так много лет,

Листочек мой, кровиночка

Тебя все нет и нет…

«Матерям погибших героев» муз.Г.Струве, сл. Л.Кондрашенко хор 3-7 кл.

Слайд 25 1)

Ученик: За время Сталинградской битвы Вермахт потерял четвертую часть своих

сил,

сосредоточенных

на

Восточном

фронте

-

это

полтора

миллиона

солдат

и

офицеров. 2)

Ученик: Взятие Сталинграда могло иметь для нашей страны катастрофические

последствия. Оборонительные бои продолжались 58 дней и ночей.

3) 4)

28 июля Сталин издал приказ № 227, известный больше как «Ни шагу назад!».

Слайд 26 1) 2)

Ученик:

После

битвы

на

Волге

началось

массовое

изгнание

оккупантов

из

Советской страны.

Слайд 27 (1-6), распределить на 2 куплета

«Военные марши» муз.Я.Дубравина хор 1-2 классов

Слайд 28

Ученик: Поклон земле, суровой и прекрасной, что вечно будет людям дорога!

Здесь виден новый город — светлый, ясный, степная ширь и Волги берега.

Ученик : Став на земле суровой и прекрасной, копнешь песок, а он не желтый весь,

Не золотистый он, а темно-красный, как кровь героев, пролитая здесь.

Слайд 29

Ученик:

Молчанием почтите память павших,

Заботой окружите жизнь живых.

И хоть частицу долга ветеранам

Спешите благодарно возвратить!

«Ветеранам» муз.Г.Шайдуловой, ст.В.Степанова (2 куплет, старший хор)