"Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни"
Автор: Хвичава Евгения Валерьевна Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Центр – детский сад № 110"
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: консультация
Тема: "Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни"
приобщении детей к здоровому образу жизни».
Главная задача педагогов детского сада и родителей в работе по приобщению
детей к здоровому образу жизни – формировать разумное отношение к
своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства,
владеть необходимыми санитарно - гигиеническими навыками. Родители
должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования
здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми
здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду.
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от
условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры
населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально –
экономической и экологической ситуации в стране. Поэтому в центре работы
по воспитанию здорового ребенка и приобщения его к здоровому образу
жизни должны быть семья и детский сад – основные социальные структуры,
определяющие уровень здоровья ребенка.
В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский
сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает
непрерывность воспитания и обучение детей. Однако дошкольник не
эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип
параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных
институтов. Важнейшим условием преемственности является установление
доверительного делового контакта между семьей и детским садом,
корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Ни одна физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать
полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей, если в
дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети-
родители- педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет
возможностей, интересов прав и обязанностей каждого участника.
Таким образом, совместная работа образовательного учреждения и семьи по
воспитанию здорового ребенка и приобщению его к здорового образу жизни
строится на следующих основных положениях, определяющих ее
содержание, организацию и методику.
1.
Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи
воспитания здорового ребенка и приобщение его к здоровому образу
жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда
семья знакома с основным содержанием, методами и приемами
физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги
используют лучший опыт семейного воспитания.
2.
Систематичность и последовательность работы (в соответствии с
ежегодным планом) в течение всего пребывания ребенка в
образовательном учреждении.
3.
Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе
учета их интересов и способностей.
4.
Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление
авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.
В соответствии с этими положениями система работы с семьей включает:
- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья
ребенка и его психомоторного развития;
- участие в составлении программ оздоровления детей;
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной
работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и
социальное развитие ребенка;
- целенаправленную санитарно- просветительскую работу,
пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость
рационального режима и полноценного сбалансированного питания,
закаливания и т.д.;
- обучение конкретным приема и методам оздоровления (ЛФК,
закаливанию, дыхательной гимнастике и т. д.);
- ознакомление с лечебно- профилактическими мероприятиями,
проводимые в детском саду.
На начальном этапе работы родителям нужно показать физкультурный
зал, спортивную площадку и другие помещения, в которых проводятся
здоровьесберегающие занятия, познакомить с режимом дня в детском
саду, дать возможные варианты режима дня дома, в выходные дни.
В этих целях используются следующие формы сотрудничества детского
сада и семьи:
- работа «Семейного клуба»;
- родительские собрания;
- групповые и индивидуальные консультации;
- открытые просмотры;
- наглядная информация;
- анкетирование;
- совместное проведение праздников и досугов;
- дни здоровья, спортивные и здоровьесберегающие акции;
- дни открытых дверей;
- объединенный совет педагогов и родителей.
Работа планируется на учебный год с конкретизацией мероприятий на
каждый месяц.
Одной из самых эффективных форм работы с родителями, являются
занятия в семейных клубах. Эта работа может планироваться по – разному.
Анкетирование часто используется в работе с родителями. Темы анкет
могут быть разнообразными и зависят от задач, которые в данный момент
решаются при работе по физическому воспитанию.
Одной из интереснейших и ярких форм совместной работы считаются
спортивные праздники: «Мама, папа и я – спортивная семья», «Вместе со
спортом». Это очень веселое, эмоциональное действо, в котором активное
участие принимают дети, родители и весь коллектив детского сада.
Используя все перечисленные формы сотрудничества, можно не только
приобщать детей к здоровому образу жизни, развивать физические
качества и навыки, но и способствовать самореализации каждого и
взаимообогащению всех.