Автор: Ильина Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ № 16
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Стратегия грамотного письма через постановку зрительного, аудиального и кинестетического контроля
Стратегия грамотного письма через постановку зрительного, аудиального и
кинестетического контроля
Говоря
о
грамотном
письме
необходимо
остановиться
на
индивидуальных
возможностях
ребёнка
с
точки
зрения
способа
восприятия,
хранения
и
переработки
информации – то есть с точки зрения ведущей модальности. Учителю в первом классе
важно знать - какой канал восприятия у ребёнка ведущий, как устроена память, то есть в
каком виде информация сохраняется, как ребёнок проверяет правильность выполнения
работы. Способность к обучению находится в прямой связи с развитием всех трёх каналов
восприятия: слухового (аудиального), зрительного (визуального) и кинестетического.
Типология ошибок с учётом ведущих модальностей: у визуала ошибки не режут
глаз,
возможен
пропуск
букв
по
невнимательности;
ошибки
аудиала
связаны
с
рассогласованием устной и письменной речи; кинестетик может допустить небрежность
написания, недописанные элементы, замену и пропуск букв.
В
работе
над
грамотным
письмом
учитель
может
использовать
множество
упражнений, не всегда эффективных. Если учитывать ведущую модальность, можно и
нужно
придерживаться
определённой
стратегии,
а
не
разрозненных
упражнений.
Стратегия
–
это
определённая
последовательность
внутренних
операций.
Стратегия
грамотного письма состоит из трёх последовательных шагов:
1.
Переход внешней слуховой информации во внутреннюю слуховую информацию.
На этом этапе при записи текста под диктовку дети проговаривают вслух слова,
многие ждут повтора учителя.
2.
Переход внутренней слуховой информации в зрительную информацию. Ребёнку
необходимо вспомнить зрительный образ для успешной записи слов. Визуально
ориентированный ребёнок на данном этапе чувствует себя увереннее остальных.
3.
Переход
от
зрительной
информации
к
полному
контролю.
При
проверке
написанного аудиалы проговаривают текст, визуалы следят ручкой, передвигая её
от
буквы
к
букве,
кинестетики
ориентируются
на
чувства
и
свои
внутренние
ощущения.
Предлагаю вашему вниманию упражнения для постановки зрительного, аудиального и
кинестетического контроля:
1.
Упражнения, помогающие детям делать первый шаг в стратегии грамотного
письма:
«Заколдованные слова» или слуховые анаграммы
«Я буду читать по одному слову, а вы записывайте каждое расколдованное слово. Если
слово не поддаётся, то запишите его в том виде, в каком вы его слышите. Слова лучше
писать
в
столбик».(Можно
использовать
слуховые
анаграммы
двух
видов
–
слова,
в
которых слоги переставлены, но само слово улавливается, если внимательно слушать –
МОСАЛЁТ,
ТОЛОПОК,
ЗАГЕТА,
ЛОДИХОЛЬНИК
и
двусложные
слова,
при
непрерывном произнесении которых можно услышать верный вариант – НЬКО, ПАЛАМ,
БАТРУ, КАВИЛ)
Упражнение помогает детям грамотно писать словарные слова, которые надо запомнить и
к которым сложно подобрать проверочное слово.
«Считаем буквы у доски»
«Запишите 2 и 4 буквы в слове КОШКА
3 и 5 буквы в слове НОВОСТИ
1, 3, 5 буквы в слове ОКОЛО»
Упражнение помогает развивать ведущие модальности детей, способствует формированию
навыка перевода зрительной информации в слуховую, слуховой в зрительную.
2.
Упражнения, помогающие детям делать второй шаг в стратегии грамотного
письма:
Словарные слова со зрительным образом
«Я
покажу
вам
10
карточек
со
словами.
В
каждом
слове
есть
выделенные
буквы.
Хорошенько их запомните. Когда просмотрите все 10 карточек, запишите слова, которые
вы
запомнили.»
(Карточки
могут
быть
двух
видов:
буквы
выделены
цветом
или
с
помощью рисунка)
Это упражнение не только развивает зрительную память детей, но и позволяет им при
внутреннем проговаривании определённого слова включать зрительный контроль, то есть
вспоминать, как оно пишется.
«Заколдованные слова» (визуальные анаграммы)
ААЛТРЕК, ТИВОНКР, ААМГУБ, ШААДАКНР, УЛААК, КМААБШ
«Вам необходимо расколдовать слова у доски» (Упражнение можно проводить в двух
вариантах – когда слова записаны на доске мелом и когда слова выложены на доске с
помощью магнитной азбуки. Тогда ребёнок может действовать по своему усмотрению –
мысленно передвигать буквы или двигать буквы магнитной азбуки)
3.
Упражнение, помогающее детям делать третий шаг в стратегии грамотного
письма:
Письмо с закрытыми глазами
«Закройте глаза и напишите фразу НЕУЖЕЛИ Я ПИШИ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ?
Откройте глаза и посмотрите на фразу. Чем она отличается от тех, которые вы писали
обычно. Вспомните свои ощущения.»
Упражнение даёт возможность испытать ощущение внутреннего контроля, координирует
аудиальные и кинестетические усилия, развивает интуицию и навыки визуализации.
Регулярная работа по данной
стратегии помогает детям научиться грамотно писать;
координировать усилия ушей, глаз, рук, внутреннего «чутья», интуиции; развивать свои
ведущие модальности и запускать механизмы развития слабовыраженных модальностей.