Напоминание

Стратегия грамотного письма через постановку зрительного, аудиального и кинестетического контроля

Автор: Ильина Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ № 16
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Стратегия грамотного письма через постановку зрительного, аудиального и кинестетического контроля







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Стратегия грамотного письма через постановку зрительного, аудиального и

кинестетического контроля

Говоря

о

грамотном

письме

необходимо

остановиться

на

индивидуальных

возможностях

ребёнка

с

точки

зрения

способа

восприятия,

хранения

и

переработки

информации – то есть с точки зрения ведущей модальности. Учителю в первом классе

важно знать - какой канал восприятия у ребёнка ведущий, как устроена память, то есть в

каком виде информация сохраняется, как ребёнок проверяет правильность выполнения

работы. Способность к обучению находится в прямой связи с развитием всех трёх каналов

восприятия: слухового (аудиального), зрительного (визуального) и кинестетического.

Типология ошибок с учётом ведущих модальностей: у визуала ошибки не режут

глаз,

возможен

пропуск

букв

по

невнимательности;

ошибки

аудиала

связаны

с

рассогласованием устной и письменной речи; кинестетик может допустить небрежность

написания, недописанные элементы, замену и пропуск букв.

В

работе

над

грамотным

письмом

учитель

может

использовать

множество

упражнений, не всегда эффективных. Если учитывать ведущую модальность, можно и

нужно

придерживаться

определённой

стратегии,

а

не

разрозненных

упражнений.

Стратегия

это

определённая

последовательность

внутренних

операций.

Стратегия

грамотного письма состоит из трёх последовательных шагов:

1.

Переход внешней слуховой информации во внутреннюю слуховую информацию.

На этом этапе при записи текста под диктовку дети проговаривают вслух слова,

многие ждут повтора учителя.

2.

Переход внутренней слуховой информации в зрительную информацию. Ребёнку

необходимо вспомнить зрительный образ для успешной записи слов. Визуально

ориентированный ребёнок на данном этапе чувствует себя увереннее остальных.

3.

Переход

от

зрительной

информации

к

полному

контролю.

При

проверке

написанного аудиалы проговаривают текст, визуалы следят ручкой, передвигая её

от

буквы

к

букве,

кинестетики

ориентируются

на

чувства

и

свои

внутренние

ощущения.

Предлагаю вашему вниманию упражнения для постановки зрительного, аудиального и

кинестетического контроля:

1.

Упражнения, помогающие детям делать первый шаг в стратегии грамотного

письма:

«Заколдованные слова» или слуховые анаграммы

«Я буду читать по одному слову, а вы записывайте каждое расколдованное слово. Если

слово не поддаётся, то запишите его в том виде, в каком вы его слышите. Слова лучше

писать

в

столбик».(Можно

использовать

слуховые

анаграммы

двух

видов

слова,

в

которых слоги переставлены, но само слово улавливается, если внимательно слушать –

МОСАЛЁТ,

ТОЛОПОК,

ЗАГЕТА,

ЛОДИХОЛЬНИК

и

двусложные

слова,

при

непрерывном произнесении которых можно услышать верный вариант – НЬКО, ПАЛАМ,

БАТРУ, КАВИЛ)

Упражнение помогает детям грамотно писать словарные слова, которые надо запомнить и

к которым сложно подобрать проверочное слово.

«Считаем буквы у доски»

«Запишите 2 и 4 буквы в слове КОШКА

3 и 5 буквы в слове НОВОСТИ

1, 3, 5 буквы в слове ОКОЛО»

Упражнение помогает развивать ведущие модальности детей, способствует формированию

навыка перевода зрительной информации в слуховую, слуховой в зрительную.

2.

Упражнения, помогающие детям делать второй шаг в стратегии грамотного

письма:

Словарные слова со зрительным образом

«Я

покажу

вам

10

карточек

со

словами.

В

каждом

слове

есть

выделенные

буквы.

Хорошенько их запомните. Когда просмотрите все 10 карточек, запишите слова, которые

вы

запомнили.»

(Карточки

могут

быть

двух

видов:

буквы

выделены

цветом

или

с

помощью рисунка)

Это упражнение не только развивает зрительную память детей, но и позволяет им при

внутреннем проговаривании определённого слова включать зрительный контроль, то есть

вспоминать, как оно пишется.

«Заколдованные слова» (визуальные анаграммы)

ААЛТРЕК, ТИВОНКР, ААМГУБ, ШААДАКНР, УЛААК, КМААБШ

«Вам необходимо расколдовать слова у доски» (Упражнение можно проводить в двух

вариантах – когда слова записаны на доске мелом и когда слова выложены на доске с

помощью магнитной азбуки. Тогда ребёнок может действовать по своему усмотрению –

мысленно передвигать буквы или двигать буквы магнитной азбуки)

3.

Упражнение, помогающее детям делать третий шаг в стратегии грамотного

письма:

Письмо с закрытыми глазами

«Закройте глаза и напишите фразу НЕУЖЕЛИ Я ПИШИ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ?

Откройте глаза и посмотрите на фразу. Чем она отличается от тех, которые вы писали

обычно. Вспомните свои ощущения.»

Упражнение даёт возможность испытать ощущение внутреннего контроля, координирует

аудиальные и кинестетические усилия, развивает интуицию и навыки визуализации.

Регулярная работа по данной

стратегии помогает детям научиться грамотно писать;

координировать усилия ушей, глаз, рук, внутреннего «чутья», интуиции; развивать свои

ведущие модальности и запускать механизмы развития слабовыраженных модальностей.