Напоминание

"Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

Автор: Задорина Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №211 имени Л.И. Сидоренко
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: выступление на МО
Тема: "Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"
Дата публикации: 30.07.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Проблемная ситуация как средство активизации познавательной

деятельности младших школьников»

Задачи:

Развитие интереса педагогов к использованию

современных образовательных

технологий для повышения качества образовательного процесса и соответствия его

требованиям ФГОС НОО.

Обмен опытом.

Российская

школа

перешла

на

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт. Работа учителя в соответствии с ФГОС НОО должна быть ориентирована на

достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной

образовательной

программы.

Задача

учителя

состоит

в

том,

чтобы

привить

умения,

позволяющие самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую

исследовательскую деятельность.

«Как зритель, не видевший первого акта

В догадках теряются дети

И всё же они ухитряются как-то

Понять, что творится на свете»

С.Я. Маршак

Под

познавательной

активностью

подразумевается

качество

деятельности,

характеризуемое

высоким

уровнем

мотивации,

осознанной

потребностью

в

усвоении

знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам; она является

следствием

целенаправленных

управленческих

педагогических

воздействий

и

соответствующей организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической

технологии.

Целью современного образования является не просто получение знаний, умений и

навыков, а развитие умственных сил, способностей и склонностей обучающихся. Задача

школы всё больше заключается в обучении детей приёмам и навыкам, позволяющим

видеть

проблему,

чётко

её

формулировать,

определять

возможные

пути

её

решения,

самостоятельно выходить из затруднительной ситуации.

Обучение

перешло

на

новый

уровень

развития

и

саморазвития

личности

в

соответствии с индивидуальными стратегиями деятельности и мышления. Современная

школа

всё

больше

ориентируется

на

развитие

личности,

её

познавательных

и

созидательных способностей.

Формировать познавательную мотивацию – это не закладывать готовые мотивы и

цели в голову обучающегося, а ставить его в такие условия и ситуации развёртывания

активности,

где

бы

желательные

мотивы

и

цели

складывались

и

развивались

в

соответствии

с

прошлым

опытом,

индивидуальностью

и

внутренними

стремлениями

самого обучающегося.

В связи с этим возникает необходимость использования в учебном процессе новых

образовательных

технологий,

предполагающих

исследовательскую

деятельность

обучающегося на уроке. Одной из таких технологий является проблемное обучение.

Эта

технология

основана

на

продуктивной

деятельности

обучающихся

в

ходе

решения проблем. Идеи обучения на этой основе впервые были высказаны Д. Дьюи (1859

– 1952), наметившим опорные этапы мышления, как процесса решения проблем. Дж.

Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае,

если он сталкивается с проблемой, которую не может решить известными ему способами.

Решая проблему, он учится.

Постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не

боится проблем, а стремится их разрешить. Таким образом, входя в жизнь, ребёнок будет

защищён от стрессов.

В отечественной педагогике теория и практика проблемно-поискового обучения

разрабатывалась в трудах Л. С Выготского, С. Л. Рубинштейна, М. Н. Скаткина, А. М.

Матюшкина, И. Я. Лернера и др.

Проблемное

обучение

это

такая

организация

процесса

обучения,

в

основе

которой

лежит

создание

преподавателем

самостоятельной

поисковой

деятельности

школьников по решению учебных проблем, в ходе которой формируются новые знания,

умения, навыки и развиваются способности, активность, заинтересованность, эрудиция,

творческое мышление и другие – личностно значимые качества.

Основными понятиями проблемного обучения является проблемная ситуация и

учебная проблема.

Проблемная ситуация – ситуация, возникающая в результате такой организации

учителем взаимодействия обучающихся с объектом познания, которая помогает выявить

познавательное противоречие. Познавательная потребность возникает у человека в том

случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия,

знаний. Возникает интеллектуальное затруднение человека и необходимость решать его.

Способы создания проблемной ситуации:

столкновение школьника с явлениями, фактами, которые требуют теоретического

объяснения;

побуждение обучающихся к анализу внешних противоречивых фактов, явлений,

высказываний;

побуждение к выбору из противоречивых фактов и высказываний тех, которые

считают правильными, и обоснование выбора;

побуждение

к

самостоятельному

сравнению,

сопоставлению

фактов,

явлений,

действий;

побуждение к выдвижению гипотез, формулирование выводов и их проверка и т.д.

Проблема – такая разновидность вопроса, ответ на которой не содержится в

накопленных

обучающимися

знаниях

и

способах

деятельности,

поэтому

требует

соответствующих

практических

действий,

отличных

от

простого

информационного

поиска.

Требования к проблеме:

Проблема должна:

содержать познавательное затруднение (т.е. неизвестную область знаний, которую

необходимо познать);

быть связана с эмоциями субъекта (новизна; неудовлетворенность имеющимися

знаниями, чудо);

предусматривать возможность выдвигать гипотезы;

отражать специфику учебной дисциплины

Методы проблемного обучения:

проблемное изложение;

эвристический (частично-поисковый)

поисковый

исследовательский

Урок в технологии проблемного обучения

Этапы

Действия учителя и обучающихся

Методы и средства реализации

Организационный

учитель проверяет подготовку

обучающихся к занятию

учитель способствует

организации внимания

обучающихся

поздравления, пожелания

хорошего настроения

Актуализация опорных

знаний

учитель способствует

воспроизводству знаний,

умений, жизненного опыта

обучающихся;

учитель проверяет готовность

обучающихся к восприятию

нового материала

работа с текстом

учебника;

мозговой штурм;

диктант;

короткие проверочные

работы;

фронтальная беседа;

Столкновение

обучающихся с проблемой

и высказывание

первичных гипотез

учитель предлагает

проблемную ситуацию, которая

может основываться на

удивлении или связана с

интеллектуальным

затруднением;

обучающимся предлагаются

противоречивые факты, теории,

точки зрения;

обучающиеся осознают

сущность затруднения и ищут

способы решения проблемы с

помощью догадки или

выдвижения гипотез

наблюдение;

опыты;

поиск фактов;

анализ данных;

ассоциативный ряд

Определение темы и цели

урока

обучающиеся с помощью

учителя формулируют учебную

проблему и через неё – тему и

цель урока

фронтальная беседа

Работа над гипотезами,

высказанными

обучающимися

обучающиеся собирают и

анализируют данные,

необходимые для решения

проблемы;

учитель способствует

актуализации жизненного

опыта обучающихся;

учитель побуждает

обучающихся к выдвижению

идей (поощрительными

словами, подсказками);

предоставляет

дифференцированную помощь

работа с различными

источниками

информации;

проведение исследований;

изучение таблиц,

графиков;

просмотр видеосюжетов

Обсуждение гипотез.

Общий вывод

обучающиеся определяют

причинно-следственные связи,

формулируют гипотезу;

обучающиеся с помощью

учителя или самостоятельно

формулируют выводы

относительно проблемного

вопроса, предложенного в

начале урока

«мозговой штурм»;

построение структурно-

логических схем;

общение «вопрос-ответ»

Итог урока

Рефлексия

учитель проводит беседу,

подводит итог урока,

комментирует ответы и работу

обучающихся

ответ на следующие

вопросы:

-

Какие новые знания вы

получили?

-

Что нового вы узнали о

причинно-следственных

связях, которые

объясняют это явление?

-

Какое значение имеют

полученные знания? Как

они могут быть

использованы?

Рекомендации по

домашнему заданию

учитель способствует

пониманию обучающимися

целей, содержания и способов

выполнения домашнего задания

Познавательная

деятельность

в

условиях

проблемной

ситуации

выстроена

в

следующую цепочку: проблемная ситуация – проблема – поиск способов её решения –

решение проблемы.

Проблемно-диалогическое

обучение

это

развивающее

обучение,

в

котором

сочетается

принцип

проблемной

ситуации

с

принципом

развития

индивидуальности

школьника, а деятельность обучающихся организуется на основе поиска, открытия знаний,

самостоятельности.

Проблемно-диалогическое обучение предусматривает творческое усвоение знаний,

что обеспечивает развитие интеллекта, формирует прочные знания, воспитывает активную

жизненную

позицию;

является

здоровьесберегающим

позволяет

снижать

нервно-

психические нагрузки обучающихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и

открытия новых знаний.

Свою работу я строю, опираясь на следующие этапы урока:

1.

Постановка проблемы

2.

Поиск решения

3.

Выражение решения

4.

Реализация продукта

Данные этапы урока обозначены Е.Л.Мельниковой (Лауреат премии Правительства

РФ в области образования, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и

психологии образования Академии ПКиППРО (г. Москва)).

Этапы

урока

Методы

Способы реализации

Педагогическое действие

Приёмы

Побуждающий от

проблемной

ситуации диалог

1)

Создание проблемной

ситуации

1)

Одновременно предъявить

противоречивые факты, теории,

мнения;

2)

Столкнуть мнения учеников

практическим заданием, вопросом;

3)

А) обнажить житейское

Постановка проблемы

представление учащихся вопросом

или заданием,

Б) предъявить научный факт

сообщением, экспериментом,

наглядностью;

4)

Дать практическое задание не

выполнимое вообще;

5)

Дать практическое задание не

сходное с предыдущим

6)

А) Дать задание сходное с

предыдущим,

Б) Доказать, что задание ученики

не выполнили.

2)

Побуждение к

осознанию

противоречия

1)

Что удивляет? Что интересного

заметили?

2)

Сколько в классе мнений? Почему?

Чего мы еще не знаем?

3)

Вы сначала как думали? А на

самом деле?

4)

Вы смогли выполнить задание? В

чем затруднение?

5)

Вы смогли выполнить задание?

Почему не получается? Чем оно не

похоже на предыдущее?

6)

Что вы хотели сделать? Какие

знания применили? Задание

выполнено?

3)

Побуждение к

формулированию

учебной проблемы

Как возникает вопрос?

Какая будет тема урока?

5)

Принятие ученических

формулировок

Так…Кто еще хочет сказать?

Кто думает иначе?

Кто может выразить мысль точнее?

Подводящий к теме

диалог

Система вопросов и

заданий, которые

приводят к

формулированию темы

Репродуктивные (вспомнить, выполнить по

образцу);

Мыслительные (на анализ, сравнение,

обобщение )

Сообщение темы с

мотивирующим

приемом

Учитель сам сообщает

тему урока

«Яркое пятно» (сказки, легенды,

фрагменты из художественной литературы,

случаи из истории науки и повседневной

жизни, шутки, демонстрации непонятных

явлений с помощью эксперимента или

наглядности).

Актуальность (обнаружить смысл,

значимость темы урока для самих

учащихся).

Поиск решения

Побуждающий к

гипотезам и

проверке диалог

(последовательный и

одновременный)

1)

Побуждение к

выдвижению

гипотез

Какие будут гипотезы, предположения?

2)

Принятие

выдвигаемых

учениками

гипотез

Так (и кивок головой).

3)

Побуждение к

проверке гипотез

Согласны с гипотезой? Почему? Как

проверить гипотезу? Что нужно сделать?

4)

Принятие

предлагаемых

учениками

проверок

Так… Кто думает иначе?

Подводящий к

знаниям диалог

Система посильных

ученику вопросов и

заданий, которые

приводят класс к

формулированию нового

знания

Выражение решения

Проблема

сформулирована как

вопрос

(см. 1 этап)

Снять проблему-вопрос,

применив новое знание

Сделайте вывод.

Проблема

сформулирована как

тема

(см. 1 этап)

Формулировка сверяется

с учебником

Реализация продукта

Формулирование

Темы урока

Какую же тему мы сегодня изучили?

Вопросов к уроку

Задайте вопросы друг другу по новой теме.

Опорный сигнал

Символ, схема, таблица.

Придумайте схему для запоминания нового

правила.

Художественный

образ

Метафора, загадка,

стихотворение

Дома желающие могут написать

стихотворение или загадку про новое

правило

В зависимости от эмоциональной реакции учеников проблемные ситуации делятся

на две группы – «с удивлением» и «с затруднением».

В основе проблемной ситуации «с удивлением» лежат два типа противоречия:

1) между несколькими положениями;

2) между житейским представлением обучающихся и научным фактом.

Проблемная ситуация «с затруднением» возникает в результате противоречия между

необходимостью и невозможностью выполнить задание

.

Эти ситуации можем посмотреть во фрагментах уроков.

Проблемная ситуация « с удивлением».

3класс

Приём 1.Предъявить противоречивые факты.

Цель: научить писать падежные окончания у существительных третьего склонения.

Учитель:

Прочитайте предложение:

Весной на яблоне и сирени расцветают цветы.

Найдите слова, которые отвечают на один и тот же вопрос.

Обучающиеся:

На яблоне, на сирени.

Учитель:

К какой части речи они относятся?

Обучающиеся:

Это имена существительные.

Учитель:

Определите их род и падеж (предъявление первого факта).

Женский род, предложный падеж.

Учитель:

Выделите их окончания (предъявление второго факта).

Обучающиеся выделяют окончания, испытывают удивление (возникновение проблемной

ситуации).

Учитель:

Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия)

Обучающиеся:

Эти существительные одного рода и падежа, но окончания у них разные (осознание

противоречия).

Учитель:

Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы)

Обучающиеся:

Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Учебная проблема

как вопрос.)

3 класс

Приём 2. Столкнуть мнения учеников практическим заданием.

Цель: научить писать приставки рас-, раз-.

Учитель:

Напишите слова: распилить, расклеить, раздумать

(У доски работают три ребенка)

Появились записи:

распилить, расклеить, раздумать;

разпилить, разклеить, расдумать;

разпилить, разклеить, раздумать;

(Предъявление противоречивых факторов).

Учитель:

Сравните написание слов (Побуждение к осознанию противоречия).

Разберите слова по составу.

Обучающиеся:

У одинаковых слов написаны по-разному приставки (На лицах ребят удивление).

Проблемная ситуация «с затруднением».

3 класс

Цель: научить умножать на двузначное число столбиком.

Приём 6. Дать задание сходное с предыдущим.

Ведётся работа в группах.

Учитель:

Выполните примеры на умножение:

24 × 30

; 19

× 40; 72×20 ;46 ×52

(материал для

выдвижения гипотезы).

Решение запишите столбиком.

(Последний пример вызывает у ребят затруднение (побуждение к гипотезе)).

Представьте свои гипотезы.

Обучающиеся:

46

×52

=

2302

46

×52

=

322

46

×52

=

20392

(Побуждение к проверке)

Учитель:

Как проверить какой из этих ответов верный?

Обучающиеся:

Можно проверить на калькуляторе.

Можно разложить второй множитель на сумму разрядных слагаемых.

Учитель:

Правильных ответов нет.

Что мы не умеем?

Обучающиеся:

Записывать умножение на двузначное число столбиком.

3класс

Цель: объяснить, что на 0 делить нельзя.

Приём 4

Вычисли, используя взаимосвязь умножения и деления:

7:7= 8:8= 3:3=

Сделайте вывод.

6:1= 9:1= 4:1=

Сделайте вывод.

0:8= 0:2= 0:35=

Сделайте вывод.

2:0= 5:0= 25:0=

Сделайте вывод.

В работе педагога встречаются непредвиденные ситуации. Учитель подготовил

подводящий к проблеме диалог. Но по какой-то причине урок «не пошёл». Такой урок

можно перевести в подводящий к теме диалог или сообщить тему с мотивирующим

приёмом.

Главными

результатами

применения

технологии

проблемно-диалогического

обучения считаю:

обучающиеся могут выделять главное из полученной информации;

обучающиеся при ответе на вопрос способны отстаивать свою точку зрения;

дети не боятся высказываться, так как принимаются все решения – и верные, и

ошибочные;

обучающиеся овладевают навыками работы и в паре, и в группе;

могут давать адекватную самооценку и оценивать своего товарища.

Применение технологии проблемного обучения помогает развивать умственную

способность

обучающихся

(возникающие

затруднения

заставляют

обучающихся

задумываться, искать выход из проблемной ситуации), активизировать мыслительную

деятельность,

формировать

познавательный

интерес,

развивать

интеллектуальные

и

творческие способности, развивать креативное мышление (самостоятельное применение

знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Технология проблемного обучения является здоровьесберегающей. Применение

проблемных

ситуаций

на

занятии

позволяет

снижать

нервно-психические

нагрузки

обучающихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия знаний».

«Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной

лишь памятью».

Л.Н. Толстой