Автор: Казачкова Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №86"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: "Толерантность - путь к миру"
Классный час во 2-а
«Толерантность – путь к миру»
Подготовила классный руководитель Казачкова Елена Александровна
Цель: способствовать
формированию уважительного отношения к другим людям,
признанию различий и индивидуальности каждого.
Задачи:
дать преставление о том, что такое толерантность и какими качествами должен
обладать толерантный человек;
развивать коммуникативные навыки;
сформулировать правила толерантности при помощи упражнений;
воспитывать чувство уважения друг к другу, обычаям, традициям и культуре
разных народов.
Техническое оборудование: медиа-проектор, компьютер.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование основ толерантности.
Предметные: знание, понимание и принятие обучающимися общечеловеческих
ценностей: терпимости, миролюбия, милосердия, сострадания, как основы культурных
традиций многонационального народа России
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение осуществлять информационный поиск для выполнения
учебных заданий; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные УУД: формирование умений планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить
соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера
ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий.
Сценарий классного класса.
1
I.Вступление.
Приветственное слово учителя.
Учитель: Ребята, на наших предыдущих занятиях мы с вами говорили о
взаимоотношениях, смотрели мультфильмы «Зачем ежу колючки», «Голубой щенок» и
читали сказку Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок». (Слайд 1)
Вспомните, пожалуйста, как жилось героям этих произведений? Почему?
Как вы думаете, зачем я вспомнила этих персонажей? О чём мы сегодня с вами будем
говорить?
Учащиеся высказывают своё мнение, предположения, о чём пойдёт разговор на
классном часе.
II. Введение в тему.
Учитель: Все мы разные: блондины и брюнеты (Слайд 2), люди разных рас и
национальностей. (Слайды 3)
Почему мы не всегда можем договориться друг с другом? Жить в мире и согласии?
Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить и не
страдать от плохого отношения со стороны других людей.
Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть
внимательными, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот об этом мы
и поговорим сегодня на классном часе. (Слайд4)
III.Основная часть.
1.Знакомство с понятием «толерантность».
Учитель: Ребята, знаете ли вы, что такое толерантность?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель:
Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению,
культуре, политическим взглядам, национальности; это понимание и уважение
личности другого человека независимо от каких-либо различий. (Слайд 5)
2. Тренинг. Упражнения на развитие толерантности.
Учитель: Все мы очень разные. А хорошо это или плохо?
Сейчас мы с вами выполним упражнения на развитие толерантности.
1) «Аплодисменты» (Слайд 6)
Попрошу встать тех, кто умеет:
• кататься на роликах;
• вышивать;
• сочинять стихи;
• играть в футбол;
• танцевать;
• плавать;
• пилить и строгать.
Учащиеся аплодируют друг другу.
2)«Комплименты» (Слайд 7)
Учитель: Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и будем говорить друг другу
комплименты.
2
Учащиеся вместе с учителем встают в круг, берутся за руки и говорят друг другу
комплименты (игра начинается с учителя).
- Вы убедились, что очень приятно слышать о себе добрые слова? Каждый любит,
чтобы к нему относились с уважением и добротой.
3) «Белая ворона» (Слайд 8)
Учитель делит детей на 3 команды (в одной команде на одного человека больше).
Каждому ребёнку в записке сообщается, кто он – кошка, собака, корова, лягушка, утка.
«Лишнему» члену команды сообщается слово «ворона».
Учитель даёт задание: Не говоря того слова, что у вас написано, а произнося лишь
звуки, которые издают эти животные, найдите «своих».
Учащиеся издают звуки и находят «своих». «Ворона» остаётся одна.
Учитель обращается к ученикам:
- Как вы узнали, где ваша группа?
- Легко ли было найти своих?
Учащиеся объясняют свои действия.
Учитель обращается к «вороне»:
- Почему никто не обращал на тебя внимания?
- Как ты себя чувствовал?
Учитель обращается к ученикам:
- Ребята, почему вы не обращали на него внимания?
- Хотели ли вы быть на месте вороны?
- Тяжело ли быть не похожим на всех?
- Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?
- Попробуйте объяснить выражение «белая ворона». (Слайд 9)
Белой вороной называют людей, которые резко выделяются на фоне коллектива своим
поведением, внешним видом или жизненной позицией.
3. Беседа.
Учитель: В наши дни ситуация в мире очень неспокойная. Можете те ли вы назвать
события, угрожающие миру?
Учащиеся высказывают своё мнение (войны, теракты). (Слайд 10)
Учитель: Да, из-за войн, терактов и других негативных факторов многие люди
становятся беженцами. Они вынуждены покинуть свою страну. Дать кров этим людям,
отнестись к ним по-доброму – наш долг. В Россию приезжают люди из Казахстана,
Узбекистана, Киргизии, Украины, Армении, Азербайджана… Это обычные люди, и
они хотят жить в мире с другими народами.
4.Сообщение результатов анкетирования на определение толерантности.
Учитель: Анкетирование, проведённое в классе, позволило оценить уровень
толерантности учеников нашего класса.
Результаты вы можете видеть на диаграмме. (Слайд 11)
IV.Подведение итогов. Обобщение. (Слайд 12)
Качества толерантной личности:
терпимость
3
сострадание
прощение
желание что-либо делать вместе
милосердие
сотрудничество
уважение прав других
принятие другого таким, какой он есть.
«Золотое правило» толерантности:
«Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой» (Слайд 13)
V.Рефлексия. (Слайд 14)
Учитель: Выберите утверждение, которое выражает ваше мнение о нашем классном
часе:
тема заставила задуматься;
было интересно послушать;
тема оставила меня равнодушным.
VI.Заключение.
Учитель: Спасибо всем за хорошую работу, за высокую активность. В заключении
предлагаю вам посмотреть клип «Я рисую на окне». (Слайд 15)
4