Напоминание

Сценарий "Где казаки – там и слава" военно-патриотического воспитания детей в детском саду"

Автор: Титова Оксана Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г.Краснодар "Детский сад №87"
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий "Где казаки – там и слава" военно-патриотического воспитания детей в детском саду"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сценарий «Где казаки – там и слава»

военно-патриотического воспитания

детей в детском саду

Составила:

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №87»

Титова Оксана Владимировна

Краснодар 2018год

Цель: формирование гражданина-патриота.

Цели воспитывающие:

1.

Воспитание чувства гордости во вклад кубанского казачества, в победу

над фашизмом.

2.

Формирование понимания сопричастности с современной жизнью

казачества.

Цели развивающие:

1.

Развитие интереса к истории кубанского казачества.

2.

Творческая самореализация воспитанников посредством участия в

танцевальном номере, театрализации, играх.

3.

Развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления.

Цели обучающие:

1.

Дать знания о роли кубанского казачества в ходе ВОВ, Второй мировой

войны.

2.

Изучить этнографические особенности быта казаков, воспитания

будущих защитников Отечества.

3.

Рассмотреть парадную форму казачьего атамана, выявить

функциональное назначение каждого элемента одежды.

Форма мероприятия

Тематическая программа с элементами театрализации.

Методические особенности:

1.

Произвольное внимание воспитанников поддерживается разнообразием

используемых в мероприятии форм: театрализация, встреча,

демонстрация, концертный номер, игры – в их тематическом единстве.

2.

Приглашенный на мероприятие гость, представитель Кубанского

казачества, должен быть в казачьей форме, знать функциональное

назначение каждого элемента формы, должен быть готовым рассказать

о вкладе Кубанского казачества в дело победы над фашизмом.

3.

Воспитанники не должны видеть приглашенного гостя до начала

мероприятия.

4.

Перед мероприятием все воспитанники должны быть поделены на 2

команды. Во время мероприятия команды сидят напротив друг друга.

Технические средства

1.

Оформление комнаты казачьего дома (сундук, деревянный стол, стул,

казачья шашка, конская сбруя, портреты предков казака, папаха,

рушники, глиняный кувшин).

2.

Аудиозаписи казачьих песен, военной тематики в исполнении

Кубанского казачьего хора.

3.

Фонограмма песни Цезаря Солодарь «Казаки в Берлине».

4.

Игровой материал: 2 папахи, плетень, 2 обруча, 2 связки бубликов,

различающихся по размеру (для награждения победителей), костюмы

для танцевального номера (???).

Ход мероприятия

Подготовительный этап

1.

Приглашение гостя, представителя Кубанского казачества, имеющего

награды, парадную форму.

2.

Поиск реквизита для оформления комнаты казака или его изготовление.

3.

Сбор игрового материала.

4.

Обучение воспитанников отдельным танцевальным движениям:

для девочек – исходное положение стоять ровно, руки на талии , на сет

«раз» - правая нога выносится вперед и ставится на пятку,

одновременно поднимается левая рука и выкрикивается «Эх!»;

для мальчиков – присесть на корточки, руки на поясе, на счет «раз»

быстро встает, ноги на ширине плеч, руки в разные стороны

параллельно полу, выкрикнуть «Ух!».

5.

Изучение роли и репетиция с воспитанником, принимающим участие в

театрализованной части мероприятия.

6.

Включение в меню обеда казака (пшенной или пшеничной каши).

7.

Изготовление костюмов для танцевального номера.

Основной этап

Перед началом мероприятия звучат песни на военную тему в исполнении

Кубанского казачьего хора (???) Хорошо освещенное большое помещение,

вдоль стен стулья для воспитанников, сценическое пространство имитирует

комнату казака. На заднем плане сцены хорошо выделяются конская сбруя,

казачья шашка, папаха, портреты предков казака (свет направлен на

портреты). Занавес закрыт.

Воспитанники рассаживаются по стульям, приглушается освещение.

Становится тихо. Открывается занавес. В казачью комнату входят мать с

сыном (воспитатель и воспитанник)

Сын : В чей дом мы пришли?

Мать: Попробуй догадаться сам, кому принадлежит эта комната?

Сын: Давай просто позовем хозяина!

Мать: Не надо! Просто рассмотри все вокруг и попытайся догадаться сам!

Мальчик обходит комнату и останавливается напротив дальней стены.

Рассуждает вслух.

Сын: Шашка… Хозяин, наверное, военный… А это что? (показывает на

конскую сбрую)

Мать: Конская сбруя.

Сын: Понятно.

Мать: Как думаешь, зачем фотографии?

Сын: Это, наверное, любимые родственники, а, может, друзья! Какая

странная шапка! (разглядывая папаху)

Мать: Ты все верно подметил. Кто же хозяин этой комнаты?

Сын: Не знаю! (разводит руками)

Мать: Мы находимся в комнате казака.

Сын: А кто такие казаки?

Мать: Много лет и даже столетий назад на Руси мужчин, которые убегали от

хозяина и селились на границе Руси, называли казаками.

Сын: А чем они занимались?

Мать: Ты правильно заметил, что они все были с оружием. Казаки защищали

границы российского государства.

Сын: Как пограничники?

Мать: Да, как пограничные войска. А еще они защищали свою семью,

уважали и слушались пожилых людей.

Сын: А как становились казаками?

Мать: Очень интересный вопрос! Когда в семье казака рождался сын, то ему

в люльку клали кинжал – острый военный нож – и катали в седле коня. До

семи лет мальчик воспитывался на женской половине хаты в общей комнате с

детьми. Использовалось много пословиц и поговорок. Например, когда кто-то

плакал, говорили: «Казак никогда не плачет», «Терпи, казак, атаманом

будешь». А когда ребенок боялся чего-нибудь, говорили: «Казак ничего не

боится», «Казак в беде не плачет». С восьми лет казачонка учили джигитовке,

почти цирковой езде на коне, обращению с саблей, кинжалом, как ходить в

разведку, как рубить врага в атаке. Посмотри, конская сбруя всегда на

почетном месте, потому что конь для казака – это верный друг. Люди

говорили: «Казак без службы – не казак», «Мужик врага ждет, а казак врага

ищет», «Казак на службе, как орел в небе», «Где казак, там и слава». Казак

считался воином, он мог ходить в военные походы с 16 лет. Каждый казак

должен был иметь полное воинское снаряжение: коня, оружие, одежду.

Сын: Ой, кто-то идет!

Мать: Посмотри, пришел самый настоящий казак – атаман Северского

района Дедов Александр Николаевич.

Входит гость в полной парадной форме казачьего атамана:

– Здравствуйте, ребята! Я действительно атаман казаков Северского района!

Мне хочется рассказать вам, как кубанские казаки участвовали в ВОВ, а затем

подробно расскажу о своей одежде и снаряжении, для чего оно.

– ВОВ – очень страшная и жестокая война! Но она лишь часть Второй

мировой войны, в которой участвовали все страны мира. (воспитание и

развитие должно быть опережающим, чтобы был прогресс) Война началась

в июне 1941 года, и уже через месяц на Кубани стали создаваться отряды

казачьего ополчения – те казаки, которых не взяли в армию, сами создавали

отряды и шли на фронт бить фашистов. Через два года, осенью 1943 года

кубанские казаки обратились к Верховному главнокомандующему (Сталину)

с просьбой создать казачью дивизию. Была создана девятая краснодарская

пластунская стрелковая дивизия, командиром которой стал Петр

Метальников; он имел звание генерал-майора. Он был опытным

военачальником и храбрым бойцом, достойным командующим дивизии. Его

жизненный и героический путь служат примером и теперь. В честь него в

Краснодаре была названа одна из городских улиц. Девятая казачья дивизия

еще почти два года освобождала от фашистов не только нашу страну, но и

другие страны – Польшу, Чехословакию, Германию. На ее знамени

закреплены орден Кутузова 2-ой степени и орден Красной звезды. Более

10000 казаков из этой дивизии были удостоены наград. Фашисты очень

боялись казаков и называли их «сталинскими головорезами».

– Многие граждане нашего Краснодарского края хотят быть такими же, как

их предки казаки – защитниками своей отчизны. Поэтому вновь были

созданы казачьи войска, и не только на Кубани. Казаки поддерживают

порядок на улицах, охраняют граждан во время праздников, охраняют леса от

вырубки и поджогов и многое другое.

– А теперь посмотрите на мою форму и обмундирование.

Гость рассказывает о функциональном назначении каждой вещи и предмета

своей формы, отвечает на вопросы детей.

Мать: Когда наши войска были в городе Берлине, то российский журналист

увидел такую картину: на площади города молодая девушка регулирует

движение военной техники, едут танки, движется артиллерия и вдруг

появляются казаки на конях. Девушка-регулировщица сразу остановила

движение техники и через площадь проезжают казаки, а все люди с

уважением смотрят на них. Так появились стихи, а позднее и музыка , на

песню «Казаки в Берлине» (звучит песня, дети исполняют танец на военный

сюжет, рассаживаются по своим местам).

Сын: Казаки только воевали?

Они много играли, и сейчас мы тоже поиграем. Ребята, сидящие слева,

команда - ?, справа – другая команда ?. А мы с тобой узнаем, как внимательно

они нас слушали. Ребята будут отгадывать загадки. Кто знает ответ,

поднимает руку.

«В голове не будет страха, если есть на ней….(папаха)№

«Кому плащ, кому тужурка, казаку – казачья…. (бурка), ну, а если командир,

полагается - …(мундир)»

«Он, как ветер, как огонь, лучший друг – любимый … (конь)»

«Величава и красива у коня бывает …..(грива)»

«Чтобы сильно не трясло, нужно к лошади …(седло)»

Подводятся итоги конкурса загадок.

Сын: В каждой команде должен быть командир или атаман. Кто это будет?

Мать: А я сейчас сама решу, кто будет атаманом. Вот на кого одену папаху,

тот и атаман! (подходит к командам и определяет командира)

Мать: Нужен конкурс для атаманов. А конкурс такой – кто выше подбросит

папаху, тот и победил.

Сын: Ой, как же мы высоту будем измерять? (разводит руками и задумчиво

смотрит в потолок)

Мать: Измерять не будем. У кого папаха первой шлепнется на пол, тот и

проиграл.

Сын: А можно один тренировочный бросок?

Мать: Можно!

Проводится конкурс командиров, подводятся итоги.

Сын: Что-то остальные казаки заскучали…

Мать: А сейчас мы конкурс проведем для них!

Выносят плетень. В четырех метрах от него на пол кладут 2 обруча на

расстоянии двух метров.

Мать: Смотри, сейчас я покажу, что нужно делать. Стань тут, ты – команда, я

– атаман, а это моя эстафетная палочка.

«Атаман» одевает на голову папаху, по хлопку бежит к обручу , становится в

него, поворачивается лицом к команде и произносит слова: так делает

мальчик-казак (выполняет танцевальное движение, выкрикивая «Ух!»), а так

делает девочка-казачка (выполняет другое танцевальное движение,

выкрикивая «Эх!»), затем бежит вокруг плетня, подбегает к команде, одевает

папаху на голову следующему участнику, передав тем самым эстафету.

После окончания эстафеты подводятся итоги, победителям вручается приз –

походная еда казаков – связка бубликов. Приз вручает атаман.

Мать: А теперь нас ждет на обед каша, приготовленная по старинному

казачьему рецепту. Но сначала мы приглашаем всех сфотографироваться с

нашим гостем на память. Атаманы, ведите свои команды!

Заключительный этап

Анализ и выявление достоинств и недостатков проведенного мероприятия.

Фиксируется внимание на причинах недостатков, определяются методы их

предотвращения в дальнейшем.