"Слава хлебу!"

Автор: Никольская Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №68
Населённый пункт: город Тверь
Наименование материала: Проект
Тема: "Слава хлебу!"
Дата публикации: 20.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Проект «Слава хлебу!»

Среднесрочный проект для подготовительной группы.

Тип проекта:
информационно – познавательный, творческий.
Участники проекта:
дети подготовительной группы и их родители; воспитатель группы.
Сроки реализации проекта:
среднесрочный, длился в течение двух тематических недель: «Хлеб – всему голова», «Хвала рукам, что пахнут хлебом», сентябрь 2015 г.
Актуальность проекта:
Хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Ещё с давних времён принято было встречать дорогих гостей с хлебом и солью, показывая уважение и гостеприимство. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Проект призван обратить внимание детей на то, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Цель-результат:
совместно со взрослыми дети собирают информацию о том, откуда приходит хлеб на наш стол, умеют донести ее до сверстников; постигают смысл изречений «Хлеб - всему голова», «Хлеб - это жизнь»; знакомятся с производством хлеба на хлебозаводе. Приобретают основы культуры мышления, умения и навыки исследовательского поведения: видят проблему, задают вопросы, выдвигают гипотезы, дают определения понятиям, классифицируют, наблюдают, делают выводы и умозаключения, доказывают и защищают свои идеи; свои знания, впечатления дети отражают в художественно-продуктивной деятельности: разучивании пословиц, поговорок, загадок, стихов, песен о хлебе, рисунках, поделках. Расширить знания детей о хлебе, привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с процессом выращивания и изготовления хлеба, начиная со старины и до наших дней; - Формировать представление о том, что хлеб – это итог большой работы людей разных профессий; - Расширить знания детей о значении хлеба в жизни человека; - Познакомить детей с разными злаковыми культурами; - Приобщать детей к художественной литературе: знакомить с рассказами, стихами, сказками, пословицами и поговорками о хлебе; - Ознакомить детей с используемой сельскохозяйственной техникой; - Проследить процесс превращения маленького зёрнышка в буханку хлеба; - Вовлечь детей в опытно – экспериментальную деятельность; - Расширять представление детей о многообразии хлебобулочных изделий;
- Развивать интерес к процессу изготовления изделий из солёного теста; - Изготовить панно из фигурок из соленого теста «Приглашаем на чай»; - Учить сотрудничать, уважать чужой труд; - Обогатить кругозор детей; - Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарное отношение к труду людей, участвующих в его выращивании и в производстве.
Материал:
различные хлебобулочные изделия, иллюстрации, произведения художественной литературы, фотографии, изобразительные материалы, мультфильмы, музыкальные произведения.
I этап. Подготовительный.
Перед завтраком воспитатель обращает внимание детей на столы и просит сказать, чего же не хватает на накрытых столах. (Хлеба.) Перед детьми ставится вопрос: где взять хлеб? Дети предлагают разные варианты - в магазине, в ларьке. Воспитатель уточняет: «Где же можно взять хлеб в нашем детском саду?» (На кухне.) Педагог приносит хлеб. После завтрака дети собираются в группе, воспитатель приносит подносы с различными хлебобулочными изделиями, предлагает рассмотреть их. Воспитатель. Ребята, как вы думаете, откуда появился хлеб? Дети. Из магазина, сделали из муки. Воспитатель. А что такое хлеб? Дети. Хлеб надо есть, из семечек вырастили. Воспитатель. Из каких семечек? Дети. Из хлебных. Воспитатель. А что вы еще можете рассказать о хлебе? Дети. Его делают на хлебном заводе. Воспитатель. Кто может рассказать пословицы, поговорки, стихи о хлебе? В ходе беседы выясняется, что дети не имеют достаточной информации, о том, откуда к нам пришел хлеб. Воспитатель. А как вы думаете, ребята, где можно узнать все о хлебе? (Сходить на завод, где делают хлеб, у продавца.) А у кого еще можно получить информацию? (Спросить у родителей.) Показывает карточки-алгоритмы получения информации: «Подумать», «Спросить у взрослого», «Узнать из книг», «Поможет компьютер», «Посмотреть телевизор»,
«Понаблюдать», «Поэкспериментировать». Предлагает детям собрать информацию о хлебе, обратившись за помощью к взрослым.
II этап. Реализация проекта:

Беседы.
«Как хлеб на стол пришел»; «Какой бывает хлеб»; «Как испечь хлеб дома»; «Берегите хлеб».
Показ презентации: «Как наши предки выращивали хлеб ».
Познакомились с трудом крестьян при выращивании хлеба, ознакомились со старинными предметами труда (соха, борона, коса, серп, молотило, мельница, жернова).
Чтение литературных произведений по теме.
Я. Аким «Пшеница», «Хлеб»; А. Букалов «Как машины хлеб берегут»; В. Дацкевич «От зерна до каравая»; Е. Житникова «От зёрнышка до булочки», П. Коганов «Хлеб – наше богатство»; К. Паустовский «Теплый хлеб»; С. Погореловский «Вот он Хлебушек душистый… »; В. Ремизов «Хлебный голос»; Е. Русаков «Черный хлеб», «Ржаной колос»; В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»; И. Токмакова «Что такое хлеб»; К. Ушинский «Хлеб»; Т. Шорыгина «Ломоть хлеба». Сказки: «Легкий хлеб», «Колосок». Скороговорки: Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку. Саша любит сушки, Соня – ватрушки. Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Заучивание стихотворений:
Вот он Хлебушек душистый, Вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, Он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем... Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! С. Погореловский Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки. Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски. Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край. Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай. Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало. Только село солнышко, опустело зернышко. В. Воронько
Пословицы и поговорки о хлебе:
Без хлеба и у воды жить худо.Будет хлеб, будет и обед. Покуда есть хлеб, да вода- все не беда. Пот на спине, так и хлеб на столе. Без соли
невкусно, а без хлеба несытно. Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь. Без хлеба и мёдом сыт не будешь. Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
Приметы о хлебе:
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Дидактические игры:
«Что из какой муки испекли», «Что сначала, что потом», «А какой он, хлеб», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Назови профессию».
Показ презентации
«
От зёрнышка до булочки».
В презентации мы ознакомились с процессом выращивания и изготовления хлеба в наше время. Увидели, какие произошли изменения в современном мире, что процесс выращивания хлеба изменился: из ручного труда превратился в механизированный. Познакомились с новыми профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь. Ознакомились с сельскохозяйственной техникой, облегчающей труд хлеборобов, пекарей, водителей. Дети читали стихи, пословицы, поговорки о хлебе.
Опытно – экспериментальная деятельность:
проращивание и посадка зёрен пшеницы, ржи, овса. Провели с детьми опыт «Превращение зерна в муку» с помощью кофемолки. В результате узнали, что из зёрен пшеницы получается мука белого цвета, которая применяется для изготовления булок, батонов, белого хлеба, а из зёрен ржи получается мука серого цвета, и применяется для изготовления чёрного хлеба.
Создание альбома-гербария «Злаковые растения».

Выпуск стенгазеты «Слава хлебу!»

Рассматривание книг, альбомов о хлебе, рассматривание колосков, зёрен.

Художественное творчество
- рисование хлебных полей, сельскохозяйственного транспорта; -аппликация «Колоски» с использованием зёрен; - изготовление панно из солёного теста «Приглашаем на чай»; - конструирование из бросового материала «Мельница»; - изготовление тряпичной куклы «Крупеничка»;
Чаепитие.
В ходе осеннего праздника устроили чаепитие с хлебобулочными изделиями
.

Результаты проекта:
-У детей сформировалось представление о ценности хлеба. -Дети узнали, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, и сколь людей разных профессий трудятся над его производством.
-Дети проследили долгий и трудоёмкий процесс прохождения маленького зёрнышка до нашего стола буханкой хлеба. -Дети узнали значимость сельскохозяйственной техники; -Дети приняли активное участие в опытно – экспериментальной деятельности «Прорастание зёрен пшеницы, ржи, овса», «Превращение зерен в муку с помощью кофемолки». - Расширились представления детей о многообразии хлебных продуктов; - Дети побывали в роли пекаря при изготовлении поделок из солёного теста. - Дети стали бережно, с уважением относиться к хлебу, как главному продукту на столе. В ходе проектирования дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. У детей формировались навыки опытно – экспериментальной деятельности, развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество.
Список литературы:
1. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2015 – 135 с. 2.Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004. - 40с. 3. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с. 4. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с. 5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. - 4-е изд., - М.:АРКТИ, 2006. - 96С. 6. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с. 7. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с. 8. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 80с. 9. Материалы из сети Интернет