Автор: Никольская Елена Анатольевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №68
Населённый пункт: город Тверь
Наименование материала: Проект
Тема: "Слава хлебу!"
Тип проекта: информационно – познавательный, творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы и их родители; воспитатель группы.
Сроки реализации проекта: среднесрочный, длился в течение двух тематических недель:
«Хлеб – всему голова», «Хвала рукам, что пахнут хлебом», сентябрь 2015 г.
Актуальность проекта: Хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в
праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Ещё с давних времён принято
было встречать дорогих гостей с хлебом и солью, показывая уважение и гостеприимство.
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Проект призван обратить
внимание детей на то, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать
бережное отношение к хлебу.
Цель-результат: совместно со взрослыми дети собирают информацию о том, откуда
приходит хлеб на наш стол, умеют донести ее до сверстников; постигают смысл изречений
«Хлеб - всему голова», «Хлеб - это жизнь»; знакомятся с производством хлеба на
хлебозаводе. Приобретают основы культуры мышления, умения и навыки
исследовательского поведения: видят проблему, задают вопросы, выдвигают гипотезы,
дают определения понятиям, классифицируют, наблюдают, делают выводы и
умозаключения, доказывают и защищают свои идеи; свои знания, впечатления дети
отражают в художественно-продуктивной деятельности: разучивании пословиц,
поговорок, загадок, стихов, песен о хлебе, рисунках, поделках. Расширить знания детей о
хлебе, привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с процессом выращивания и изготовления хлеба, начиная со старины
и до наших дней;
- Формировать представление о том, что хлеб – это итог большой работы людей разных
профессий;
- Расширить знания детей о значении хлеба в жизни человека;
- Познакомить детей с разными злаковыми культурами;
- Приобщать детей к художественной литературе: знакомить с рассказами, стихами,
сказками, пословицами и поговорками о хлебе;
- Ознакомить детей с используемой сельскохозяйственной техникой;
- Проследить процесс превращения маленького зёрнышка в буханку хлеба;
- Вовлечь детей в опытно – экспериментальную деятельность;
- Расширять представление детей о многообразии хлебобулочных изделий;
- Развивать интерес к процессу изготовления изделий из солёного теста;
- Изготовить панно из фигурок из соленого теста «Приглашаем на чай»;
- Учить сотрудничать, уважать чужой труд;
- Обогатить кругозор детей;
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение и благодарное отношение к труду
людей, участвующих в его выращивании и в производстве.
Материал: различные хлебобулочные изделия, иллюстрации, произведения
художественной литературы, фотографии, изобразительные материалы, мультфильмы,
музыкальные произведения.
I этап. Подготовительный.
Перед завтраком воспитатель обращает внимание детей на столы и просит сказать, чего же
не хватает на накрытых столах. (Хлеба.) Перед детьми ставится вопрос: где взять хлеб?
Дети предлагают разные варианты - в магазине, в ларьке. Воспитатель уточняет:
«Где же можно взять хлеб в нашем детском саду?» (На кухне.) Педагог приносит хлеб.
После завтрака дети собираются в группе, воспитатель приносит подносы с различными
хлебобулочными изделиями, предлагает рассмотреть их.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, откуда появился хлеб?
Дети. Из магазина, сделали из муки.
Воспитатель. А что такое хлеб?
Дети. Хлеб надо есть, из семечек вырастили.
Воспитатель. Из каких семечек?
Дети. Из хлебных.
Воспитатель. А что вы еще можете рассказать о хлебе?
Дети. Его делают на хлебном заводе.
Воспитатель. Кто может рассказать пословицы, поговорки, стихи о хлебе?
В ходе беседы выясняется, что дети не имеют достаточной информации, о том, откуда к
нам пришел хлеб.
Воспитатель. А как вы думаете, ребята, где можно узнать все о хлебе? (Сходить на завод,
где делают хлеб, у продавца.) А у кого еще можно получить информацию? (Спросить у
родителей.)
Показывает карточки-алгоритмы получения информации: «Подумать», «Спросить у
взрослого», «Узнать из книг», «Поможет компьютер», «Посмотреть телевизор»,
«Понаблюдать», «Поэкспериментировать». Предлагает детям собрать информацию о
хлебе, обратившись за помощью к взрослым.
II этап. Реализация проекта:
Беседы.
«Как хлеб на стол пришел»;
«Какой бывает хлеб»;
«Как испечь хлеб дома»;
«Берегите хлеб».
Показ презентации: «Как наши предки выращивали хлеб ». Познакомились с трудом
крестьян при выращивании хлеба, ознакомились со старинными предметами труда (соха,
борона, коса, серп, молотило, мельница, жернова).
Чтение литературных произведений по теме. Я. Аким «Пшеница», «Хлеб»; А. Букалов
«Как машины хлеб берегут»; В. Дацкевич «От зерна до каравая»; Е. Житникова «От
зёрнышка до булочки», П. Коганов «Хлеб – наше богатство»; К. Паустовский «Теплый
хлеб»; С. Погореловский «Вот он Хлебушек душистый… »; В. Ремизов «Хлебный голос»;
Е. Русаков «Черный хлеб», «Ржаной колос»; В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»;
И. Токмакова «Что такое хлеб»; К. Ушинский «Хлеб»; Т. Шорыгина «Ломоть хлеба».
Сказки: «Легкий хлеб», «Колосок». Скороговорки: Бублик, баранку, батон и буханку
пекарь из теста испек спозаранку. Саша любит сушки, Соня – ватрушки. Лежал Ваня на
печи, кушал Ваня калачи.
Заучивание стихотворений:
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
С. Погореловский
Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.
В. Воронько
Пословицы и поговорки о хлебе: Без хлеба и у воды жить худо.Будет хлеб, будет и обед.
Покуда есть хлеб, да вода- все не беда. Пот на спине, так и хлеб на столе. Без соли
невкусно, а без хлеба несытно. Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь. Без
хлеба и мёдом сыт не будешь. Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
Приметы о хлебе: Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну
крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами. Люди, преломившие хлеб,
становятся друзьями на всю жизнь. Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует
поцеловать.
Дидактические игры: «Что из какой муки испекли», «Что сначала, что потом», «А какой
он, хлеб», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», «Назови профессию».
Показ презентации « От зёрнышка до булочки». В презентации мы ознакомились с
процессом выращивания и изготовления хлеба в наше время. Увидели, какие произошли
изменения в современном мире, что процесс выращивания хлеба изменился: из ручного
труда превратился в механизированный. Познакомились с новыми профессиями: агроном,
комбайнёр, мукомол, пекарь. Ознакомились с сельскохозяйственной техникой,
облегчающей труд хлеборобов, пекарей, водителей. Дети читали стихи, пословицы,
поговорки о хлебе.
Опытно – экспериментальная деятельность: проращивание и посадка зёрен пшеницы,
ржи, овса. Провели с детьми опыт «Превращение зерна в муку» с помощью кофемолки. В
результате узнали, что из зёрен пшеницы получается мука белого цвета, которая
применяется для изготовления булок, батонов, белого хлеба, а из зёрен ржи получается
мука серого цвета, и применяется для изготовления чёрного хлеба.
Создание альбома-гербария «Злаковые растения».
Выпуск стенгазеты «Слава хлебу!»
Рассматривание книг, альбомов о хлебе, рассматривание колосков, зёрен.
Художественное творчество
- рисование хлебных полей, сельскохозяйственного транспорта;
-аппликация «Колоски» с использованием зёрен;
- изготовление панно из солёного теста «Приглашаем на чай»;
- конструирование из бросового материала «Мельница»;
- изготовление тряпичной куклы «Крупеничка»;
Чаепитие. В ходе осеннего праздника устроили чаепитие с хлебобулочными изделиями .
Результаты проекта:
-У детей сформировалось представление о ценности хлеба.
-Дети узнали, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, и сколь людей
разных профессий трудятся над его производством.
-Дети проследили долгий и трудоёмкий процесс прохождения маленького зёрнышка до
нашего стола буханкой хлеба.
-Дети узнали значимость сельскохозяйственной техники;
-Дети приняли активное участие в опытно – экспериментальной деятельности
«Прорастание зёрен пшеницы, ржи, овса», «Превращение зерен в муку с помощью
кофемолки».
- Расширились представления детей о многообразии хлебных продуктов;
- Дети побывали в роли пекаря при изготовлении поделок из солёного теста.
- Дети стали бережно, с уважением относиться к хлебу, как главному продукту на столе.
В ходе проектирования дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда
берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. У детей формировались навыки
опытно – экспериментальной деятельности, развивалась познавательная активность,
самостоятельность, творчество.
Список литературы:
1. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2015 – 135
с.
2.Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: Мозаика- Синтез», 2004.
- 40с.
3. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 144с.
4. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах,
рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А.
Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.
5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей
и практических работников ДОУ / Авт.-состав.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода,
М.Б.Зуйкова. - 4-е изд., - М.:АРКТИ, 2006. - 96С.
6. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: . -
Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
7. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. -
32с.
8. Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2012. -
80с.
9. Материалы из сети Интернет