Напоминание

навык письма

Автор: Ермакова Елена Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ ЛО "Назийский центр социальной адаптации"
Населённый пункт: пгт.Назия,Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: навык письма







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование готовности к овладению навыком

письма младших школьников с умственной отсталостью

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их

пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие

нити - ручейки, которые питают источник творческой

мысли. Другими словами, чем больше мастерства в

детской руке, тем умнее ребенок» (Сухомлинский 1973:

220).

Одной

из

сторон

общего

развития

младших

школьников является развитие речи. Речь в целом, в том

числе письменная речь - явление многогранное. Важной

её

составляющей

считается

письмо

как

способность

с

помощью

графических

знаков

выражать

содержание

речи, мысли человека. Владение письменной речью, а

следовательно

и

графическими

навыками

-

одна

из

важнейших сторон общего развития ребёнка.

Развитие письменной речи не может происходить

успешно без овладения самой техникой письма, без

овладения графическим навыком.

Практика

показывает,

что

научение

письму

остается

одним

из

сложных

и

трудных

этапов

для

начинающих

учиться

в

школе.

Процесс

формирования

навыка

не

представляет для детей интереса, тем более увлечения.

Он

не

дает

возможность

осознанно

сформировать

правильный

графический

навык.

При

знакомстве

с

написанием букв работа ведется в большей степени над

начертаниями

отдельных

ее

элементов,

а

не

над

ее

целостным написанием.

Количество учащихся в младшем школьном возрасте с

трудностями обучения письму и нарушениями письма

увеличивается с каждым годом.

К л ю ч е в ы м

п о н я т и е м

в

м е т о д и к е

о б у ч е н и я

первоначальному

письму

является

«графика».

В

лингвистическом

понятии

«графика»

определяется

как

начертание письменных или печатных знаков, букв.

В исследованиях различных авторов навык овладения

письмом обозначается как «графомоторный навык»,

«элементарный графический навык», «базовые

графические умения и навыки», «базисные графические

движения», «графические умения», «двигательный навык

письма» (Агаркова 1978; Безруких 2001; Иншакова 2003;

Тригер 1998; Пантина 1967; Филиппова 1999 и др.).

Понятие «графический навык» вбирает все содержание

графики как раздела лингвистики, включающий в себя

начертание письменных букв или печатных знаков букв.

Формирование

графомоторных

навыков

письма,

по

мнению специалистов и практиков, является процессом

длительным и непростым. Отмечается, что графические

навыки в младшем школьном возрасте вырабатываются в

процессе длительных упражнений.

О с о б е н н о

в а ж н а

п р о бл е м а

ф о р м и р о в а н и я

графомоторных

навыков

у

младших

школьников,

имеющих

интеллектуальные

нарушения.

Проблемы

усвоения

навыков

письма

во

многом

объясняются

особенностями

учебной

деятельности

школьников:

у ч а щ и м с я

с в о й с т в е н н ы

н е д о с т а т о ч н а я

целенаправленность действий, неумение анализировать

и соблюдать последовательность выполнения заданий на

уроке.

Без

напоминания

педагогов

дети

не

стремятся

себя

контролировать,

выявлять

и

и с п р а в л я т ь

допускаемые ошибки.

Несмотря

на

достаточную

изученность

вопроса

развития

графомоторных

навыков

детей

младшего

школьного возраста, вместе с тем продолжает оставаться

актуальной проблема выявления наиболее эффективных

приемов

их

коррекции

у

детей

младшего

школьного

возраста с нарушением интеллекта.

Виды заданий на развитие следующих функций:

Р а з в и т и е

м е л к о й

м о т о р и к и

и

з р и т е л ь н о -

двигательных

координаций. Учитывая

особенности

состояния

моторных

функций,

недоразвитие

ручной

моторики, слабость мышечного тонуса, а также общей

моторики, развитие ручной и тонкой моторики в ходе

подготовки

умственно

отсталых

первоклассников

к

овладению навыками письма должно быть выделено в

особую

образовательную

задачу.

Эту

работу

важно

начинать на первом году и продолжать на протяжении

всего периода начального обучения.

При

развитии

движений

рук

по

подражанию

действиям

педагога,

зрительно-

двигательных

координаций

и

предметных

действий

возможно

использование следующих упражнений:

Обучение

плавным

движениям

рук

в

заданном

направлении с целью расслабления мышц кистей рук.

При

этом

используются

упражнения:

«Погладим

котёнка», «Веселые маляры».

Формирование умения удерживать позу пальцев и кистей

рук. Используются пальчиковые игры: «Кольцо», «Коза-

дереза»,

«Деревья»

Пальчиковые

игры

проводятся

с

речевым

сопровождением

(стихами,

потешками,

скороговорками).

Тренировка

активных

движений

кистей,

развитие

движений хватания, действия по подражанию действиям

взрослого,

самостоятельно

-

хватание

сначала

крупных

предметов,

а

затем

мелких,

учитывая

их

форму

и

величину, прочно захватывать и длительно удерживать их

в

руке.

При

этом

с

детьми

проводятся

следующие

упражнения:

«Поймай

мячик»,

«Переложи

игрушки»,

«Прокати

шарики»,

«Покатай

матрёшки»,

«Спрячь

игрушки», «Опусти фишки» и т. д.

Активизация

движений

кистей

рук

по

подражанию

действиям взрослого и самостоятельно, смена скорости

движений рук, чередование движений сжатия и разжатия

кулачков, соблюдение ритма чередования движений рук.

Этому

способствуют

пальчиковые

игры

и

упражнения:

«Игра

на

рояле»,

«Обезьянки»,

«Запусти

волчок»,

«Ладонь-кулак».

В

работе

с

детьми

используются

резиновые пищащие игрушки (важно, чтобы они не были

слишком

жёсткими,

что

приведёт

к

чрезмерному

напряжению кисти руки).

Тренировка сгибания и разгибания каждого пальца на

руке, обучение детей соотносящим действиям обеих

рук,

выделению

и

названию

отдельно

каждого

п а л ь ца .

Д л я

это го

п р о в од я тс я

с л еду ю щ и е

упражнения: «Сидит белка», «Дружная семья», «Мы

делим

апельсин»,

«Пальчики

поздоровались»,

«Замок», «Прятки» и др.

Формирование

захвата

щепотью

мелких

предметов

(раскладывание,

пересыпание,

перекладывание),

дети

действуют

по

подражанию

действиям

взрослого,

используются

игровые

упражнения:

«Разложи

по

коробочкам

бусы»,

«Пересыпь

горох

для

куклы»,

«Расставь домики для животных».

Обучение

выполнению

орудийных

действий

-

пользоваться лопаткой, совком; при заданиях с мелкими

предметами

и

сыпучим

материалом

использовать

ёмкости

-

пластиковые

бутылки,

прозрачные

банки,

пузырьки разных форм и предметов. В ходе обучения

используются дидактические игры и упражнения:

«Разложи крупу по банкам», «Опусти в сосуд фигурку»,

«Угости кукол кашей» и др.

Стимуляция мышечной активности руки в упражнениях с

различными предметами: ребристый карандаш, клубки и

катушки (наматывание и разматывание), шарики...

Обучение

выполнению

специфических

действий

пальцами:

кручение,

нанизывание,

щелчки,

вращение,

шнуровка,

переливание,

пересыпание,

застегивание

пуговиц, вырезание, лепка, аппликация, плетение и т.д.

Упражнения: «Накрути гайку», «Одень куклу», «Проложи

тропинку» и д.т. Особую роль в развитии ручной умелости

играет

умение

уверенно

пользоваться

ножницами.

Постоянные

упражнения:

симметричное

вырезание,

произвольное,

по

контуру

-

полезное

и

увлекательное

занятие.

Обучение

выкладыванию

предметов,

ориентируясь

на

обозначенное

направление

-

по

линии

в

ряд ,

нанизывание на шнурок, вкладывание в ячейки, при этом

используются

дидактические

игры:

«Посади

ёлочки»,

«Расставь

матрёшки»,

«Собери

бусы»,

«Разложи

по

дорожке

колечки»...

Выкладывание

из

палочек

по

заданным ориентирам или картинкам.

Целесообразно использовать следующие

разнообразные приёмы для развития мелкой моторики

пальцев рук:

Пальчиковая

гимнастика,

показ

при

помощи

рук

р а з л и ч н ы х

и з о б р а ж е н и й ,

к о т о р ы м и

м о ж е т

сопровождаться чтение потешек или сказок; физические

упражнения, основанные на хватательных движениях.

•Кинезиологические упражнения (комплекс движений,

позволяющий активизировать межполушарное

взаимодействие, синхронизацию работы полушарий). Эти

упражнения улучшают внимание и память, формируют

пространственные представления. Занятия направлены

на преодоление патологических синкинезий

(дополнительные движения, которые в непроизвольной

форме привязаны к самим движениям, например,

движения рук при ходьбе), устраняют дезадаптацию в

процессе обучения, гармонизируют

работу

головного

мозга.

Все

упражнения

должны

выполняться вместе с детьми, постепенно от занятия к

занятию, увеличивая время и сложность заданий.

Развитие зрительного внимания и зрительного

восприятия.

При работе над развитием зрительного внимания и

зрительного

восприятия,

над

формированием

умения

уд е р ж и в а т ь

в н и м а н и е

н а

п р е д м е т е ,

у м е н и я

прослеживать

взором

движущийся

предмет

работа

проводится в следующих направлениях:

Обучение выделению предмета из фона, удерживанию

взора на движущемся предмете. При этом используются

упражнения с карточками и следующие игровые задания;

«Тучка по небу плывёт», «Солнышко, выгляни в окошко»,

«Кошка и мышка», «Петрушка» и другие.

Обучение

выкладыванию

изображений

предметов

по

подражанию, по образцу, по речевой инструкции.

Формирование

подражания

действиям

взрослого:

сначала

без

предметов,

а

затем

с

предметами

-

разноцветными

колечками,

напёрстками,

цветными

перчатками,

сюжетными

игрушками

из

настольного

пальчикового

театра.

Проводятся

игровые

задания:

«Колечко,

выйди

на

крылечко»,

«Зайка

попрыгайка»,

«Разноцветные шапочки для деток» и другие.

Обучение хватанию одной рукой маленьких предметов и

двумя руками больших предметов.

Обучение соотношению предметов с их изображением и

их

названием:

«Покажи,

где

(книга,

карандаш,

тетрадь ... )», «Покажи, на какой картинке нарисован ...».

Развитие

целостного

восприятия

п р ед м е т н о го

изображения. Применяются задания и упражнения типа:

«Подбери

к

коврикам

заплатки»,

«Собери

паровозик»,

«Выложи из цветов полянку», «Подбери дверь к домикам

поросят» И др.

Развитие умения выделять отдельные части (предметы)

из общего изображения.

Обучение сравнению парных предметов или картинок.

Предлагаются игровые задания: «Найди пару», «Найди

различия», «Найди похожую игрушку», «Подбери такую

же картинку», «Дорисуй вторую половинку», «Дорисуй

фигуры по образцу» и т. д.

Работа по дифференциации сходных буквенных знаков.

Ещё

до

изучения

букв

и

их

написания

предлагаются

различные задания, например, сгруппировать буквы: М

м, Т т, П п, опираясь на сходство очертаний, независимо

от их величины. Буквы группируются, их конфигурации

сравниваются

с

абрисом

знакомых

предметов,

выкладываются фигуры, похожие на буквы. Эта работа

приучает

к

различению

начертаний

букв,

к

их

дифференциации.

В

результате

идёт

непроизвольное

запоминание букв.

Развитие пространственной ориентировки.

Данная

работа

включает

развитие

пространственно-

временных ориентировок на себе, на листе бумаги, на

парте, в классе, на доске, на плоскости.

Обучение

ориентировке

в

пространстве

для

уточнения

представлений «вверх», «вниз», «выше», «ниже» ... На

з а н я т и я х

у ч и м

дете й

п о ка з ыв ат ь

и

н а з ы в а т ь

расположение

предметов

в

пространстве,

формируем

ориентировку:

верх-низ,

лево-право,

середина,

выше-

ниже. Выполняются задания типа: «Выложи тучки вверху,

а травку - внизу», «Ёлочку положи на середину листа,

солнышко - вверху, травку - внизу»...

Обучение

выполнению

ритмичных

движений

руками

в

различных

направлениях

по

подражанию

взрослым

и

самостоятельно.

Формированию

этих

движений

рук

способствуют

следующие

упражнения:

«Бабочка»,

«Листопад», «Воздушные шары» и др.

Эффективно

работают

игровые

задания

типа:

«Найди

спрятанный предмет в классе» - дети словесно указывают

игроку

спрятанный

предмет

используя

слова

«прямо»,

«под», «между» и т.д.

Развитие слухового внимания и слухового восприятия.

Обучение выполнению определённых движений руками

под

звучание

музыкальных

инструментов

(бубна,

барабана, дудочки). Используются дидактические игры и

упражнения:

«Прятки»

-

спрячь

руки

под

звук

колокольчика,

«Пианино»

-

движение

пальчиков

по

поверхности стола, имитируя игру на клавишах пианино,

«Барабан»

-

стук

пальцами

по

столу,

отбивая

дробь

барабана

под

звук

инструмента,

«Дудочка»

-

изображение

действий,

имитирующих

игру

на

инструменте,

«Хлопки»

-

хлопки

ладонями

под

звук

звучащего инструмента и др.

Обучение

выполнению

действий

(бросать,

опускать,

нанизывать, раскладывать) с мелкими предметами под

речевые звуки: «бах-бах», «да-да-да», «тук-тук-тук».

Формирование базовых графических умений.

Обучение проводить простые, ломаные, волнистые линии

в

заданном

направлении,

проводить

прямые

и

непрерывные

линии

сначала

пальцем

рук,

а

затем

карандашом

по

заданному

ориентиру

в

ограниченном

пространстве

и

в

различных

направлениях.

Игровые

задания:

«Волны

на

реке»,

«Машина

едет

к

домику»,

«Насекомые» .

Обучение

проведению

линий

по

заданному

контуру:

письмо по точкам, по пунктирным линиям, по контуру, по

тонкой сплошной линии, штриховка, работа с шаблонами

и трафаретами ..

Обучение обводке линий по контуру и штриховке простых

геометрических форм (круг, квадрат, овал, треугольник),

ориентируясь на указатель — стрелку. Эти задания

выполнялись на крупных листах бумаги (ватмане,

альбомном листе). Детей просили сначала пальцем

обвести по контуру, а затем повторить действия

карандашом. Педагог предлагал детям игровые задания:

«Снеговик», «Домик», «Облака», «Неваляшка» и т.д.

О б у ч е н и е

в ы к л а д ы в а н и ю

у з о р о в

и з

п л о с к и х

геометрических

форм

на

столе

ограниченном

пространстве

на

деревянной

доске,

на

альбомном

листе

бумаги),, с последующей зарисовкой этих узоров.

Использовались дидактические

/

задания и упражнения: «Сложи и зарисуй узор», «Выложи

и зарисуй — грибок — елочка», «Сложи и нарисуй

молоток (стул, стол, елочку, паровоз, неваляшку,

Чебурашку)» и др.

Обучение списывать с печатного и рукописного шрифтов.

Предлагаемые упражнения нацелены на развитие

умения контролировать свои действия. Важное место при

этом занимают упражнения, направленные на отработку

у учащихся умения сопровождать свои действия словом.

Во внеурочное время можно проводить занятия

творческого характера:

Обрывание

бумаги

разной

плотности

и

фактуры

(салфеток,

газетной,

картона),

сминание

пальцами

комочков

из

бумаги;

симметричное

вырезание,

аппликация, вырезание ножницами различных фигурок.

Пальчиковая гимнастика

Перебирание и сортировка круп и семян мелких, средних

и

крупных

(пшено,

рис,

гречка,

горох,

фасоль

и

др.);

нахождение

мелких

предметов

в

емкости

с

фасолью,

горохом - "сухой бассейн".

Выкладывание из крупы на фоновой бумаге различных

изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров).

Выполнение

аппликаций

из

природного

материала

(семян, ореха, яичной скорлупы и т.д); плетение из бумаги

и тесьмы ковриков, полосок.

Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из

цветных нитей - ниткопись.

Шнуровка

на

различных

предметах,

сматывание

шерстяной пряжи в клубки;

Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на

леску, работа с проволокой

Конструирование из палочек, полосок узоров.

Выкладывание из шнуров изображений по контуру;

Игры

с

мозаикой,

с

конструкторами,

требующими

закручивание шурупов, гаек.

Лепка.

Рисование

различными

материалами

(карандашом,

мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т. д.).

Работа

с

бумагой.

Складывание

(оригами).

Плетение.

Аппликации.

Графические упражнения. Штриховка.

Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

Рисование

различными

материалами

(ручкой,

простым

карандашом,

цветными

карандашами,

мелом)

требует

различной степени нажима для того, чтобы на бумаге

остался

след

от

пишущего

предмета.

Это

тоже

способствует развитию ручной умелости.

Теневой театр. Такая форма работы, может быть

использована для развития моторики рук у детей,

начиная с раннего возраста. Кроме того что теневой театр

позволяет развивать точные, дифференцированные и

согласованные движения пальцев и кистей рук, он

вызывает и поддерживает у учащихся интерес к

выполнению упражнений по развитию моторики,

позволяет более продолжительное время

концентрировать внимание, быть усидчивыми и

активными и т.д.

Целенаправленная коррекционно-педагогическая

работа по подготовке первоклассников с умственной

отсталостью к выполнению письменных заданий

позволяет сформировать у них как общие (правильная

осанка в процессе выполнения графических работ;

принятие и понимание условий задания до конца;

сформированность зрительно-двигательной

координации), так и специфические умения и навыки

(сформированность функций ведущей руки и

согласованность действий обеих рук; правильное

расположение листа бумаги на столе и ориентировка на

нём; удержание пишущего предмета и оперирование

им; проведение различных линий в заданном

направлении; работа в тетрадях), что в свою очередь

облегчит детям овладение навыками письма, будет

способствовать продуктивному формированию навыков

письменной речи и усвоению учебного материала в

целом.

Ермакова Е.Л.