Напоминание

"Сенситивный возраст для формирования гендерной толерантности"

Автор: Халеева Светлана Владимировна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 17 "Затейники"
Населённый пункт: город Балаково Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Сенситивный возраст для формирования гендерной толерантности"
Дата публикации: 09.08.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сенситивный возраст для формирования гендерной

толерантности

Халеева

Светлана

Владимировна,

воспитатель МАДОУ д/с №17 «Затейники»

г.

Балаково

Саратовской

области.

В настоящее время очень часто можно наблюдать жестокость и агрес-

сивность детей по отношению друг к другу и окружающим их людям.

В условиях российской действительности утрата ценности прежних

идеалов, связанных с крушением советского государства, вызвала каче-

ственные преобразования в общественном сознании. В настоящее время

возникла необходимость поиска универсальной ценности, способной стать

основанием нового этапа развития общества. С этой точки зрения особый

характер приобретает идея толерантности. Проблема воспитания толерант-

ности становится особенно актуальной на современном этапе развития об-

щества, когда физическое, эмоциональное насилие, акты агрессивности,

становятся привычными проявлениями социальной действительности. То-

лерантность становится сегодня не просто одной из ценностей, но и прави-

лом обращения с ними, делает возможным применение универсальных до-

стояний по отношению к любой национально своеобразной культуре, яв-

ляется необходимой предпосылкой общественного единения людей разных

верований, культурных традиций, политических убеждений.

Значимость распространения идеи толерантности и создания необхо-

димых педагогических условий для воспитания данного интегративного

личностного образования обосновывается в нормативных документах и де-

кларациях как на международном, так и на государственном уровне («Все-

общая декларация прав человека», «Европейская конвенция о защите прав

человека и основных свобод», «Декларация принципов толерантности»,

«Декларация прав ребёнка», Конвенция ООН «О правах ребёнка» и др.). В

Законе Российской Федерации «Об образовании» одним из принципов го-

сударственной политики в области образования выступает «…приоритет

общечеловеческих ценностей, …воспитание гражданственности, уваже-

ния к правам и свободам человека».

Принятая в 2001 в соответствии с «Декларацией принципов толе-

рантности», федеральная целевая программа «Формирование установок то-

лерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе

(2001-2005 годы)», направлена на формирование и внедрение в социаль-

ную практику норм толерантного поведения».

Актуальность формирования толерантности доказывается тем, что

толерантность как ценность не является доминирующей в структуре лич-

ностных ценностей современной молодёжи в связи с тем, что российский

менталитет предполагает большую склонность к снисходительности,

отеческой заботе о слабом, чем к уважению равного себе субъекта. В созна-

нии молодёжи существует представление о толерантности скорее как о

пассивно- доброжелательном отношении к другому человеку, чем как об

активной деятельной позиции признания и принятия другого. Под влияни-

ем окружающей жизни у детей нередко искажены представления о добро-

те, милосердии, справедливости, которые закладываются именно в детстве

в процессе воспитания и образования.

Толерантность в детском возрасте определяют, как готовность при-

знавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, кото-

рые отличаются от собственных, как сознательное принятие позиции дру-

гого, отличающейся от своей собственной. В формировании у детей толе-

рантности особая роль отводится дошкольному образованию как начально-

му этапу в нравственном развитии ребенка. Гендерная толерантность при-

менительно к старшему дошкольному возрасту определяется как интегра-

тивное личностное образование, проявляющееся в принятии самого себя и

другого как представителя определенного пола, отсутствии предубежден-

ности в оценке его внутренних особенностей и поведения, умении устанав-

ливать с ним субъект-субъектные отношения.

Содержание процесса формирования гендерной толерантности осу-

ществляется через использование системы средств, методов и форм орга-

низации, включающих игру, психодраму, устное народное творчество, ана-

лиз материалов художественной литературы, кино и конкретных ситуаций,

круглые столы, беседы, рефлексию, дискуссию, элементы социально-пси-

хологического тренинга, сотворчество, эмоциональное соучастие.

Основными средствами формирования гендерной толерантности яв-

ляются игры и художественные произведения, сюжеты которых включают

взаимоотношения между представителями разного пола; эмоциональное

соучастие; дискуссии и беседы, предполагающие обсуждение различных

проявлений толерантности. В диалоге происходит проявление и формиро-

вание показателей и механизмов толерантности.

В дошкольном возрасте воспитание культуры взаимоотношений

мальчиков и девочек предполагает целенаправленную педагогическую ра-

боту, которая включает развитие у ребенка ценностного отношения, ин-

тереса к представителям своего и противоположного пола, желания и уме-

ний взаимодействовать друг с другом, мирно решать конфликты и догова-

риваться. По мнению Г.Б. Марченко «Нравственное развитие ребенка, свя-

зано с развитием толерантности и происходит через усвоение моральных

эталонов предлагаемых обществом. Как правило, эти эталоны существуют

не в форме правил и представлений, а в форме конкретных художествен-

ных персонажей из сказок, обладающих какими-либо качествами (положи-

тельными или отрицательными) и совершающих соответствующие поступ-

ки». В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова указывают на то, что дошколь-

ный возраст – важный период для воспитания культуры гендерных взаимо-

отношений детей. Именно в данный период у них формируются перво-

основы качеств мужественности и женственности, первые длительные вза-

имоотношения, модели поведения в семье и в обществе, симпатии друг к

другу, детская субкультура, полоролевая «Я - концепция». Целенаправлен-

ная педагогическая работа формирует полоролевое развитие старших до-

школьников, так как оно находится еще в процессе формирования и ген-

дерные представления детей носят неустойчивый характер.

Для формирования гендерной толерантности детей дошкольного воз-

раста наиболее продуктивно ознакомление с игрой – драматизацией. Для

эффективного использования игры необходимо отбирать литературный ма-

териал, в котором четко и доступно обозначены мужские и женские роли. В

игре-драматизации дети старшего дошкольного возраста изучают модели

полоролевого поведения на основе анализа поведения героев, обучаются

умению вести диалог со сверстником в соответствии с заданным сюжетом,

учету позиции партнеров по общению; проявлению эмпатии. Данный вид

игры расширяет представления детей об особенностях взаимоотношений

между полами, позволяет приобрести опыт проживания различных моде-

лей гендерного поведения, способствует снижению стереотипности при

восприятии представителя своего и противоположного пола. Игра развива-

ет социальный опыт: играющий вступает в диалог с окружающими, выра-

жает свое отношение к разыгрываемым событиям, организовывает свое по-

ведение в соответствии с общепринятыми социальными нормами. Задачи

формирования гендерной толерантности у старших дошкольников решают-

ся на всех этапах организации игровой деятельности: в процессе выбора

литературной основы, разыгрывания этюдов, распределения ролей, анализа

передачи замысла текста и т.д.

Старший дошкольный возраст выбран не случайно. В этом возрасте

впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверст-

ника, интерес к общению с которыми постоянно увеличивается. В течение

этого периода избирательность в общении со сверстниками возрастает:

если дети в 3-4 года достаточно легко меняют партнёра, то с 5-7 лет они

стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить. То

есть дети в этом возрасте становятся более избирательными и постоянны-

ми в выборе предпочитаемых межличностных взаимодействий. Их интере-

сы и мотивы становятся более устойчивыми. Как правило, дошкольник со-

вершает нравственные поступки в отношении тех детей, которые ему сим-

патичны. У детей появляется стремление отозваться на переживания друга,

желание помочь, оказать поддержку. Но по отношению к несимпатичным

сверстникам дети не испытывают чувства удовольствия. Следовательно,

для формирования толерантности необходимо становление интереса, поло-

жительного отношения к ребенку противоположного пола, взаимных поло-

жительных связей между мальчиками и девочками.

В условиях детского сада воспитание толерантности осуществляется

в следующем: обучение по определенной образовательной программе, ор-

ганичным элементом которой является приобщение к общепринятым пра-

вилам и нормам поведения; конструктивная оценка его деятельности и по-

ведения; формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью кото-

рых впоследствии ребенок будет оценивать себя сам; побуждение ребенка

к анализу своих отношений, действий и поступков и сравнению их с дей-

ствиями и поступками других людей с точки зрения их конструктивного

восприятия (избегание осуждения, порицания и пр.).

Список литературы

1.

Деркунская В.А., Харчевникова Л.Н. Развитие гендерных взаимоотношений де-

тей 4-5 лет в сюжетно – ролевой игре // Дошкольная педагогика. – 2014. – №8. – С. 10

2.

Марченко Г.Б Социально-психологические особенности формирования толе-

рантности у дошкольников / .– 294 с.

3.

Конышева Е.А. Выявление предпосылок появления толерантности в дошколь-

ном возрасте // Инновации в дошкольном образовании: теория, опыт, проблемы: Ма-

тер. регион. науч. -практ. конф. / Перм.гос. пед.ун-т. – Чайковский, 2005. - С. 51-53.

(0,4 п.л.)