Автор: Халеева Светлана Владимировна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 17 "Затейники"
Населённый пункт: город Балаково Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Сенситивный возраст для формирования гендерной толерантности"
Сенситивный возраст для формирования гендерной
толерантности
Халеева
Светлана
Владимировна,
воспитатель МАДОУ д/с №17 «Затейники»
г.
Балаково
Саратовской
области.
В настоящее время очень часто можно наблюдать жестокость и агрес-
сивность детей по отношению друг к другу и окружающим их людям.
В условиях российской действительности утрата ценности прежних
идеалов, связанных с крушением советского государства, вызвала каче-
ственные преобразования в общественном сознании. В настоящее время
возникла необходимость поиска универсальной ценности, способной стать
основанием нового этапа развития общества. С этой точки зрения особый
характер приобретает идея толерантности. Проблема воспитания толерант-
ности становится особенно актуальной на современном этапе развития об-
щества, когда физическое, эмоциональное насилие, акты агрессивности,
становятся привычными проявлениями социальной действительности. То-
лерантность становится сегодня не просто одной из ценностей, но и прави-
лом обращения с ними, делает возможным применение универсальных до-
стояний по отношению к любой национально своеобразной культуре, яв-
ляется необходимой предпосылкой общественного единения людей разных
верований, культурных традиций, политических убеждений.
Значимость распространения идеи толерантности и создания необхо-
димых педагогических условий для воспитания данного интегративного
личностного образования обосновывается в нормативных документах и де-
кларациях как на международном, так и на государственном уровне («Все-
общая декларация прав человека», «Европейская конвенция о защите прав
человека и основных свобод», «Декларация принципов толерантности»,
«Декларация прав ребёнка», Конвенция ООН «О правах ребёнка» и др.). В
Законе Российской Федерации «Об образовании» одним из принципов го-
сударственной политики в области образования выступает «…приоритет
общечеловеческих ценностей, …воспитание гражданственности, уваже-
ния к правам и свободам человека».
Принятая в 2001 в соответствии с «Декларацией принципов толе-
рантности», федеральная целевая программа «Формирование установок то-
лерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе
(2001-2005 годы)», направлена на формирование и внедрение в социаль-
ную практику норм толерантного поведения».
Актуальность формирования толерантности доказывается тем, что
толерантность как ценность не является доминирующей в структуре лич-
ностных ценностей современной молодёжи в связи с тем, что российский
менталитет предполагает большую склонность к снисходительности,
отеческой заботе о слабом, чем к уважению равного себе субъекта. В созна-
нии молодёжи существует представление о толерантности скорее как о
пассивно- доброжелательном отношении к другому человеку, чем как об
активной деятельной позиции признания и принятия другого. Под влияни-
ем окружающей жизни у детей нередко искажены представления о добро-
те, милосердии, справедливости, которые закладываются именно в детстве
в процессе воспитания и образования.
Толерантность в детском возрасте определяют, как готовность при-
знавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, кото-
рые отличаются от собственных, как сознательное принятие позиции дру-
гого, отличающейся от своей собственной. В формировании у детей толе-
рантности особая роль отводится дошкольному образованию как начально-
му этапу в нравственном развитии ребенка. Гендерная толерантность при-
менительно к старшему дошкольному возрасту определяется как интегра-
тивное личностное образование, проявляющееся в принятии самого себя и
другого как представителя определенного пола, отсутствии предубежден-
ности в оценке его внутренних особенностей и поведения, умении устанав-
ливать с ним субъект-субъектные отношения.
Содержание процесса формирования гендерной толерантности осу-
ществляется через использование системы средств, методов и форм орга-
низации, включающих игру, психодраму, устное народное творчество, ана-
лиз материалов художественной литературы, кино и конкретных ситуаций,
круглые столы, беседы, рефлексию, дискуссию, элементы социально-пси-
хологического тренинга, сотворчество, эмоциональное соучастие.
Основными средствами формирования гендерной толерантности яв-
ляются игры и художественные произведения, сюжеты которых включают
взаимоотношения между представителями разного пола; эмоциональное
соучастие; дискуссии и беседы, предполагающие обсуждение различных
проявлений толерантности. В диалоге происходит проявление и формиро-
вание показателей и механизмов толерантности.
В дошкольном возрасте воспитание культуры взаимоотношений
мальчиков и девочек предполагает целенаправленную педагогическую ра-
боту, которая включает развитие у ребенка ценностного отношения, ин-
тереса к представителям своего и противоположного пола, желания и уме-
ний взаимодействовать друг с другом, мирно решать конфликты и догова-
риваться. По мнению Г.Б. Марченко «Нравственное развитие ребенка, свя-
зано с развитием толерантности и происходит через усвоение моральных
эталонов предлагаемых обществом. Как правило, эти эталоны существуют
не в форме правил и представлений, а в форме конкретных художествен-
ных персонажей из сказок, обладающих какими-либо качествами (положи-
тельными или отрицательными) и совершающих соответствующие поступ-
ки». В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова указывают на то, что дошколь-
ный возраст – важный период для воспитания культуры гендерных взаимо-
отношений детей. Именно в данный период у них формируются перво-
основы качеств мужественности и женственности, первые длительные вза-
имоотношения, модели поведения в семье и в обществе, симпатии друг к
другу, детская субкультура, полоролевая «Я - концепция». Целенаправлен-
ная педагогическая работа формирует полоролевое развитие старших до-
школьников, так как оно находится еще в процессе формирования и ген-
дерные представления детей носят неустойчивый характер.
Для формирования гендерной толерантности детей дошкольного воз-
раста наиболее продуктивно ознакомление с игрой – драматизацией. Для
эффективного использования игры необходимо отбирать литературный ма-
териал, в котором четко и доступно обозначены мужские и женские роли. В
игре-драматизации дети старшего дошкольного возраста изучают модели
полоролевого поведения на основе анализа поведения героев, обучаются
умению вести диалог со сверстником в соответствии с заданным сюжетом,
учету позиции партнеров по общению; проявлению эмпатии. Данный вид
игры расширяет представления детей об особенностях взаимоотношений
между полами, позволяет приобрести опыт проживания различных моде-
лей гендерного поведения, способствует снижению стереотипности при
восприятии представителя своего и противоположного пола. Игра развива-
ет социальный опыт: играющий вступает в диалог с окружающими, выра-
жает свое отношение к разыгрываемым событиям, организовывает свое по-
ведение в соответствии с общепринятыми социальными нормами. Задачи
формирования гендерной толерантности у старших дошкольников решают-
ся на всех этапах организации игровой деятельности: в процессе выбора
литературной основы, разыгрывания этюдов, распределения ролей, анализа
передачи замысла текста и т.д.
Старший дошкольный возраст выбран не случайно. В этом возрасте
впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверст-
ника, интерес к общению с которыми постоянно увеличивается. В течение
этого периода избирательность в общении со сверстниками возрастает:
если дети в 3-4 года достаточно легко меняют партнёра, то с 5-7 лет они
стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить. То
есть дети в этом возрасте становятся более избирательными и постоянны-
ми в выборе предпочитаемых межличностных взаимодействий. Их интере-
сы и мотивы становятся более устойчивыми. Как правило, дошкольник со-
вершает нравственные поступки в отношении тех детей, которые ему сим-
патичны. У детей появляется стремление отозваться на переживания друга,
желание помочь, оказать поддержку. Но по отношению к несимпатичным
сверстникам дети не испытывают чувства удовольствия. Следовательно,
для формирования толерантности необходимо становление интереса, поло-
жительного отношения к ребенку противоположного пола, взаимных поло-
жительных связей между мальчиками и девочками.
В условиях детского сада воспитание толерантности осуществляется
в следующем: обучение по определенной образовательной программе, ор-
ганичным элементом которой является приобщение к общепринятым пра-
вилам и нормам поведения; конструктивная оценка его деятельности и по-
ведения; формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью кото-
рых впоследствии ребенок будет оценивать себя сам; побуждение ребенка
к анализу своих отношений, действий и поступков и сравнению их с дей-
ствиями и поступками других людей с точки зрения их конструктивного
восприятия (избегание осуждения, порицания и пр.).
Список литературы
1.
Деркунская В.А., Харчевникова Л.Н. Развитие гендерных взаимоотношений де-
тей 4-5 лет в сюжетно – ролевой игре // Дошкольная педагогика. – 2014. – №8. – С. 10
2.
Марченко Г.Б Социально-психологические особенности формирования толе-
рантности у дошкольников / .– 294 с.
3.
Конышева Е.А. Выявление предпосылок появления толерантности в дошколь-
ном возрасте // Инновации в дошкольном образовании: теория, опыт, проблемы: Ма-
тер. регион. науч. -практ. конф. / Перм.гос. пед.ун-т. – Чайковский, 2005. - С. 51-53.
(0,4 п.л.)