Напоминание

"Специфика проектной деятельности с дошкольниками"

Автор: Захарова Лилия Николаевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 9
Населённый пункт: г. Балаково Саратовской обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Специфика проектной деятельности с дошкольниками"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Специфика проектной деятельности с дошкольниками

В

дошкольном

возрасте

ребенок

осваивает

различные

виды

деятельности. Именно проектная деятельность призвана помочь ребенку в

развитии творческой активности, любознательности.

Проектная

деятельность

в

ДОО

это

особый

партнерский

тип

взаимоотношений

ребенка

дошкольного

возраста

и

педагога,

который

строится на следующих принципах:

1.

Проектная деятельность начинается тогда, когда нет единого пути

решения проблемы.

Иными

словами,

если

у

ребенка

проявляется

замысел,

например,

художественный, он взял нужный предмет и создал художественный образ, то

это деятельность не относится к проектной – все действия выполнены в

рамках продуктивной деятельности. Проектная деятельность возникает в том

случае,

когда

ребенок

видит

проблему

и

ищут

пути

ее

решения,

нетрадиционными

способами.

Например,

в

процессе

продуктивной

деятельности ребенок замечает, что кисточки пачкают рабочую поверхность.

Ребенок видит в этом проблему. Решение ищет в том, что нужно делать

предмет в виде подставки, чтобы стол оставался чистым. В данном случае

действия ребенка попадают в зону ближайшего развития: с одной стороны

решение

найдено,

с

другой

без

помощи

взрослого

осуществить

его

не

возможно.

2.

Проектная

деятельность

в

отличие

от

продуктивной

предполагает движение ребенка в пространстве возможного.

В ходе продуктивной деятельности на занятие педагог предлагает идею,

дат

образец

и

алгоритм

выполнения.

Тем

самым

ребенок

лишается

творческого подхода. В процессе проектной деятельности перед ребёнком

возникает проблема, требующая обдумывания и поиска решения. Ребенок

может пробовать несколько вариантов, не всегда верных для решения, но

выбрать наиболее оптимальный на его взгляд.

Воссоздав

несколько

решений

проблемы,

ребенок

лучше

усваивает

последовательность действий.

Как правило, замысел ребенка опережает технические возможности. И

тут необходима недирективная помощь взрослого. В роли взрослого может

выступать педагог ДОО или родитель. Совместная деятельность взрослого и

ребенка

поможет

понять

друг

друга,

установить

партнерские

взаимоотношения.

Часто

на

данном

этапе

проектной

деятельности

педагоги

делаю

ошибку, стараясь помочь ребенку. Не стоит выполнять творческие действия

за ребенка. Необходимо организовать проблемную ситуацию, где педагогу не

стоит предлагать действия по заданному образцу .

3.

Проектная

деятельность

опирается

на

субъективную

позицию

ребенка, где появляется его инициатива, самостоятельность и активность.

Ребенок выражает свое мнение и путь решения проблемы. И где может

носить как нетрадиционный подход, так и быть общеизвестна с небольшими

изменениями. Педагог должен поощрять и поддерживать инициативность и

нестандартность в подходе.

4.

Проектная деятельность – это н просто реализация идеи ребенка

дошкольного возраста, но и реализация его смыслов. Проявление инициативы

свидетельствует о значимости данного

вопроса для личности ребенка.

Поэтому прежде, чем спешить помочь ребёнку, следует выяснить мотивы

заинтересованности.

Это

поможет

ребенку

научится

выражать

свое

отношение, замысел окружающим людям.

5.

Проектная

деятельность

имеет

адресный

характер.

Адресат

выступает в данном случае продукт, на который направлена деятельность

ребенка.

Перечисленные выше принципы являются характерными именно для

проектной деятельности в ДОО.

Проанализировав

психолого-педагогическую

и

методическую

литературу, выяснили, что организация проектной деятельности в ДОО имеет

ряд особенностей:

В

первую

очередь

проектная

деятельность

влияет

на

организацию

режимных

процессов

в

образовательном

учреждении.

Проектная

деятельность

выходит

за

рамки

сетки

занятий,

так

как

предполагает

организацию

различных

видов

деятельности.

В

процессе

организации

проекта следует изменить режим жизнедеятельности детей и отвести время

после 11 часов. Проект задействует двух педагогов, так как его реализация

требует подгрупповой формы работы.

Так же важным аспектом проектной деятельности в ДОО является

профессиональная готовность педагога к проектной деятельности. Так как

педагогу придется отказаться от привычных схем действий .

Следующей

особенностью

проектной

деятельности

в

ДОО

можно

считать

мониторинг

реализации

проекта,

систематическое

отслеживание

промежуточного результата. Иными словами, необходим постоянный анализ

проблем

и

успехов.

В

данном

случае

мониторинг

характеризуется

объективностью

предоставленный

фактов.

Для

реализации

мониторинга

педагогического

проекта

используются

ежедневные

записи,

видео

и

фотоматериалы, творческие отчеты педагога.

Таким образом, проектная деятельность в ДОО представляет важную

сферу развития личности ребёнка дошкольного возраста.