Напоминание

"Развитие речи посредством театрализованной деятельности"

Автор: Толстогузова Ирина Геральдовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №451
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи посредством театрализованной деятельности"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Развитие речи посредством театрализованной деятельности» (из опыта

работы воспитателя Толстогузова И.Г.)

Год

от

года

растет

число

старших

дошкольников

имеющих

дефекты

произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого

общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может

построить

развернутый

рассказ,

придумать

собственную

сказку.

Поэтому

очень

важно

в

работе

воспитателя

заботиться

о

своевременном

формировании

речи

детей,

ее

чистоте

и

правильности,

предупреждая

и

исправляя различные нарушения.

Театрализованная

деятельность

одна

из

самых

эффективных

способов

воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип

обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором,

стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый

ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды причем не

только

на

едине

с

собой,

но

и

публично

не

стесняясь

присутствия

слушателей. Опыт педагогической работы показал, что, театрализованная

игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует

активную

речь

за

счет

расширения

словарного

запаса,

совершенствует

артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его

выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации,

соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко,

чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая,

эмоционально

насыщенная

речь.

Дети

лучше

усваивают

содержание

произведения,

логику

и

последовательность

событий,

их

развитие

и

причинную

обусловленность.

Театрализованные

игры

способствуют

усвоению

элементов

речевого

общения

(мимика,

жест,

поза,

интонация,

модуляция

голоса)

.Занятия

в

детском

театре

обогащают

детей

новыми

впечатлениями, знаниями, развивают интерес к художественной литературе,

активизируют

словарь,

разговорную

речь,

способствуют

нравственно-

эстетическому воспитанию, позволяет решать многие актуальные проблемы

педагогики

и

психологии,

связанные

с

художественным

и

нравственным

воспитанием,

развитием

коммуникативных

качеств

личности,

развитием

воображения, фантазии, инициативности, раскрепощенности и т. д. Целью

нашей работы по театрализованной деятельности является: овладение детьми

полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе, а это

одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста.

Мы определили основные направления нашей деятельности: постепенный

переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к

самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры

рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от

имитации

действий

в

сочетании

с

передачей

основных

эмоций

героя

к

освоению

роли

как

созданного

простого

«типичного»

образа

в

театрализованной игре.

Работая

с

малышами,

мы

обратили

внимание

на

их

интерес

к

ярким

костюмам

и

фигуркам

героев

сказок,

шапочкам,

маскам.

Младших

дошкольников, это привлекало прежде всего, из за возможности переодеться,

а значит измениться. Постепенно мы стали формировать интерес детей к

театрализованным играм. Организовывали просмотр небольших кукольных

спектаклей старшими детьми, взяв за основу содержание знакомых потешек,

стихов и сказок. Мы начали знакомство с театральной игрой через игры -

имитации. Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц

(дети

проснулись-потянулись,

воробышки

машут

крыльями)

и

имитация

основных

эмоций

человека

(выглянуло

солнышко

-

дети

обрадовались:

улыбнулись,

захлопали

в

ладоши,

запрыгали

на

месте).

Игра-имитация

цепочки

последовательных

действий

в

сочетании

с

передачей

основных

эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать;

зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Игра-имитация образов

хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику,

храбрый петушок шагает по дорожке) .

К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще

недостаточно сформировалась. Теперь нашей задачей стало - стимулировать

желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами

театров:

настольный

театр,

театр

бибабо,

плоскостного

театра

на

фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по

текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов..

Благодаря

системным

занятиям

у

детей

развилась

активная

речь

и

выработались игровые умения. Учась быть доброжелательными зрителями,

дети

не

забывали

говорить

спасибо

артисту.

А

в

актерской

игре

стали

самостоятельно

использовать

некоторые

средства

выразители

(мимика,

жесты, сила и тембр голоса, темп речи). Наша работа с детьми среднего

возраста

была

направлена

на

стимулирование

интереса

к

творчеству

и

импровизации. Постепенно дети включилась в процесс игрового общения с

театральными куклами.

Дети подросли… и вырос их интерес к театрализованным играм. В старшей

группе нашей задачей стало поддержать их интерес к театрализованной игре,

помочь освоить игры драматизации, которые отличаются более сложным

содержанием,

интересными

образами

героев

оригинальными

языковыми

средствами.

В работе с детьми мы использовали:

многоперсонажные

игры-драматизации

по

текстам

двух

-

трехчастных

сказок с элементами волшебства, о животных ("Зимовье зверей", "Лиса и

волк", "Гуси-лебеди", "Красная Шапочка");

• игры-драматизации по текстам рассказов на темы "Дети и их игры", "Ребята

и зверята", "Труд взрослых";

• постановка спектакля по произведению.

За счет освоения в системе театрализованной игры у детей расширился

игровой опыт, связная речь, улучшилась интонационная выразительность,

появились умения направленные на позитивные взаимодействия с другими

участниками игры. Также умение договариваться, разрешать конфликтные

ситуации самостоятельно. Мы, со своей стороны, старались больше уделять

внимание

развитию

интереса

к

творчеству

и

импровизации

с

помощью

разных средств выразительности, подвели детей к идее о том, что одного и

того

же

героя,

ситуацию,

сюжет

можно

показать

по-разному,

используя

громкость голоса интонационную выразительность, мимику.

В подготовительной группе направляли свою работу на углубление интересов

детей

к

определенному

виду

театрализованной

деятельности,

повышение

интереса к театральной культуре, способности к самовыражению. Стараемся

поощрять умение детей самостоятельно в логической последовательности

составлять план задуманного им театрального действия, обращаем внимание

на умение детей свободно владеть связной речью. Организовывали сюжетно-

ролевую

игру

«Театр»,

в

которой

уделялось

особое

внимание

зрителям,

правилам поведения зрителей при посещении театра.

С

участием

воспитанников

подготовительной

группы

было

поставлено

несколько

спектаклей

для

детей

младших

групп,

такие

как:

"Теремок",

"Колобок",

"Репка",

"Три

медведя".

После

выступления

ребята

обретали

уверенность в себе, речь их становилась отчетливой, яркой, интонационно

выразительной.

К

постановкам

спектаклей,

привлекались

родители,

им

давалось домашнее задание: выучить с детьми слова, изготовить декорации

для спектаклей и приготовить атрибуты для своего ребенка. Этот творческий

процесс доставлял радость всем: и детям, и родителям.

Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных

способов

воздействия

на

ребенка,

в

котором

наиболее

ярко

проявляется

принцип

обучения:

активизации

и

совершенствования

словарного

запаса,

грамматического

строя

речи,

звукопроизношения,

навыков

связной

речи,

темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх

доставляет

им

радость,

вызывает

активный

интерес,

увлекает,

создаёт

психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении.