Напоминание

Развитие певческих навыков

Автор: Чуракова Наталья Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Родничок"
Населённый пункт: п. Фаленки Кировская область
Наименование материала: "Основы вокального искусства"
Тема: Развитие певческих навыков







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методический материал «Основы вокального искусства»

Руководитель вокальной студии Чуракова Н.Л.

Человеческий голос - могущественный инструмент. Хорошо поставленный, уверенный голос

является сильным средством воздействия. Голос может привлечь слушателей на вашу сторону,

убедить, завоевать доверие. Всегда следует помнить, что люди ожидают - и вполне заслуживают

-

услышать

приятный,

красивый

голос.

Когда

другим

нравится

ваш

голос,

они

быстрее

прислушиваются к вам!

Основы правильной вокальной работы:

-работа над раскрепощением тела;

-постановка осанки;

-правильное дыхание — залог свободы и полетности звука;

-естественная свобода голоса;

- вокальные распевки;

-правильное формирование гласных и согласных, усовершенствование дикции;

- чистота интонирования.

1. Работа над голосом

Дыхание

В начале стоит главная задача - научиться правильно дышать.

Уделите данному разделу особое внимание. Полезно использовать их в качестве разогревающей

гимнастики перед распеванием. Для начала попробуйте проверить работу дыхательных мышц.

Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов. Чтобы дыхание

было более интенсивным, согрейте им руки или раздуйте воображаемый огонь в печи. Вы

почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит, значит вы

пользуетесь самым нерациональным видом дыхания - ключичным. Правильным является такое

дыхание, при котором наиболее активно работают межреберные мышцы нижних стенок живота

и диафрагмы - мембраны, отделяющей грудную область от брюшной. Такой тип дыхания

называется

диафрагменным.

Проще

всего

проверить

движение

диафрагмы

в

лежачем

положении. Нужно лечь на спину, положить руки чуть выше живота, где находится солнечное

сплетение /область диафрагмы/ и сделать вдох и выдох. При вдохе рука обязательно поднимется

благодаря движению диафрагмы. При выдохе рука опустится. Одновременно с проверкой

движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмично и

совпадают с движениями диафрагмы при вдохе и выдохе. Таким же образом должна работать

диафрагма и брюшные мышцы в положениях стоя и сидя. Проверка покажет вам достоинства и

недостатки вашего физиологического дыхания.

Упр.1

Естественней

всего

функционирует

наше

дыхание

во

время

смеха.

Ощутим,

как

и

где

напрягаются

мышцы

брюшного

пресса,

нижней

части

спины

/поясница/,

живот

подается

вперед.

Упр.2

Теперь положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про

себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех.

1

Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Если движения живота

плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив

руки на область поясницы. На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При

каждом последующем вдохе-выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и т.д.).

Представьте, что вы – это большой разноцветный надувной мяч. После игры , вас положили на

травку отдохнуть и вытащили заглушку, что бы воздух потихонечку выходил. Вы отдыхаете и

выпускаете воздух медленно- медленно. Зачем спешить?

Это упражнение можно делать в компании таких же весёлых мячиков. Интересно, кто дольше

продержится.

Упр.3

Активный

выдох.

Разогреем

мышцы,

чередуя

быстрые

вдохи-выдохи

открытым

ртом.

Приглядитесь, как вздымаются бока у собаки, дышащей высунув язык, и вы поймете, почему

данное упражнение носит название "собачка". Это упражнение полезно выполнять у зеркала.

Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку и расслабьте плечи и шею. Выполняя упражнение,

следите, чтобы плечи не поднимались.

Упр.4

Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит

толчками,

дрожит

и

качается.

Тренируя

ровный

выдох,

мы

закладываем

основы

ровного

звучания голоса. Предварительно выдохнув, сделаем резкий вдох носом, послав воздух в

область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц... медленно выдыхаем воздух сквозь сомкнутые зубы. Чтобы

воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы

живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Старайтесь поддерживать

напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого

упражнения от 20-30 секунд до одной минуты. Упр «Ладошка» - доступно для любого возраста,

особенно с детьми.

Попробуйте воспроизвести это ощущение. Вы должны были почувствовать, как приоткрылось

нёбо. Словно внутри вырос купол. Это хорошо. Если это ощущение было приятным, запомните

его и попробуйте что-то тихонечко напеть, не раскрывая рта. Хотя бы три нотки: до ре ми-и-и-

и, ре ми ре до-о-о-о. Только ни в коем случае не пойте громко. Пойте так, словно укачиваете

младенца – тихо и нежно.

При правильном звучании, вы должны ощутить некоторую вибрацию в области лба, и лёгкое

щекотание сомкнутых губ. Это значит, что вы всё сделали верно, и звук просто резонирует в тех

«пустотах», которые есть в вашей голове.

1) Вам знакомо ощущение зевка? Была ли у вас в жизни ситуация, когда вам очень хотелось

зевнуть, но вам нельзя было показать этого, и вы зевали, не раскрывая рта, незаметно.

2) Затем, не изменяя ощущений и позиции, попытаемся приоткрывать рот.

На тех же нотках ( до ре ми-и-и ре до), доходим до верхней ноты с закрытым ртом, а потом

размыкаем губы, и идём вниз. Звук получившийся наверху похож на «МИ». Очень важно, что

бы на «И» было такое же ощущение, как при закрытом звуке. Главное сохранить ту же верную

позицию, что бы резонатор был бы заполнен звуком.

Во время пения используются специфические мышцы, не работающие в повседневной жизни.

Поэтому качать пресс или прибегать к другого рода упражнениям для их тренировки не следует!

Диафрагменное дыхание должно быть доведено до автоматизма: дышите "животом" в метро, на

учебе и прогулке. Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время

2

вдоха - свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное

его

втягивание

или

другое

неудобство

в

дыхании

означает,

что

упражнение

выполняется

неправильно. Диафрагменный тип дыхания является максимально естественным и полезным

для всего организма. Так дышат животные, так и вы дышали в раннем детстве, пока издержки

цивилизации

в

виде

различных

физиологических

комплексов

не

привели

к

закреплению

неправильного навыка. Не забывайте на первых порах во время пения постоянно класть руку на

живот для контроля дыхания.

Вспомогательные упражнения

Часто правильному пению мешают мышечные зажимы, излишнее напряжение отдельных групп

мышц Предлагаемые упражнения помогут правильно организовать работу мышц.

-Прежде всего следует позаботиться о правильной осанке: спина прямая, плечи расправлены и

опущены вниз, голова находится в среднем положении. Не задирайте голову вверх - это

излишне напрягает гортань и голосовые связки. Работайте ритмично.

Упр.5

Шея расслаблена. Мягкие движения головы по кругу в правую и левую стороны.

Упр.6

Мягко

опускаем

нижнюю

челюсть

вниз

,

затем

возвращаем

на

место.

Выполнять

мягко,

осторожно. Правильное положение нижней челюсти можно найти, открыв рот на максимальную

ширину, а затем немного ослабив мышцы.

Упр.7

Губы вытянуты в трубочку, выполняют движения влево-вправо, вращения по кругу вперед-

назад и влево-вправо.

Упр.8

Язык принимает различные формы: сворачивается в трубочку, принимает форму ванночки

/поднимаются боковые стенки и кончик языка/ или паруса /рот открыт, язык касается верхнего

неба как можно дальше от передних зубов/.

Выполнять упражнения необходимо сидя на стуле, ровно держа спину и не горбясь.

Для контроля держите руку на животе. Контролируйте работу нижнего резонатора. Следите за

тем, чтобы не дрожали губы, не задирайте вверх плечи и голову, не тяните вперед шею.

Сохраняйте ощущение покоя, комфорта и некоторой расслабленности. Работать должен только

живот, как бы подкачивая воздух для пения. К верхней ноте живот напрягается больше, чем во

время

исполнения

предыдущей.

Это

ощущает

ваша

рука,

лежащая

на

животе.

Все

вышеперечисленное является обязательным как для упражнений, так и для непосредственного

исполнения вещей.

Упражнения на концентрацию звука

Эти упражнения необходимы тем из вас, у кого наблюдаются следующие проблемы во время

пения: глухой, заглубленный звук, трудности с исполнением верхних и средних нот, сиплый

звук на всех или некоторых гласных \часто на "И"\, склонность к занижению нот.

Упр.9

3

Закрытый слог "М". Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно опустите гортань, как во

время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную "М". Гортань остается

внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно.

Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Вы должны добиться удержания долгого

ровного звука. Вибрация \легкое подрагивание\ ощущается в области носа, переносицы, щек,

подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не допускать

гнусавого

призвука.

Не

тянитесь

к

ноте

снизу,

атакуйте

сверху,

как

бы

нажимая

на

воображаемую клавишу. В противном случае нота получится несколько заниженной, или будет

присутствовать ощущение, что вы "подъезжаете" к ноте, не точно интонируя. Не рекомендуется

делать это упражнение в высоком регистре, оставайтесь в низком и среднем.

Любое вокальное занятие должно начинаться с распевки. Распевка разогревает голосовые

связки, подготавливая их к работе. Без распевки ты можешь не попадать с самомго начала на

какие-то ноты, несмотря на хороший слух и голос. Без распевки ты можешь обнаружить, что

где-то посредине вокального упражнения или песни у тебя может перехватить горло и тебе

нужно будет откашляться и т.д. Распевка для певца - что разминка для спортсмена.

Распевка - это неширокое по диапазону вокальное упражнение, которым открывают занятия.

Начинается распевка в среднем, удобном диапазоне голоса. После того, как её пропели один раз,

распевку повторяют, поднимая тональность на полтона выше и т.д., пока не дойдут до вершин

диапазона голоса. Потом точно так же, но опускаясь по полутонам вниз, можно прорабатывать

нижние ноты голоса.

2.Распевки

Каждый вокалист должен усвоить одно правило: распевка - это святое! Большинство проблем,

связанных с голосом, вызваны непониманием важности разогрева связок.

Прежде чем распеваться, желательно дать крови разбежаться по телу. Сделайте пару-тройку

физических

упражнений,

таких,

как

наклоны,

приседания,

отжимания

и

т

д.

(главное

не

перестараться, это всего лишь подготовка). После этого можно

приступать к вокальным

упражнениям. И только после хорошей распевки можно браться за песни.

3.Работа над песней

После того, как вы освоите эти упражения, можно переходить к работе над песней.

Когда

вы

приступаете

к

работе

над

новой

песней,

не

стремитесь

сразу

работать

над

драматургией, динамикой, звуком и т.д. разделите "слона" на части. Такой подход приводит, как

ни странно, к более быстрому, а главное, качественному, результату. Первое, что вы должны

сделать, работая над новой песней, это выучить мелодию. Не пытайтесь приклеить ее к словам.

Текст скроет от вас действительную звуковысотную кривую мелодии. И вы будете петь не

уверенно и, как следствие, грязно, "мимо". Гораздо правильнее вокалировать мелодию на

удобную гласную, обычно А,О или Э, или слог НЭЙ или МЯУ. Звук должен быть точно таким

же, как при исполнении упражнения. Затем попробуйте петь с текстом. Мелодия должна литься

плавным потоком, четкость произношения и дыхания не должны нарушать ее течения.

Одновременно с работой над точностью интонации разберитесь с дыханием. Помните, что

задача в том, чтобы брать дыхание не как можно реже, а как можно чаще, не забывая при этом о

фразировке .

Дыхание удобно проставлять галочками в нотах или в тексте. Это обеспечит вам подсказку, пока

организм не запомнит дыхательный скелет песни.

4

Параллельно с вышеописанной работой можно заняться и текстом. Прочитайте текст несколько

раз, определите возможные дикционные сложности , почитайте как скороговорки, выговаривая

четко

и

постепенно

увеличивая

темп.

Доведите

темп

до

более

быстрого,

чем

это

будет

необходимо в песне. Это даст вам запас прочности.

Выучите текст и мелодию. Пойте вместе с исполнителем, но не пытайтесь копировать его

манеру.

Постоянно следите за дыханием, широко открывайте рот, тяните гласные, особенно в окончании

фраз. Над сложными местами рекомендуется поработать отдельно. Когда произведение будет

исполняться легко и непринужденно, переходите к пению под фонограмму -1 (без голоса).

После технической работы пришел черед работы творческой. Почитайте текст как стихи.

Подумайте о драматургии, которую подскажут стихи. Это даст вам возможность пропустить

вещь через себя, окрасить песню живой человеческой эмоцией.

Теперь пришло время все соединить. Постарайтесь, чтобы в результате не пострадал ни один из

компонентов.. Задайте себе вопросы: понятен ли текст? Верна ли музыкальная интонация? Не

провалены ли низкие ноты и не слишком ли открыты верхи?

Учитесь пользоваться микрофоном

Важный момент – подбор песни по исполнителя, ориентироваться на:

- на возраст исполнителя,

-на сложность материала и возможности исполнителя,

-на диапазон исполнителя.

СОВЕТЫ

- После того, как вы проснулись, нельзя петь в течение 2 часов.

- Пейте много воды комнатной температуры в течение дня и особенно во время репетиции или

распевки.

- Делайте физические упражнения – это разгоняет кровь и ускоряет распевку

- Не напрягайтесь.

- Если нет возможности распеться, то перед пением почитайте вслух 15-30 минут, тщательно

артикулируя. ( распевки описаны в «раскладушке»)

Неправильное

использование

голоса

является

основой

его

функциональных

нарушений.

Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят

другие, для этого не предназначенные. Примером может служить зажатая, гнусавая, неприятная

на слух и опасная для самого исполнителя певческая мане

5