Автор: Воротынцева Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №21 "Сказка"
Населённый пункт: г Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр."
Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи посредством дидактических игр.
Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного
возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это
время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений,
отношения ребенка к окружающему миру.
В своей опытной работе я опиралась на теоретические положения В.С.
Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера,
и других, которые считали, что одной из основных задач воспитания детей
дошкольного
возраста
является
развитие
мышления
и
речи.
Эти
два
неразрывно связанных между собой психических процесса формируются,
развиваются при познании ребенком окружающего мира.
Не может быть здорового развития без деятельности, интересной жизни.
Такую деятельность ребенок ведет в игре, свободной, создаваемой им самим,
или в играх с правилами.
Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях
отвечает его организации. Никогда она не предъявит ему требований, которые
он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого
напряжения
сил,
связано
с
бодрым,
жизнерадостным
самочувствием,
а
бодрость и радость – залог здоровья.
Игра возникает у ребенка не самопроизвольно. Для ее возникновения
нужен
целый
ряд
условий,
наличие
впечатлений
от
окружающего
мира,
наличие
игрушек,
общение
со
взрослым,
в
котором
игровые
ситуации
занимают значительное место.
Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие
звукового
образа
слов,
ограниченность
словаря,
полное
или
частичное
отсутствие
грамматических
форм.
А
также
изменения
темпа
речи,
ее
плавности – все это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей
с речевыми расстройствами, порождает у них и особенности поведения в
игре.
Эти проблемы заставляют искать наиболее эффективные пути
формирования грамматического строя речи.
Учитывая то, что игра является основной деятельностью ребенка –
дошкольника
и
в
организованном
детском
коллективе
служит
средством
воспитания
и
обучения,
я
считаю,
что
воспитателю
необходимо
широко
использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их
значении в целом как средство физического, умственного, нравственного и
эстетического воспитания у детей.
Всю работу условно можно разделить на два раздела, это – работа над
словом и работа над предложением.
Так при работе над словом, я формировала предметную отнесенность
слова (т.е. связь наименования с предметом), на ее основе формировала
обобщающую
функцию
слова
(т.е.
отнесенность
слова
не
только
к
отдельному предмету, но и к группе подобных предметов). Формировала
понятийно-обобщающую функцию слова (т.е. отнесенность слова к классу
предметов: мебель, посуда и т.д.).
Формирование обобщающей функции слова строилась на развитии у
ребенка
умений
выделять
свойства
и
признаки
предметов,
обозначаемые
данным
словом,
умений
находить
общий
признак
среди
признаков,
выделяющих предметы. В этой работе по выделению признаков предметов,
учила
сравнивать
предметы
между
собой,
делать
вывод
о
сходстве
или
несходстве предметов, развивая наблюдательность детей, их познавательную
активность.
Так, отрабатывая такие игровые приемы - для практического ознакомления
детей с использованием в речи существительных: «Что спрятано?», «Что
кому нужно?», «Кто чем защищается?», «Мой, моя, моё» я закрепляла в речи
детей
правильное
употребление
существительных
единственного,
множественного
числа
в
именительном,
родительном,
винительном,
дательном, творительном, предложном падежах.
Такие игры, как «Один – одна – одни», «Разложи картинки» - учили детей
различать
род
существительных.
В
играх
«Что
это?», «Поможем клоуну
Роме», «Обобщения», «Четвёртый лишний», «Чьи детки?», «Рыбы, звери,
птицы»,
«Сложи
животное»,
«Угадай,
что
это?»
отрабатывались
и
закреплялись обобщающие понятия. Здесь закрепляются в активном словаре
детей
существительные
по
темам:
«домашние
животные»,
«игрушки»,
«овощи, фрукты» и понятие о живых и неживых предметах.
Таким образом, программа обогащения и активизация словаря включала
в себя, помимо задач ознакомления с предметами и явлениями окружающей
действительности, углубления знаний о предметах и явлениях, формирования
понятий, следующие задачи:
1) раскрытие многозначности слова;
2) расширение запаса синонимов и антонимов;
3) формирование умения правильно употреблять слова.
Приведу пример некоторых игровых упражнений по закреплению
словообразования существительных - это игры «Назови ласково», «Что для
чего?»,
«Кто
у
кого?»,
«Кто
где
живёт?»
«Назвать
животных
парами»,
«Назвать профессии» и др.
С целью закрепления словообразования глаголов я использовала
различные
картинки,
где
дети
называли
слова,
обозначающие
действия,
выполняли
сами
различные
действия
с
предметами.
Приведу
пример
некоторых
игровых
упражнений
по
закреплению
словообразования
прилагательных, это игры «Чьи хвосты», «Разноцветные листья», «Что из
чего сделано?».
Подобные игры включались мною в индивидуальные
занятия,
где
я
отрабатывала
с
детьми
образование
притяжательных
прилагательных
с
суффиксом
«и»
с
чередованием,
относительных
прилагательных с суффиксами «ан, ян, енн» и качественных прилагательных
с суффиксами «оват, еньк». В эти занятия я включала и упражнения по
совершенствованию
моторики
кистей
и
пальцев
рук,
предлагая
отгадать
загадку
и
разукрасить,
например,
овощи,
фрукты
цветы
или
составить
картинку из разрезанных частей.
Продолжая работу над словом, выделяя и называя свойства, признаки
предмета, называя действия, которые может совершать тот или иной предмет
мы стимулируем употребление (и формирование) слов различных лексико-
грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Эти слова,
полученные на одном материале, мы автоматически переносили на другой
материал (если кубик красный, то какие еще предметы бывают красными;
если
собака
бежит,
то
кто
еще
умеет
бегать).
При
таком
переносе
формируются словосочетания и короткие предложения.
На индивидуальных занятиях с помощью игр «Опиши овощи и фрукты»,
«Опиши животное», «Угадай, какие это фрукты» и т.п. отрабатывала навыки
использования
прилагательных,
согласование
прилагательных
с
существительными в роде, числе, падеже. Эти игры и такие как «Кто первый
узнает?»,
«Кто
скорее
соберет
игрушки?»,
«Что
такого
же
цвета?»,
«Антонимы» и др. также включались мною во фронтальные занятия.
Работая над практическим усвоением глаголов в речи детей, на
подгрупповых
занятиях
при
помощи
таких
игр,
как
«Руки
в
стороны»,
«Вспомни и расскажи» отрабатывала такую задачу, как развитие слухового
внимания.
Благодаря
этим
играм,
дети
учились
слышать
в
речи
слова,
обозначающие действия. Игры дают возможность расширить пассивный и
активный
глагольный
словарь
детей,
соотнести
действие
со
словом,
проследить последовательность действий и обозначить их словами. Игры:
«Кто как передвигался?», «Поймай - скажи» (см. приложение), «Спал - спала»
-
помогали
детям
правильно
использовать
в
речи
глаголы
настоящего,
будущего, прошедшего времени. Здесь я использовала подвижные игры с
мячом, они не только учили детей правильно употреблять в речи глаголы, но
и
воспитывали
у
детей
быстроту
реакции,
слуховое
внимание,
умение
удерживать их в памяти и правильно выполнять.
Игры: «Один – много», «Сколько предметов», «Волшебный мешочек»,
«Что
нам
почта
принесла?»
помогали
детям
использовать
в
речи
количественные
числительные,
учили
правильному
согласованию
количественных числительных, в пределах 10, с существительными.
В заключение – игры в разделе «Работа над словом», способствуют
формированию у детей таких понятий, как цвет, форма, живое и неживое,
пространственно-временные представления и т.д., а также дети приучаются
не только пользоваться словом, но и активно оперировать им.
На этом
материале
появляется
возможность
практически
познакомить
ребенка
с
системой языка и научить употреблять в речи новые слова и словосочетания.
При работе над простым предложением, основной акцент я делала на
составление предложений и определение количества слов. Предложение мы
составляли с опорой на картинку и давали его схему. На индивидуальных
занятиях дети учились не только определять количество слов и их порядок в
предложении, но и ставить к каждому слову вопросы «кто?» и «что делает?».
Работа с предложением должна быть для ребенка осознанной, а игровая
форма помогала варьировать задания и ситуации при сохранении одного и
того же речевого действия.
В работе с простым предложением я учитывала, что в процессе обучения
дети должны овладеть умение развертывать, распространять предложение,
перестраивать его структуру при одном и том же содержании в зависимости
от интонации. Предложение имеет линейную протяженность. Поэтому на
занятиях
при
помощи
игр:
«Какая
полоска
нужна?»,
«Какое
слово
по
порядку?», «Чего не хватает?», «Предложения по картинкам?», это свойство
подчеркивается,
и
становиться
наглядным
при
выкладывании
схем
из
полосок бумаги, также мы закрепляли такие понятия: начало, конец, первое
слово, последнее слово, слово, стоящее в конце предложения, в начале его.
Задания с индивидуальными дидактическими пособиями приучают детей
к
самостоятельной
работе,
к
самостоятельному
мышлению;
они
также
помогают
проверить
уровень
усвоения
материала
в
группе
в
целом.
А
присутствие в задании элемента соревнования повышает интерес детей к
выполнению
заданий
и
обеспечивает
лучшее
усвоение
программного
материала.
При помощи таких игр, как «Чья вещь?», «Чей хвост?», «Составь
предложение»
и
др.,
дети
знакомились
с
различными
падежными
конструкциями, на основе этих словосочетаний, предлагалось детям самим
придумать
предложения.
Эти
игры
учили
детей
пользоваться
простым
распространенным
предложением
с
прямым
дополнением.
В
ходе
этих
занятий
повторялись
и
закреплялись
обобщающие
понятия,
а
также
пополнялся активный словарь детей.
Работая над предлогами в предложениях, основной задачей было:
научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать
их значение и пользоваться ими в собственной речи. Дети с нарушениями
речи опускают предлоги или воспринимают их как часть слова. Поэтому в
своей работе, я старалась так организовать игры, чтобы смысловой центр
высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребенка понять, что
предлог – хоть и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и
замена предлога другим меняет смысл высказывания, а это в свою очередь,
изменяет действие с предметом.
Поэтому на индивидуальных занятиях я предлагала детям выполнить,
например поручения: положить предмет внутрь чего-то и ответить, куда
положен предмет (конструкция с предлогом «в»), или поместить предмет на
поверхности чего-то (конструкция с предлогом «на»), спрятать предмет подо
что-то (предлог «под») и т.п. А также детям предлагали поиграть в загадки,
отвечая на вопрос «У кого?» Например: «У кого рога? У кого длинные уши?
У кого быстрые ноги?» и т.д.
Игры «Когда это бывает?». «Найди такое дерево», «За грибами»,
«Ключи» и др., помогали детям правильно употреблять в речи предлоги «за,
в, с, у, на».
Систематическая работа по формированию грамматически правильной речи
дала свои результаты. Ребята стали грамотнее говорить, исправлять ошибки в
речи товарищей, использовать разные конструкции предложений, особенно
при составлении рассказов. Ведь эти знания и умения, сформированные в
дошкольные годы, помогут им в дальнейшей жизни и в первую очередь при
обучении в школе.
Я
полагаю,
что
предложенная
мною
работа
по
устранению
лексико-
грамматического недоразвития может использоваться как родителями, так и
воспитателями детских садов.