"Формирование толерантного мышления учащихся на уроках истории"

Автор: Чуксина Ольга Александровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МАОУ гимназия №1
Населённый пункт: г. Железнодорожный, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование толерантного мышления учащихся на уроках истории"
Дата публикации: 05.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование толерантного мышления учащихся

на уроках истории
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране, в частности Преподавание истории в школе дает невероятно богатый материал по воспитанию толерантности у современных школьников. Этот процесс крайне сложный еще и потому, поскольку основой для него является материал школьного курса истории. Обращаться к формированию толерантности при изучении истории крайне необходимо. Это прежде всего связано с содержанием самого материала изложенного в учебниках истории. Значительное место в них уделяется изучению внешней политики, социальных потрясений и других исторических явлений, дающих учащимся, представление о возможности силового решения возникающих проблем. Вместе с тем, опыт работы в данном направлении показывает, что курс школьного исторического образования дает огромный материал для формирования толерантного мышления. Одна из основных задач учителя — постоянно работать в этом направлении, проводя из урока в урок идеи терпимости, устойчивости, допуска и компромисса.

Формирование толерантностного мышления проходит постепенно, в зависимости от возрастных способностей учащихся и особенностей изучаемого материала. Учитель ведет учащихся по ступенькам формирования толерантного сознания. Главной причиной успеха этого движения будет постоянная и кропотливая работа в этом направлении. Наше неумение или нежелание жить рядом с непохожими на нас самих людьми делает реальным предположение о том, что в ближайшем будущем культурные различия могут стать главным источником враждебности между людьми. Все это актуально и для России – страны многонациональной и многоконфессиональной, страны с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Страны с множеством проблем в межкультурных отношениях. Формирование толерантности как терпимости к другому мировоззрению, вероисповеданию, особенностям поведения, уважения к культурам, обычаям и обрядам других народов требует специально организованной деятельности организаторов воспитательного процесса и поиска новых форм работы в молодежной среде. Наша цель – это воспитание гражданина, готового и способного без протеста воспринимать личность или вещь, уважать свободу другого, проявлять великодушие в отношении других, уметь прощать и сострадать. Задача педагога – постоянно и целенаправленно работать над формированием таких качеств личности, как уважение, принятие и правильное понимание многообразия мира при сохранении своей индивидуальности. Эту работу надо проводить системно. Урок за уроком нести идеи терпимости, гибкости и компромисса, способности с уважением относиться к ценностям других людей. Несомненно, уроки истории способствуют формированию данного качества личности, а именно дают возможность: - признавать разнообразие позиций и мнений; - воспитывать уважительное отношение к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей; - способствовать осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений; - формировать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания; - представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения, уважительно вести полемику. Таким образом, происходит понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов. Основными особенностями формирования толерантности у учащихся являются следующие: глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа; формирование
представления о многообразии культур в России и мире; воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс всего человечества и способствующим самореализации отдельной личности; создание условий для интеграции учащихся в культуру других народов; развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; воспитание в духе мира; формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к культурному наследию России; воспитание уважения к истории и культуре других народов; создание мультикультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур; формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению. Условия воспитания толерантности включают в себя подходы: деятельностный (построение обучения через специально организуемую деятельность и общение детей); аксиологический (ценностный); компетентностный; и принципы: уважительного отношения к личности; культуросообразности (необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка); принцип связи формирования толерантности с жизнью. К средствам формирования толерантности можно отнести: 1. Конструирование содержания образования на уроках истории и обществознания. 2. Отбор методов и приёмов обучения на уроках истории/обществознания. Проектирование новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества учащегося. 3. Педагогическая поддержка учащихся. 4. Организация образовательного пространства. Чрезвычайно интересный материал для формирования толерантного сознания дает курс отечественной истории. Например, при изучении темы «Образование государства Киевская Русь», говоря о призвании варягов, указываем на толерантность как последних к местному населению, так и местного населения к пришельцам. Только терпимость, проявлявшаяся в этих взаимоотношениях, помогла создать мощное государство. Доказательством этого положения служат археологические исследования. Для формирования толерантного сознания можно использовать и примеры, демонстрирующие нетерпимость и жестокость. Большое впечатление на учащихся производит рассказ о гибели князя Игоря в 945г. Жестокая смерть князя и не менее изощренная месть княгини Ольги – яркая иллюстрация принципа «око за око, зуб за зуб», свойственного родовому строю и обычному праву. Другой пример, вопрос о «монголо-татарском иге», подводит учащихся к формированию толерантности по отношению к носителям иных этнических, религиозных и культурных традиций. Подчеркивая негативные стороны монгольского завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух резко различных культур, выразившееся в заимствовании русскими системы почтовой связи, организации переписи населения и мн.др. При изучении материала о войнах и конфликтах необходимо продолжить работу над формированием толерантного сознания. Для этого следует акцентировать внимание учащихся на фактах проявления толерантности даже в условиях человеческого ожесточения. Большая роль в формировании толерантности отводится при изучении национально-регионального компонента на уроках истории. Знакомство с историей Татарстана, татарского народа, его традициями и культурой ведет к воспитанию уважения, национальной значимости народов, терпимости. В каждой теме по обществознанию есть вопросы самопознания и человеческих взаимоотношений. Например: тема «Что такое общество?» раскрывает взаимосвязь человека и общества, учит терпимости и устойчивости, способности реализовать свои личностные позиции, поэтому у учащихся формируется представление о терпимости как о средстве, ведущем к стабильности. Тема «Человек как духовное существо» раскрывает духовную жизнь человека, дает представление о сознательном отношении к себе и к окружающему миру, показывает, что людей объединяют духовные ценности, идеалы и согласие.Тема «Мораль. Религия» раскрывает основные регуляторы отношений между людьми, потому что во все времена мораль и религия считаются важнейшими факторами единения людей и
способствуют формированию моральных принципов. Таким образом, формирование толерантности на уроках истории и обществознания должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим, способствовать развитию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях. Литература 1. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61. Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995. 2 2. . Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование. – М. Народное образование, 1999. 3. 3. Иоффе А.И. Воспитание толерантности и уважения к культурному многообразию // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 1. 4. 4. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. – М.: Генезис, 2000. 5. 5. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория, методика, диагностика / Под ред. Л.И. Новиковой. – М.: АПКиПРО, 2005. 6. А.И. Репницкий Толерантность на уроках истории.