Напоминание

"Учебная программа по краеведению "Следопыт"

Автор: Шишлонова Ольга Александровна
Должность: учитель краеведения
Учебное заведение: МОУ Приморская СОШ
Населённый пункт: поселок Приморский, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Учебная программа по краеведению "Следопыт"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Приморская средняя общеобразовательная школа
Клубная ул., д. 11, п. Приморский Агаповский район Челябинская область, 457416 Тел. 8-961-579-3818, 89028976220
КРУЖОК

«СЛЕДОПЫТ»


Рабочая программа Руководитель: О.А Шишлонова, учитель краеведения
Пояснительная записка

Государство заботится о том, чтобы школа давала обучающимся прочные знания основ наук, учила применять эти знания на практике, воспитывала их активными гражданами современной России. Одним из важных средств выполнения задач, поставленных перед средней общеобразовательной школой, является краеведение. Школьное краеведение – одно из важнейших средств обучения и воспитания с жизнью и практикой. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это в первую очередь относится к нашим родным местам – родному городу, поселку, деревне. Школьный курс краеведения начинается с 6 класса и знакомит учащихся с особенностями Челябинской области, Южного Урала. Но у каждого из ребят есть свой самый близкий уголок земли – родной поселок. Он тоже может стать объектом краеведческого исследования, в результате которого так много нового можно узнать о своих родных и вроде бы знакомых местах. Поэтому в рамках кружковой работы я предлагаю шестиклассникам курс «Следопыт», активными участниками которого, как показывает практика, становятся не только ученики, но их родители, родственники, соседи. Программа рассчитана на один год (34 часа) и реализуется 1 раз в неделю.
Цель программы:
 всестороннее изучение родного поселка;  формировать представление об историческом прошлом родного края;  формировать ценностные ориентации и убеждения;  способствовать осознанному пониманию ими окружающей действительности, своего места и роли в жизни общества;  воспитывать любовь и интерес к родному краю, к самостоятельному поиску, т.е. обеспечить условия для формирования личности школьника как гражданина;  воспитание патриотизма.
Задачи программы:
 Изучение прошлого и настоящего п. Приморский, обычаев, традиций и духовной культуры односельчан;  Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о посёлке;  Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций;  Активизация поисковой деятельности учащихся;
 Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения;  Пополнение фондов школьной библиотеки и школьного музея работами учащихся по краеведению.
Формы проведения занятий:
 Экскурсия.  Защита проектов.  Уроки.  Работа с документами.  Исследовательская деятельность.  Моделирование.
Методы работы:
 Групповая;  Парная;  Индивидуальная
Механизм реализации программы:
 организация экскурсий в районные краеведческие музеи;  пешие экскурсии по поселку;  проведение концертов, лекций, экскурсий, внеклассных мероприятий и т.п.;  сбор материалов;  создание проектов;  оформление собранных материалов;  оформление материалов в школьном музее.
Содержание:

Занятие 1.
Я живу в поселке Приморский. Понятия «населенный пункт», «город», «село», «поселок». Термин «географическая карта». Работа с картами: мировой, России, Челябинской области, Агаповского района.
Занятие 2.
Уральские степи. Животный мир и растения степной зоны. Гора Магнитная. Полезные ископаемые. Железная руда. Легенды о горе Магнитной. История ее освоения. Работа с картами. Презентация «Природа степей»

Занятие 3.
Стройки первых пятилеток. История возникновения поселка. Молочно-овощной совхоз и Магнитогорский металлургический комбинат. Первый директор МОСа – Н. Сарайкин. Освоение целинных земель. Американские трактора. Евдокия Подшивалова – знатная доярка 30-х годов. Поисковая работа: старожилы поселка о периоде возникновения совхоза. Рассказы бабушек и дедушек
Занятие 4.
Довоенное строительство Молочно-овощного совхоза. Первые улицы. Старые дома. Производственные помещения. Профессии первых жителей. Графическая работа: Составление плана поселка. Сохранившиеся постройки довоенного времени
Занятие 4.
Поисковая работа: Живые свидетели довоенной поры.
Занятие 6.
Первая школа. Обучение в с. Верхнекизильское. Строительство школы. Первые учителя. Директор школы – Начев Н.И. Из рассказов П.Т. Будуевой, учительницы 30- х годов. Проект «Старые фотографии рассказали»: фотографии учеников, классов, учителей, школы 30-х годов. Работа с картой. Место расположения первой школы
Занятие 7.
«Пол-Европы прошагали, полземли…» Наши земляки в Великую Отечественную войну. Средства на строительство танковой колонны «Магнитогорский комсомолец». Помощь эвакуированным. Проект: «Война была в моей семье».
Занятие 8.
Значение промышленности Урала в годы войны. Понятия «воинское звание», «государственная награда». Трудовой подвиг женщин. Поисковая работа: Они воевали за родину. Трудовой подвиг моих земляков.
Занятие 9.
Благоустройство поселкового памятника Павшим героям.
Занятие 10.
Понятия «гидрообъект», «водохранилище», «плотина».
Проект «Старые фотографии рассказали»: фотографии строителей плотины, строительства объекта.
Занятие 11.
Как появился поселок Приморский. Строительство Верхнеуральского водохранилища. Работа с картой. Верхнеуральское водохранилище. Места отдыха жителей. Расположение садовых участков. Пополнение рыбных запасов водохранилища. Места ловли рыбы. Проблема засорения водного объекта и береговой зоны.
Занятие 12.
Улица Гидростроителей. Понятия «социологический опрос», «анкетирование». Результаты социологического опроса: кто живет на улице Гидростроителей?
Занятие 13.
Прогулка с компасом в руке. Термины «компас», «горизонт». Практическая работа. Дорога в школу. В каких школьных кабинетах растут цветы. Направление родной улицы. Солнечная сторона дома.
Занятие 14.
Окрестности – озёра, болота, леса. Работа с картой. Проект «Мир вокруг»: фоторассказ о поездках из мест, расположенных вблизи поселка (г. Магнитогрск, г. Верхнеуральск. С. Агаповка, с. Верхнекизильское, гора Мохнатка, Куйбас, Левандовское озеро, река Ржавчик, Серебряный родник, Зойкин залив, п. Спасский и др.)
Занятие 15.
Книга рекордов Гиннеса. Поисковая работа: «Самый, самый…» Самая длинная (коротка) улица поселка, Самый большой (маленький), старый (новый) дом. самая большая семья и т.п.
Занятие 16.
Защита мини-проектов «Самый, самый…»
Занятие 17.
« По долинам и по взгорьям…» Термины «рельеф», «русло реки». Изготовление макета рельефа поселка (из пластилина).
Занятие 18.
«Степь да степь кругом…» Термины «почва», «чернозем», «глина», «песок». Образцы почв из разных территорий поселка.

Занятие 19.
Вода в п. Приморский Графическая работа: Что мы пьем? Места источников водоснабжения на карте поселка. Чистота воды
Занятие 20.
Промышленные и социальные объекты поселка. Термин «Экология». Экологическое исследование берега реки Урал, функционирования очистных сооружений молочного завода, автогаража, завода металлоконструкций. Графическая работа: «Черные точки» на карте поселка.
Занятие 21.
«Красный, желтый, зеленый». Автомобили в поселки. ПДД. Качество дорог. Практическая работа. Схема безопасного подхода к школе.
Занятие 22.
Микрорайоны, овраги, родники, их наименования, происхождение названий Лингво-географическое исследование местных объектов (улица Партизанская, гора Мохнатка, пос. Муравейник, река Мелисай и т.п.).
Занятие 23.
«Родная улица моя» Исследовательская работа «Родная улица моя»:  Период заселения улицы;  Расположение;  Количество домов, жителей;  Традиции улицы
Занятие 24.
Проект «Родня». Понятия «родственники», «семья», «генеалогическое древо».
Занятие 25.
Проект «Родня». Самые большие семьи поселка. Семьи Ивановых, Михалевых, Петриных. Учительский династии.
Занятие 26.
Основные фамилии. Социологическое исследование по фамилиям учащихся школы. Поиск знаменитых однофамильцев.
Занятие 27.
Все профессии важны, все профессии нужны. Термины «производственный объект», «социальный объект».
Поисковая работа Кем работают наши родители? Где учатся наши старшие братья и сестры?
Занятие 28.
Все профессии важны, все профессии нужны. Определение выпускников Приморской школы. Поисковая работа Где учатся наши старшие братья и сестры?
Занятие 29.
ВДНХ. Трудовые достижения тружеников Молочно-овощного совхоза. (Знаменитые рысаки конефермы, голландские технологии выращивания картофеля, самый вкусный сыр и мороженое и. т.п.)
Занятие 30.
«Память сердца. Дети погибших защитников Отечества». Организация праздника для жителей поселка, членов организации. Акция «Поминальная свеча».
Занятие 31-32.
«Когда уйдем со школьного двора…» Проект «Книга выпускников школы» - новые имена
Занятие 33.
Подготовка к итоговому проекту.
Занятие 34.
Защита итогового проекта «Мой край родной, тебе поём мы славу! Литературно- музыкальная композиция (выступление перед жителями поселка)
№ Тема Всего часов Теория Практическое занятие Межпредметная связь Количество часов Содержание работы Количество часов Содержание работы география история русский язык литература музыка ИЗО биология 1. Я живу в поселке Приморский 1 0,5 Понятия «населенный пункт», «город», «село», «поселок» Термин «географическая карта» 0,5 Работа с картами: мировой, России, Челябинской области, Агаповского района Географиче ская карта Песни «С чего начинается родина…», «Родительс кий дом» 2-3. История возникновения поселка. Молочно- овощной совхоз и Магнитогорск ий металлургичес кий комбинат 2 1 Гора Магнитная. Легенды о горе Магнитной. История ее освоения Магнитогорский металлургический комбинат. Годы социалистического строительства 1 Поисковая работа: старожилы поселка Рассказы бабушек и дедушек Степь. Горы. Полезные ископаемые Железная руда Металлурги ческое производств о Лента времени Стройки первых «пятилеток »: легендарна я Магнитка Устное народное творчество: сказания, легенды Среда обитания. Ковыль, суслики, лисицы 4-5. Довоенное строительство Молочно- овощного совхоза 2 1 Первые улицы Старые дома Производственные помещения Профессии первых жителей 1 Графическая работа: Составление плана поселка Сохранившиеся постройки §4. План местности
довоенного времени Поисковая работа: Живые свидетели довоенной поры 6. Первая школа 1 0,5 Обучение в с. Верхнее- кизильское. Строительство школы Первые учителя 0,5 Проект «Старые фотографии рассказали»: фотографии учеников, классов, учителей, школы 30-х годов Место расположения первой школы 7-9. «Пол-Европы прошагали, полземли…» Наши земляки в Великую Отечественну ю войну 3 1 Значение промышленности Урала в годы войны Понятия «воинское звание», «государственная награда» 1 1 Поисковая работа: Они воевали за родину Трудовой подвиг моих земляков Проект: «Война была в моей семье» Благоустройство поселкового памятника Павшим героям Европа, Азия Урал в годы Великой Отчествен- ной войны Стихи, песни и проза военных лет Книги о войне 10- 11. Как появился поселок Приморский Строительство Верхнеуральск ого 2 0,5 Понятия «гидрообъект», «водохранилище», «плотина» 1,5 Проект «Старые фотографии рассказали»: фотографии строителей плотины, строительства §30. Реки §33. Искусствен ные водоемы Топонимии- ка Лексическо е значение слова Живот- ные, рыбы и растения водоемов
водохранилищ а объекта 12. Улица Гидростроите лей 1 Понятия «социологичес-кий опрос», «анкетирование» 1 Результаты социологического опроса: кто живет на улице Гидростроите-лей? 13. Прогулка с компасом в руке 1 Термин «компас», «горизонт» 1 Дорога в школу В каких школьных кабинетах растут цветы Направление родной улицы Солнечная сторона дома §6. Стороны горизонта Условия для роста растений 14. Окрестности – озёра, болота, леса 1 1 Работа с картой Проект «Мир вокруг» (фоторассказ о поездках из мест, расположенных вблизи поселка) озёра, болота, леса Растения и животные озёр, болот, лесов 15- 16. Защита мини- проектов «Самый, самый…» 2 Книга рекордов Гиннеса 2 Поисковая работа: «Самый, самый…» самая длинная (коротка) улица поселка, Самый большой (маленький), старый (новый) дом. самая большая семья и т.п. §5. Масштаб 17. « По долинам и по 1 Термины «рельеф», «русло реки» 1 Изготовление макета рельефа поселка (из §7. Изображени
взгорьям…» пластилина) е на плане неровносте й земной поверхност и §20. Рельеф суши 18. «Степь да степь кругом…» 1 0,5 Термины «почва», «чернозем», «глина», «песок» 0,5 Образцы почв из разных территорий поселка §47. Природные зоны Земли Песни и стихи о степи Растения и животные степей 19. Вода в п. Приморский 1 0,5 0,5 Графическая работа: Что мы пьем? § 29. Подземные воды §30. Реки §33. Искусствен ные водоемы §34 Загрязнение гидросферы 20. Промышленн ые и социальные объекты поселка 1 0,5 Термин «Экология» 0,5 Экологическое исследование берега реки Урал, функционировани я очистных сооружений молочного завода, автогаража, завода металлоконструкц ий §55. Стихийные природные явления Влияние человека на природу Экологич еские проблемы Охрана природы
21. «Красный, желтый, зеленый» 1 0,5 ПДД 0,5 Схема безопасного подхода к школе 22. Микрорайоны, овраги, родники, их наименования, происхождени е названий 1 1 Лингво- географическое исследование местных объектов Имена собственны е и нарицатель ные Происхожде ние слов 23. «Родная улица моя» 1 1 Исследовательска я работа «Родная улица моя»:  Период заселения улицы;  Расположение;  Количество домов, жителей;  Традиции улицы 24- 25. Проект «Родня» 2 Понятия «родственники», «семья», «генеалогическое древо» 2 Защита проектов 26. Основные фамилии 1 1 Социологическое исследование по фамилиям учащихся школы. Поиск знаменитых однофамильцев Знамениты е люди России Имена собственны е и нарицатель ные Происхож-
дение слов 27- 28 Все профессии важны, все профессии нужны 2 0.5 Термины «производственный объект», «социальный объект» 1.5 Поисковая работа Кем работают наши родители? Где учатся наши старшие братья и сестры? 29. ВДНХ 1 Трудовые достижения тружеников Молочно-овощного совхоза 1 30. «Память сердца. Дети погибших защитников Отечества» 1 1 Организация праздника для жителей поселка, членов организации Акция «Поминальная свеча» Великая Отечествен ная война Восстановл ение страны Трудовой подвиг женщин и детей «Доля ты, долюшка женская..» 31- 32. «Когда уйдем со школьного двора…» 2 2 Проект «Книга выпускников школы» - новые имена 33. Подготовка к итоговому проекту 1 1 34. Защита итогового проекта «Мой край родной, 1 1 Литературно- музыкальная композиция (выступление перед жителями
тебе поём мы славу!! поселка)

К окончанию курса обучения учащиеся должны:
 Уметь осуществлять подбор необходимых материалов.  Иметь понятие о том, что является историческим источником.  Уметь провести элементарную экскурсию для учащихся начальных классов.  Владеть техникой поиска необходимой информации.  Уметь разместить материал в хронологически верном порядке.  Уметь самостоятельно вести поисковую деятельность.  Уметь составлять свою родословную.  Знать этнологию родного края.  Разбираться в топонимике родного края
Прогнозируемые результаты:
Итогом каждого полугодия является участие кружковцев в мероприятиях, экскурсиях, конкурсах, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать об истории, праздниках, обычаях и традициях наших односельчан. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии, ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны. Участие в краеведческих конкурсах приводит к формированию навыков самостоятельной исследовательской и поисковой деятельности, защиты своих проектных работ. Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины», создание Стенд-газеты «По малой Родине моей». Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.

Литература:
1. Познай свой край. Челябинская область. Краткий справочник. - Челябинск: Абрис, 2011 г. 2. Познай свой край. Контурные карты по географии Челябинской области. - Челябинск: Абрис, 2011 г. 3. Челябинская область. Атлас. Учебное пособие. - Челябинск: Абрис, 2011 г.