"Мы - юные спасатели природы"

Автор: Савилина Элина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №2 "Ягодка"
Населённый пункт: г. Скопин, Рязанская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мы - юные спасатели природы"
Дата публикации: 21.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский

сад №2 «Ягодка» муниципального образования - городской округ город Скопин

Рязанской области

Сценарий активизирующего общения

по познавательному развитию

с детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Савилина Э.Ю., воспитатель

МБДОУ «Детский сад №2 «Ягодка»,

2015г
1
Мы –

юные

спасате

ли

природ

ы


Сценарий активизирующего общения с детьми старшего дошкольного возраста

на тему «Мы – юные спасатели природы»

Тип занятия:
интегрированное
Этап обучения:
промежуточный
Цель:
расширение представления детей о действиях, наносящих вред природе и выработка мер по их предотвращению.
Задачи:
1. Учить элементарным исследовательским действиям; 2. Расширить и активизировать словарь детей: выхлопные газы, мусороуборочная машина, автомойка, экомобиль, конструкторы; 3. Подвести детей к выводу о том, что человек способен исправлять и предотвращать экологические проблемы; 4. Способствовать развитию сообразительности, наблюдательности, внимания, логического мышления, умения общаться друг с другом и с взрослыми. 5. Формировать у детей желание сохранить окружающую среду, помочь осознать взаимосвязь между действиями человека и состоянием окружающей среды; 6. Воспитывать осознанное, бережное отношение к природе на примере охраны леса и водоема;
Оборудование:
- игрушка – автомобиль, макеты леса и озера, игровой персонаж - Помогайкин; - иллюстрации экомобилей; шаблоны для рисования на каждого ребенка, геометрические фигуры; - «цветик - трехцветик» - пособие для игры по ТРИЗу «Хорошо - плохо»; - семена, мешочек для «мусора», игрушечные грабли, лейки; - магнитофон с аудио записями: «пение птиц» и «звук работающего двигателя».
Ход

Воспитатель:
Здравствуйте, ребята. Сегодня я приехала к вам в гости на автомобиле, похожем вот на эту игрушечную машину. (Показывает). Нравится она вам? И мне тоже очень нравится. А поднимите руки те, у кого в семье есть настоящая машина. А интересно: машина – это хорошо или плохо? Давайте поиграем с вами в игру и вместе подумаем, что хорошего или плохого есть в автомобиле. А поможет нам в этом волшебный «Цветик-трехцветик». Это необычный цветок: если назовем хорошее качество – появляется красный лепесток, а если качество плохое, то – черный. Ну, что, поиграем? Итак, что же хорошего вы можете сказать об автомобиле?
Предполагаемые ответы детей:
- быстро ездит, не боится дождя и снега, может перевозить грузы, может перевозить сразу несколько человек и т.д. (открываем красные лепестки);
Воспитатель:
Посмотрите, наш волшебный цветок: автомобиль приносит много пользы, но в то же время наносит и вред. Какой? (Дети перечисляют) На нашем волшебном цветке осталось много 2
неоткрытых лепестков. Это значит, что мы еще многого не знаем об автомобилях. А хотелось бы вам узнать больше? И я даже знаю, кто нам в этом поможет. У меня есть очень хороший друг. Зовут его Помогайкин. Давайте закроем глаза и позовем его все вместе: “Помогайкин, приходи!”
В это время воспитатель надевает на себя куклу.

Помогайкин:
Привет, ребята! Я Помогайкин. Я очень веселый и любознательный. И всегда появляюсь, когда нужна моя помощь. Я могу ответить на все ваши вопросы. Вам надо больше узнать о машине? Тогда нужно понаблюдать за ней. А чтобы лучше все увидеть, мы возьмем в руки бинокли. А ну-ка повторяем за мной: Мы бинокли поднимаем, Вдаль свой взор мы направляем, Что там слева, посмотри, Что там справа, посмотри - Что увидишь, расскажи!
Помогайкин:
Вижу, вижу! Наш автомобиль собирается куда-то ехать. (Воспитатель перемещает игрушку на обучающий макет с изображением леса и озера) Смотрите, он подъезжает к лесной поляне. Как тут красиво! (Звучит пение птиц) Птицы поют, трава зеленеет, цветут цветы, много ягод и грибов и воздух свежий-свежий! Едет машина, едет и вдруг…застряла! (Раздается звук работающего двигателя). Никак не может выбраться. Надымила-то как – дышать сразу стало тяжело. Апчхи! Наконец выбралась и поехала дальше. Вот она взбирается на крутой бугор, тяжело ей. Взяла машину и сбросила мусор. Сразу поехала быстрее. Интересно куда она торопится? Да прямо к лесному озеру. Испачкалась вся, когда буксовала в лесу и решила помыться (Машина «заезжает» в озеро). Стала машина читая. Не успела обсохнуть, как опять собирается куда то ехать. Ну, уж нет! Хватит! И так натворила много бед! Отправляйся на стоянку! А мы снова возьмем наши бинокли и посмотрим, что же она натворила. 3
Мы бинокли поднимаем, Вдаль свой взор мы направляем, Что там слева, посмотри, Что там справа, посмотри - Что увидишь, расскажи! 4
Ребята подходите поближе. Что же произошло на лесной полянке? (Ответы детей)
Помогайкин:
Да, машина повредила деревья, помяла траву и цветы, раздавила ягоды и грибы. А от выхлопных газов и шума разбежались все звери и птицы больше не поют. Придется нам перевернуть еще один черный лепесток. Машина нанесла вред природе, а значит плохих качеств стало больше. Ребята, а что можно сделать, чтобы этого не случалось? Да, не нужно заезжать в лес на машине, надо оставлять ее на стоянке возле леса. Когда поедете с родителями в лес обязательно напомните им об этом. Ну, а что делать нам? Как исправить ситуацию? Чем мы с вами можем помочь лесной полянке? Мы поправим деревья. Траву, к сожалению уже не спасти, машина вырвала ее с корнем, но мы можем посеять новую. Вот вам семена и лейки с водой. Вы раскидаете семена, а я разровняю их граблями. А теперь польем их. Трава обязательно вырастет, только не забывайте поливать, договорились? Вот, как замечательно у нас получилось! Слышите, даже птицы вернулись и запели (пение птиц). А нам нужно торопиться. Смотрите, ребята, что случилось на пригорке? Что здесь натворила машина? Она сбросила мусор в неположенном месте. А это правильно? Конечно, нет. А значит, на волшебном цветке появился еще один черный лепесток. Ой, как мне это не нравится. Давайте, скорее все исправим. Что мы можем сделать? Наденем все дружно перчатки и соберем мусор в пакет. На пригорке сразу стало чисто и красиво. А мусор отправим в специальный контейнер. Ребята, а как поступать с тем мусором, который скапливается у нас дома? Может вынести его в ближайший лес и бросить? Нет, его надо аккуратно упаковать и тоже вынести в контейнер. Потом приедет мусороуборочная машина и вывезет его в специально отведенное место – на свалку. Давайте посмотрим, что же произошло с озером? Вода грязная, масляная. Разве рыбки смогут жить в такой воде? Купаться в ней можно? А пить ее можно? Вот и еще один черный лепесток добавился. Ой, как не хорошо. Скажите, можем ли мы исправить ситуацию и помочь озеру? Нет к сожалению, пока мы ничего сделать не можем. Так бывает в природе: испортить можно быстро, а восстанавливать долго, а иногда просто не возможно. Например, срубили дерево, а назад его не приставишь, а новое вырастет через много-много лет. Так и с озером: навредить легко, а исправить тяжело. Что же, теперь всем машинам грязными ездить? Где их можно помыть? Да, на мойке. Давайте на нашей дороге поставим специальный знак «Автомойка», который подскажет куда ехать. Все машины будут мыться там, а озера, пруды и реки больше загрязняться не будут.
Помогайкин:
А теперь, ребята, давайте отложим наши бинокли в сторону сядем и вот над чем подумаем. Если посмотреть на наш волшебный цветок, то получается, что у автомобиля очень много плохих качеств. Тогда у меня другой вопрос: раз машины такие плохие, значит надо поставить их на стоянку и забыть про них? (нет). И мне не нравится такая идея. А что же делать? Нужно исправлять положение. А как? (Ответы детей) А у меня такая идея: водители автомашин – это наши папы, дедушки, старшие братья, их друзья и знакомые. Теперь, когда вы знаете правила поведения в природе, вы не будете их нарушать, а еще расскажете обо всем своим родным и близким. Ведь природа- это наш общий дом, а значит: что роняешь - подбирай, чистым мир свой
сохраняй! Но а чтобы ничего не забыть, давайте еще раз повторим главные правила поведения автомобиля в природе:  Не заезжать в лес на машине, а оставлять ее на стоянке;  Не сигналить около леса;  Не разбрасывать мусор, а упаковывать его и вывозить в специально отведенные места;  Мыть машины на автомойке, а не в прудах и озерах. Ребята какие мы свами молодцы, сразу несколько проблем решили и теперь можем смело перевернуть черные лепестки на красные (переворачивает). Хотя постойте один все же останется черным – ведь автомобиль не может ездить без бензина, а значит, выхлопные газы будут по- прежнему загрязнять окружающую среду. Что же делать? Надо хорошенько подумать. Ой, я вспомнил, ведь есть такие машины, которые не наносят вреда природе. Одни работают от солнечных батарей. На солнышке ее зарядил и вперед! А еще есть такие автомобили, которые работают от электричества, сунул вилку в розетку и готово! И бензин заливать не надо и никаких выхлопных газов! Вот смотрите, я покажу вам такие автомобили! Их называют экомобили.
Помогайкин:
Ребята, а я вот что придумал: у меня есть разноцветные геометрические фигуры. Давайте из них свой экомобиль соберем. (Дети на магнитной доске собирают модель) А у меня тоже есть деталь – такой желтый большой овал. Пусть это будет солнечная батарейка. Мы поставим ее на крышу нашего автомобиля, поближе к солнышку и бензин ему не понадобится! А еще, смотрите - я вам принес вот такие красивые листы бумаги, на которых можно рисовать (Раздает шаблоны)
Я предлагаю вам пофантазировать и изобразить безопасный автомобиль, который не будет загрязнять окружающую среду, а из рисунков устроить выставку. Справитесь? Конечно, справитесь, ведь вы такие молодцы! А когда вы вырастите, может, кто то из вас станет конструктором и изобретет автомобиль, который будет работать на конфетах или печенье. Вот было бы здорово! И будет этот автомобиль абсолютно безопасным! И тогда наша планета земля станет гораздо чище, и жить на ней будет намного лучше и растениям, и животным, и нам с вами! Вот и для последней проблемы мы нашли решение, и на нашем волшебном цветке не осталось черных лепестков. А что бы они никогда не появлялись, давайте не будем загрязнять природу и всем друзьям и знакомым запретим делать это! Договорились? Вот и хорошо! Ребята как мне было сегодня интересно с вами! Вы настоящие помощники природы! Ну что это? Слышите, меня зовут? Ой, я опять кому то нужен! Значит, у кого-то возникли проблемы. Мне нужно торопиться. До свидания, ребята. Если понадоблюсь, зовите, я обязательно приду! Кстати, вы поможете мне быстрее добраться? Это просто – закройте глаза и дважды скажите «В добрый путь!» (Дети выполняют поручение, воспитатель снимает куклу)
Воспитатель:
Ну что, ребята, понравился вам Помогайкин? Я очень рада! А чем он вам помог, что нового и интересного вы узнали с ним? (Ответы детей) Молодцы, ребята! Я слышала, что Помогайкин назвал вас юными спасателями природы. Я с ним полностью согласна, и с удовольствием вручаю вам диплом спасателей. Повесьте его у себя в группе и тогда все, кто придет к вам в гости сразу узнают какие вы добрые, заботливые и внимательные (вручает диплом).
1.