Автор: Галныкина Татьяна Тимофеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ №23"
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Рабочая программа по литературе к учебнику Сахарова В.И., Зинина С.А., 10 класс"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №23 ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей русского языка и
литературы протокол №____
от ____________________20__г.
___________________Л.А. Шушакова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________________Н.П.Старухина
«_____»______________20___ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СШ №23»
____________М.П.Хуртина
«_____»_____________20__ г.
Рабочая программа
Наименование курса: Литература
Класс: 10
Уровень общего образования средняя школа
Учитель Галныкина Татьяна Тимофеевна
Срок реализации программы 2018-2019 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 102 часа в год, в неделю 3 часа
Планирование составлено на основе программы:
1.
Рабочая программа к учебникам С.А. Зинина, В.И. Сахарова «Литература. 10 класс» (базовый уровень), С.А.
Зинина, В.А. Чалмаева «Литература. 11 класс» (базовый уровень). М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018.
(ФГОС. Инновационная школа)
2.
Учебник: Сахаров В. И., Зинин С. А. Русский и литература. Литература: учебник для 10 класса
общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровни): в 2 ч. Ч.1/ В. И. Сахаров, С.А.Зинин. М.:
ООО «Русское слово - учебник», 2018. (ФГОС. Инновационная школа)
Рабочую программу составила _______________________ Галныкина Татьяна Тимофеевна
Подпись
Содержание
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2.
Содержание учебного предмета.
3.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
•
совершенствование
духовно-нравственных
качеств
личности,
воспитание
чувства
любви
к
многонациональному
Отечеству,
уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
•
использование
для
решения
познавательных
и
коммуникативных
задач
различных
источников
информации
(словари,
энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты
•
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной
позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
•
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
•
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты
1)
в познавательной сфере:
•
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,
литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
•
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
•
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев
одного или нескольких произведений;
•
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
•
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
2
•
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными
ценностями других народов;
•
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
•
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
•
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3)
в коммуникативной сфере:
•
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
•
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитан-ному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести
диалог;
•
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние
творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4)
в эстетической сфере:
•
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса;
•
понимание
русского
слова
в
его
эстетической
функции,
роли
изобразительно-выразительных
языковых
средств
в
создании
художественных образов литературных произведений.
При планировании части уроков (примерно 1/5) предусматривается использование ИКТ (электронные наглядные пособия, учебники и
словари, виртуальные музейные экспозиции, и др.).
Уроки контроля представлены рядом зачетных уроков, на которых предполагается использование тестов (мини-тест, экспресс-тест,
цифровой, по типу ЕГЭ, с развернутым ответом), что будет способствовать подготовке кадетов к экзамену в форме ЕГЭ, например,
развивать умения работать с различными типами тестовых заданий, умением отвечать на проблемные вопросы, анализировать произведения
малых жанров.
В практику домашних заданий наряду с традиционными видами работы с текстом включены следующие: составление речевых,
цитатных характеристик героев, хронологических таблиц, словарей персоналий, подготовка эскизов театральных афиш, программ и др
Обучающийся научиться анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы
(художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного
времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного
произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Обучающийся получит возможность научиться применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и
грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
3
2.
Содержание программы
Введение (1 час).
Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).
Из литературы первой половины XIX века
А.С. ПУШКИН (4 часа)
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с
поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану»
(IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и
государства в поэме «Медный всадник». Анализ стихотворения А.С.Пушкина.
Внутрипредметные
связи:
одические
мотивы
«петровской»
темы
в
творчестве
М.В.
Ломоносова
и
А.С.
Пушкина;
традиции
романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (2 часа)
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Вале-рик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не
унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу... » и др. по выбору. Поэма «Де-
мон».
Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная
насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в
лермонтовской поэзии.
Межпредметные
связи:
живопись
и
рисунки
М.Ю.
Лермонтова;
музыкальные
интерпретации
стихотворений
Лермонтова
(А.С.
Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)
Н.В. ГОГОЛЬ (4 часа)
Пове сти: «Невский
проспект»,
«Нос». «Ах,
Невский…Всемогущий
Невский»
«Петербургские
повести»).
Сравнительная
характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)
Урок внеклассного чтения № 1
Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя (тему выбирает обучающийся)
4
Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века
Введение (1 час)
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного
противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в
литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям
современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др.
«Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия
А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского,
Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой
культуры.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ (9 часов)
Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».
«Колумб Замоскворечья» (слово об А.Н.Островском). Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!».
Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства».
Молодое поколение в драме «Гроза». Сила и слабость характера Катерины.
Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А.
Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С.
Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н.
Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
Тестовые задания по творчеству А.Н.Островского.
И.А. ГОНЧАРОВ (6 часов)
Роман «Обломов».
Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова
Понятие «обломовщина». Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство
романа. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники
Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).
5
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
Тестовые задания по творчеству И.А.Гончарова.
И.С. ТУРГЕНЕВ (11 часов)
Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П.
Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни,
внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения
Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти.
Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А.
Антоновича).
Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И.С.Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность
тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе;
песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Сочинение-рассуждение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Урок внеклассного чтения № 2
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (1 час)
Роман «Что делать? »(обзор).
Злободневное и вечное в романе «Что делать».
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendezvous» и его
трансформация в романе «Что делать?».
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа
«Что делать?».
Н.А. НЕКРАСОВ (8часов)
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому
писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! Я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по
выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
6
Н.А.Некрасов-поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме
«Кому на Руси жить хорошо». Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши
Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить
хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в
лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Сочинение-рассуждение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 часа)
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...»,
«Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как
убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И.
Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
А.А. ФЕТ ( 5 часов)
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...»,
«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью
живую...» и др. по выбору.
«Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ
возлюбленной в лирике.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического
лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета
Н.С. ЛЕСКОВ (5 часов)
Повесть «Очарованный странник».
Художественный мир произведений Н.С.Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Автор и
рассказчик в повести». Загадка женской души в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
7
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н.Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые
души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
Урок внеклассного чтения № 3
Проверочная работа по творчеству Н.С.Лескова
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (6 часов)
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как
вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание
обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь». Историческая основа сюжета и проблематики
«Истории одного города».
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в
щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М.
Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
Урок внеклассного чтения № 4
Тестовые задания по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.
А.К. ТОЛСТОЙ (5 часов)
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и
сияет,..»,
«Прозрачных
облаков
спокойное
движенье...»,
«Государь
ты
наш,
батюшка...»,
«История
государства
Российского
от
Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике
А.К.Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К.Толстого.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-
Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К.
Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого
Л.Н. ТОЛСТОЙ (18 часов)
8
Роман «Война и мир».
По
страницам
великой
жизни.
Л.Н.Толстой
-
человек,
мыслитель,
писатель.
Правда»
войны
в
«
Севастопольских
рассказах»
Л.Н.Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны
Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы.. Изображение войны 1805-1807гг. в
романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. Быт
поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе
событие». Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова
и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…» (Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе. Решение
главной
мысли:
предназначении
человека
(т.2
и
эпилог).
В
чем
секрет
обаяния
Наташи
Ростовой?
Нравственные
искания
Андрея
Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе
Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге,
И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.
Урок внеклассного чтения № 5
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (7 часов)
Роман «Преступление и наказание».
Художественный мир Ф.М.Достоевского. История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ
Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.
Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой.
Возрождение души Раскольникова.
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в
романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино
(постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
А.П. ЧЕХОВ (5 часов)
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
9
Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в
чеховских рассказах. Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад».
Новаторство Чехова-драматурга. Ис-тория создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Соотношение внешнего и
внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический
образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом
саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С.
Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».
Итоговая контрольная работа.
3.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Сроки
проведения
Тема урока
Кол-
во
часов
план
факт
1
«Прекрасное начало…». ( К истории русской литературы 19 века.)
1
2
Основные темы и мотивы пушкинской лирики
1
3-4
«Душа в заветной лире" (Пушкин о назначении поэта и поэзии)
2
5
Р/р Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо»
1
6
Мотивы одиночества, неразделённой любви в поэзии М.Ю. Лермонтова
1
7
Особенности богоборческой темы в поэме «Демон» М.Ю. Лермонтова
1
8
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя
1
9
Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»).
1
10
Чин или Человек (по повести Н.В.Гоголя «Нос»).
1
11
Тема Петербурга в творчестве Гоголя и Пушкина (сопоставительный анализ). Практическая работа в
1
12
Особенности литературы и журналистики второй половины 19 века.
1
13
«Колумб Замоскворечья». (Слово об А.Н.Островском).
1
14
Быт и нравы купечества в пьесе «Свои люди - сочтемся». Конфликт поколений.
1
15
Сюжет и композиция драмы «Гроза». Образ города Калинова в драме.
1
16
Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме «Гроза»
1
17
Основной конфликт драмы «Гроза» (Катерина и Кабаниха – два нравственных полюса).
1
10
18
Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. «Гроза» в русской критике
1
19
Р/р. Сочинение-рассуждение №1 по драме «Гроза» в формате ЕГЭ.
1
20
Судьба и личность.
1
21
Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова
1
22
Женские образы в романе.
1
23
Мещанское счастье Андрея Штольца
1
24
Художественное мастерство романа
1
25
Тестовые задания по роману И.А.Гончарова
1
26
Цикл рассказов «Записки охотника»
1
27
Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети».
1
28
Образ Базарова
1
29
Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми.
1
30
Базаров и Одинцова.
1
31
Базаров и его родители.
1
32
Нигилизм и его последствия.
1
33
Базаров перед лицом смерти.
1
34
Итоговый урок по творчеству И.С. Тургенева
1
35
Р/р. Классное сочинение-рассуждение по роману «Отцы и дети»
1
36
Н.А. Некрасов-поэт «мести и печали»
1
37
Основные темы и идеи лирики Некрасова
1
38
Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
1
39
Идейный смысл рассказов о грешниках
1
40
Образ Гриши Добросклонова и его идейнокомпозиционное звучание
1
41
Тесты по поэме «Кому на Руси жить хорошо»
1
42
Этапы биографии и творчества. Основные темы и идеи лирики.
1
43
Любовная лирика Ф.И.Тютчева.
1
44
Философская лирика Ф. И.Тютчева.
1
45
Этапы биографии и творчества.
1
46
Основные мотивы творчества А.Фета
1
47
Сопоставительный анализ лирики Ф.И. Тютчева и А.А.Фета
1
48
Чтение стихотворений наизусть
1
49
Художественный мир произведений Н.С.Лескова
1
11
50
Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»
1
51
Итоговый урок по творчеству Н.С.Лескова
1
52
Этапы биографии и творчества М. Е. Салтыкова–Щедрина.
1
53
«Сказки для детей изрядного возраста»
1
54
Жизнь и творчество.
1
55
Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого.
1
56
По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой-человек, мыслитель, писатель.
1
57
«Правда» войны в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.
1
58
«Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»).
1
59
«Вечер Анны Павловны был пущен…» («Высший свет» в романе «Война и мир)
1
60
Именины у Ростовых. Лысые Горы.
1
61
Изображение войны 1805-1807гг. в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения
1
62
Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
1
63
Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев.
1
64
Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе
1
65
Изображение войны 1812 г.
1
66
Самостоятельная работа (тест по Т.1).
1
67
Образы Кутузова и Наполеона.
1
68
Картины партизанской войны в романе. «Дубина народной войны поднялась…»
1
69
Решение главной мысли: предназначении человека (т.2 и эпилог).
1
70
В чем секрет обаяния Наташи Ростовой?
1
71
«Мысль семейная» в романе
1
72
Р/р. Классное сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.
1
73
Художественный мир Ф.М.Достоевского
1
74
Роман «Преступление и наказание». История создания социально-психологического романа.
1
75
Особенности сюжета и композиции.
1
76
Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя.
1
77
Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума.
1
78
Приемы создания образа Петербурга.
1
79
Библейские мотивы и образы в романе
1
80
Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора.
1
81
Роман «Преступление и наказание» как философский роман.
1
12
82
Возрождение души Раскольникова
1
83
Р/Р.Домашнее сочинение-рассуждение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
1
84
Жизнь и творчество.
1
85
Тайна личности А.П.Чехова.
1
86
Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6»
1
87
Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах
1
88
Новаторство Чехова-драматурга. История создания пьесы «Вишнёвый сад».
1
89
Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишнёвый сад».
1
90
Особенности сюжета и конфликта пьесы
1
91
Система образов.
1
92
Особенности чеховского диалога.
1
93
Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала.
1
94
Сочинение по творчеству А.П. Чехова.
1
95
Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века.
1
96
Г. де Мопассан. Жизнь и творчество (обзор).
1
97
Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье». Мастерство психологического анализа.
1
98
Г. Ибсен. Жизнь и творчество (обзор).
1
99
Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом». Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.
1
100
А. Рембо. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Пьяный корабль».
1
101
Обобщение по курсу
1
102
Итоговый урок.
1
13