Напоминание

К.Драгунская "Крайний случай"

Автор: Белобородова Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Уинская СОШ"
Населённый пункт: с.Уинское Пермский край
Наименование материала: методическая разработка урока литературного чтения 4 класс
Тема: К.Драгунская "Крайний случай"
Дата публикации: 12.09.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема урока: «Счастье – это…» / К.Драгунская «Крайний случай»/

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: проектор,интерактивная доска SmartBoard, Smart-

презентация, раздаточный материал/

Программа ОС «Школа 2100»

Цель урока:

содействовать формированию у обучающихся умения анализировать

произведение (раскрытие замысла автора), представлений об особенностях

литературного жанра (смешение: рассказ – сказка, околесица).

Цель для детей: умение определять характеры и поступки героев рассказа

К.Драгунской «Крайний случай, знакомство с творчеством писательницы.

Личностные результаты

– учиться высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

литературным произведением;

Познавательные УУД:

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– находить ответы на вопросы в тексте;

Коммуникативные УУД

- реализовывать потребность в общении со сверстниками;

- допускать существование различных точек зрения;

- договариваться, приходить к общему решению;

Предметные результаты:

Создать условия для развития у обучающихся умения:

-осознанно, правильно и выразительно читать текст;

-менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной

задачи;

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-осуществлять анализ, проводить сравнение;

-обобщать, владеть основами смыслового чтения текста.

Основные формы и методы организации познавательной деятельности

обучающихся:

Форма: групповая

Методы: словесный, наглядный, проблемный диалог

Основное содержание темы, понятия и термины:

Литературные жанры(смешение: рассказ – сказка – околесица), главный

герой, портреты героев произведения;биография писателя.

Образовательные ресурсы и оборудование:

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» - учебник, 4 класс, 2 часть

Биография К.Драгунской, презентация

ХОД УРОКА

1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

У: Настал новый день. Какой он сегодня? Какое настроение вызывает такая

погода? А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы

на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Улыбнитесь друг другу.

Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство, обиду и тревогу. А

вдохните в себя свежесть весеннего дня, тепло солнечных лучей, красоту

окружающего мира. Думаю, что мы сегодня подарим друг другу много

приятных мгновений. Пусть этот урок принесет нам радость общения и

наполнит наши сердца добрыми чувствами. Произнесем наши волшебные

слова: «Я хочу много знать!»

2. Постановка проблемы, выдвижение гипотез

У: Ребята, я не раз, думаю, и вы тоже задавали себе вопрос: «Что такое

СЧАСТЬЕ?», ваши предположения

(на доске карточка с понятием)

СЧАСТЬЕ

- Вы услышали много предположений данного понятия, а какое из них

наиболее верное и есть ли точный ответ на этот вопрос, мы постараемся

выяснить в конце нашего урока и поможет нам в этом детская

писательница….имя мы ее узнаем, когда посмотрим мини-сцену «Интервью

с…» (Егор, Лилия)

3. Актуализация знаний.

- Кто же эта писательница, которая поможет нам ответить на данный вопрос?

(К.Драгунская)

- Молодцы, что догадались. А какие слова, выражения вам в этом помогли?

(отец – писатель, рыжеволосый клоун)

- Какой вопрос к писательнице вам показался самым важным и интересным?

- Каким был ответ Ксении Драгунской?

- А какой вопрос задали бы вы?

- С какими произведениями К.Драгунской вы знакомы?

- Что вы можете рассказать о Ксении Драгунской?

Ксения выросла и стала, как и отец, писателем. Дочь Виктора

Юзефовича - Ксения Драгунская - блистательный детский писатель и

драматург. Автор молодой ( Род. В 1965 г, 50 лет). Над спектаклями,

поставленными по её пьесам “Вверх тормашками”, “Огурцы и другие

пирожные”, “Все мальчишки - дураки”, “Ощущение бороды”, “Яблочный

вор”, хохочут и рыдают взрослые и дети. Эти спектакли с успехом идут на

различных театральных площадках Москвы и других городах России,

печатались в газетах, звучали на радио и по телевидению, но отдельной

книгой не издавались. Совсем недавно вышла ее первая книга «Целоваться

запрещено»Но, к большому сожалению, с ее произведениями мы можем лишь

познакомиться на урока литературы или в интернет…, т.к. в библиотеках

нашего села таких книг нет.

1.

Постановка учебной задачи (целеполагание)

- С каким произведением К.Драгунской вы познакомились, выполняя

домашнее задание?

(на доске карточка с понятием)

- Исходя из проблемы и темы нашего урока спланируем нашу деятельность.

Начните со слов…(БУДЕМ УЧИТЬСЯ….)

Будем учиться

ЧИТАТЬ …………..как? (выразительно, вдумчиво)

АНАЛИЗИРОВАТЬ И СРАВНИВАТЬ…..для чего?

ДЕЛАТЬ……………….(выводы)

ВЫСКАЗЫВАТЬ ………………(своё мнение)

- Ответьте на вопрос «Что такое крайний случай ? (отсутствие другого

выхода)

- Замените его близким по значению. (словари)

- Почему так названо произведение?

5. Развитие умений (групповая работа)

а)- Назовите главных действующих героев произведения (Митя, его папа

Игорь, мама, Дарья Павловна, собака)

-Кто из них вам больше всего понравился? Почему? (отв. детей)

- Кто вам не понравился? Почему? ( отв. детей)

б) Словарная работа.

- Какие слова вам показались непонятными? ( пойнтер и эрдель)

Пойтнер (порода гладкошерстных пятнистых собак, выведенная для охоты)

К.Драгунская «Крайний случай»

Эрдель (порода собак с жесткой волнистой шерстью, хороший спутник для

туристов, археологов и геологов)

-Эти слова обозначают породы собак. Вы уже слышали о таких, как

дворняжка, такса, овчарка и т.д.. а эти собаки принадлежат к умным, дорогим

собакам.

- Сейчас вы будете работать в группах, перед вами творческие листы на

которых вы будете выполнять задания, а ответы на задания мы будем искать

(где?), в конце нашей работы – на рабочем поле (доске), должна быть

представлена МОДЕЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1 задание для всех общее: на столах каждой группы имеются карточки

с понятиями литературных жанров, ваша задача – определить к какому

литературному жанру относится данное произведение (рассказ, сказка

и т.д.)

- Какие события, происшествия и т.д. произошли в данном произведении

(значит, это рассказ)

- Где в произведении вымысел? (говорящая собака)

- В каком литературном жанре можно это встретить? (сказка)

- Где же околесица (чепуха, ерунда) (Нос Дарьи Павловны, дождь, «мамские

дела»)

Вывод: Мы доказали, что в произведениях К.Драгунской - смешение жанров

Следующие задания выполняете на творческих листах

СОБАКА (1гр) - Найдите и запишите слова из текста, которые помогут нам

представить собаку какой она была в начале рассказа, в конце

СОБАКА (2 гр) Найдите и запишите слова из текста, которые помогут нам

представить собаку какой она стала в конце рассказа

О ЧЕМ МЕЧТАЕТ СОБАКА (3 гр)

Найдите и запишите слова из текста, которые подтверждают, о чем

мечтает собака .

СЧАСТЬЕ – ЭТО… (1 - 3 гр)

Запишите, в чем счастье для Мити, собаки, для тебя?

(озвучивает каждая группа, оценивает свою работу по плану)

6. Рефлексия деятельности, итог урока

- Мы прекрасно поработали и справились с творческими заданиями. А теперь

сделаем краткое обобщение.

- За какого героя вы больше порадовались? Почему?

- Чему учит нас это произведение? Над чем заставляет задуматься? (быть

внимательными к окружающему миру, а вдруг есть рядом тот, кому нужна

наша помощь)

- Какое главное слово нашего урока? (счастье)

- Счастливы герои произведения?

- В чем счастье для собаки? (иметь свой угол, устроиться в хорошие руки,

иметь 3 человека и 2 морских поросенка)

- В чем счастье для Мити?

(свой дом, семья, есть о ком заботиться)

- А в чём счастье для вас? Подумайте и запишите на листочках

- Совпадает ли ваше понимание с пониманием СЧАСТЬЯ героев рассказа?

Почему?

(одинокие люди не могут быть счастливыми. Если кто – то себя не

ощущает счастливым, помните, каждый человек – кузнец своего счастья, а

значит боритесь, действуйте, не ждите его, а сами добивайтесь!)

- Попробуйте составить Синквейн к слову: Счастье (группа)

- Какую пословицу или высказывание можно предложить к уроку ( «Каждый

– кузнец своего счастья», Счастье не палка: в руки не возьмешь.Счастье в

воздухе не вьется, а руками достается.

7. Домашнее задание: (Напишите небольшое сочинение. Начните его так:

Прочитав произведение Ксении Драгунской, я понял, что…)

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУППЫ

Найдите и запишите слова из текста, которые помогут нам

представить собаку какой она была в начале рассказа

Запишите, в чем счастье для Мити, собаки

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУППЫ

Найдите и запишите слова из текста, которые помогут нам

представить собаку какой она была в конце рассказа

Запишите, в чем счастье для Мити, собаки

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУППЫ

Найдите и запишите слова из текста, которые подтверждают, о чем

мечтает собака

Запишите, в чем счастье для Мити, собаки