Напоминание

Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста

Автор: Платонова Марина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №451
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

"

Особенности и проблемы речевого развития детей 4-5 лет"

среднего возраста.

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном

и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее

существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится

разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость

внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы

взрослых

Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает

смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и

слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам

появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть

в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение

некоторых звуков.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или

иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если

раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия

проводилась в детском саду воспитателем.

Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов.

Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи

детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для

обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме

основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый).

Начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья

избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из

которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия,

местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.). Появляются

обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).

Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети

чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная»

мяч.

Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки

или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи

взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.

Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи

взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут

сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое

развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью:

говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть

спокойная.

Необходимо ежедневно читать ребенку книги, учить больше стихотворений

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку

малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с

другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и

убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы

живем. Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем

немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.

Каковы же особенности развития речи детей пятого года жизни. На что

нужно обратить внимание?

Объем и характеристика словаря

Состояние грамматического строя.

Состояние звуковой культуры речи.

Особенности связной речи.

Словарь.

Основная наша с вами, родителями, задача – расширять и активизировать

словарь, развивать качественный рост (признаки и свойства). Осуществляем

подбор действий к предмету: бабочка летает, змея ползет, мальчик бежит за

девочкой и т.д. Учим подбирать признаки: Какой? Какая? Какое? «Что это?» -

«Шапка», «Шапка какая?» - «Красная, теплая, вязаная, меховая, детская,

красивая и т.п.». Добиваемся и поощряем, если ребенок подбирает

несколько прилагательных к одному слову.

В этом возрасте особое внимание уделяем словам – антонимам (с

противоположным значением). Дидактическая игра «Наоборот» наборы

картинок: чистый – грязный, сухой – мокрый, толстый – тонкий и т.п. Вы

показываете картинку, ребенок находит и называет с противоположным

значением. Изучаем слова – обобщения по темам: «Одежда», «Обувь»,

«Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Животные». Закрепляем и углубляем

знания о детенышах животных: лиса с лисятами, свинья с поросятами, собака

со щенками и т.д. Большое значение уделяем знакомству с профессиями.

Работа начинается со знакомства с семьей: «Твоя мама (папа) работает? Кем?

Внимание детей привлекают многозначные слова: ручка – рука ребенка, у

двери, у предметов; и т.п.

Формирование грамматического строя речи.

Упражняем детей в употреблении имен существительных во множественном

числе. «Я тебе говорю про один предмет, а ты скажи про много предметов. У

Кати – ведро, у Саши ведро. Что есть у Кати и у Саши? (Ведра)». Эти

упражнения вызывают затруднения у детей, т.к. изменяются не только

окончания (карандаш – карандаши), но и само слово (ухо – уши). Учим

образовывать форму родительного падежа множественного числа

существительных (чего нет?; с предлогом без). Например: Возле дома нет

деревьев. В аквариуме много рыбок. На столе коробка без карандашей.

Упражняем в согласовании прилагательных с существительными (в роде ,

числе). «У нас все синее –небо, платье; лента (синяя); карандаш (синий);

цветы (синие)». Согласование числительных с существительными. «Сосчитай,

сколько предметов: картинки с изображением от 1 до 5 (полотенце, блюдце,

платье, яйцо)». Например, дидактическая игра «Петух». «Про что можно

сказать у петуха одна? (голова, бородка). А про что у петуха можно сказать

два? (два крыла, два глаза). Про что можно сказать один? (один хвост, один

клюв). А чего у петуха много? (перьев)». Учим пользоваться глаголами в

повелительном наклонении. Обучаем спряжению глагола (хотеть). «Я хочу

посмотреть книгу. Сережа хочет посмотреть книгу. Дети хотят посмотреть

книгу». «Катя, принеси, пожалуйста, куклу». Момент воспитания при

использовании глаголов в повелительном наклонении – не забываем

волшебные слова (пожалуйста, спасибо). Упражняем в употреблении

притяжательного местоимения (мой). Предложить детям придумать

предметы, про которые можно сказать: мой, моя, моё, мои: мой стул, моя

книга, моё окно, мои игрушки.

Учим правильно употреблять предлоги (на, в, за, из, с, под, к, над, между,

перед). Упражняем в образовании существительных при помощи

уменьшительно- ласкательных и других суффиксов. Предлагаем ребенку

назвать ласково всех членов семьи: брат – братик, сестра – сестренка. Учим

образовывать глаголы с помощью приставок, показывая картинки, где

выполняются действия. (Лисичка прибежала, убежала, перебежала,

выбежала) Упражняем в образовании прилагательных от существительных.

(Сумка из кожи – кожаная; варенье из клубники – клубничное). Учим

составлять из слов словосочетания и предложения. (Показ картинок: «Что

делает мама?» Предлагаем составить предложения со словом «моет».

«Мама моет посуду. Что еще моет мама?»

Третий компонент устной речи – развитие и совершенствование звуковой

культуры речи.

Перед нами, взрослыми, стоит задача развивать фонематический слух. Мы

учим определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-сова) и не

выделяется (Скажите, есть ли в этом слове звук (н) – нога?); осуществлять

выбор из двух предметов с заданным звуком.

Четвертый раздел – связная речь. Только владение разнообразными

навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное

общение со сверстниками и взрослыми, поделиться впечатлениями и

получить необходимую информацию. У детей часто выявляются такие

недостатки в речи, как: - связные высказывания короткие; -отличаются

непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку;

-фрагменты высказываний логически не связаны между собой. Для

исправления этих недостатков необходимо: - развивать связную речь детей;

-научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы;

-познакомить с простыми приемами запоминания; -развивать логическое

мышление; -уметь формулировать свою мысль; -уметь понимать речь

окружающих. Ребенок в этом возрасте уже должен говорить предложениями,

в том числе сложноподчиненными. Например: «Мама сказала, что мы

пойдем гулять». Задача родителей в этот период – просто почаще

разговаривать с ребенком, причем не односложно, чтобы он пополнял

лексический запас и учился говорить грамотно и красиво. В четыре года

дефекты произношения тоже вполне допустимы, если вы сами видите

прогресс. Просто понаблюдайте, как ребенок рассказывает о событиях дня.

Может ли он держать «нить повествования»? В этот же период заканчивается

формирование произношения согласных, хотя допустимы «проблемы» со

звуками «р» и «л». А окончательно все звуковые дефекты должны уйти в 6

лет. Дети с широким кругозором уже в 5 лет могут похвастаться богатым

речевым запасом и умением строить красивые, сложные предложения. Для

этого малышу не надо обладать особыми склонностями. Нужно просто

почаще заниматься с ребенком, ведь детский мозг обладает удивительной

способностью впитывать информацию. Запомните простое правило – что бы

вы ни делали, обязательно рассказывайте об этом. Занимаясь делами по

дому, говорите вслух, что сейчас, например, вы будете поливать цветы, и

объясняйте, почему это нужно делать. В принципе, для того чтобы ребенок

говорил грамотно, достаточно постоянно с ним беседовать. Кто еще подаст

пример лучше родителей. Отлично работает чтение. Прочитав сказку перед

сном, расспрашивайте ребенка о сюжете. Отвечая на вопросы, ребенок

делает первые шаги в умении анализировать информацию и четко

формулировать мысли. Также просите ребенка пересказать сказку. Это

развивает и речь, и одновременно память. Большинство дошкольников

говорят быстро, их речь можно назвать «потоком сознания». Ругать за это

ребенка, конечно, не нужно. Просто старайтесь разговаривать с ним ровным,

спокойным голосом, чтобы «погасить» ненужную торопливость. Еще для того

чтобы ребенок не «спотыкался» в предложениях и спокойно доводил мысль

до конца, практикуйте с ним скороговорки. Забавные стишки нравятся детям,

и они неосознанно учатся повторять или переставлять одни и те же звуки и

слоги, трудные для произношения. Как видите, занятия очень простые. Но их

хватает для пополнения «интеллектуального багажа» ребенка, что тут же

влияет и на его навыки общения.