"Биологический турнир для 6-х классов"

Автор: Иванова Инна Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Биологический турнир для 6-х классов"
Дата публикации: 21.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Биологический турнир для команд 6-х классов.
Обычно это внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели химии – биологии – географии в марте – апреле (в зависимости от весенних каникул). Подготовка к биологическому турниру для учащихся 6-х классов начинается задолго до его проведения: уже в первой четверти объявляется набор в команды на конкурсной основе. В каждом классе – свои критерии отбора участников (самый умный, находчивый, эрудит, и т.д.). Во второй четверти сформированные команды начинают подготовку к турниру по
заданиям:
-
представление команды:
название команды; девиз; речёвка; костюмы, соответствующие названию команды; возможное музыкальное сопровождение выступления;
- домашнее задание – защита проекта
на тему выступления – представления своей команды. Проект выполняется в 3-D исполнении из различных подручных материалов. Например, в 2010г. такими проектами были: дельфин (техника папье- маше, снаружи покрыт слоем пластилина), модель вируса (металлическая спиральная проволока – ДНК, покрытая фольгой – белковой оболочкой, с каким-то ловким приспособлением для встраивания в ДНК хозяина), модель клетки (в вырезанных ёмкостях в пенопласте размещались органоиды, сделанные из бумаги, проволоки, покрашенных макарон, пластмассовых коробок из-под конфет и пр. материалов), модель бактерии-паразита (бумага, пластилин, обрезки пластиковых бутылок и др.);
- вымышленный рассказ капитана команды
для конкурса «Наш великий выдумщик Мюнхаузен», в котором капитанам других команд надо проявить эрудицию и смекалку и распознать, где в его словах правда, а где ложь. Для лучшего «вживания» в роль каждому капитану (в порядке выступления) предлагается нарядиться в символический наряд Мюнхаузена (плащ-накидку, шляпу и усы);
- вопросы другим командам
для конкурса «Задай вопрос». Критерии отбора биологических вопросов: они должны быть интересными, возможно содержащими незнакомые факты, но обязательно такой степени сложности, чтобы ученик смог воспользоваться своими знаниями и применить их в нестандартной ситуации. Ребята в этом конкурсе обычно блещут неожиданным поворотом мысли, предлагают оригинальные варианты ответов на вопрос или решения задачи. Более интересными обычно являются те вопросы, которые находятся на стыке разных школьных дисциплин. Подготовка учителя к проведению биологического турнира занимает огромное количество времени. Важно не только дать задания командам, помочь с литературой, идеями «образа» команды, но и перенести высочайшую степень мотивации
заниматься этим на учеников всего класса. И тогда участвовать в турнире будет практически весь класс: кто поможет с написанием девиза-речёвки, кто - с материалами для проекта, кто – с костюмами, кто – с вопросами для конкурса, кто – проявит мастерство визажиста для членов команды и т.д. Важно, чтобы ребята знали, что их вклад в организацию турнира тоже имеет значение, что хотя такой труд обычно остаётся «за кадром», без него не будет успеха у выступающих «в кадре», т.е. у членов команды. Обычно за несколько дней до мероприятия для всех участвующих в подготовке турнира устраивается праздничное чаепитие, которое по обыкновению перерастает в творческую репетицию и обмен идеями по поводу предстоящего выступления. Это своего рода психологически выверенная грамотная методика не только командообразующего тренинга (формирование коммуникативных умений), но и раскрытие индивидуальных талантов и сильных сторон каждой личности в коллективе. Такой позитивный опыт интеллектуального общения в рамках
всего лишь

одного!
предметного мероприятия не только надолго запомнится ребятам, но и сыграет добрую роль в развитии интереса к биологии, а это, в свою очередь, откликнется активизацией познавательной деятельности и на уроках, и за их рамками и, надеюсь, повлияет на расширение образовательного пространства всей школы. Обычно после такого мероприятия ребята хотят создавать команды и играть в интеллектуальные игры по другим дисциплинам! Разве не о такой школе мы все мечтаем?! Итак, при подготовке непосредственно к самому выступлению команд учителю- организатору
необходимо позаботиться о:
- грамотной расстановке столов в классной аудитории, материалов для конкурсов; - составе жюри (обычно это другие учителя биологии, зам. дир. или директор, родители, старшие школьники); - музыкальном оформлении мероприятия; - болельщиках и их средствах поддержания морального духа своих команд; - награждении команд и отдельных участников. Здесь необходимо учесть негативных опыт по распределению мест: грамотнее для детей этого возраста отметить их успехи в номинациях, например, «За острый ум», «За находчивость», «Зрительские симпатии», «За эрудицию» и т.д. Итак, подготовка завершена, праздничная атмосфера создана, жюри представлено, критерии оценок за каждый конкурс объявлены, жеребьёвка состоялась, пора начинать…
Конкурсы.

Конкурс №1. Представление команд участников.


Конкурс №2. Домашнее задание. Презентация биологического проекта.

Конкурс №3. Интеллектуальный марафон.
Конкурс от старшеклассников по проверке знаний о строении растительной и животной клеток. Смысл задания: распределить (наклеить на листы бумаги под рубриками «Растительная клетка» и «Животная клетка») органоиды и запасные вещества по растительной и животной клеткам (а то они «случайно» перемешались).
Конкурс №4. Бабушка с овощами.
Обычно я сама переодеваюсь в костюм бабушки (на ребят такой креативный поступок учителя действует закономерно удивительно!) и предлагаю (с интонацией старушки) ребятам рассудить спор с дедом: в корзине у меня куча разных овощей (можно использовать не только свежие, но и муляжи), но какие из них являются плодами, какие – корнями, какие – стеблями, точно никто из нас не знает, и из-за этого мы ссоримся. С помощью бумажных заготовок-надписей всего содержимого и клея знатокам за определённое время предлагается распределить овощи по группам: плод, корень, стебель (наклеить на листы бумаги под соответствующими рубриками).
Конкурс №5. Слушается дело…
Командам предлагается оказать адвокатскую помощь в судебном деле Петрова И.И., обвинённого по подозрению в срубе дерева в заповедной зоне «Тульские засеки» по косвенным уликам обнаружения в багажнике его автомобиля поленьев дерева той породы, которая находится под охраной заповедника. По фотографии среза этого дерева знатокам предстоит отработать линию защиты.
Конкурс №6. Чёрный ящик.
Проводится письменно (после каждого вопроса) в течение одной минуты обсуждения. Всего обычно предлагается 3 чёрных ящика:
Чёрный ящик №1.
Сегодня в таинственном чёрном ящике – два объекта. Первый вам хорошо знаком. Именно про него говорят: сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадёт – почернеет. Второй объект весьма странный. Он тоже хорошо знаком каждому человеку, хотя про него обычно не принято говорить вслух, а уж если говорят, то называют его не иначе как «живая вода». Что в чёрном ящике и какой процесс жизнедеятельности связывает эти объекты? ( Лист растения и моча /можно приготовить раствор фурацилина/).
Чёрный ящик №2.
Её приносили в жертву богам. Ею скрепляли священные клятвы, её считали носителем души, соком жизни. О чём речь? Что находится в чёрном ящике? (Кровь /подкрашенная вода/).
Чёрный ящик №3.
Здесь спрятана солнечная энергия, которая была «законсервирована» тогда, когда на Земле ещё не было динозавров. (Каменный уголь; близко к правильному ответу – лист растения).

Конкурс №7. Конкурс капитанов «Наш великий выдумщик Мюнхаузен».
Домашняя заготовка (см. выше).
Конкурс №8. Мультфильм с биологическими ошибками.
Используется компьютерное оснащение кабинета биологии, на интерактивную доску выводится мультипликационный блок «Лунтик. Прорубь», знатокам предлагается выявить биологические ошибки и оформить результаты письменно (время ограничено).
Конкурс №9. Живой уголок.
На демонстрационный стол выносятся обитатели живого уголка: рыба (отсаживается в банку из аквариума), черепаха, морская свинка, попугай. По предложенным признакам (план сравнения раздаётся каждой команде) предлагается письменно сравнить животных.
Конкурс №10. Вопросы другим командам. Домашняя заготовка.

Дополнительные конкурсы (если останется время).

Конкурс №11. Вопросы от профессора Умникова.
На раздаточном материале необходимо письменно ответить на вопросы виртуального персонажа (1 вопрос – 1 балл).
Конкурс №12. Фантастическое животное.
На время команде предлагается нарисовать (обычно формат А3) фантастическое животное, обладающее максимальным количеством приспособлений для обитания во всех средах жизни (универсальное животное). Пока жюри разбирается в рисунках, можно поспорить со знатоками, почему такое невозможно в принципе, вовлекая в беседу и экологический материал.
Конкурс со зрителями. Кто автор телеграммы? Игра со зрителями
(проводится обычно во время конкурса №8). Зачитываются телеграммы от разных групп живых организмов (можно подгадать по времени и попросить костюмированного персонажа – почтальона принести телеграммы – будет ещё интереснее). Они не смогли приехать, но прислали телеграммы. Наша задача – определить, кто является авторами телеграмм. Во время подведения итогов биологического турнира (работа жюри) можно провести беседу по рефлексии: попросить высказаться желающих знатоков, болельщиков по поводу интеллектуальной игры, впоследствии учесть «жалобы и предложения» всех сторон. Заканчивать необходимо всегда в позитивном, праздничном настроении, с поздравлениями хором, под соответствующую музыку. Можно предоставить ребятам время и помещение для праздничного чаепития (по предварительной договорённости с классными руководителями и родителями).