Напоминание

"Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Автор: Хачак Юлия Нальбиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2" а. Ассоколай Теучежского района Республики Адыгея
Населённый пункт: Республика Адыгея, Теучежский район, а. Ассоколай
Наименование материала: Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе
Тема: "Буквы Е-И в корнях с чередованием"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе на тему «Буквы Е-И в корнях с чередованием»

Учитель

Хачак Юлия Нальбиевна, МБОУ «СОШ №2» а. Ассоколай

Предмет

русский язык

Класс

5

Дата проведения урока

8 февраля 2017 г.

Тема урока

Тема «Буквы Е-И в корнях с чередованием»

Тип урока

Изучение нового материала

Форма урока

Групповая, индивидуальная

Информационно –

методическое обеспечение

урока

1.Презентация в формате PowerPoint

2. Видеоролики по теме занятия.

3. Учебники: М.М. Разумовской русский язык 5 класс

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова русский язык 5 класс

Урок проведён в незнакомом классе

Цель: научить писать слова с чередующимися гласными в корнях.

Задачи:

1. Образовательная – узнать условия употребления чередующихся гласных е-и в корнях слов, сформировать способ действия при выборе

орфограммы;

2. Развивающая – развивать умения учащихся применять полученные знания на практике, самостоятельно анализировать и обобщать знания по

теме;

3. Воспитательная – воспитывать у учащихся осознанную потребность в знаниях, любовь к языку.

Планируемы результаты:

предметные: сформировать основные навыки правописания слов с чередующимися гласными.

метапредметные: развивать навыки коллективной работы, умение работать с таблицей

личностные: формировать культуру общения и сотрудничества, чувство ответственности за успехи группы, совершенствовать рефлексивные

умения учащихся.

Технологическая карта урока

по теме «Буквы Е-И в корнях с чередованием»

п

/

п

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты в

соответствии с ФГОС

1

Мотив

ация к

учебно

й

деятел

ьности

Добрый день, ребята! Присаживайтесь на свои места.

Меня зовут Юлия Нальбиевна. Я учитель русского языка в

МБОУ «СОШ №2», и сегодня я у вас проведу урок.

Ребята, я передаю вам привет от моих пятиклашек , желаю всем

успеха и хорошей работоспособности на уроке.

Итак, ребята, мы отправляемся в интересный мир русского языка

и будем держать курс на Морфемику и Орфографию.

За успешное выполнение заданий во время путешествия

активные будут отмечаться звёздочками. От количества

звёздочек будет зависеть ваша оценка.

Приветствуют

учителя,

определяют

готовность к

уроку

Познавательные: слушают

учителя.

Личностные: понимают

значение знаний для человека и

принимают его; имеют желание

учиться; проявляют интерес к

изучаемому предмету,

понимают его важность.

Регулятивные: демонстрируют

готовность к уроку, готовят

рабочее место к уроку

2

Актуа

лизаци

я

знаний

обуча

ющихс

я

Запишите на рабочих листках число, классная работа.

Пропустите строчку для темы, мы ее запишем позднее.

Давайте вспомним уже известные вам понятия. Внимание на

экран! СЛАЙД № 6

1.Самостоятельная часть речи, обозначающая действие или

состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? Что

сделать? (глагол)

2. Неизменяемая форма глагола, не указывает ни на время, ни на

лицо, ни на число, только называет действие (инфинитив)

Ответы

обучающихся

Коммуникативные: вступают в

диалог, аргументируя своё

мнение, совместная

деятельность.

3.Что изучает морфемика? (части слова)

4.Какая морфема является «фундаментом» слова? (корень)

5.Сомнительное гласное или согласное в слове (Орфограмма)

Молодцы! Мы продолжаем..

Ребята, вспомните, на какие вопросы отвечают глаголы

совершенного и несовершенного вида?

1. Подберите к каждому глаголу видовую пару:

Сов. в. Несов. в.

Нарисую – рисую

Посею – сею

Напишу – пишу

Начерчу – черчу

Ребята, внимание на экран! Сл. № 6

Соб..рай по ягодке, наб..решь кузовок

Прочитайте пословицу. Объясните значение пословицы. Ребята,

а давайте подберём синонимичные к этой пословице на

адыгейском языке.(……………)

2.А теперь выпишите из пословицы однокоренные слова и

выделите корни.

Проверьте себя! Слайд № 7

Ответы

обучающихся

Обучающихся

пишут на

рабочих листках

Читают

пословицу .

Высказывают

своё мнение.

Регулятивные: ориентируются

в материале; контролируют

учебные действия; осознают

правило контроля и успешно

используют его в решении

учебной задачи

Метапредметные:

осознание целей учебной

деятельности; и

рефлексивное мышление

Чем отличаются эти слова? Какое фонетическое явление мы

наблюдаем? Что такое чередование звуков? Можете ли вы

объяснить, почему в одном случае пишется Е , в другом И?

Для того чтобы ответить на этот вопрос нам прежде всего

нужно определить тему нашего сегодняшнего урока.

Ребята, так что же будем изучать сегодня на уроке? Какую

орфограмму? Давайте сформулируем тему урока.

Чему мы сегодня должны научиться? Какова наша цель?

Обучающиеся

называют тему

урока и цель

урока.

3

Изуче

ние

нового

матери

ала

Правильно. Запишем тему урока.

Ребята, я предлагаю вам послушать интересную сказку, которая

поможет нам разобраться в новой теме. Сл. № 10

Два брата Е-И получили в наследство корни. Но, так как братья

не были дружными, они не могли решить, где кому жить. Тогда

они обратились к мудрому судье – суффиксу -А.- .

Суффикс -А- подумал и решил, что там, где он будет стоять

позади корня, в корне станет жить братец -И-, а в остальных

словах будет жить братец -Е-. С тех пор так и повелось:

А что повелось? Кто скажет? Ну так чем же определяется

правописание чередующихся гласных Е-И в корне? От чего

зависит выбор букв Е или И ? Давай ещё раз повторим.

Откроем учебник, стр. 217, параграф 75 и проверим,

правильный ли мы сделали вывод? Ученики (самостоятельно

читают правило) Давай ещё раз повторим, как называется наша

орфограмма?

Ребята, для того, чтобы вы лучше запомнили эту орфограмму, я

предлагаю вам ещё «Правило ослика ИА»

Правило ослика ИА

Ответы

обучающихся

Ответы

обучающихся

\

Личностные: понимают

необходимость изучения темы

«Буквы е - и в корнях с

чередованием» и её широкого

практического применения в

жизни; речевое

самосовершенствование ;

пополняют словарный запас

Познавательные:

Перви

чное

закреп

ление

в виде

физми

нутки

Запомните ,дети ,

Вы правила эти,

А можно лишь имя одно:

ИА -ведь волшебник,

ИА –не бездельник.

Принёс вам он правило.

Вот же оно!

Если есть за корнем суффикс А,

В корне И пиши всегда.

Давайте его запишем !

Сл. № 10 ЗАПОМНИ ЭТИ ЧЕРЕДУЮШИЕСЯ КОРНИ: -ТЕР -//

-ТИР- ;- БЕР-// - БИР- ;- ПЕР -// -ПИР-; - ДЕР-// -ДИР-; -

МЕР-//- МИР-; - СТЕЛ -//-СТИЛ –, -ЖЕГ-//-ЖИГ-.

Если есть за корнем А,

В корне И пиши всегда.

Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме?

Давайте вместе составим алгоритм наших действий.

1. Выделяю в слове (корень).

2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)

3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).

4. Если (есть суффикс А, пишу И), если нет – Е)

Задание. Вставьте пропущенные буквы, используя

составленный алгоритм

Соб..раю цветы.

Всё зам..рло.

Обучающиеся

повторяют за

учителем слова и

движения

Обучающихся

пишут на

рабочих листках

Личностные: проявляют

интерес к занятию по

изучаемой теме и результатам

ее освоения.

Звёзды забл..стели.

Заж..гать костёр.

Зап..реть дверь.

Ребята, вы успешно справились с этим заданием.

Меняемся рабочими листами со своим соседом и проверяем

работы, оцениваем.

Упр. 611 выполняем

А теперь устная работа Ваша задача: услышать в этих

пословицах слова с чередованием Е-И и назвать его, объяснив

правописание корня, записываем в рабочий лист.

1) ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ

ЗИМОЙ.

2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИТ.

3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ.

4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ.

5) МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ.

6) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ.

8.А сейчас я предлагаю вам игру «Кто правильно и быстро

среагирует» Я читаю слова, а вы поднимаете нужную табличку

буквой.

РАСТЕРЕТЬ – РАСТИРАТЬ

РАЗБЕРУ- РАЗБИРАТЬ

ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ

Меняются

рабочими

листами со

своим соседом и

проверяют

работы,

оценивают

ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ

ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ

РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ

ВЫЖЕГ – ВЫЖИГАТЬ

9. Винни Пух написал своему другу ослику ИА письмо. Оно

перед вами на слайде. Ваша задача – найти в нем слова с нашей

орфограммой. Потом мы проверим, сколько слов вы

обнаружили. Надеюсь, вы будете внимательными следопытами.)

Здравствуй, ослик ИА! Давно собираюсь к тебе. Запираю

блестящим ключиком свою дверь. Густой туман застилает

тропинку. Собираются клочки тумана. Но вот заблестели первые

лучи солнышка. Они зажигают маленькие огонёчки в каждой

капельке росы. Блистательная картина!

Винни Пух.

Молодцы! Ребята, вы устали

Ребята, предлагаю немного подвигаться. Встаньте. Выполняйте

движения.

4

Физку

льтми

нутка

Я иду, и ты идёшь- БИР – БЕР ,ДИР-ДЕР (ТОП)

Я пою, и ты поёшь- ПИР- ПЕР, ТИР- ТЕР (ХЛОП)

Мы идём, и мы поём- ЖИГ- ЖЕГ,СТИЛ- СТЕЛ (ТОП)

Очень дружно мы живём – МИР- МЕР, БЛИСТ- БЛЕСТ( ХЛОП)

Выполняют

упражнения

5

Закреп

ление

Организует закрепление знаний.

Закрепление

Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня

познакомились? Перечислите корни, в которых происходит это

чередование. Слайд № 12.Ученики перечисляют.

От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?:

Ответы

обучающихся

Какую цель мы ставили перед собой?

Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с

чередованием.

Учитель: Мы её достигли?

Ученики: Да.

6

Рефле

ксия и

оценив

ание

Обучающимся предлагается оценить свою деятельность на

уроке, дать оценку полученным знаниям, их значимости в

дальнейшей деятельности.

Сегодня на уроке я научился…

Своей работой на уроке я …

Урок заставил меня задуматься о …

А особенно мне удалось …

Я понял, что …

Мне было интересно, потому что …

Для меня стало открытием, что …

Оценивание с помощью сигнальных карточек

Оценка « 5»- синяя карточка

Оценка « 4»-желтая карточка

Оценка « 3»- красная карточка

Анализируют,

делают выводы,

оценивают себя

с помощью

сигнальных

карточек

Личностные: развитие

способности объективно

оценивать себя и анализировать

условия достижения цели;

формирование позитивной

моральной самооценки.

7

Домаш

нее

задани

е

параграф 75 – прочитать и выучить, Упр. 614.

Записываю

домашнее

задание

Личностные; развитие

навыков активного слушания и

правильной постановки

вопросов; формирование

способности формулировать и

задавать вопросы. необходимые

для организации собственной

деятельности.

8

Подве

дение

итогов

Комментарии учителя.

Итак, вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами

довольна. Если вам что-то не непонятно, то поднимите одну

руку. Если вам всё было понятно, поднимите две руки и

помашите себе. Молоды! Спасибо большое за урок! Вы можете

быть свободны!

Слушают

учителя