Напоминание

"Рабочая программа по математике 4 класс"

Автор: Улижева Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: п.г.т Уренгой Пуровского района
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Рабочая программа по математике 4 класс"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

II. Пояснительная записка

Рабочая программа по математике предназначена для обучения учащихся 4 класса общеобразовательной начальной школы, разработа -

на на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравствен -

ного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредмет -

ных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться на основе ав -

торской программы М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика» (Программа «Школа Рос-

сии» /Просвещение, 2012 г./), имеющей гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

Актуальность программы заключается в том, что начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов

умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно - следствен -

ные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые

знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют вы -

страивать модели его отдельных процессов и явлений, являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные

учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоя -

тельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Учебник М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой «Математика», предназначен для учащихся 4 класса общеобразовательной

четырёхлетней начальной школы и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.

Данный учебно-методический комплект рассмотрен и утверждён к использованию на заседании МО учителей начальных классов

(протокол № 7 от 12.05.2016 г).

Основными целями начального обучения математике являются:

Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предме-

тов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умствен -

ной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности

различать обоснованные и необоснованные суждения.

Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики:

вести поиск информации; понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разреше -

ния сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших по -

строений.

Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной

жизни.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образова-

ния:

2

- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами

познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отноше -

ния);

- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

- развитие пространственного воображения;

- развитие математической речи;

- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических за -

дач;

- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

- развитие познавательных способностей;

- воспитание стремления к расширению математических знаний;

- формирование критичности мышления;

- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждение других.

III. Общая характеристика учебного предмета

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический

материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи»,

«Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с

другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в на -

чальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычита -

ние, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта,

о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметиче -

ские действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты ариф -

метических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату дей-

ствия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычисле -

ний. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности

при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

3

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами

измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их

решение). Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе

имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные усло -

вия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообрат -

ных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и

осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимо -

связей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно

и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в

тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, об -

основывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение);

производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно

составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение

задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся ин -

терес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи,

класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их

духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценно -

стям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спор -

тивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей

и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений,

пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими

фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол,

ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами

(линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пира -

мидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фунда -

мент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формиру -

ются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не

4

только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочни -

ков. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закре -

пить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной само -

оценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои

действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие

логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения,

различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классифи -

кацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отно -

шения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые

условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части,

пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на

расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимули -

рует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных спосо -

бов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирова -

ние умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и

практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность

предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математи-

ческие термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, зада -

вать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного

труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и

прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано под -

тверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повыше -

ния логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию уме -

ний распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные

действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информа -

ции.

5

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний,

для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины

мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений при -

роды, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных по -

знавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные

задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролиро -

вать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечива -

ет развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продви -

жению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирова -

ние осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников

обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание

связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт воз -

можность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мирозда -

ния.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естесственно ограничен-

ной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном

желании служить Отечеству.

6

IV. Место учебного предмета, курса в учебном плане

Согласно учебному плану предмет «Математика» входит в предметную область «Математика и информатика».

На изучение математики в 4 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю) за счёт обязательной части учебного плана.

V. Содержание учебного предмета

Числа и величины.

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление

многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда,

минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение од -

нородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия.

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица

сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деле -

ния). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения:

переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычи -

тания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения число -

вого выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алго -

ритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и

трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий,

прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b,

c : 2; с двумя переменными вида: a + b,

а – b,

a ∙

b,

c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при

формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения

неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических

действий).

Работа с текстовыми задачами.

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

7

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, со -

держащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движе-

ния (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготов -

лении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжитель -

ности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграм -

ме.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, за - перед, между, вверху - внизу, ближе -

дальше и др.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треуголь -

ник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).

Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносто -

ронний, равнобедренный (равносторонний).

Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.

Геометрические величины.

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения

между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Пери -

метр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр,

квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычис -

ление площади прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией.

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в

разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

8

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданно -

му правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …»,

«все», «каждый» и др.).

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов, тем

Количество теоретиче-

ских часов

Количество практиче-

ских часов

Дата

I

Числа от 1 до 1000.

13

1

II

Числа, которые больше 1000.

103

9

1. Нумерация.

11

1

2. Величины.

11

1

3. Сложение и вычитание.

10

1

4. Умножение и деление.

71

6

III

Итоговое повторение.

9

1

Итого:

125

11

Контрольно – оценочная деятельность

№ уро-

ка

Наименование разделов, тем

Виды контрольно-оценочной деятельности

Кол-во

Сроки проведения

13

Числа от 1 до 1000.

Контрольная работа №1

1

8

Контрольный устный счёт №1

1

II

Числа, которые больше 1000.

25

23

37

48

40

1. Нумерация.

Контрольная работа №2

1

Контрольный устный счёт №2

1

2. Величины.

Контрольная работа №3

1

3. Сложение и вычитание.

Контрольная работа №4

1

Контрольный устный счёт №3

1

4. Умножение и деление.

Контрольная работа №5

1

9

63

77

90

104

125

117

56

72

88

105

120

Контрольная работа №6

1

Контрольная работа №7

1

Контрольная работа №8

1

Контрольная работа №9

1

Всероссийская проверочная работа

1

Контрольный устный счёт №4

1

Контрольный устный счёт №5

1

Контрольный устный счёт №6

1

Контрольный устный счёт №7

1

Контрольный устный счёт №8

1

III

Итоговое повторение.

127

132

Диагностическая работа

1

Контрольный устный счёт №9

1

Итого:

К.р. - 9

КУС - 9

Контроль за усвоением знаний

Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно- методическом курсе математики осуществляется в процессе повторения и обоб -

щения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепле ния и обобщения изучен-

ного на основе заданий учебника, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контроль -

ные работы.

Система оценивания по уровням

Оценивание проходит по признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные дей-

ствия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной

программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки – «хорошо, но не отлич-

но» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

- либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);

- либо использованных новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предме-

ту).

10

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти от-

лично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (Необязательный) – решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самосто-

ятельно добытые, не изучавшиеся материалы, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях

образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качествен -

ная оценка – «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной

(переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.

VI. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мирозда -

ния.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естесственно ограничен-

ной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном

желании служить Отечеству.

VII. Требования к уровню подготовки обучающихся: личностные, метапредметные и предметные результаты

освоение учебного предмета

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4 классе является формирование следующих умений:

- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему

миру.

11

- Целостное восприятие окружающего мира.

- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и

способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4 классе являются формирование следую-

щих универсальных учебных действий:

- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения,

определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и про-

цессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познава -

тельных задач.

- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета),

сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и техно -

логиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты из -

мерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровожде -

нием.

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления

аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого

иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета

«математика».

- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и

процессами.

- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответ -

ствии с содержанием учебного предмета «Математика».

12

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4 классе являются формирование следующих умений:

- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также

для оценки их количественных и пространственных отношений.

- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта,

измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и вы-

полнения алгоритмов.

- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выпол -

нять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схема -

ми, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по

заданной теме, распечатывать её на принтере).

Нумерация.

Учащиеся должны знать:

- названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в

этом ряду);

- как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько раз -

рядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.

Учащиеся должны уметь:

- читать, записывать исравнивать числа в пределах

миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки

> (больше), < (меньше), = (равно);

- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Арифметические действия.

Учащиеся должны знать:

- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;

- связь между компонентами и результатом каждого действия;

- основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умноже ния, распределительное

свойство умножения относительно сложения);

- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;

- таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.

Учащиеся должны уметь:

- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 – 4 действия (со скобками и без них);

13

- находить числовые значения буквенных выражений вида а ± 3, 8 • r, b : 2, a ± b, c • d, k : n при заданных числовых значениях входящих в

них букв;

- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на одно -

значное и двузначное числа), проверку вычислений;

- решать уравнения вида х ± 60 = 320, 125 + х = 750, 2000 – х = 1450, х – 12 = 2400, х : 5 = 420, 600 : х = 25;

- на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий решать задачи в 1 – 3 действия.

Величины.

Учащиеся должны знать:

- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;

- связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.

Учащиеся должны уметь:

- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);

- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;

- узнавать время по часам;

- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и де ление значении величин

на однозначное число);

- применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.

Геометрические фигуры.

Учащиеся должны знать:

- виды углов: прямой, острый, тупой;

- виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;

- определение прямоугольника (квадрата);

- свойство противоположных сторон прямоугольника.

Учащиеся должны уметь:

- строить заданный отрезок;

- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

14

VIII.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Дата

Целевая уста-

новка раздела

Формы организации

учебной деятельно-

сти

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

НОО

план

факт

предметные

метапредмет-

ные.

личностные

I.

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000.

14

Повторить све-

дения об образо-

вании трёхзнач-

ных чисел и их

разрядном со-

ставе, сравни-

вать их, учить

рассуждать и ло-

гически мыс-

лить.

Актуализиро-

вать знания об

основных ариф-

метических дей-

ствиях, о связи

между компо-

нентами и ре-

зультатами этих

действий.

Совершенство-

вать вычисли-

тельные навыки.

Познакомить с

разными спосо-

бами нахожде-

ния суммы

нескольких сла-

гаемых.

-индивидуальная,

-групповая,

-работа в парах,

-коллективная

Знать последо-

вательность чи-

сел в пределах

1000. Уметь

вычислять зна-

чение числового

выражения, со-

держащего 2-3

действия. Пони-

мать правила

порядка выпол-

нения действий.

Уметь выпол-

нять письмен-

ные вычисле-

ния(сложение и

вычитание

многозначных

чисел, умноже-

ние и деление

многозначных

чисел на одно-

значные) .

П. - ориентиро-

ваться в своей

системе зна-

ний: самостоя-

тельно предпо-

лагать, какая

информация

нужна для ре-

шения учебной

задачи в один

шаг.

Добывать но-

вые знания: из-

влекать инфор-

мацию, пред-

ставленную в

разных фор-

мах

.

К.- донести

свою позицию

до других:

оформлять

свои мысли в

устной и пись-

менной речи с

учётом своих

учебных и жиз-

Л.- демонстри-

руют положи-

тельное отно-

шение к школе.

Самостоятель-

но определять

и высказывать

общие для всех

людей правила

поведения при

общении и со-

трудничестве.

В самостоя-

тельно создан-

ных ситуациях

общения и со-

трудничества

опираясь на об-

щие для всех

простые прави-

ла поведения,

делать выбор,

какой поступок

совершить

.

1

Повторение. Нумерация чисел.

1

2

Порядок действий в числовых

выражениях. Сложение и вычи-

тание.

1

3

Нахождение суммы нескольких

слагаемых.

1

4

Алгоритм письменного вычита-

ния трёхзначных чисел.

П.р.(с.6-7)

1

5

Умножение трёхзначного числа

на однозначное.

1

6

Свойства умножения.

П.р.(с.8-9)

1

7

Алгоритм письменного деле-

ния.

1

8

Приёмы письменного деления

КУС №1

1

9

Приёмы письменного деления.

1

10

Приёмы письменного деления.

П.р. (с.10-11)

1

11

Диаграммы.

1

12

Что узнали. Чему научились.

1

13

К.р. № 1 по теме «Числа от 1

до 1000. Арифметические дей-

ствия».(вход)

1

15

Познакомить с

приёмом вычи-

тания.

Повторить свой-

ства умножения.

ненных рече-

вых ситуаций.

П

роявлять ак-

тивность во

взаимодей-

ствии для ре-

шения комму-

никативных и

познаватель-

ных задач

Р. - самостоя-

тельно форму-

лировать цели

урока после

предваритель-

ного обсужде-

ния.

Вносить необ-

ходимые до-

полнения и из-

менения в план

и способ дей-

ствия в случае

расхождения

эталона, реаль-

ного действия

и его результа-

та

14

Работа над ошибками.

1

II.

ЧИСЛА, КОТОРЫЕ

БОЛЬШЕ 1000.

112

Познакомить с

понятием «класс

числа», учить

считать тысяча-

ми.

Учить читать и

записывать

-индивидуальная,

-групповая,

-работа в парах,

-коллективная

Знать последо-

вательность чи-

сел в преде-

лах100000,поня-

тия "разряды" и

"классы".Уметь

читать ,записы-

П. - добывать

новые знания:

извлекать ин-

формацию,

представлен-

ную в разных

формах

Л.- демонстри-

руют положи-

тельное отно-

шение к школе.

Самостоятель-

но определять

и высказывать

Нумерация.

12

15

Класс единиц и класс тысяч.

1

16

Чтение многозначных чисел.

М.д. №1

1

16

многозначные

числа. Учить

раскладывать

числа на разряд-

ные слагаемые.

Учить сравни-

вать числа.

Учить увеличи-

вать и умень-

шать числа в 10,

100, 1000 раз

Развивать уме-

ние устанавли-

вать связь меж-

ду компонента-

ми и результата-

ми действий.

вать числа ,ко-

торые больше

1000.

Уметь читать,

записывать и

сравнивать чис-

ла в пределах

1000000.

Уметь увеличи-

вать и умень-

шать числа в

10,100,1000

раз ,уметь уста-

навливать связь

между компо-

нентами и ре-

зультатами дей-

ствий. Уметь ре-

шать геометри-

ческие задачи

К.- донести

свою позицию

до других: вы-

сказывать свою

точку зрения и

пытаться её об-

основать, при-

водя аргумен-

ты.

Проявлять ак-

тивность во

взаимодей-

ствии для ре-

шения комму-

никативных и

познаватель-

ных задач

Р.- учиться,

совместно с

учителем, об-

наруживать и

формулировать

учебную

проблему.

Вно-

сить необходи-

мые дополне-

ния и измене-

ния в план и

способ дей-

ствия в случае

расхождения

эталона, реаль-

ного действия

и его результа-

та.

общие для всех

людей правила

поведения при

общении и со-

трудничестве.

В самостоя-

тельно создан-

ных ситуациях

общения и со-

трудничества

опираясь на об-

щие

для

всех

простые прави-

ла

поведения,

делать

выбор,

какой поступок

совершить

.

17

Запись многозначных чисел.

П.р.(с.16-17)

1

18

Разрядные слагаемые.

1

19

Сравнение чисел.

1

20

Увеличение и уменьшение чис-

ла в 10, 100, 1000 раз.

1

21

Закрепление изученного.

П.р. (с.18-19)

1

22

Класс миллионов. Класс милли-

ардов.

1

23

Что узнали. Чему научились.

КУС №2

1

24

Наши проекты.

1

25

К.р. № 2 по теме «Числа, ко-

торые больше 1000».

1

26

Работа над ошибками.

1

Величины.

12

-индивидуальная,

17

Познакомить с

новой единицей

длины, дать

представление

об использова-

нии новой еди-

ницы измерения

на практике.

Учить перево-

дить крупные

единицы длины

в более мелкие и

наоборот. По-

знакомить с еди-

ницами измере-

ния площади,

единицами мас-

сы. Развивать

умение опреде-

лять время.

-групповая,

-работа в парах,

-коллективная

Знать единицы

длины. Уметь

сравнивать ве-

личины по их

числовым зна-

чениям, выра-

жать данные ве-

личины в раз-

личных едини-

цах. Уметь пере-

водить крупные

единицы длины

в более мелкие,

уметь решать

текстовые зада-

чи, совершен-

ствовать устные

и письменные

вычислительные

навыки.

Знать

единицы площа-

ди. Уметь ис-

пользовать при-

обретенные зна-

П. - добывать

новые знания:

извлекать ин-

формацию,

представлен-

ную в разных

формах

К.- донести

свою позицию

до других: вы-

сказывать свою

точку зрения и

пытаться её об-

основать, при-

водя аргумен-

ты.

Проявлять ак-

тивность во

взаимодей-

ствии для ре-

шения комму-

никативных и

познаватель-

ных задач

Л.- демонстри-

руют положи-

тельное отно-

шение к школе.

Самостоятель-

но определять

и высказывать

общие для всех

людей правила

поведения при

общении и со-

трудничестве.

В самостоя-

тельно создан-

ных ситуациях

общения и со-

трудничества

опираясь на об-

щие для всех

простые прави-

ла поведения,

делать выбор,

какой поступок

совершить

.

27

Единицы длины. Километр.

1

28

Единицы длины.

П.р. (с.24-25)

1

29

Единицы площади. Квадратный

километр, квадратный милли-

метр.

1

30

Таблица единиц площади.

1

31

Измерение площади с помо-

щью палетки.

П.р. (с.26-27)

1

32

Единицы массы. Тонна, цент-

нер М.д.№2

1

33

Единицы времени. Определе-

ние времени по часам.

П.р. (с.28-29)

1

34

Определение начала, конца и

продолжительности события.

Секунда.

1

35.

Век. Таблица единиц времени.

П.р.(с.30-31)

1

36

Что узнали. Чему научились.

1

37

К.р. № 3 по теме «Величины».

(1 триместр)

1

18

ния для сравне-

ния и упорядо-

чения объектов

по разным при-

знакам: длине,

площади, массе.

Р.- учиться,

совместно с

учителем, об-

наруживать и

формулировать

учебную

проблему.

Вно-

сить необходи-

мые дополне-

ния и измене-

ния в план и

способ дей-

ствия в случае

расхождения

эталона, реаль-

ного действия

и его результа-

та.

38

Работа над ошибками.

1

Сложение и вычитание.

11

Познакомить с

письменными

приёмами сло-

жения и вычита-

ния, учить ис-

пользовать свой-

ства сложения.

Развивать уме-

ния составлять и

решать задачи.

-индивидуальная,

-групповая,

-работа в парах,

-коллективная

Уметь выпол-

нять письмен-

ные вычисления

(сложение и вы-

читание много-

значных

чисел),вычисле-

ния с нулем,

пользоваться

изученной мате-

матической тер-

минологией.

Знать правило

нахождения

неизвестного

уменьшаемого и

вычитаемого..У

меть вычислять

значения число-

П. - ориентиро-

ваться в своей

системе зна-

ний: самостоя-

тельно предпо-

лагать, какая

информация

нужна для ре-

шения учебной

задачи в один

шаг.

Добывать но-

вые знания: из-

влекать инфор-

мацию, пред-

ставленную в

разных фор-

мах

.

Л.- демонстри-

руют положи-

тельное отно-

шение к школе.

Самостоятель-

но определять

и высказывать

общие для всех

людей правила

поведения при

общении и со-

трудничестве.

В самостоя-

тельно создан-

ных ситуациях

общения и со-

трудничества

опираясь на об-

щие для всех

39

Устные и письменные приёмы

вычислений.

1

40

Нахождение неизвестного сла-

гаемого

КУС№3

1

41

Нахождение уменьшаемого, вы-

читаемого

1

42

Нахождение нескольких долей

целого.

1

43

Решение задач.

1

44

Решение задач. П.р.(с.36-37)

1

45

Сложение и вычитание ве-

личин.

1

46

Решение задач. П.р. (с.38-39)

1

47

Что узнали. Чему научились.

1

19

вого выражения,

содержащего 2-

К.- донести

свою позицию

простые прави-

ла поведения,

48

К.р. № 4 по теме «Сложение

и вычитание».

1

20

3 действия (со

скобками и без)

Уметь решать

текстовые зада-

чи арифметиче-

ским способом.

Знать термино-

логию.

до других:

оформлять

свои мысли в

устной и пись-

менной речи с

учётом своих

учебных и жиз-

ненных рече-

вых ситуаций.

П

роявлять ак-

тивность во

взаимодей-

ствии для ре-

шения комму-

никативных и

познаватель-

ных задач

Р. - самостоя-

тельно форму-

лировать цели

урока после

предваритель-

ного обсужде-

ния.

Вносить необ-

ходимые до-

полнения и из-

менения в план

и способ дей-

ствия в случае

расхождения

эталона, реаль-

ного действия

и его результа-

та

делать выбор,

какой поступок

совершить

.

49

Работа над ошибками

1

Умножение и деление.

77

-индивидуальная,

21

Обобщить зна-

ния о действии

умножения. По-

знакомить с но-

выми приёмами

умножения и де-

ления чисел.

Познакомить с

решением урав-

нений с неиз-

вестными мно-

жителем, дели-

мым, делителем.

Развивать уме-

ние решать зада-

чи на увеличе-

ние (уменьше-

ние) числа в

несколько раз.

Учить выпол-

нять деление

многозначного

числа на одно-

значное.

Совершенство-

вать устные и

письменные вы-

числительные

навыки.

Познакомить с

понятием «ско-

рость», с новым

видом задач на

движение.

Познакомит с

приёмами умно-

-групповая,

-работа в парах,

-коллективная

Уметь выпол-

нять письмен-

ные приемы

умножения, де-

лать проверку,

решать тексто-

вые задачи

арифметиче-

ским способом.

Уметь обобщать

знания о дей-

ствии деления,

об особенностях

деления с числа-

ми 0 и 1,совер-

шенствовать вы-

числительные

навыки. Уметь

выполнять деле-

ние много-

значного числа

на однозначное

число.

Уметь решать за-

дачи на пропор-

циональное де-

ление, совер-

шенствовать вы-

числительные

навыки.

Умение

решать тексто-

вые задачи

арифметиче-

ским способом

на нахождение

скорости, вре-

П. - ориентиро-

ваться в своей

системе зна-

ний: самостоя-

тельно предпо-

лагать, какая

информация

нужна для ре-

шения учебной

задачи в один

шаг.

Добывать но-

вые знания: из-

влекать инфор-

мацию, пред-

ставленную в

разных фор-

мах

.

К.- донести

свою позицию

до других:

оформлять

свои мысли в

устной и пись-

менной речи с

учётом своих

учебных и жиз-

ненных рече-

вых ситуаций.

П

роявлять ак-

тивность во

взаимодей-

ствии для ре-

шения комму-

никативных и

Л.- демонстри-

руют положи-

тельное отно-

шение к школе.

Самостоятель-

но определять

и высказывать

общие для всех

людей правила

поведения при

общении и со-

трудничестве.

В самостоя-

тельно создан-

ных ситуациях

общения и со-

трудничества

опираясь на об-

щие для всех

простые прави-

ла поведения,

делать выбор,

какой поступок

совершить

.

50

Свойства умножения.

1

51

Письменные приёмы умноже-

ния.

1

52

Письменные приёмы умноже-

ния.

1

53

Умножение чисел, оканчиваю-

щихся нулями.

1

54

Нахождение множителя, дели-

мого, делителя.

П.р. (с.44-45)

1

55

Деление с числами 0 и 1.

1

56

Письменные приёмы деления

КУС№4.

1

57

Письменные приёмы деления.

П.р.(с.46-47)

1

58

Задачи на увеличение и умень-

шение числа в несколько раз.

1

59

Закрепление изученного. Реше-

ние задач.

1

60

Письменные приёмы деления.

П.р.(с.48-49)

1

61

Закрепление изученного.

1

62

Что узнали. Чему научились.

1

63

К.р. № 5 по теме «Умножение

и деление на однозначное чис-

ло». (рубеж)

1

64

Работа над ошибками.

М.д. № 4.

1

65

Умножение и деление на одно-

значное число.

1

66

Скорость. Единицы скорости.

Взаимосвязь между скоростью,

временем и расстоянием.

1

22

жения числа на

произведение, с

письменными

приёмами умно-

жения на числа,

оканчивающие-

ся нулями. По-

знакомить с

приёмами пере-

становки и груп-

пировки множи-

телей.

Познакомить с

разными спосо-

бами деления

числа на произ-

ведение. Учить

выполнять деле-

мени и расстоя-

ния.

Уметь ре-

шать задачи на

нахождение

четвёртого про-

порционального

способом отно-

шений.

Знать

письменные

приёмы деления

на числа, окан-

чивающиеся ну-

лями, при одно-

значном частном

Уметь выпол-

нять письмен-

ные приёмы

умножения на

двузначное чис-

ло.

Умение решать

текстовые зада-

чи арифметиче-

ским способом.

Выполнять

письменное

умножение на 2-

значное число..

Знать конкрет-

ный смысл

умножения и де-

ления. Названия

действий и

компонентов.

Связи между ре-

познаватель-

ных задач

Р. - самостоя-

тельно форму-

лировать цели

урока после

предваритель-

ного обсужде-

ния.

Вносить необ-

ходимые до-

полнения и из-

менения в план

и способ дей-

ствия в случае

расхождения

эталона, реаль-

ного действия

и его результа-

та

67

Решение задач на движение.

1

68

Решение задач на движение.

1

69

Решение задач на движение.

П.р. (с.54-55)

1

70

Умножение числа на произведе-

ние.

1

71

Письменное умножение на чис-

ла, оканчивающиеся нулями

1

72

Письменное умножение на чис-

ла, оканчивающиеся нулями.

КУС№ 5

1

73

Письменное умножение двух

чисел, оканчивающихся нуля-

ми.

1

74

Решение задач.

1

75

Перестановка и группировка

множителей.

1

76

Что узнали. Чему научились.

П.р. (с.56-57)

1

77

К.р. № 6 по теме «Сложение и

вычитание, умножение и де-

ление» (2 триместр).

1

78

Работа над ошибками.

М.д. 5.

1

79

Деление числа на произведе-

ние.

1

80

Деление числа на произведе-

ние. П.р.(с.58-59)

1

81

Деление с остатком на 10, 100,

1000.

1

82

Решение задач.

1

83

Письменное деление на числа,

оканчивающиеся нулями.

1

23

ние с остатком

на 10, 100, 1000.

Учить решать

задачи на нахо-

ждение четвёр-

того пропорцио-

нального спосо-

бом отношений.

Познакомит с

письменным

приёмом деле-

ния на числа,

оканчивающие-

ся нулями.

Развивать уме-

ние решать зада-

чи на движение

в противопо-

ложных направ-

лениях. Отраба-

тывать приёмы

деления на чис-

ла, оканчиваю-

щиеся нулями.

Учить приме-

нять свойство

умножения чис-

ла на сумму при

вычислениях.

Познакомить с

письменным

приёмом умно-

жения на дву-

зультатами и

компонентами

умножения и де-

ления. Уметь

применять при-

ем письменного

умножения на 3-

значное число.

84

Письменное деление на числа,

оканчивающиеся нулями.

П.р.(с.60-61)

1

85

Письменное деление на числа,

оканчивающиеся нулями.

1

86

Письменное деление на числа,

оканчивающиеся нулями.

1

87

Решение задач. П.р.(с.62-63)

1

88

Закрепление изученного.

КУС№ 6

1

89

Что узнали. Чему научились.

П.р.(с.64-65)

1

90

К.р. № 7 по теме «Умножение

и деление на числа, оканчи-

вающиеся нулями».

1

91

Работа над ошибками.

1

92

Наши проекты

1

93

Умножение числа на сумму.

П.р.(с.68-69)

1

94

Умножение числа на сумму.

1

95

Письменное умножение на дву-

значное число.

1

96

Письменное умножение на дву-

значное число. М.д. 6

1

97

Решение задач.

1

98

Решение задач.

1

99

Письменное умножение на

трёхзначное число.

П.р. (с.70-71)

1

100

Письменное умножение на

трёхзначное число.

1

101

Закрепление изученного.

1

24

значное число.

Познакомить с

задачами на на-

хождение неиз-

вестного по

двум разностям.

Познакомить с

новыми приёма-

ми умножения

на трёхзначное

число.

Познакомить с

письменным

приёмом деле-

ния трёхзначно-

го числа на дву-

значное. Соста-

вить алгоритм

письменного де-

ления.

102

Закрепление изученного.

1

103

Что узнали. Чему научились.

П.р.(с.72-73)

1

104

К.р. № 8 по теме «Умножение

на двузначное и трёхзначное

число».

1

105

Работа над ошибками. КУС№ 7

1

106

Письменное деление на дву-

значное число

1

107

Письменное деление с остатком

на двузначное число.

1

108

Алгоритм письменного деления

на двузначное число

1

109

Письменное деление на дву-

значное число.

1

110

Письменное деление на дву-

значное число.

1

111

Закрепление изученного.

П.р.(с.74-75)

1

112

Закрепление изученного. Реше-

ние задач.

1

113

Закрепление изученного. .

М.д. 7

1

114

Письменное деление на дву-

значное число. Закрепление

1

115

Закрепление изученного. Реше-

ние задач.

1

116

Закрепление изученного. Реше-

ние задач.

1

117

Всероссийская проверочная

работа

1

118

Письменное деление на трёх-

значное число.

1

119

Письменное деление на трёх-

значное число.

1

25

Совершенство-

вать вычисли-

тельные навыки,

умение решать

задачи.

Отрабатывать

письменный

приём деления

на трёхзначное

число.

120

Письменное деление на трёх-

значное число. КУС№ 8

1

121

Закрепление изученного.

П.р. (с.78-79)

1

122

Деление с остатком.

1

123

Деление на трёхзначное число.

Закрепление.

1

124

Что узнали. Чему научились.

1

125

К.р. № 9 по теме «Деление на

двухзначное и трёхзначное

число».(3 триместр)

1

126

Работа над ошибками. М.д. 8

1

III.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ.

10

Повторить ну-

мерацию. За-

креплять умения

читать и записы-

вать выражения,

равенства и не-

равенства, со-

ставлять и ре-

шать уравнения.

Закреплять зна-

ния об арифме-

тических дей-

ствиях сложения

и вычитания,

умножения и де-

ления. Система-

тизировать зна-

-индивидуальная,

-групповая,

-работа в парах,

-коллективная

Знать

последовательн

ость чисел в

пределах

1000000,пользов

аться изученной

терминологией.

Уметь решать

текстовые

задачи

арифметически

м способом,

выполнять

письменные

вычисления с

натуральными

числами. Уметь

П. - ориентиро-

ваться в своей

системе зна-

ний: самостоя-

тельно предпо-

лагать, какая

информация

нужна для ре-

шения учебной

задачи в один

шаг.

Добывать но-

вые знания: из-

влекать инфор-

мацию, пред-

ставленную в

Л.- демонстри-

руют положи-

тельное отно-

шение к школе.

Самостоятель-

но определять

и высказывать

общие для всех

людей правила

поведения при

общении и со-

трудничестве.

В самостоя-

тельно создан-

ных ситуациях

общения и со-

трудничества

127

Диагностическая работа

1

128

Нумерация.

1

129

Выражения и уравнения.

1

130

Арифметические действия: сло-

жение и вычитание.

1

131

Арифметические действия:

умножение и деление.

1

132

Правила о порядке выполнения

действий. КУС №9

1

133

Величины.

1

134

Геометрические фигуры.

1

135

Задачи.

1

26

ния по теме

«Величины»,

«Геометриче-

ские фигуры».

Закреплять уме-

ние решать зада-

чи.

выполнять

письменные

вычисления.

Уметь

вычислять

значение

числовых

выражений в 2-

3 действия (со

скобками и без).

Уметь

распознавать

геометрические

фигуры и

изображать их

на бумаге

разных фор-

мах

.

К.- донести

свою позицию

до других:

оформлять

свои мысли в

устной и пись-

менной речи с

учётом своих

учебных и жиз-

ненных рече-

вых ситуаций.

П

роявлять ак-

тивность во

взаимодей-

ствии для ре-

шения комму-

никативных и

познаватель-

ных задач

Р. - самостоя-

тельно форму-

лировать цели

урока после

предваритель-

ного обсужде-

ния.

Вносить необ-

ходимые до-

полнения и из-

менения в план

и способ дей-

ствия в случае

расхождения

эталона, реаль-

ного действия

и его результа-

опираясь на об-

щие для всех

простые прави-

ла поведения,

делать выбор,

какой поступок

совершить

.

136

Итоговый урок

1

27

IХ. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

1.

Учебно-методический комплект для обучающихся:

1. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.:

Просвещение, 2014.

2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -

Москва: Просвещение, 2014.

2. Пособия для учителя:

1. Арнгольд И.В. Математика 4 класс: Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику М.И. Моро и др.

2. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Математика. 4 класс: Поурочные разработки к УМК М.И. Моро и др. («Школа России») – Москва ВАКО

2014.

3. Наглядные пособия являются важнейшим средством развития детей и воспитания у них интереса к математике.

Они приучают учащихся размышлять, видеть главное, обобщать, развивают мышление, память, способности. К ним относятся:

1) Комплекты наглядных пособий по математике (таблицы);

2) Раздаточные материалы (геометрические фигуры);

3) Иллюстративные материалы.

4.Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.

X. Список литературы

Основная

1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования.- М.: Просвещение, 2010

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

3. Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. В 2 частях – 3- е изд. – М.: Просвещение, 2013.

4. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов. – М.: Просвещение, 2008 г.

28

Дополнительная.

1.

Архипова О.А., Багдасарова Ю. М. [и др.]. Уроки математики с применением информационных технологий. 3-4 классы.

Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2014. – (Современная школа).

2. Волкова С.И. Математика. Устные упражнения. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.

3. Коваленко Л.Н. Математика. 4 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным

интерактивным приложением / Авт.-сост.: Л.Н. Коваленко. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).

4. Моро М.И. Для тех, кто любит математику. 4 класс / Моро М.И. – М.: Просвещение, 2014.

5. Умнова. М.С. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деяте – М.: Планета, 20143. –

(Качество обучения).

29