Автор: Улижева Татьяна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1"
Населённый пункт: п.г.т Уренгой Пуровского района
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: "Рабочая программа по математике 4 класс"
II. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике предназначена для обучения учащихся 4 класса общеобразовательной начальной школы, разработа -
на на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравствен -
ного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредмет -
ных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться на основе ав -
торской программы М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика» (Программа «Школа Рос-
сии» /Просвещение, 2012 г./), имеющей гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Актуальность программы заключается в том, что начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов
умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно - следствен -
ные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые
знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют вы -
страивать модели его отдельных процессов и явлений, являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные
учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоя -
тельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Учебник М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой «Математика», предназначен для учащихся 4 класса общеобразовательной
четырёхлетней начальной школы и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Данный учебно-методический комплект рассмотрен и утверждён к использованию на заседании МО учителей начальных классов
(протокол № 7 от 12.05.2016 г).
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предме-
тов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умствен -
ной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности
различать обоснованные и необоснованные суждения.
Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики:
вести поиск информации; понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разреше -
ния сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших по -
строений.
Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной
жизни.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образова-
ния:
2
- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами
познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отноше -
ния);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических за -
дач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждение других.
III. Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический
материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи»,
«Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с
другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в на -
чальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычита -
ние, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта,
о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметиче -
ские действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты ариф -
метических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату дей-
ствия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычисле -
ний. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности
при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
3
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами
измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их
решение). Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе
имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные усло -
вия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообрат -
ных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и
осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимо -
связей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно
и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в
тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, об -
основывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение);
производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно
составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение
задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся ин -
терес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи,
класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их
духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценно -
стям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спор -
тивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей
и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений,
пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими
фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол,
ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами
(линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пира -
мидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фунда -
мент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формиру -
ются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не
4
только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочни -
ков. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закре -
пить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной само -
оценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои
действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие
логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения,
различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классифи -
кацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отно -
шения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые
условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части,
пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на
расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимули -
рует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных спосо -
бов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирова -
ние умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и
практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность
предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математи-
ческие термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, зада -
вать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного
труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и
прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано под -
тверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повыше -
ния логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию уме -
ний распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные
действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информа -
ции.
5
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний,
для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины
мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений при -
роды, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных по -
знавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные
задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролиро -
вать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечива -
ет развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продви -
жению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирова -
ние осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников
обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание
связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт воз -
можность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мирозда -
ния.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естесственно ограничен-
ной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном
желании служить Отечеству.
6
IV. Место учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно учебному плану предмет «Математика» входит в предметную область «Математика и информатика».
На изучение математики в 4 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю) за счёт обязательной части учебного плана.
V. Содержание учебного предмета
Числа и величины.
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление
многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда,
минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение од -
нородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия.
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица
сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деле -
ния). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения:
переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычи -
тания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения число -
вого выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алго -
ритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и
трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий,
прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b,
c : 2; с двумя переменными вида: a + b,
а – b,
a ∙
b,
c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при
формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения
неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических
действий).
Работа с текстовыми задачами.
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
7
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, со -
держащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движе-
ния (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготов -
лении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжитель -
ности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграм -
ме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, за - перед, между, вверху - внизу, ближе -
дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треуголь -
ник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносто -
ронний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины.
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения
между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Пери -
метр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр,
квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычис -
ление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией.
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в
разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
8
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданно -
му правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …»,
«все», «каждый» и др.).
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов, тем
Количество теоретиче-
ских часов
Количество практиче-
ских часов
Дата
I
Числа от 1 до 1000.
13
1
II
Числа, которые больше 1000.
103
9
1. Нумерация.
11
1
2. Величины.
11
1
3. Сложение и вычитание.
10
1
4. Умножение и деление.
71
6
III
Итоговое повторение.
9
1
Итого:
125
11
Контрольно – оценочная деятельность
№ уро-
ка
Наименование разделов, тем
Виды контрольно-оценочной деятельности
Кол-во
Сроки проведения
13
Числа от 1 до 1000.
Контрольная работа №1
1
8
Контрольный устный счёт №1
1
II
Числа, которые больше 1000.
25
23
37
48
40
1. Нумерация.
Контрольная работа №2
1
Контрольный устный счёт №2
1
2. Величины.
Контрольная работа №3
1
3. Сложение и вычитание.
Контрольная работа №4
1
Контрольный устный счёт №3
1
4. Умножение и деление.
Контрольная работа №5
1
9
63
77
90
104
125
117
56
72
88
105
120
Контрольная работа №6
1
Контрольная работа №7
1
Контрольная работа №8
1
Контрольная работа №9
1
Всероссийская проверочная работа
1
Контрольный устный счёт №4
1
Контрольный устный счёт №5
1
Контрольный устный счёт №6
1
Контрольный устный счёт №7
1
Контрольный устный счёт №8
1
III
Итоговое повторение.
127
132
Диагностическая работа
1
Контрольный устный счёт №9
1
Итого:
К.р. - 9
КУС - 9
Контроль за усвоением знаний
Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно- методическом курсе математики осуществляется в процессе повторения и обоб -
щения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепле ния и обобщения изучен-
ного на основе заданий учебника, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контроль -
ные работы.
Система оценивания по уровням
Оценивание проходит по признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные дей-
ствия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной
программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки – «хорошо, но не отлич-
но» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
- либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
- либо использованных новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предме-
ту).
10
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти от-
лично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (Необязательный) – решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самосто-
ятельно добытые, не изучавшиеся материалы, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях
образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качествен -
ная оценка – «превосходно».
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной
(переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.
VI. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мирозда -
ния.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естесственно ограничен-
ной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном
желании служить Отечеству.
VII. Требования к уровню подготовки обучающихся: личностные, метапредметные и предметные результаты
освоение учебного предмета
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4 классе является формирование следующих умений:
- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему
миру.
11
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и
способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 4 классе являются формирование следую-
щих универсальных учебных действий:
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения,
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и про-
цессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познава -
тельных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета),
сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и техно -
логиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты из -
мерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровожде -
нием.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета
«математика».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответ -
ствии с содержанием учебного предмета «Математика».
12
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4 классе являются формирование следующих умений:
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также
для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и вы-
полнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выпол -
нять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схема -
ми, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
- Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по
заданной теме, распечатывать её на принтере).
Нумерация.
Учащиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в
этом ряду);
- как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько раз -
рядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать исравнивать числа в пределах
миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки
> (больше), < (меньше), = (равно);
- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Арифметические действия.
Учащиеся должны знать:
- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
- связь между компонентами и результатом каждого действия;
- основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умноже ния, распределительное
свойство умножения относительно сложения);
- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
- таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
Учащиеся должны уметь:
- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 – 4 действия (со скобками и без них);
13
- находить числовые значения буквенных выражений вида а ± 3, 8 • r, b : 2, a ± b, c • d, k : n при заданных числовых значениях входящих в
них букв;
- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на одно -
значное и двузначное числа), проверку вычислений;
- решать уравнения вида х ± 60 = 320, 125 + х = 750, 2000 – х = 1450, х – 12 = 2400, х : 5 = 420, 600 : х = 25;
- на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий решать задачи в 1 – 3 действия.
Величины.
Учащиеся должны знать:
- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
- связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.
Учащиеся должны уметь:
- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
- узнавать время по часам;
- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и де ление значении величин
на однозначное число);
- применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
Геометрические фигуры.
Учащиеся должны знать:
- виды углов: прямой, острый, тупой;
- виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
- определение прямоугольника (квадрата);
- свойство противоположных сторон прямоугольника.
Учащиеся должны уметь:
- строить заданный отрезок;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
14
VIII.
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
Раздел, тема урока
Кол-во
часов
Дата
Целевая уста-
новка раздела
Формы организации
учебной деятельно-
сти
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС
НОО
план
факт
предметные
метапредмет-
ные.
личностные
I.
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000.
14
Повторить све-
дения об образо-
вании трёхзнач-
ных чисел и их
разрядном со-
ставе, сравни-
вать их, учить
рассуждать и ло-
гически мыс-
лить.
Актуализиро-
вать знания об
основных ариф-
метических дей-
ствиях, о связи
между компо-
нентами и ре-
зультатами этих
действий.
Совершенство-
вать вычисли-
тельные навыки.
Познакомить с
разными спосо-
бами нахожде-
ния суммы
нескольких сла-
гаемых.
-индивидуальная,
-групповая,
-работа в парах,
-коллективная
Знать последо-
вательность чи-
сел в пределах
1000. Уметь
вычислять зна-
чение числового
выражения, со-
держащего 2-3
действия. Пони-
мать правила
порядка выпол-
нения действий.
Уметь выпол-
нять письмен-
ные вычисле-
ния(сложение и
вычитание
многозначных
чисел, умноже-
ние и деление
многозначных
чисел на одно-
значные) .
П. - ориентиро-
ваться в своей
системе зна-
ний: самостоя-
тельно предпо-
лагать, какая
информация
нужна для ре-
шения учебной
задачи в один
шаг.
Добывать но-
вые знания: из-
влекать инфор-
мацию, пред-
ставленную в
разных фор-
мах
.
К.- донести
свою позицию
до других:
оформлять
свои мысли в
устной и пись-
менной речи с
учётом своих
учебных и жиз-
Л.- демонстри-
руют положи-
тельное отно-
шение к школе.
Самостоятель-
но определять
и высказывать
общие для всех
людей правила
поведения при
общении и со-
трудничестве.
В самостоя-
тельно создан-
ных ситуациях
общения и со-
трудничества
опираясь на об-
щие для всех
простые прави-
ла поведения,
делать выбор,
какой поступок
совершить
.
1
Повторение. Нумерация чисел.
1
2
Порядок действий в числовых
выражениях. Сложение и вычи-
тание.
1
3
Нахождение суммы нескольких
слагаемых.
1
4
Алгоритм письменного вычита-
ния трёхзначных чисел.
П.р.(с.6-7)
1
5
Умножение трёхзначного числа
на однозначное.
1
6
Свойства умножения.
П.р.(с.8-9)
1
7
Алгоритм письменного деле-
ния.
1
8
Приёмы письменного деления
КУС №1
1
9
Приёмы письменного деления.
1
10
Приёмы письменного деления.
П.р. (с.10-11)
1
11
Диаграммы.
1
12
Что узнали. Чему научились.
1
13
К.р. № 1 по теме «Числа от 1
до 1000. Арифметические дей-
ствия».(вход)
1
15
Познакомить с
приёмом вычи-
тания.
Повторить свой-
ства умножения.
ненных рече-
вых ситуаций.
П
роявлять ак-
тивность во
взаимодей-
ствии для ре-
шения комму-
никативных и
познаватель-
ных задач
Р. - самостоя-
тельно форму-
лировать цели
урока после
предваритель-
ного обсужде-
ния.
Вносить необ-
ходимые до-
полнения и из-
менения в план
и способ дей-
ствия в случае
расхождения
эталона, реаль-
ного действия
и его результа-
та
14
Работа над ошибками.
1
II.
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ
БОЛЬШЕ 1000.
112
Познакомить с
понятием «класс
числа», учить
считать тысяча-
ми.
Учить читать и
записывать
-индивидуальная,
-групповая,
-работа в парах,
-коллективная
Знать последо-
вательность чи-
сел в преде-
лах100000,поня-
тия "разряды" и
"классы".Уметь
читать ,записы-
П. - добывать
новые знания:
извлекать ин-
формацию,
представлен-
ную в разных
формах
Л.- демонстри-
руют положи-
тельное отно-
шение к школе.
Самостоятель-
но определять
и высказывать
Нумерация.
12
15
Класс единиц и класс тысяч.
1
16
Чтение многозначных чисел.
М.д. №1
1
16
многозначные
числа. Учить
раскладывать
числа на разряд-
ные слагаемые.
Учить сравни-
вать числа.
Учить увеличи-
вать и умень-
шать числа в 10,
100, 1000 раз
Развивать уме-
ние устанавли-
вать связь меж-
ду компонента-
ми и результата-
ми действий.
вать числа ,ко-
торые больше
1000.
Уметь читать,
записывать и
сравнивать чис-
ла в пределах
1000000.
Уметь увеличи-
вать и умень-
шать числа в
10,100,1000
раз ,уметь уста-
навливать связь
между компо-
нентами и ре-
зультатами дей-
ствий. Уметь ре-
шать геометри-
ческие задачи
К.- донести
свою позицию
до других: вы-
сказывать свою
точку зрения и
пытаться её об-
основать, при-
водя аргумен-
ты.
Проявлять ак-
тивность во
взаимодей-
ствии для ре-
шения комму-
никативных и
познаватель-
ных задач
Р.- учиться,
совместно с
учителем, об-
наруживать и
формулировать
учебную
проблему.
Вно-
сить необходи-
мые дополне-
ния и измене-
ния в план и
способ дей-
ствия в случае
расхождения
эталона, реаль-
ного действия
и его результа-
та.
общие для всех
людей правила
поведения при
общении и со-
трудничестве.
В самостоя-
тельно создан-
ных ситуациях
общения и со-
трудничества
опираясь на об-
щие
для
всех
простые прави-
ла
поведения,
делать
выбор,
какой поступок
совершить
.
17
Запись многозначных чисел.
П.р.(с.16-17)
1
18
Разрядные слагаемые.
1
19
Сравнение чисел.
1
20
Увеличение и уменьшение чис-
ла в 10, 100, 1000 раз.
1
21
Закрепление изученного.
П.р. (с.18-19)
1
22
Класс миллионов. Класс милли-
ардов.
1
23
Что узнали. Чему научились.
КУС №2
1
24
Наши проекты.
1
25
К.р. № 2 по теме «Числа, ко-
торые больше 1000».
1
26
Работа над ошибками.
1
Величины.
12
-индивидуальная,
17
Познакомить с
новой единицей
длины, дать
представление
об использова-
нии новой еди-
ницы измерения
на практике.
Учить перево-
дить крупные
единицы длины
в более мелкие и
наоборот. По-
знакомить с еди-
ницами измере-
ния площади,
единицами мас-
сы. Развивать
умение опреде-
лять время.
-групповая,
-работа в парах,
-коллективная
Знать единицы
длины. Уметь
сравнивать ве-
личины по их
числовым зна-
чениям, выра-
жать данные ве-
личины в раз-
личных едини-
цах. Уметь пере-
водить крупные
единицы длины
в более мелкие,
уметь решать
текстовые зада-
чи, совершен-
ствовать устные
и письменные
вычислительные
навыки.
Знать
единицы площа-
ди. Уметь ис-
пользовать при-
обретенные зна-
П. - добывать
новые знания:
извлекать ин-
формацию,
представлен-
ную в разных
формах
К.- донести
свою позицию
до других: вы-
сказывать свою
точку зрения и
пытаться её об-
основать, при-
водя аргумен-
ты.
Проявлять ак-
тивность во
взаимодей-
ствии для ре-
шения комму-
никативных и
познаватель-
ных задач
Л.- демонстри-
руют положи-
тельное отно-
шение к школе.
Самостоятель-
но определять
и высказывать
общие для всех
людей правила
поведения при
общении и со-
трудничестве.
В самостоя-
тельно создан-
ных ситуациях
общения и со-
трудничества
опираясь на об-
щие для всех
простые прави-
ла поведения,
делать выбор,
какой поступок
совершить
.
27
Единицы длины. Километр.
1
28
Единицы длины.
П.р. (с.24-25)
1
29
Единицы площади. Квадратный
километр, квадратный милли-
метр.
1
30
Таблица единиц площади.
1
31
Измерение площади с помо-
щью палетки.
П.р. (с.26-27)
1
32
Единицы массы. Тонна, цент-
нер М.д.№2
1
33
Единицы времени. Определе-
ние времени по часам.
П.р. (с.28-29)
1
34
Определение начала, конца и
продолжительности события.
Секунда.
1
35.
Век. Таблица единиц времени.
П.р.(с.30-31)
1
36
Что узнали. Чему научились.
1
37
К.р. № 3 по теме «Величины».
(1 триместр)
1
18
ния для сравне-
ния и упорядо-
чения объектов
по разным при-
знакам: длине,
площади, массе.
Р.- учиться,
совместно с
учителем, об-
наруживать и
формулировать
учебную
проблему.
Вно-
сить необходи-
мые дополне-
ния и измене-
ния в план и
способ дей-
ствия в случае
расхождения
эталона, реаль-
ного действия
и его результа-
та.
38
Работа над ошибками.
1
Сложение и вычитание.
11
Познакомить с
письменными
приёмами сло-
жения и вычита-
ния, учить ис-
пользовать свой-
ства сложения.
Развивать уме-
ния составлять и
решать задачи.
-индивидуальная,
-групповая,
-работа в парах,
-коллективная
Уметь выпол-
нять письмен-
ные вычисления
(сложение и вы-
читание много-
значных
чисел),вычисле-
ния с нулем,
пользоваться
изученной мате-
матической тер-
минологией.
Знать правило
нахождения
неизвестного
уменьшаемого и
вычитаемого..У
меть вычислять
значения число-
П. - ориентиро-
ваться в своей
системе зна-
ний: самостоя-
тельно предпо-
лагать, какая
информация
нужна для ре-
шения учебной
задачи в один
шаг.
Добывать но-
вые знания: из-
влекать инфор-
мацию, пред-
ставленную в
разных фор-
мах
.
Л.- демонстри-
руют положи-
тельное отно-
шение к школе.
Самостоятель-
но определять
и высказывать
общие для всех
людей правила
поведения при
общении и со-
трудничестве.
В самостоя-
тельно создан-
ных ситуациях
общения и со-
трудничества
опираясь на об-
щие для всех
39
Устные и письменные приёмы
вычислений.
1
40
Нахождение неизвестного сла-
гаемого
КУС№3
1
41
Нахождение уменьшаемого, вы-
читаемого
1
42
Нахождение нескольких долей
целого.
1
43
Решение задач.
1
44
Решение задач. П.р.(с.36-37)
1
45
Сложение и вычитание ве-
личин.
1
46
Решение задач. П.р. (с.38-39)
1
47
Что узнали. Чему научились.
1
19
вого выражения,
содержащего 2-
К.- донести
свою позицию
простые прави-
ла поведения,
48
К.р. № 4 по теме «Сложение
и вычитание».
1
20
3 действия (со
скобками и без)
Уметь решать
текстовые зада-
чи арифметиче-
ским способом.
Знать термино-
логию.
до других:
оформлять
свои мысли в
устной и пись-
менной речи с
учётом своих
учебных и жиз-
ненных рече-
вых ситуаций.
П
роявлять ак-
тивность во
взаимодей-
ствии для ре-
шения комму-
никативных и
познаватель-
ных задач
Р. - самостоя-
тельно форму-
лировать цели
урока после
предваритель-
ного обсужде-
ния.
Вносить необ-
ходимые до-
полнения и из-
менения в план
и способ дей-
ствия в случае
расхождения
эталона, реаль-
ного действия
и его результа-
та
делать выбор,
какой поступок
совершить
.
49
Работа над ошибками
1
Умножение и деление.
77
-индивидуальная,
21
Обобщить зна-
ния о действии
умножения. По-
знакомить с но-
выми приёмами
умножения и де-
ления чисел.
Познакомить с
решением урав-
нений с неиз-
вестными мно-
жителем, дели-
мым, делителем.
Развивать уме-
ние решать зада-
чи на увеличе-
ние (уменьше-
ние) числа в
несколько раз.
Учить выпол-
нять деление
многозначного
числа на одно-
значное.
Совершенство-
вать устные и
письменные вы-
числительные
навыки.
Познакомить с
понятием «ско-
рость», с новым
видом задач на
движение.
Познакомит с
приёмами умно-
-групповая,
-работа в парах,
-коллективная
Уметь выпол-
нять письмен-
ные приемы
умножения, де-
лать проверку,
решать тексто-
вые задачи
арифметиче-
ским способом.
Уметь обобщать
знания о дей-
ствии деления,
об особенностях
деления с числа-
ми 0 и 1,совер-
шенствовать вы-
числительные
навыки. Уметь
выполнять деле-
ние много-
значного числа
на однозначное
число.
Уметь решать за-
дачи на пропор-
циональное де-
ление, совер-
шенствовать вы-
числительные
навыки.
Умение
решать тексто-
вые задачи
арифметиче-
ским способом
на нахождение
скорости, вре-
П. - ориентиро-
ваться в своей
системе зна-
ний: самостоя-
тельно предпо-
лагать, какая
информация
нужна для ре-
шения учебной
задачи в один
шаг.
Добывать но-
вые знания: из-
влекать инфор-
мацию, пред-
ставленную в
разных фор-
мах
.
К.- донести
свою позицию
до других:
оформлять
свои мысли в
устной и пись-
менной речи с
учётом своих
учебных и жиз-
ненных рече-
вых ситуаций.
П
роявлять ак-
тивность во
взаимодей-
ствии для ре-
шения комму-
никативных и
Л.- демонстри-
руют положи-
тельное отно-
шение к школе.
Самостоятель-
но определять
и высказывать
общие для всех
людей правила
поведения при
общении и со-
трудничестве.
В самостоя-
тельно создан-
ных ситуациях
общения и со-
трудничества
опираясь на об-
щие для всех
простые прави-
ла поведения,
делать выбор,
какой поступок
совершить
.
50
Свойства умножения.
1
51
Письменные приёмы умноже-
ния.
1
52
Письменные приёмы умноже-
ния.
1
53
Умножение чисел, оканчиваю-
щихся нулями.
1
54
Нахождение множителя, дели-
мого, делителя.
П.р. (с.44-45)
1
55
Деление с числами 0 и 1.
1
56
Письменные приёмы деления
КУС№4.
1
57
Письменные приёмы деления.
П.р.(с.46-47)
1
58
Задачи на увеличение и умень-
шение числа в несколько раз.
1
59
Закрепление изученного. Реше-
ние задач.
1
60
Письменные приёмы деления.
П.р.(с.48-49)
1
61
Закрепление изученного.
1
62
Что узнали. Чему научились.
1
63
К.р. № 5 по теме «Умножение
и деление на однозначное чис-
ло». (рубеж)
1
64
Работа над ошибками.
М.д. № 4.
1
65
Умножение и деление на одно-
значное число.
1
66
Скорость. Единицы скорости.
Взаимосвязь между скоростью,
временем и расстоянием.
1
22
жения числа на
произведение, с
письменными
приёмами умно-
жения на числа,
оканчивающие-
ся нулями. По-
знакомить с
приёмами пере-
становки и груп-
пировки множи-
телей.
Познакомить с
разными спосо-
бами деления
числа на произ-
ведение. Учить
выполнять деле-
мени и расстоя-
ния.
Уметь ре-
шать задачи на
нахождение
четвёртого про-
порционального
способом отно-
шений.
Знать
письменные
приёмы деления
на числа, окан-
чивающиеся ну-
лями, при одно-
значном частном
Уметь выпол-
нять письмен-
ные приёмы
умножения на
двузначное чис-
ло.
Умение решать
текстовые зада-
чи арифметиче-
ским способом.
Выполнять
письменное
умножение на 2-
значное число..
Знать конкрет-
ный смысл
умножения и де-
ления. Названия
действий и
компонентов.
Связи между ре-
познаватель-
ных задач
Р. - самостоя-
тельно форму-
лировать цели
урока после
предваритель-
ного обсужде-
ния.
Вносить необ-
ходимые до-
полнения и из-
менения в план
и способ дей-
ствия в случае
расхождения
эталона, реаль-
ного действия
и его результа-
та
67
Решение задач на движение.
1
68
Решение задач на движение.
1
69
Решение задач на движение.
П.р. (с.54-55)
1
70
Умножение числа на произведе-
ние.
1
71
Письменное умножение на чис-
ла, оканчивающиеся нулями
1
72
Письменное умножение на чис-
ла, оканчивающиеся нулями.
КУС№ 5
1
73
Письменное умножение двух
чисел, оканчивающихся нуля-
ми.
1
74
Решение задач.
1
75
Перестановка и группировка
множителей.
1
76
Что узнали. Чему научились.
П.р. (с.56-57)
1
77
К.р. № 6 по теме «Сложение и
вычитание, умножение и де-
ление» (2 триместр).
1
78
Работа над ошибками.
М.д. 5.
1
79
Деление числа на произведе-
ние.
1
80
Деление числа на произведе-
ние. П.р.(с.58-59)
1
81
Деление с остатком на 10, 100,
1000.
1
82
Решение задач.
1
83
Письменное деление на числа,
оканчивающиеся нулями.
1
23
ние с остатком
на 10, 100, 1000.
Учить решать
задачи на нахо-
ждение четвёр-
того пропорцио-
нального спосо-
бом отношений.
Познакомит с
письменным
приёмом деле-
ния на числа,
оканчивающие-
ся нулями.
Развивать уме-
ние решать зада-
чи на движение
в противопо-
ложных направ-
лениях. Отраба-
тывать приёмы
деления на чис-
ла, оканчиваю-
щиеся нулями.
Учить приме-
нять свойство
умножения чис-
ла на сумму при
вычислениях.
Познакомить с
письменным
приёмом умно-
жения на дву-
зультатами и
компонентами
умножения и де-
ления. Уметь
применять при-
ем письменного
умножения на 3-
значное число.
84
Письменное деление на числа,
оканчивающиеся нулями.
П.р.(с.60-61)
1
85
Письменное деление на числа,
оканчивающиеся нулями.
1
86
Письменное деление на числа,
оканчивающиеся нулями.
1
87
Решение задач. П.р.(с.62-63)
1
88
Закрепление изученного.
КУС№ 6
1
89
Что узнали. Чему научились.
П.р.(с.64-65)
1
90
К.р. № 7 по теме «Умножение
и деление на числа, оканчи-
вающиеся нулями».
1
91
Работа над ошибками.
1
92
Наши проекты
1
93
Умножение числа на сумму.
П.р.(с.68-69)
1
94
Умножение числа на сумму.
1
95
Письменное умножение на дву-
значное число.
1
96
Письменное умножение на дву-
значное число. М.д. 6
1
97
Решение задач.
1
98
Решение задач.
1
99
Письменное умножение на
трёхзначное число.
П.р. (с.70-71)
1
100
Письменное умножение на
трёхзначное число.
1
101
Закрепление изученного.
1
24
значное число.
Познакомить с
задачами на на-
хождение неиз-
вестного по
двум разностям.
Познакомить с
новыми приёма-
ми умножения
на трёхзначное
число.
Познакомить с
письменным
приёмом деле-
ния трёхзначно-
го числа на дву-
значное. Соста-
вить алгоритм
письменного де-
ления.
102
Закрепление изученного.
1
103
Что узнали. Чему научились.
П.р.(с.72-73)
1
104
К.р. № 8 по теме «Умножение
на двузначное и трёхзначное
число».
1
105
Работа над ошибками. КУС№ 7
1
106
Письменное деление на дву-
значное число
1
107
Письменное деление с остатком
на двузначное число.
1
108
Алгоритм письменного деления
на двузначное число
1
109
Письменное деление на дву-
значное число.
1
110
Письменное деление на дву-
значное число.
1
111
Закрепление изученного.
П.р.(с.74-75)
1
112
Закрепление изученного. Реше-
ние задач.
1
113
Закрепление изученного. .
М.д. 7
1
114
Письменное деление на дву-
значное число. Закрепление
1
115
Закрепление изученного. Реше-
ние задач.
1
116
Закрепление изученного. Реше-
ние задач.
1
117
Всероссийская проверочная
работа
1
118
Письменное деление на трёх-
значное число.
1
119
Письменное деление на трёх-
значное число.
1
25
Совершенство-
вать вычисли-
тельные навыки,
умение решать
задачи.
Отрабатывать
письменный
приём деления
на трёхзначное
число.
120
Письменное деление на трёх-
значное число. КУС№ 8
1
121
Закрепление изученного.
П.р. (с.78-79)
1
122
Деление с остатком.
1
123
Деление на трёхзначное число.
Закрепление.
1
124
Что узнали. Чему научились.
1
125
К.р. № 9 по теме «Деление на
двухзначное и трёхзначное
число».(3 триместр)
1
126
Работа над ошибками. М.д. 8
1
III.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ.
10
Повторить ну-
мерацию. За-
креплять умения
читать и записы-
вать выражения,
равенства и не-
равенства, со-
ставлять и ре-
шать уравнения.
Закреплять зна-
ния об арифме-
тических дей-
ствиях сложения
и вычитания,
умножения и де-
ления. Система-
тизировать зна-
-индивидуальная,
-групповая,
-работа в парах,
-коллективная
Знать
последовательн
ость чисел в
пределах
1000000,пользов
аться изученной
терминологией.
Уметь решать
текстовые
задачи
арифметически
м способом,
выполнять
письменные
вычисления с
натуральными
числами. Уметь
П. - ориентиро-
ваться в своей
системе зна-
ний: самостоя-
тельно предпо-
лагать, какая
информация
нужна для ре-
шения учебной
задачи в один
шаг.
Добывать но-
вые знания: из-
влекать инфор-
мацию, пред-
ставленную в
Л.- демонстри-
руют положи-
тельное отно-
шение к школе.
Самостоятель-
но определять
и высказывать
общие для всех
людей правила
поведения при
общении и со-
трудничестве.
В самостоя-
тельно создан-
ных ситуациях
общения и со-
трудничества
127
Диагностическая работа
1
128
Нумерация.
1
129
Выражения и уравнения.
1
130
Арифметические действия: сло-
жение и вычитание.
1
131
Арифметические действия:
умножение и деление.
1
132
Правила о порядке выполнения
действий. КУС №9
1
133
Величины.
1
134
Геометрические фигуры.
1
135
Задачи.
1
26
ния по теме
«Величины»,
«Геометриче-
ские фигуры».
Закреплять уме-
ние решать зада-
чи.
выполнять
письменные
вычисления.
Уметь
вычислять
значение
числовых
выражений в 2-
3 действия (со
скобками и без).
Уметь
распознавать
геометрические
фигуры и
изображать их
на бумаге
разных фор-
мах
.
К.- донести
свою позицию
до других:
оформлять
свои мысли в
устной и пись-
менной речи с
учётом своих
учебных и жиз-
ненных рече-
вых ситуаций.
П
роявлять ак-
тивность во
взаимодей-
ствии для ре-
шения комму-
никативных и
познаватель-
ных задач
Р. - самостоя-
тельно форму-
лировать цели
урока после
предваритель-
ного обсужде-
ния.
Вносить необ-
ходимые до-
полнения и из-
менения в план
и способ дей-
ствия в случае
расхождения
эталона, реаль-
ного действия
и его результа-
опираясь на об-
щие для всех
простые прави-
ла поведения,
делать выбор,
какой поступок
совершить
.
136
Итоговый урок
1
27
IХ. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
1.
Учебно-методический комплект для обучающихся:
1. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.:
Просвещение, 2014.
2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -
Москва: Просвещение, 2014.
2. Пособия для учителя:
1. Арнгольд И.В. Математика 4 класс: Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику М.И. Моро и др.
2. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Математика. 4 класс: Поурочные разработки к УМК М.И. Моро и др. («Школа России») – Москва ВАКО
2014.
3. Наглядные пособия являются важнейшим средством развития детей и воспитания у них интереса к математике.
Они приучают учащихся размышлять, видеть главное, обобщать, развивают мышление, память, способности. К ним относятся:
1) Комплекты наглядных пособий по математике (таблицы);
2) Раздаточные материалы (геометрические фигуры);
3) Иллюстративные материалы.
4.Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.
X. Список литературы
Основная
1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования.- М.: Просвещение, 2010
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
3. Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. В 2 частях – 3- е изд. – М.: Просвещение, 2013.
4. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов. – М.: Просвещение, 2008 г.
28
Дополнительная.
1.
Архипова О.А., Багдасарова Ю. М. [и др.]. Уроки математики с применением информационных технологий. 3-4 классы.
Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Планета, 2014. – (Современная школа).
2. Волкова С.И. Математика. Устные упражнения. 4 класс. – М.: Просвещение, 2014.
3. Коваленко Л.Н. Математика. 4 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным
интерактивным приложением / Авт.-сост.: Л.Н. Коваленко. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
4. Моро М.И. Для тех, кто любит математику. 4 класс / Моро М.И. – М.: Просвещение, 2014.
5. Умнова. М.С. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деяте – М.: Планета, 20143. –
(Качество обучения).
29