Автор: Калашникова Наталья Васильевна
Должность: преподаватель физического воспитания
Учебное заведение: ГБПОУ СПК
Населённый пункт: город Светлоград, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Методика музыкальной стимуляции уроков физической культуры"
Методика музыкальной стимуляции уроков физической
культуры
Калашникова Н.В., преподаватель
физического воспитания
ГБПОУ СПК
С возрождением Олимпийских игр современности после пятнадцативе-
кового перерыва традиции использования музыки как средства активизации
и одухотворения спортивных занятий были в значительной мере утрачены.
Поэтому уроки физической культуры и спортивные занятия в подавляющем
большинстве видов спорта музыкой уже не стимулировались, не облегчались
и эмоционально не скрашивались. Вследствие чего привлекательность и ак-
тивность современных занятий физической культурой и спортом чаще всего
оставляют желать лучшего и не отвечают общественным требованиям насто-
ящего времени.
Функциональная музыка – действенное средство повышения эффектив-
ности уроков физической культуры. Она требует к себе серьёзного отношения
со стороны педагога, желающего использовать её в своей практике. На пер-
вый взгляд может показаться, что ничего особенного в прикладном примене-
нии функциональной музыки. На уроках физической культуры такой метод
следует применять осторожно, со знанием дела. Для этого от учителей и уча-
щихся требуется определённая приспособленность к новым условиям заня-
тий и строгое выполнение всех необходимых правил, незнание или игнориро-
вание которых может принести большой вред.
Опыт показывает, что в практической работе нельзя пренебрегать ни
одном научным правилом прикладного использования функциональной му-
зыки, даже если на первый взгляд данное правило кажется и не особенно зна-
чимым. Если, например, осуществить внедрение функциональной музыки на
хорошем методическом уровне, но при этом не учесть таких вроде бы незна-
чительных деталей, акустические особенности используемого спортивного
зала или уровень производимых занимающихся рабочих шумов, то вся вне-
дренческая работа может оказаться бесполезной. Бесполезной потому, что в
таких случаях неприятные наложения и взаимные искажения звуков будут от-
рицательно действовать на нервную систему учеников-слушателей и тем са-
мым существенно подрывать успешность выполняемой на уроке учебной де-
ятельности. Значит, без познания определённых организационных правил
здесь не обойтись.
Групповая форма удобна и весьма эффективна при музыкальной стиму-
ляции двигательной деятельности однородной группы учащихся, занимаю-
щихся по общей рабочей программе на небольшой территории – в спортив-
ном зале, на открытой площадке, на одном участке местности и т. п. Здесь ис-
пользуется трансляция обей программы функциональной музыки для всех за-
нимающихся, входящих в состав данной группы, класса и команды.
Индивидуальная форма музыкальной стимуляции ещё более эффектив-
на, но в организационном отношении она значительно сложнее и дороже, в
связи с чем применяется в учебной практике намного реже, лишь при острой
необходимости персонального воздействия на ученика.
Как известно, начало каждого урока физической культуры характеризу-
ется пониженной работоспособностью учащихся, а ритмика их двигательной
деятельности в это время не совпадет с ритмикой учебно-образовательного
процесса учебно-тренировочного процесса. Наличие этих факторов вполне
закономерно осложняет учебную работу и требует от педагога затраты опре-
делённого времени на предварительное врабатывание занимающихся, для
чего в общепринятой структуре урока выделена его вводная часть.
В целях облегчения и ненавязчивого ускорения процесса врабатывания
учащихся полезно использовать специальную разновидность функциональ-
ной музыки, выполняющую функции возбуждения двигательной активности
на фоне положительных эмоций и гармонического поведения всего организ-
ма занимающихся к высоким физическим нагрузкам, запланированным в
основной части урока.
Задача музыки врабатывания – поднять настроение учащихся, опосре-
дованно настроить психику и двигательный аппарат на ритм учебного про-
цесса, внести в выполняемую работу элементы гармонизации, привлекатель-
ности и комфорта, помочь более эффективному решению общих и специаль-
ных задач вводной части урока.
Согласно положениям теории и методики физического воспитания, за-
дачи вводного части урока физической культуры, как правило, решают путём
выполнения легко дозируемых, простых и не требующих большой концентра-
ции внимания двигательных актов преимущественно циклического харак-
тера. К ним относятся различные разновидности ходьбы, бега, прыжков,
подскоков,
общеразвивающие
гимнастические
упражнения,
танцевальные
элементы и специальные подводящие упражнения, обычно уже хорошо из-
вестные учащимся из прошлых занятий и потому не нуждающиеся в специ-
альном разучивании.
Для мягкого и ненавязчивого побуждения к активному выполнению
каждого
типа
перечисленных
упражнений
подбирают
соответствующую
функциональную музыку.
Подбор конкретных параметров темпов исполнения стимулирующей
ходьбу музыки зависит от запланированного учителем темпа движения уча-
щихся. Медленная ходьба – это 50-60 шагов в минуту, умеренная – 100 шагов,
бодрая строевая маршировка – 150 шагов в минуту. Соответствующее число
звуковых пульсаций в данную единицу времени должен определять и темп
стимулирующей такую ходьбу музыки.
Бег умеренной интенсивности хорошо стимулируется мелодиями, ис-
полняемыми в темпе 160-180, а быстрый бег инициируется музыкальным
темпом, колеблющимся около 200 ударов мотронома в 1 минуту.
При выполнении общеразвивающих и специально поводящих физиче-
ских упражнений непроизвольная музыкальная стимуляция осуществляется
следующим образом.
Упражнения, характеризующиеся закругленностью линий, мягкостью
переходов, плавностью и широтой амплитуды движений (сюда относятся
большинство упражнений для развития гибкости и силы, выполняемые в
медленном или умеренном темпе), стимулируют музыкой трехдольного раз-
мера (типа вальса), в темпе 50-100 ударов метронома в 1 минуту.
В контексте опосредованного повышения эффективности вводной ча-
сти урока физической культуры в функции музыки врабатывания входит ис-
кусно завуалированное управление направленностью внимания занимающих-
ся. Для этого специально подобранная музыка сначала максимально отвле-
кает внимание школьников от всего постороннего и ненужного, ласково, но
цепко приковывая к себе заманчивой новизной и красочностью, а затем по-
степенно высвобождает и мягко переключает их внимание на выполняемые
упражнения, тем самым побуждая учащихся все более и более активно участ-
вовать в постепенно усложняющейся учебной работе. Достигается это путем
искусной и целенаправленной группировки подбираемого музыкального ма-
териала.
В итоге занимающиеся ненавязчиво, но целеустремленно подводятся к
основной части урока на фоне хорошего настроения, повышенной работо-
способности и непроизвольного освобождения от посторонних мыслей и за-
бот, обычно еще долго мешающих им сосредоточиться на решении главных
задач урока и таким образом подрывающих его продуктивность.