Напоминание

"Методика музыкальной стимуляции уроков физической культуры"

Автор: Калашникова Наталья Васильевна
Должность: преподаватель физического воспитания
Учебное заведение: ГБПОУ СПК
Населённый пункт: город Светлоград, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Методика музыкальной стимуляции уроков физической культуры"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методика музыкальной стимуляции уроков физической

культуры

Калашникова Н.В., преподаватель

физического воспитания

ГБПОУ СПК

С возрождением Олимпийских игр современности после пятнадцативе-

кового перерыва традиции использования музыки как средства активизации

и одухотворения спортивных занятий были в значительной мере утрачены.

Поэтому уроки физической культуры и спортивные занятия в подавляющем

большинстве видов спорта музыкой уже не стимулировались, не облегчались

и эмоционально не скрашивались. Вследствие чего привлекательность и ак-

тивность современных занятий физической культурой и спортом чаще всего

оставляют желать лучшего и не отвечают общественным требованиям насто-

ящего времени.

Функциональная музыка – действенное средство повышения эффектив-

ности уроков физической культуры. Она требует к себе серьёзного отношения

со стороны педагога, желающего использовать её в своей практике. На пер-

вый взгляд может показаться, что ничего особенного в прикладном примене-

нии функциональной музыки. На уроках физической культуры такой метод

следует применять осторожно, со знанием дела. Для этого от учителей и уча-

щихся требуется определённая приспособленность к новым условиям заня-

тий и строгое выполнение всех необходимых правил, незнание или игнориро-

вание которых может принести большой вред.

Опыт показывает, что в практической работе нельзя пренебрегать ни

одном научным правилом прикладного использования функциональной му-

зыки, даже если на первый взгляд данное правило кажется и не особенно зна-

чимым. Если, например, осуществить внедрение функциональной музыки на

хорошем методическом уровне, но при этом не учесть таких вроде бы незна-

чительных деталей, акустические особенности используемого спортивного

зала или уровень производимых занимающихся рабочих шумов, то вся вне-

дренческая работа может оказаться бесполезной. Бесполезной потому, что в

таких случаях неприятные наложения и взаимные искажения звуков будут от-

рицательно действовать на нервную систему учеников-слушателей и тем са-

мым существенно подрывать успешность выполняемой на уроке учебной де-

ятельности. Значит, без познания определённых организационных правил

здесь не обойтись.

Групповая форма удобна и весьма эффективна при музыкальной стиму-

ляции двигательной деятельности однородной группы учащихся, занимаю-

щихся по общей рабочей программе на небольшой территории – в спортив-

ном зале, на открытой площадке, на одном участке местности и т. п. Здесь ис-

пользуется трансляция обей программы функциональной музыки для всех за-

нимающихся, входящих в состав данной группы, класса и команды.

Индивидуальная форма музыкальной стимуляции ещё более эффектив-

на, но в организационном отношении она значительно сложнее и дороже, в

связи с чем применяется в учебной практике намного реже, лишь при острой

необходимости персонального воздействия на ученика.

Как известно, начало каждого урока физической культуры характеризу-

ется пониженной работоспособностью учащихся, а ритмика их двигательной

деятельности в это время не совпадет с ритмикой учебно-образовательного

процесса учебно-тренировочного процесса. Наличие этих факторов вполне

закономерно осложняет учебную работу и требует от педагога затраты опре-

делённого времени на предварительное врабатывание занимающихся, для

чего в общепринятой структуре урока выделена его вводная часть.

В целях облегчения и ненавязчивого ускорения процесса врабатывания

учащихся полезно использовать специальную разновидность функциональ-

ной музыки, выполняющую функции возбуждения двигательной активности

на фоне положительных эмоций и гармонического поведения всего организ-

ма занимающихся к высоким физическим нагрузкам, запланированным в

основной части урока.

Задача музыки врабатывания – поднять настроение учащихся, опосре-

дованно настроить психику и двигательный аппарат на ритм учебного про-

цесса, внести в выполняемую работу элементы гармонизации, привлекатель-

ности и комфорта, помочь более эффективному решению общих и специаль-

ных задач вводной части урока.

Согласно положениям теории и методики физического воспитания, за-

дачи вводного части урока физической культуры, как правило, решают путём

выполнения легко дозируемых, простых и не требующих большой концентра-

ции внимания двигательных актов преимущественно циклического харак-

тера. К ним относятся различные разновидности ходьбы, бега, прыжков,

подскоков,

общеразвивающие

гимнастические

упражнения,

танцевальные

элементы и специальные подводящие упражнения, обычно уже хорошо из-

вестные учащимся из прошлых занятий и потому не нуждающиеся в специ-

альном разучивании.

Для мягкого и ненавязчивого побуждения к активному выполнению

каждого

типа

перечисленных

упражнений

подбирают

соответствующую

функциональную музыку.

Подбор конкретных параметров темпов исполнения стимулирующей

ходьбу музыки зависит от запланированного учителем темпа движения уча-

щихся. Медленная ходьба – это 50-60 шагов в минуту, умеренная – 100 шагов,

бодрая строевая маршировка – 150 шагов в минуту. Соответствующее число

звуковых пульсаций в данную единицу времени должен определять и темп

стимулирующей такую ходьбу музыки.

Бег умеренной интенсивности хорошо стимулируется мелодиями, ис-

полняемыми в темпе 160-180, а быстрый бег инициируется музыкальным

темпом, колеблющимся около 200 ударов мотронома в 1 минуту.

При выполнении общеразвивающих и специально поводящих физиче-

ских упражнений непроизвольная музыкальная стимуляция осуществляется

следующим образом.

Упражнения, характеризующиеся закругленностью линий, мягкостью

переходов, плавностью и широтой амплитуды движений (сюда относятся

большинство упражнений для развития гибкости и силы, выполняемые в

медленном или умеренном темпе), стимулируют музыкой трехдольного раз-

мера (типа вальса), в темпе 50-100 ударов метронома в 1 минуту.

В контексте опосредованного повышения эффективности вводной ча-

сти урока физической культуры в функции музыки врабатывания входит ис-

кусно завуалированное управление направленностью внимания занимающих-

ся. Для этого специально подобранная музыка сначала максимально отвле-

кает внимание школьников от всего постороннего и ненужного, ласково, но

цепко приковывая к себе заманчивой новизной и красочностью, а затем по-

степенно высвобождает и мягко переключает их внимание на выполняемые

упражнения, тем самым побуждая учащихся все более и более активно участ-

вовать в постепенно усложняющейся учебной работе. Достигается это путем

искусной и целенаправленной группировки подбираемого музыкального ма-

териала.

В итоге занимающиеся ненавязчиво, но целеустремленно подводятся к

основной части урока на фоне хорошего настроения, повышенной работо-

способности и непроизвольного освобождения от посторонних мыслей и за-

бот, обычно еще долго мешающих им сосредоточиться на решении главных

задач урока и таким образом подрывающих его продуктивность.