Напоминание

Дополнительное образование как условие обеспечения функционирования среды жизнедеятельности воспитанников центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей..

Автор: Ткаченко Лидия Ивановна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Большелогский центр помощи детям"
Населённый пункт: г. Аксай Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Дополнительное образование как условие обеспечения функционирования среды жизнедеятельности воспитанников центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей..







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Дополнительное образование как условие обеспечения функционирования среды

жизнедеятельности воспитанников центра помощи детям, оставшимся без попечения

родителей..

Одним из компонентов развивающей среды в детском доме в условиях инновационной

деятельности становится дополнительное образование, представленное кружками, клубами,

спортивными секциями, досуговыми центрами. Система дополнительного образования – есть

особая

развивающая

среда

для

познания

и

развития

способностей

каждого

ребенка,

обеспечивающая функционирование среды жизнедеятельности воспитанников.

Задача педагога дополнительного образования – смоделировать такую развивающую

среду, которая смогла бы стать средой жизнедеятельности воспитанников, где каждый ребенок

находит

занятие

по

душе,

педагоги

учат

взаимодействовать

со

взрослыми,

сверстниками,

понимать и оценивать их чувства и поступки, занятия позволяют ребенку направленно изменять

свой

облик

и

наблюдать

эти

изменения,

познавая

себя,

такого

знакомого

и

незнакомого

одновременно.

Ценность дополнительного образования детей

в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам

в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в

базовом

компоненте

в

школе.

Дополнительное

образование

детей

исключительно

творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.

Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным творчеством ребят, ведь все эти

знания для школьников личностно значимы.

Через него они открывают мир и находят свое

место в нем.

Учитывая

тенденции

развивающей

среды,

ее

потребности

выделяются

три

приоритета

дополнительного образования детей:

* развитие созидательной активности детей;

* интеграция детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;

* развитие одаренных детей.

Цель деятельности руководителей объединений дополнительного образования - выявление

таланта по изобразительной деятельности и декоративно – прикладному творчеству, развитие

творческих

способностей,

формирование

художественных

и

интеллектуальных

знаний

и

умений, воплощенных в конечный художественный продукт (картина, поделка, танец, песня,

сценка).

Развивающая среда, которая представлена системой дополнительного образования и

выступает как главное условие функционирования среды жизнедеятельности, сочетает в себе

новые и традиционны компоненты, предполагает внесение или создание чего – то нового,

неизвестного для стимулирования активности, творчества детей.

К вариантам новых компонентов среды можно отнести:

тематические

выставки

(подлинных

экспонатов,

иллюстраций,

книг),

персональные

выставки рисунков, «Мастер-класс» и пр.).

минимузеи (картин, игрушек, открыток и др.).

оформление по сезону.

выставки детского творчества – как элемент новизны имеют огромное общеразвивающее и

воспитывающее значение.

Дети видят каждый свое произведение среди других, могут понять их достоинства.

Это

побуждает

их

творческую

активность.

Тот,

кто

познал

цену

своих

усилий,

пережил

эстетические чувства в процессе и результате созидания, не способен к порче, разрушению

созданного человеческими руками, природой. Ребенок начинает ценить результаты не только

своего, но и чужого труда.

Разнообразные работы детского творчества оригинально представлены в среде нашего детского

дома:

* На стендах, в поделках, фотографиях, фотогазетах, фотовыставках, которыми

заполнено воздушное пространство.

* В оригинальном оформлении выставок декоративно-прикладного искусства.

в специальных файлах, альбомах, легких полках, стенах творчества.

Поделки по художественному декоративно-прикладному творчеству размещены

практически во всех помещениях, включая детские спальни, актовый зал,

холлы, комнаты

самоподготовки,

игровые.

Среда,

сформированная

в

объединениях

дополнительного

образования, в любом случае, как мы говорили выше, является средой жизнедеятельности

воспитанников.

Она делает ребенка спокойным, уравновешенным, логически мыслящим,

многогранным,

знающим свои способности и стремящимся себя самоусовершенствовать.

Однако, педагогу необходимо уметь создавать проблемные ситуации для того, чтобы каждый

ребенок мог проявить себя, а педагог – выявить его личностные особенности. Высота планки

требований, которые педагог предъявляет к воспитанникам, всегда должна быть хоть чуть–чуть,

но

выше

их

сегодняшних

возможностей

и

способностей.

От

мастерства

педагога,

его

профессиональных умений, ответственности и желания зависит многое: специфика и уровень

организации среды, успешность освоения содержания образовательной программы, развитие

творческих способностей детей.

Творчество является одной из главных условий для саморазвития личности. Наша задача

– создать условия для реализации воспитанниками своего творческого замысла. С этой целью

был разработан педагогический проект «Творчество»,

как

часть Программы

воспитания

детского дома «Жизнетворчество».

Программа обогащает сферу предметно – практической деятельности и творческой

самореализации

личности,

где

творческая

деятельность

осуществляется

как

часть

всей

воспитательной системы «Наш Дом» и связана с организацией общения, учения и поддержания

здоровья воспитанников. Творчество – процесс, присущий деятельности человека.

Принципы построения предметно - развивающей среды с опорой на личносто –

ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка, которая способна создавать

условия функционирования среды жизнедеятельности воспитанников,

просматриваются в

педагогическом

проекте

«Творчество»,

включающем

объединения

дополнительного

образования (творческая мастерская декоративно-прикладного искусства «Фантазеры», Театр

малых форм, «Флористика», хореографический ансамбль «Радуга», вокальный – «Исток»,

ОФП, « Компьютерные игры»,

«

Литературная

гостиная»,

«Здоровая

семья»,

а

также

цикл

традиционных

коллективных

творческих дел, организуемых в течение учебного года, тренинги, лектории и т.д.

Основной целью в рамках проекта является:

проектирование культурно –

обогощающего образовательно-развивающего пространства, для освоения разнообразных форм

деятельности и мышления, с учётом индивидуальных особенностей воспитанников; раскрытие

творческой индивидуальной личности ребёнка, умеющего дорожить ценностями и традициями

своего

коллектива,

строить

друг

с

другом

отношения

на

основе

доверия,

уважения

и

взаимопомощи;

осознание

им

собственных

потребностей

в

профессиональном

самоопределении.

Опираясь и соблюдая принципы организации среды жизнедеятельности, учитывая

требования деятельностно – возрастного, системного подхода, объединения дополнительного

образования осуществляют практическую деятельность по ее преобразованию. В настоящее

время

мы

считаем,

что

такая

среда

в

детском

доме

в

первую

очередь

обеспечивает

максимальный

психологический

комфорт

для

каждого

ребенка,

создает

возможности

для

реализации

его

права

на

свободный

выбор

вида

деятельности,

степени

участия

в

ней,

способствует развитию индивидуальности и творчества.

При моделировании развивающей среды, как среды жизнедеятельности, возникает,

прежде всего, необходимость разработки критериев ее эффективности, где основой выступают

показатели качества развивающей среды. Они не могут существовать разрозненно друг от

друга, они взаимозависимы, взаимодополняемы и созвучны с принципами построения среды в

системе дополнительного образования. Здесь среда выступает как средство развития личности

ребенка, включение его в практическую деятельность. Каждая деятельность служит у ребенка,

как и у взрослого удовлетворению каких-либо потребностей.

Для удовлетворения потребностей ребенку необходимы объекты деятельности, в

которых для него есть интересная цель, как - то участие в конкурсах, выставках, викторинах,

выездных концертах, и т.д. Эта цель направляет действия ребенка. Основным показателем

сформированности

развивающей

среды

являются

обогащенность,

наукоемкость,

наличие

природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и

его творчества.

На основе принципов развивающей среды появляется и расширяется система

дополнительного образования, а вместе с ней становятся более разнообразными интересы и

склонности,

навыки

и

умения

ребенка,

изменяются

условия

формирования

среды

жизнедеятельности воспитанников.

Особое внимание мы уделяем развитию творчества ребенка в разнообразной

деятельности.

Деятельность

в

различных

объединениях

дополнительного

образования

отличается

по

своему

содержанию

и

развивающей

направленности.

Моделирование

развивающей среды по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих

способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих

чувств.

Благодаря творческому подходу, увлечённости, профессиональной компетентности,

высокому

художественному

вкусу,

инновационным

педагогическим

приёмам

управления,

умению находить в различных ситуациях нестандартные решения педагоги детского дома

смогли

в

некоторой

степени

реализовать

принципы

построения

развивающей

среды

посредством здоровьесбережения, развивающей, эстетической направленности.

И в заключении необходимо сказать, дополнительное образование, как компонент

развивающей среды детского дома и как условие обеспечения функционирования среды

жизнедеятельности воспитанников, и есть та живая лаборатория, которая, с одной стороны,

изучает ребенка, его силы и потребности, с другой – организует среду, наиболее

соответствующую потребностям возраста и задачам современного воспитания.