Автор: Миронова Марина Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СПК
Населённый пункт: г.Светлоград, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональная подготовка будущих воспитателей детей дошкольного возраста к реализации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях
Профессиональная подготовка будущих воспитателей
детей дошкольного возраста к реализации инклюзивного образования
в дошкольных образовательных организациях
Анализ реальной ситуации, сложившейся в последнее десятилетие,
остро обозначил проблему в дошкольном детстве: с каждым годом резко
увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья.
Современные условия диктуют необходимость создания целостной системы
образования детей с ограниченными возможностями здоровья как перспек-
тивы общедоступного и качественного дошкольного образования. Совре-
менный мир, развивается в условиях глобализации, переживает системные,
энергетические, финансовые, социокультурные кризисы. Все это, усиливая
противоречия в общественном развитии, не может не приводить к поиску
новых смыслов в организации социальных моделей государств, пристально-
му вниманию к человеческому ресурсу [1].
Поэтому
из
приоритетных
задач
современной
образовательной
политики
нашего
государства
является
развитие
инфраструктуры
и
организационно
-
экономических
механизмов,
обеспечивающих
равную
доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования
детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья [3].
При этом, на законодательном уровне определяется сущность инклю-
зивного образования, которое понимается как равный доступ к образованию
для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных по-
требностей и индивидуальных возможностей [3].
Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потреб-
ностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развиваю-
щимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения
сил многих родителей, воспитывающих таких детей. В Российской Федера-
ции инклюзивное образование находит всё большую поддержку, как со сто-
роны государства, так и со стороны образовательных учреждений с целью
обеспечить каждому ребенку с особыми образовательными потребностями
доступную и полезную для его развития форму инклюзии с раннего возрас-
та.
Российской Федерацией 24 сентября 2008 г. подписана Конвенция о
правах инвалидов, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря
2006 г. Конвенция впервые рассматривает вопросы реализации прав инвали-
дов не с позиции их приспособления к жизни общества, а с позиции устрой-
ства жизни общества таким образом, чтобы в нём учитывались потребности
и особенности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья. В
Конвенции установлено, что государства-участники признают право инвали-
1
дов на образование и принимают исчерпывающие меры для реализации это-
го права.
Характеризуя современный этап развития инклюзивного процесса в
российском образовании, можно говорить о том, что выработана государ-
ственная политика в сфере образования детей с особыми образовательными
потребностями,
установлены
основные
механизмы
и
нормы
реализации
идеи инклюзии, утверждены федеральные государственные образователь-
ные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья, обес-
печивающие системные и содержательные изменения.
Помимо Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017
года, Стратегии развития воспитания до 2025 года и государственной про-
граммы «Доступная среда» до 2020 года, подписаны и введены в реализа-
цию комплексные планы по развитию инклюзивного образования до 2017
года, приняты значимые для процесса инклюзии профессиональные стан-
дарты социальной сферы, определен вектор модернизации всего педагогиче-
ского образования страны. Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования предусматривает равные права для всех
детей, и что при приёме в массовый детский сад ребёнка с особенностями
развития и ограниченными возможностями здоровья педагогический кол-
лектив не только не нарушает права детей, а скорее, наоборот, реализовыва-
ет право каждого ребёнка на образование. С другой стороны, реальная прак-
тика образования подтверждает, что достижение прописанных требований и
стандартов представляется не просто сложным, а недостижимым системным
результатом. Разрыв между целями и возможностями очень велик [4].
Инклюзивное образование призвано обеспечить повышение качества
образования, воспитания и социализации всех детей, а не только детей с ин-
валидностью. Его реализация обязательно предполагает учёт ряда условий,
в том числе, подготовку квалифицированных компетентных будущих воспи-
тателей, осуществляющих инклюзивное обучение в дошкольных образова-
тельных организациях.
В связи с этим все более острой становится потребность в воспитателе -
профессионале, способном с учетом меняющихся социально - экономиче-
ских условий, общей ситуации в системе образования самостоятельно при-
нимать ответственные решения и прогнозировать их возможные послед-
ствия, способном к сотрудничеству. Это педагог, отличающийся мобильно-
стью, динамизмом, конструктивностью, обладающий развитым чувством от-
ветственности за судьбу страны.
Содержание профессиональной компетентности современного воспита-
теля дошкольной образовательной организации предполагает оказание каче-
2
ственной
педагогической
помощи
родителям,
полноценное
развитие
до-
школьников, гибкий учет потребностей каждой семьи.
Подготовка будущих воспитателей была актуальной всегда, но на совре-
менном этапе развития общества особенность ее заключается в том, что в
дошкольных образовательных организациях возрастает потребность в высо-
кой профессиональной компетентности работников, ориентирующихся в во-
просах инклюзивного образования. Этому явлению способствует появление
конкурентоспособных новых типов и видов дошкольных образовательных
организаций (ДОО дополнительного развития, семейные детские сады, част-
ные, коммерческие дошкольные организации) - с одной стороны; и необхо-
димость пересмотра дошкольного образования с позиций федерального го-
сударственного стандарта дошкольного образования – с другой стороны [4].
Формирование готовности воспитателя дошкольной образовательной
организации не может завершиться с получением специальной подготовки в
педагогическом колледже или ВУЗе, а проходит путь длительного развития,
как в процессе самостоятельной практической деятельности воспитателя,
так и в процессе непрерывного повышения уровня компетентности педагога
по различным направлениям профессиональной деятельности, совершен-
ствовании деловых качеств, в психологической переориентации на основе
образовательных запросов и потребностей, в умении постоянно учиться и
применять свои знания в изменяющихся условиях. Оно реализуется частны-
ми целями, направленными на развитие профессиональной мобильности,
интеллектуальных способностей, возможности брать на себя ответствен-
ность и способности к сотрудничеству, формированию готовности учиться,
то есть на превращение воспитателя в субъект повышения квалификации.
Одним из путей кадрового обеспечения дошкольных образовательных
организаций Петровского района Ставропольского края является организа-
ция профессиональной подготовки будущих воспитателей детей дошкольно-
го возраста в Светлоградском педагогическом колледже посредством взаи-
модействия колледжа с Отделом образования администрации Петровского
муниципального района, Северо - Кавказским федеральным университетом,
учреждениями среднего профессионального образования РФ, дошкольными
образовательными организациями города и района.
Профессиональная подготовка будущих воспитателей детей дошколь-
ного возраста, ориентирующихся в вопросах инклюзивного образования,
осуществляется
в
Светлоградском
педагогическом
колледже
с
помощью
современных педагогических технологий и средств обучения.
Теоретическая и практическая подготовка будущих воспитателей де-
тей дошкольного возраста к реализации инклюзивного образования в до-
3
школьных
образовательных
организациях в педагогическом колледже про
ходит непрерывно и интегрировано в течение всего срока обучения и реали-
зуется через аудиторные занятия, внеаудиторную самостоятельную работу
студентов, педагогическую практику, работу органов студенческого само-
управления, организацию культурно - массовых мероприятий, конференций,
семинаров, мастер - классов.
Следует отметить, что более 70% выпускников педагогического колле-
джа ежегодно успешно устраиваются в дошкольные образовательные орга-
низации и становятся победителями и призерами конкурсов профессиональ-
ного мастерства различных уровней.
Литература
1. Азлецкая Е.Н., Гонтаренко И.В. Механизм формирования индивиду-
ального образовательного (инклюзивного) маршрута в дошкольной образо-
вательной организации // Концепт. – 2015. – Т. 37 – 96- 100 с.
2. Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании
в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педа-
гогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша
новая школа». - М., 2010. С. 104-116.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие об-
разования» на 2013 - 2020 годы, утвержденная распоряжением Правитель-
ства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 792-р) Федеральный за-
кон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Россий-
ской Федерации»
4.
Корешкова М. Н., Рыжевская М. А. Профессиональная компетент-
ность педагога дошкольного образования // Молодой ученый. - 2016. - №24.
- С. 464-466.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь-
ного образования - [электронный ресурс] утверждён приказом Министер-
ства образования и науки Российской Федерации. От 17 октября 2013г
№1155
4