Напоминание

Профессиональная подготовка будущих воспитателей детей дошкольного возраста к реализации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях

Автор: Миронова Марина Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СПК
Населённый пункт: г.Светлоград, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональная подготовка будущих воспитателей детей дошкольного возраста к реализации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Профессиональная подготовка будущих воспитателей

детей дошкольного возраста к реализации инклюзивного образования

в дошкольных образовательных организациях

Анализ реальной ситуации, сложившейся в последнее десятилетие,

остро обозначил проблему в дошкольном детстве: с каждым годом резко

увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современные условия диктуют необходимость создания целостной системы

образования детей с ограниченными возможностями здоровья как перспек-

тивы общедоступного и качественного дошкольного образования. Совре-

менный мир, развивается в условиях глобализации, переживает системные,

энергетические, финансовые, социокультурные кризисы. Все это, усиливая

противоречия в общественном развитии, не может не приводить к поиску

новых смыслов в организации социальных моделей государств, пристально-

му вниманию к человеческому ресурсу [1].

Поэтому

из

приоритетных

задач

современной

образовательной

политики

нашего

государства

является

развитие

инфраструктуры

и

организационно

-

экономических

механизмов,

обеспечивающих

равную

доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования

детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья [3].

При этом, на законодательном уровне определяется сущность инклю-

зивного образования, которое понимается как равный доступ к образованию

для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных по-

требностей и индивидуальных возможностей [3].

Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потреб-

ностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развиваю-

щимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения

сил многих родителей, воспитывающих таких детей. В Российской Федера-

ции инклюзивное образование находит всё большую поддержку, как со сто-

роны государства, так и со стороны образовательных учреждений с целью

обеспечить каждому ребенку с особыми образовательными потребностями

доступную и полезную для его развития форму инклюзии с раннего возрас-

та.

Российской Федерацией 24 сентября 2008 г. подписана Конвенция о

правах инвалидов, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря

2006 г. Конвенция впервые рассматривает вопросы реализации прав инвали-

дов не с позиции их приспособления к жизни общества, а с позиции устрой-

ства жизни общества таким образом, чтобы в нём учитывались потребности

и особенности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья. В

Конвенции установлено, что государства-участники признают право инвали-

1

дов на образование и принимают исчерпывающие меры для реализации это-

го права.

Характеризуя современный этап развития инклюзивного процесса в

российском образовании, можно говорить о том, что выработана государ-

ственная политика в сфере образования детей с особыми образовательными

потребностями,

установлены

основные

механизмы

и

нормы

реализации

идеи инклюзии, утверждены федеральные государственные образователь-

ные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья, обес-

печивающие системные и содержательные изменения.

Помимо Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017

года, Стратегии развития воспитания до 2025 года и государственной про-

граммы «Доступная среда» до 2020 года, подписаны и введены в реализа-

цию комплексные планы по развитию инклюзивного образования до 2017

года, приняты значимые для процесса инклюзии профессиональные стан-

дарты социальной сферы, определен вектор модернизации всего педагогиче-

ского образования страны. Федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования предусматривает равные права для всех

детей, и что при приёме в массовый детский сад ребёнка с особенностями

развития и ограниченными возможностями здоровья педагогический кол-

лектив не только не нарушает права детей, а скорее, наоборот, реализовыва-

ет право каждого ребёнка на образование. С другой стороны, реальная прак-

тика образования подтверждает, что достижение прописанных требований и

стандартов представляется не просто сложным, а недостижимым системным

результатом. Разрыв между целями и возможностями очень велик [4].

Инклюзивное образование призвано обеспечить повышение качества

образования, воспитания и социализации всех детей, а не только детей с ин-

валидностью. Его реализация обязательно предполагает учёт ряда условий,

в том числе, подготовку квалифицированных компетентных будущих воспи-

тателей, осуществляющих инклюзивное обучение в дошкольных образова-

тельных организациях.

В связи с этим все более острой становится потребность в воспитателе -

профессионале, способном с учетом меняющихся социально - экономиче-

ских условий, общей ситуации в системе образования самостоятельно при-

нимать ответственные решения и прогнозировать их возможные послед-

ствия, способном к сотрудничеству. Это педагог, отличающийся мобильно-

стью, динамизмом, конструктивностью, обладающий развитым чувством от-

ветственности за судьбу страны.

Содержание профессиональной компетентности современного воспита-

теля дошкольной образовательной организации предполагает оказание каче-

2

ственной

педагогической

помощи

родителям,

полноценное

развитие

до-

школьников, гибкий учет потребностей каждой семьи.

Подготовка будущих воспитателей была актуальной всегда, но на совре-

менном этапе развития общества особенность ее заключается в том, что в

дошкольных образовательных организациях возрастает потребность в высо-

кой профессиональной компетентности работников, ориентирующихся в во-

просах инклюзивного образования. Этому явлению способствует появление

конкурентоспособных новых типов и видов дошкольных образовательных

организаций (ДОО дополнительного развития, семейные детские сады, част-

ные, коммерческие дошкольные организации) - с одной стороны; и необхо-

димость пересмотра дошкольного образования с позиций федерального го-

сударственного стандарта дошкольного образования – с другой стороны [4].

Формирование готовности воспитателя дошкольной образовательной

организации не может завершиться с получением специальной подготовки в

педагогическом колледже или ВУЗе, а проходит путь длительного развития,

как в процессе самостоятельной практической деятельности воспитателя,

так и в процессе непрерывного повышения уровня компетентности педагога

по различным направлениям профессиональной деятельности, совершен-

ствовании деловых качеств, в психологической переориентации на основе

образовательных запросов и потребностей, в умении постоянно учиться и

применять свои знания в изменяющихся условиях. Оно реализуется частны-

ми целями, направленными на развитие профессиональной мобильности,

интеллектуальных способностей, возможности брать на себя ответствен-

ность и способности к сотрудничеству, формированию готовности учиться,

то есть на превращение воспитателя в субъект повышения квалификации.

Одним из путей кадрового обеспечения дошкольных образовательных

организаций Петровского района Ставропольского края является организа-

ция профессиональной подготовки будущих воспитателей детей дошкольно-

го возраста в Светлоградском педагогическом колледже посредством взаи-

модействия колледжа с Отделом образования администрации Петровского

муниципального района, Северо - Кавказским федеральным университетом,

учреждениями среднего профессионального образования РФ, дошкольными

образовательными организациями города и района.

Профессиональная подготовка будущих воспитателей детей дошколь-

ного возраста, ориентирующихся в вопросах инклюзивного образования,

осуществляется

в

Светлоградском

педагогическом

колледже

с

помощью

современных педагогических технологий и средств обучения.

Теоретическая и практическая подготовка будущих воспитателей де-

тей дошкольного возраста к реализации инклюзивного образования в до-

3

школьных

образовательных

организациях в педагогическом колледже про

ходит непрерывно и интегрировано в течение всего срока обучения и реали-

зуется через аудиторные занятия, внеаудиторную самостоятельную работу

студентов, педагогическую практику, работу органов студенческого само-

управления, организацию культурно - массовых мероприятий, конференций,

семинаров, мастер - классов.

Следует отметить, что более 70% выпускников педагогического колле-

джа ежегодно успешно устраиваются в дошкольные образовательные орга-

низации и становятся победителями и призерами конкурсов профессиональ-

ного мастерства различных уровней.

Литература

1. Азлецкая Е.Н., Гонтаренко И.В. Механизм формирования индивиду-

ального образовательного (инклюзивного) маршрута в дошкольной образо-

вательной организации // Концепт. – 2015. – Т. 37 – 96- 100 с.

2. Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании

в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педа-

гогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша

новая школа». - М., 2010. С. 104-116.

3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие об-

разования» на 2013 - 2020 годы, утвержденная распоряжением Правитель-

ства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 792-р) Федеральный за-

кон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Россий-

ской Федерации»

4.

Корешкова М. Н., Рыжевская М. А. Профессиональная компетент-

ность педагога дошкольного образования // Молодой ученый. - 2016. - №24.

- С. 464-466.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь-

ного образования - [электронный ресурс] утверждён приказом Министер-

ства образования и науки Российской Федерации. От 17 октября 2013г

№1155

4