Организация целостного событийного образовательно-воспитательного
пространства МБОУ СОШ № 127
Дагаев Глеб Борисович,
директор МБОУ СОШ № 127
Хрущева Наталия Валентиновна,
заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 127
Большая часть детства и юношества наших детей, проходит в школе.
Школьные коридоры, кабинеты, сам внешний облик школы не должен быть
унылым казенным учреждением вызывающим чувство тоски, апатии и
терпения.
Интерьеры, атмосфера школы, должна быть территорией подлинной
творческой лаборатории, ярким привлекательным островком детства с
элементами волшебства, трансформации, место - способное удивлять,
вдохновлять, развивать, стимулировать, направлять, обучать, информировать
и воспитывать.
Возможно ли такое в общеобразовательной школе, как дорого это будет
стоить?
Школа 127 расположена в отдаленном микрорайоне «7 ключей», г.
Екатеринбурга. Вполне неслучайно, что со временем, символом и логотипом
нашей школы стали 7 разноцветных ключей, объединённые в общую связку,
которые естественным образом легли в основу концепции гуманистической
воспитательной системы школы. В основу проекта положена идея поиска
«семи ключей» или ключевых базовых компетенций, таких как: ценностно-
смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные,
коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного
самосовершенствования которыми должен обладать каждый учащийся ОУ.
Каждую компетенцию олицетворяет ключ определенного цвета.
Соответственно в школе должны быть выделены соответствующие
пространства (зоны, сектора) по видам ведущей деятельности отличающиеся
цветом, функциональным назначением, наполнением и смыслообразующей
нагрузкой, но объединенных всеобщим концептом учебно-воспитательной
системы реализуемой в учреждении.
В настоящее время в школе уже ясно выражены несколько таких
полифункциональных зон которые завершены или находятся в стадии
доработки.
Зона ПДД «Перекресток семи дорог» расположена на лестничных
клетках и лестничных пролетах между первым и вторым этажом и
заканчивается в большой рекреации 2-го этажа. Локация для этой зоны
выбрана не случайно. Во–первых, лестницей ежедневно пользуются все
учащиеся, а значит они каждый день будут впитывать информацию
сознательно или подсознательно, во–вторых, лестницы являются местом
повышенного травматизма и требуют неустанного надзора дежурных
учащихся, учителей и администрации.
В-третьих, пространство рекреаций и холла, какими бы большими они
не были тоже имеют ограничения. Зона выполнена в современном
привлекательном для учащихся стиле «пиксельной графики» в виде
современной автострады, где ступеньки лестницы превратились в шоссе
разделённой двойной сплошной полосой, стены превратились в виды из окна
автомобиля, перила в направляющие красно-белые указатели. В такой
интерьер органично вписаны стенды: «Паспорт дорожной безопасности»,
«ПОМНИ, ЗНАЙ И УМЕЙ», а так же дорожные знаки.
Такой проект не требует больших затрат, несколько баллонов краски
разных цветов, трафареты, а самое главное найти исполнителей художников.
Нам повезло, мы нашли начинающих художников, через размещение
объявления в социальной сети «В контакте». За два года работы данной зоны
не произошло ни одного случая травматизма, четко разделились потоки, что
особенно актуально во время перемены, так как учащиеся спускаются в
столовую. Разделительная полоса четко зафиксировала правило «спускаемся
по правой стороне лестницы, поднимается по левой», лестница приобрела
современный живой интерьер в стиле компьютерной игры и выполняет
обучающую, информирующую, воспитывающую и регулирующую функции.
Не требует дополнительного внимания и регулирования, работает сама по
себе без дополнительного контроля и вмешательства. В настоящее время
работа над зоной продолжена, так в рекреации запланирован большой
обучающий перекресток и продолжение шоссе с пешеходными переходами в
каждый класс.
Зона профилактики «Я выбираю!!!» расположена на лестничных
клетках и пролетах между вторым и третьим этажом и рассчитана на
учащихся среднего и старшего звена. Зона выполнена в виде нескольких
рисунков граффити, мотивирующих слоганов, места для объявлений, анонсов
и постеров профилактического характера, а так же стенда по профилактике. В
настоящее время продолжается работа по ее наполнению: так на ступенях
лестницы, поверхностях оконных проемов планируется трафаретным
способом разместить адреса полезных сайтов, телефонов доверия и другой
информации посвященной данной тематике. Таким образом, зона стала
мотивирующей, вдохновляющей, информирующей средой, выполненная в
урбанистическом стиле, созвучном современному подростку.
Рекреация 1 –го этажа, превратилась с помощью родителей и молодых
учителей, в площадь «Королевства семи ключей» и стала излюбленным
местом ее маленьких жителей учащихся 1- 4-х классов. На полах рекреации с
помощью нескольких рулонов самоклеящейся пленки, выполнены напольные
игры, которые так любят школьники всех поколений: «Твистер», «Ниточки-
иголочки», «Прыгомер» и другие активные игры. Окончательную
завершенность площади «Королевства семи ключей» придает яркий
сказочный замок, семью разноцветными башнями, расположенный на
торцевой стене рекреации и символом школы в виде связки разноцветных
ключей.
С запуском этой зоны упорядочилась игровая деятельность учащихся
на переменах, удовлетворяется двигательная и игровая потребности,
характерная для детей данного возраста, дети с удовольствием
фотографируются на фоне сказочного замка. Зона стимулирует воображение,
тренирует тело, а включение в общую игру, способствует совместной
коммуникации учащихся разных классов. Реализация данного проекта не
требует значительных капиталовложений, гигиенична, наклейки на полу не
препятствует мытью полов. А так же может быть легко обновлена,
трансформирована по мере износа наклеек или потере актуальности.
Идея проекта заключается в объединении в единый образовательно-
воспитательный концепт образовательного и воспитательного процесса,
традиций ОУ на принципах ФГОС.
Управление реализацией целей и задач проекта осуществляется по
программе управленческих действий, которая составлена с учётом пяти
функций управления: информационно-аналитической (анализ имеющихся в
ОУ условий реализации модели, обеспечение информацией), мотивационно-
целевой (создание условий позитивного отношения к процессу всех
субъектов образовательного процесса), организационно-содержательной
(составление плана работы по реализации всех направлений проекта),
контрольно-диагностической и регулятивно-коррекционной (контроль за
реализацией плана и внесение корректив с учётом сложившихся
обстоятельств).
В первый год реализации проекта (2013-2014 учебный год) мы
подготовили базовые условия для организации креативных образовательно-
воспитательных зон и произвели закупку оборудования для школьной
типографии «Седьмой ключик».
В текущем 2014-2015 учебном году разработали и утвердили единый
логотип школы, продолжаем совершенствовать концепт школьного
соуправления «Королевства семи ключей» и республики «Семь ключей»,
завершили работу над созданием зоны ПДД, продолжаем работу над зоной
«Богатырское здоровье», закончили зону «площадь Королевства семи
ключей». Кроме того, в школе работают зоны патриотического воспитания:
«Зал славы республики 7 ключей», локализованный в рекреации третьего
этажа, посвященный патриотическому воспитанию, зона государственной
символики и государственности в холле учреждения. Активно
разрабатывается проект мини-кинозала «Синема семь» и возрождается
проект школьной типографии «Седьмой ключик», как зона творческого
пространства, летом в рекреации второго этажа работает временное
пространство детского оздоровительного лагеря «Ключик-семиключик».