"Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

Автор: Цехмейстер Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"
Дата публикации: 21.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Духовно-нравственное воспитание младших школьников.
«Перед всеми нами общие цели – формирование нравственно и физически здорового поколения, способного к решению все более усложняющихся задач, которые ставит жизнь. Необходимо сохранение и возрождение народа, а это невозможно без усвоения, упрочения и живого развития отеческих традиций» Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых факторов модернизации России , стоящих перед каждым родителем, учителем, обществом и государством в целом. Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой и высоконравственной личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.  Ключевым инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Даная Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. [1] Стратегия направлена на духовно-нравственное развитие: 1) воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям;
2) развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности; 3) формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям- инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями. История в очередной раз ставит перед нами извечные вопросы о смысле бытия, о добре и зле, о нравственном и безнравственном. От того, какой сегодня мы дадим на них ответ, во многом зависит дальнейшая судьба каждого человека и российского общества в целом. [2] Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Только в этом случае сможем достичь воспитательного эффекта. Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании художественных произведений, читаемых на уроках литературного чтения. Федеральный Государственный Стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) сегодня ставит перед учителем, важный вопрос: "Как добиться, чтобы младший школьник воспринимал уроки родного языка "как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций"? [3] В этом плане велика роль уроков литературного чтения. Часто мы говорим: «Книга-это открытие мира». Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость,
пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.Уроки в 3-м классе, посвященные сказкам «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся уважению старших, постигают основы праведной жизни. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Изучая былину «Ильины три поездочки » в 4-м классе дети составляют характеристику Ильи Муромца. Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. С огромным интересом ребята старались сами узнать, как можно больше о Сергии Радонежском, готовили сообщения о жизни этого святого, чувствовался неподдельный интерес и стремление к познанию. Учащимся, носящим православные имена, предлагается узнать значение имени, житие своего святого покровителя. Дети с удовольствием выполняли такие задания. Прочитав рассказ Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» дети пишут о своей бабушке сочинения, проникнутые любовью, добротой, уважением. Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, я могу сделать вывод о том, что уроки литературного чтения способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся. Введение в 4-х классах основ религиозной культуры и светской этики, способствует духовно-нравственному воспитанию детей. Данный курс служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. [4] С одной стороны, дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир» в начальной школе, с другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История».
Цель учебного курса — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Одним из важнейших результатов преподавания нового предмета стало то, что дети и родители начали обсуждать его содержание, говорить друг с другом о морали, нравственности, духовности, о человеческой жизни и социальных отношениях. Курс «Введение в народоведение»предназначен для реализации духовно - нравственного направления внеурочной деятельности учащихся.
Цель программы -
раскрытие перед детьми системы миропонимания, выработанная нашими предками по трём основным вечным вопросам человеческой жизни. Специфика курса в том, чтобы, опираясь на конкретный материал, научить понимать народные мировоззрение и психологию. В рамках занятий по данной программе традиционным стал весенний праздник «Вороний день», проводимый для наших учащихся сотрудниками музейного ресурсного центра. По теме «Прекрасное рядом» учащиеся через рисунки показали красоту родного края, выразили своё отношение к малой Родине; В теме «Моя Родина – Ямал» учащиеся приобретают этнические, исторические сведения о коренных народах Севера, знакомятся с декоративно – прикладным искусством хантов, ненцев, манси; раздел «В гостях у волшебных красок и цветных бумаг» завершён коллективным творческим проектом «Поздравительная открытка ко Дню Учителя»;

итогом работы над темой «Деревянный домик» стал праздник «Посиделки в русской горнице», где дети представили свои знания о традициях, культуре и обычаях русского народа. «Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов – тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начинать
сначала», - писал В.О. Ключевский. Чтобы такого не произошло, и вводится курс «Народоведение». Занятия в кружке моделирования «Геометрика», построенные на основе творческого конструирования, имеют все возможности для углубления общеобразовательной подготовки младших школьников, становления их духовной культуры и всестороннего развития личности. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ним. Занятия в рамках реализуемой программы побуждают детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования. Важно, что эти вопросы учащиеся усваивают не на уровне абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную конструкторскую деятельность. Совместное проектирование основывается на таких ценностных ориентирах, как коммуникабельность, предприимчивость, самостоятельность, организационная и управленческая компетентность. Девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь Действовать самостоятельно - Проектирую».
Актуальность программы
курса «Я-исследователь» обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов.
Главная цель:
выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей. Основное содержание работы - проведение учащимися самостоя тельных исследований и выполнение творческих проектов. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоя - тельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает. Итогом работы - презентация результатов собственных исследований. Итоги собственной исследовательской работы учащихся проходят на «защитах своих проектов, которые представляют на суд жюри и товарищей.
Третий год ряд педагогов нашей гимназии для оценки результатов воспитательной деятельности в классе используют комплект «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов», разработанный авторами А.А. Логиновой, А.Я. Данилюком. В комплект входят все необходимые материалы для организации психолого-педагогического исследования в каждом классе начальной школы. Программа мониторинга включает в себя следующие направления: 1. Исследование особенностей нравственного развития и воспитания учащихся. 2.Исследование целостной развивающей образовательной среды в образовательном учреждении. 3. Исследование взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников в рамках реализации воспитательной программы Оценка результатов контрольного и интерпретационного этапов исследования в каждом классе позволяет классному руководителю определить приоритетные направления воспитательной работы, запланировать мероприятия с воспитанниками и родителями, включить их в план воспитательной работы на текущий учебный год. Культура родителей, уклад семейной жизни – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Родители и учителя должны прилагать все усилия, чтобы привить детям идеалы. Лучше всего, если ценности будут прививать родители в семье, учителя - в школе, и окружающие люди на улице. Совместная работа учителя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье. В семье и в школе должны соблюдаться педагогические и гигиенические требования.


Главные ценности семьи – сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Очень важно чтобы нравственные ценности и микроклимат семьи были истинными, а не ложными, не декларируемыми. Если слово родителей будет подкреплено делом, поступком, действием, в такой семье не возникнет проблем в воспитании ребенка. Форма и содержание сотрудничества школы с семьей зависят от целей поставленных учителем. Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики. Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой не в состоянии справиться, да и ненужно это делать одному. К психолого – педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, психологов, представителей общественных организаций, социальных педагогов, учителей предметников Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно –воспитательному пространству. Уже в начальной школе знакомлю родителей с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся. Родители должны знать, какими учителями и учениками гордится наша школа. В нашей школе стало традицией чествовать ребят, которые достигли высоких результатов в учебе, в спорте. «Восхождение на Олимп» - это традиционный праздник, где происходит награждение учеников и их родителей за достигнутые успехи. Это огромный стимул, как для учащихся, так и для родителей. А начинается всё это из первых шагов, из первых конкурсов, акций: изготовление кормушек ,«Лесные голоса», «Помоги лесным друзьям», операция «Лесная ягодка», трудовой десант по озеленению территории школы, посадка деревьев, цветов; принимали участие в международной акции «Собери пластиковый мусор», совместное участие с родителями в дистанционном
творческом конкурсе «Путешествие по сказочной океании». Ценность данного проекта – то, что мы вместе. Да, наши дети по иному видят окружающий мир, рисуют его яркими радужными красками. В этом мире, напоминающем радугу, много теплоты, света, любви. А наряду с этим есть и другой мир, на который мы не обращаем внимание. Это жизнь детей с ограниченными возможностями.Мир «особого» ребенка. Мир «особого» ребенка Интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка Безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, Добродушен и открыт Мир «особого» ребенка. Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка Допускает лишь своих! Как объяснить подрастающему поколению что они, такие как все? Я предложила ребятам создать проект «Особый ребенок». Работая над проектом, ребята много узнали о детях инвалидах, узнали, какие учреждения есть в нашем городе, где воспитываются и проходят лечение эти дети. И самое главное – рядом с нашей гимназией детский сад «Аленький цветочек», где воспитываются «особые дети». У всех сразу возникло желание познакомиться с этими маленькими детишками. И мы отправились в гости, взяв с собой подарки для ребят. Первая встреча была незабываема. Какие изменения произошли с моими учениками, это не передать! После уроков ребята готовили подарки своими руками, которые потом дарили своим подопечным. Готовили концерты, помня чтобы сделать праздник для них незабываемым и замечательным, нужно очень хорошо знать, как правильно его организовать, донести до них задуманное. Детишки нас ждали. И так пролетел целый год. В этом году мы продолжили общение с ребятами. Этот год мы хотим посвятить здоровому образу жизни.


В своей работе использую как традиционные, так и нетрадиционные формы педагогического взаимодействия с родителями. Приняли участие в городском форуме «Культура и город» ; были награждены дипломом и ценными призами за вклад в благородную миссию сохранения прошлого и настоящего для потомков, где большую помощь оказали не только родители, но и бабушки и дедушки. Принимаем участие в всероссийской акции неделя Добра. Кроме добрых дел, которые мы совершали в течении этой недели и последующих, мы участвовали в социально-значимой экологической акции «Спаси дерево!» и стали абсолютными победителями в конкурсе «Собирая макулатуру – мы спасем лес» (471 кг 500 г ) Спасли 42 дерева. На родительских собраниях оказывается педагогическая помощь в воспитании детей, даются советы по формированию в семье нравственных принципов гражданина. Совместно с родителями принимали участие в презентации сайта «Ноябрьск -чистая зона». Хорошей традицией является проведение встреч поколений, которое проводится в честь праздника Победы. На этой встрече рядом бабушки, и дедушки, внуки и правнуки, отцы и матери: одним есть о чем вспомнить, другим есть что узнать от старшего поколения. Такие встречи позволяют изменить многое в общении детей и родителей, повлиять на взаимоотношения взрослых и детей в лучшую сторону. Совместные праздники сближают детский и родительский коллектив, помогают организовать семейный досуг, повышают уважение детей к родителям. Я считаю, что моя работа способствует формированию и развитию личности, дает положительную динамику сформированности нравственных категорий и гражданственности учащихся, а это тот фундамент, на котором дальше будет воспитываться, взрослеть будущее поколение творческих, активных граждан нашей страны. Чтобы там ни говорили, но чужих детей для учителя не бывает, поэтому нам надо быть вместе с семьей в общих делах и проектах. Вот она, «золотая формула», ставящая в равновесие интересы каждого участника воспитательного процесса: ШКОЛА+СЕМЬЯ=УСПЕШНЫЙ ВЫПУСКНИК.
Список литературы. 1. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» 2. «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов» /А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2014. (Работаем по новым стандартам). 3. «Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности»/ И. Н. Патрушева // Теория и практика образования в современном мире: СПб.: 2014. — С. 192-197.