Напоминание

"Электробезопасность"

Автор: Ярославлева Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ "Нижнекамский индустриальный техникум"
Населённый пункт: г. Нижнекамск Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка урока по учебной дисциплине "Охрана труда"
Тема: "Электробезопасность"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по учебной дисциплине: « Охрана труда »

по теме: «Электробезопасность »

профессия:18.01.22 Оператор в производстве шин

Нижнекамск 2018 г.

Методическая разработка урока по учебной дисциплине « Охрана труда»

Автор: И.А. Ярославлева, преподаватель спецдисцмплин

Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой

п о

учебной

дисциплине

«

Охрана

труда

» разработанной

на

основе

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

для

студентов,

обучающихся

по

программам

подготовки

квалифицированных

рабочих,

служащих среднего профессионального образования по профессии:

«Оператор в производстве шин».

.Методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия

по дисциплине « Охрана труда » по теме: « Электробезопасность » и содержат

оглавление, пояснительную записку, цели и задачи урока ,план проведения

занятия, необходимый учебный материал. таблицы заданий и приложения.,

Рекомендовано на заседании предметно-методической комиссии «технология

шинного производства»,

протокол № от « _____ » _____________ 2018 г.

Руководитель ПЦК __________________/В. И. Льдокова/

Оглавление:

1. Пояснительная записка

2. План урока с описанием хода занятия

3. Терминологический словарь «Основные термины и определения по теме

Электробезопасность»

4. Правила работы с ручным электроиструментом и ручными

электрическими машинами для студентов профессии:

«Оператор в производстве шин»

5. Таблицы с заданиями для подгрупп

6. Приложения

7. Основная литература и дополнительные источники информации.

Пояснительная записка

Современные рабочие должны владеть безопасными методами и приемами

работы при обслуживании технологического оборудования и при работе как с

ручными так и с профильными ручными электрическими инструментами при

помощи которых производится обработка элементов изделий и изделий в

целом, рабочие должны выбирать безопасные и рациональные режимы работы

ручных электрических машин, контролировать качество обработки с помощью

контрольно - измерительных инструментов.

Современное производство оснащено высокопроизводительным

оборудованием и инструментами, для обслуживания которой требуются

высокообразованные и дисциплинированные специалисты, обученные всем

правилам безопасного выполнения работ, способные осмысленно управлять

этим оборудованием и техникой.

Целью

методической

разработки

урока

по

данной

теме

является

приобретение студентами знаний по теме « Электробезопасность», как базовых

знаний

для

безопасного

выполнения

практиче ских

учебных

и

производственных работ изготовления

столярных изделий

студентами 2-го

курса при их профессиональной подготовке.

При выполнении технологического процесса изготовления элементов

изделий и изделий в целом, необходимо практическое применение обобщенного

и систематизированного опыта теоретических и и практических знаний, умений

и навыков для решения конкретных технологических задач. При

использовании новейших инструментов различных конструкций и ручных

электрических машин, современных приемов и методов обработки, студенты

должны уделять надлежащее внимание правильной организации работ и

рабочих мест, а также безопасному применению инструментов, с соблюдением

всех необходимых условий и правил согласно требований Охраны труда и

Техники безопасности, соблюдать научные принципы организации труда и т.д.,

поэтому базовый уровень подготовки студентов по электробезопасности

достаточно важен.

ПЛАН - УРОКА

Раздел программы:

« Обеспечение безопасности труда. Основы техники

безопасности ».

Тема занятия: Электробезопасность

Цели урока:

Обучающие:

- формулировать определенные предметно – профильные понятия по данной

теме;- расширить знания обучающихся по теме « Электробезопасность;- изучить

особенности действия электрического тока на организм человека, характеристику и

категорирование помещений по электробезопасности, причины данного вида

производственного травматизма, методы защиты работающих от действия

электрического тока и порядок оказания первой помощи при поражении человека

электрическим током разработать алгоритм оказания помощи при двух типах

поражения ( при нахождении пострадавшего в сознании и без сознания)

Показатель:

- обучающиеся осознают важность и значимость изучения данного материала;

- выполняют действия пошагово по инструкции преподавателя, выполняющего роль –

модератора ( координатора работы) при

изучении данного

объемного

учебного

материала, активно работают в малых группах и готовят свой объем информации ;

- структурируют материал учебной и дополнительной литературы;

- учатся представлять и комментировать информацию по своей части задания;

- учатся слушать и воспринимать, дополнять, формулировать интересующие их

вопросы по изучаемой информации из сообщений своих однокурсников, работая над

наиболее полным освоением материалом.

Развивающие:

- развивать познавательную активность обучающихся в ходе изучения новой темы;

- развивать умение работать с информацией, с различными видами источников

информации, развивать способности по обработке нужной части информационного

материала;

- развивать умение представлять свою часть информации и аргументировать свой

ответ;

- развивать умение работать в команде и индивидуально, чётко выполняя инструкции

преподавателя;

- следовать заданному алгоритму действий.

- анализировать статистический, документальный, другой текстовой материал;

Показатель:

- обучающиеся самостоятельно работают с материалом учебника и дополнительной

литературой и иллюстрированными распечатками учебного материала;

- совместно, 4 подгруппы составляют блок информации из четырех справочных таблиц

по заданной теме;

- действуют собранно и согласованно в своим подгруппах, рационально

распоряжаются отводимым временем, контролируют и регламентируют время на

выполнение всего объема задания в соответствии с направляющей деятельностью

преподавателя – модератора, осуществляющего координирующую функцию;

Воспитательные:

-

формировать

личную

активность

и

внимательность,

собранность

и

чувство

ответственности при изучении и обработке информации;

- способствовать развитию рациональной и эмоциональной сферы обучающихся, а

также способствовать формированию образного мышления.

-

способствовать

развитию

трудовой

дисциплины,

самоконтроля

при

выполнении

производственных заданий в вопросах четкого соблюдения требований охраны труда и

техники безопасности.

Показатель:

- обучающиеся взаимодействуют в команде, учатся вместе преодолевать трудности в

работе с учебным материалом;

- распределяют роли внутри команды при работе по изучению

материала занятия,

учатся сознательному отношению - при обработке информации о методах оказания

первой помощи, от которой в реальной жизни зависит спасение жизни, тренируются в

составлении алгоритма по оказанию первой помощи пострадавшим при поражении

электрическим током;

- оценивают личный вклад в общую работу.

Форма организации – групповая

Методы обучения: модерации, проблемно - поискового обучения.

Методы стимулирования деятельности обучающихся: индивидуальное

поощрение, оценка за выполненную работу.

Наибольшее внимание уделено формированию общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,

проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать

собственную

деятельность,

выбирать

типовые

методы

и

способы

выполнения

профессиональных

задач,

оценивать

их

эффективность

и

качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них

ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и

личностного развития

ОК5.Использоватьинформационно

коммуникационные

технодлогии

в

профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать

в

коллективе

и

команде,

эффективно

общаться

с коллегами,

руководством, потребителями.

ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды. (подчиненных),

результат выполнения заданий.

В результате занятия обучающиеся должны

знать:

- виды поражения человека электрическим током и причины поражения человека

электрическим током ;

- особенности исхода поражения электрическим током;

- классификацию помещений степени поражения электрическим током;

- особенности оказания первой доврачебной помощи при поражении электрическим

током

- особенности применения техники оказания первой доврачебной помощи.

уметь:

- анализировать статистический, документальный, другой текстовой материал;

принимать участие в коллективной групповой работе, участвовать в

представлении своей части учебного материала в виде кластера информации и

участвовать в дискуссии по проблемным вопросам;

-

уметь отстаивать собственное мнение, высказывать свою точку зрения;

-

формулировать определение предметно – профильные понятия по данной

теме;

иметь практический опыт:

- в составлении справочной информационной таблицы ( справочного кластера

информации)

Задачи урока.

- Научиться работать в команде.

- Составить справочно - информационную таблицу ( информационный кластер).

- Представить свой блок информации студентам всей группы, аргументировать свой

ответ,, ответить на вопросы студентов других рабочих подгрупп

- Оценить свое личное участие и работу подгруппы.

Материально-техническое

и

дидактическое

обеспечение

практического

занятия:

- матрицы таблиц

- письменные принадлежности

- проектор

- компьютер

- листы оценивания

- доска

- учебники

- дополнительная литература

- справочные печатные и иллюстрированные учебные материалы по данной теме

- словарь терминов

- интернет

ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ

ЗАНЯТИЯ

Ход занятия:

п.

п

Название

этапа

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

1

Организационный

момент:

Проверка явки

студентов на занятие

Подготовка студентов

к работе: Размещение

студентов в кабинете

за рабочими столами

согласно вытянутых

ими номеров

соответствующих

номеру рабочей

подгруппы и номеру

рабочего стола.

Проверка готовности

студентов к занятию

Приветствие студентов

Проверка размещения

студентов за рабочими

столами и по подгруппам.

Выявление

отсутствующих, проверка

готовности группы к

занятию.

Координация поведения и

готовности проблемных

студентов.

В течение занятия мы

работаем одним из

применявшихся ранее

методов: работа в

рабочих подгруппах.

Подгруппа работает в

течение занятия на общий

суммарный результат,

учитываемый в рейтинге

подгрупп. Труд каждого

обучающегося также

значим и результативен.

Учтены все индивидуальные

особенности студентов в

целью возможной коррекции

оценки в сторону более

глубокого знания учебного

материала и более

продуктивных и высоких

показателей занятия

Вытягивают номер

рабочей подгрупп и

размещаются за

рабочими столами.

Приветствуют

преподавателя.

Внимательны и

собраны, готовы к

работе слушают

преподавателя и

приступают к занятию.

Студенты, настроены

на работу, заряжены

духом состязания

подгрупп при

выполнении заданий.

Студенты более

организованно

включаются в работу,

стремясь проявить

личное участие и

набрать для своей

подгруппы возможно

большее количество

баллов.

2

Актуализация

опорных знаний и

мотивация учебной

деятельности

студентов:

Фронтальный опрос

по материалам

предыдущих занятий

по предлагаем

вопросам

Преподаватель задает

вопросы из перечня

вопросов по ранее

изученному материалу

( приложение 1).

.Далее озвучивает итоги

опроса студентов, после

чего переходит к

дальнейшей части работы и

предлагает студентам

Студенты отвечают на

вопросы, слушают

информацию о

результатах устного

опроса и о полученных

за это оценках. далее

переходят к решению

тестового задания

( приложение 1 )

Решение тестовых

заданий и

взаимопроверка

правильности их

решения (проверяют

попарно)

( приложение 2 )

Преподаватель задает

вопросы,

позволяющие перейти

к изучению нового

материала.

решить тестовое задание

(приложение 2)

Преподаватель выступает в

роли модератора и

комментирует задание а

также озвучивает время

отводимое на его

выполнение, контролирует

поведение студентов и

выполнение задания в

рамках отводимого времени.

Вопросы студентам:

1.

Чем опасен

электрический ток для

человека.

2.

Какую особенность

имеют большинство

видов оборудования и

инструментов

3.

Каким образом

обезопасить труд

людей ?

Студенты, завершив

тестовое задание,

выполняют

взаимопроверку

заданий и

просчитывают сумму

баллов за правильные

ответы, проверяя по

таблице слайда с

ответами.

Студенты, выслушав

вопросы, отвечают

3

Формулирование темы

и целей занятия:

Задачи занятия

-научиться

работать

в

парах и в команде.

-

научиться

отбирать

нужную

информацию

и

составлять справочно -

-

и н ф о р м а ц и о н н о й

таблицы

(

( и н ф о рм а ц и о н н ы й

кластер).

-представить свой блок

информации,

аргументировать

свой

ответ.

-оценить свою работу и

Цель : преподаватель –

модератор информирует

студентов о теме, целях и

ходе проведения занятия

Преподаватель

дает характеристику

понятию

«Электробезопасность» ,

озвучивает задачи, которые

нужно разрешить за время

урока, а также

информирует студентов о

порядке изучения темы и о

регламенте времени на

части занятия,

формулирует основные

Обучающиеся слушают

вводную информацию

по новой теме,

включаются в диалог,

отвечают на вопросы

преподавателя;

получают ознакомление

с новыми терминами и

определениями.

Получают задание для

работы за своим

рабочим столом,

распределяют между

собой функции и

выполняют задание,

проверяют весь ли

объем задания они

выполнили.

Просматривают

видеофрагмент

р а б о т у

ч л е н о в

подгруппы.

термины и понятия,

акцентирует внимание

обучающихся на

терминологии.

учебного материала

занятия.

4

Изучение нового

материала:

4.1.Инструктаж по

групповой работе

4.2. Инструктаж по

критериям оценивания

и заполнению

рейтингового листа

Преподаватель

инструктирует

обучающихся, комментирует

содержание задания каждой

подгруппе

( рабочему столу),

демонстрирует фрагмент

заполнения справочной

таблицы по заданию и

комментирует, каким

образом должна быть

представлена подгруппой

данная информация устно

всей группе, а также

объясняет каким образом

производится заполнение

рейтинговых листов на

подгруппу, раздает их

подгруппам.

Получают информацию

о содержании задания и

о рейтинговых

листах, слушают

инструктаж. Задают

интересующие их

вопросы.

Выполнение

групповой работы:

выполняют

справочные таблицы

(справочные

кластеры) по

предложенному

заданию

-Преподаватель выступает в

роли модератора, который

координирует процесс

работы подгрупп,

предоставляя возможность

обучающимся более

основательно поработать

самостоятельно, изучая и

выбирая нужную часть

учебного материала и

обрабатывая ее в форме

таблицы.

-Выявляет допущенные

ошибки в процессе

выполнения задания;

-Контролирует время

выполнения задания.

- Организуют работу и

распределяют функции

между членами

подгруппы. свои части

задания, контролируя

время их выполнения.

-Выполняют задание.

-Составляют

справочную таблицу

( справочный кластер),

применяя полученные

разъяснения

преподавателя -

модератора;

4.2.Представление

информации по своей

справочной таблице и

иллюстрированным

- Анализирует выполнение

задания, поправляет

выступление спикера.

- Обращает внимание на

-Выступают с защитой

своей справочной

таблицы,

-Слушают

распечаткам учебного

материала

допущенные ошибки при

выполнении задания.

- Выставляет баллы.

выступающих,

- Задают вопросы

подгруппе,

представляющей свой

справочный кластер

-Отвечают на вопросы

другой подгруппы.

4.3.Просмотр

материала

презентации и

видеоматериала по

теме занятия

- Озадачивает студентов

проблемой выполнения

задания по закреплению

новой темы. с применением

информации

просмотренного видео -

фрагмента.

- Осуществляет показ видео

- фрагмента и ,

комментирует часть

материала.

- Просматривают

материалы презентации

и материалы

видеофрагмента.

Анализируют их

содержание и

переходят к

выполнению задания по

закреплению нового

материала

5.

Закрепление:

составление

алгоритма оказания

первой помощи при

поражении человека

электрическим током.

- раздает каждому студенту

рабочий бланк для

составления алгоритма

оказания первой помощи

при поражении человека

электрическим током

напряжением до 1000 В.

- - Вносит необходимые

пояснения по заполнению

рабочего бланка.

- следит за дисциплиной

при выполнении

индивидуального задания.

- получают задание и

инструктаж по

составлению алгоритма

оказания первой

помощи.

- выполняют задание и

таким образом

закрепляют новую тему

-Составляют алгоритм

оказания первой

помощи при поражении

человека

электрическим током.

6.

Обобщение,

подведение итогов.

-Выступает с

заключительным словом.

-выставляет оценки.

-Слушают

-Задают интересующие

их вопросы.

7.

Задание на дом

-комментирует задание

Подготовить в своих

тетрадях небольшое

сообщение по теме : « Виды

местных электротравм »

- Получают задание на

дом и записывают

задание в тетради.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

«ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯПО ТЕМЕ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ»

№ п.п.

Название средства защиты

Назначение средства защиты

1.

Средство защиты

работающего

Средство предназначенное для

предотвращения или уменьшения

воздействия на работающего опасных и

(или ) вредных производственных факторов

2.

Средство коллективной

защиты

Средство защиты Конструктивно и ) или)

функционально связанное с

производственным процессом,

производственным оборудованием,

помещением зданием, сооружением

производственной площадкой.

3.

Средство индивидуальной

защиты

Средство защиты , используемое одним м

человеком ( индивидуально )

4.

Электрозащитное средство

Средство защиты от поражения

электрическим током, предназначенное для

обеспечения электробезопасности

5.

Основное изолирующее

элекрозащитное средство

Изолирующее электрозащитное средство,

изоляция которого длительно выдерживает

рабочее напряжение электроустановки и

которое позволяет работать на токоведущих

частях, находящихся под напряжением

6.

Напряжение прикосновения

Напряжение между двумя проводящими

частями или между проводящей частью и

землей при одновременном прикосновении к

ним человека.

7.

Напряжение шага

Напряжение между двумя точками на

поверхности земли на расстоянии 1 м между

ними, которое принимается равным длине

шага человека

8.

Безопасное расстояние

Наименьшее допустимое расстояние между

работающим и источником опасности,

необходимое для обеспечения безопасности

работающего

9.

Указатель напряжения

Устройство для определения наличия или

отсутствия напряжения на токоведущих

частях электроустановок

10.

Сигнализатор наличия

напряжения

Устройство для предупреждения персонала о

нахождении в потенциально опасной зоне из

– за приближения к токоведущим частям

находящимся под напряжением

11.

Плакат безопасности

Цветографическое изображение

определенной геометрической формы с

использованием сигнальных и контрастных

цветов графических символов и ( или)

поясняющих надписей, , предназначенное

для предупреждения людей о

непосредственной или возможной

опасности, запрещения , предписания или

разрешения определенных действий, а также

для информации о размещении объектов и

средств использование которых исключает

или снижает воздействие опасных и( или)

вредных производственных факторов

ПРАВИЛА РАБОТЫ С РУЧНЫМ ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНОМ И

РУЧНЫМИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ МАШИНАМИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПРОФЕССИИ: «ОПЕРАТОР В ПРОИЗВОДСТВЕ ШИН»

также:

Не допускается использовать в работе ручные

электрические машины, переносные

электроинструменты и светильники с

относящимся к ним вспомогательным

оборудованием, имеющие дефекты и не

прошедшие периодические проверки

(

испытания )

При пользовании электроинструментом, ручными электрическими

машинами, переносными светильниками их провода и кабели должны по

возможности подвешиваться. Непосредственное соприкосновение проводов и

кабелей с горячими, влажными и масляными поверхностями или предметами не

допускается.

Кабель электроинструмента должен быть защищен от случайного

механического повреждения и соприкосновения с горячими, сырыми и

масляными поверхностями.

Перед началом работ с

ручными

электрическими

машинами,

переносными

электроинструментами

и светильниками

следует:

1.Определить по паспорту

класс машины и

инструмента

2.Проверить комплектность

и надежность крепления

деталей

3.Убедиться внешним

осмотром в исправности

кабеля ( шнура), его

защитной трубки и

штепсельной вилки, целости

изоляционных деталей

корпуса, рукоятки и крышек

щеткодержателей, защитных

кожухов

4.Проверить четкость

работы выключателя

5.Выполнить (при

необходимости)

тестирование и устройства

защитного отключения

(УЗО)

6.Проверить работу

электроинструмента или

машины на холостом ходу

7.Проверить у машины 1

класса исправность цепи

заземления( корпус машины

– заземляющий контакт

штепсельной вилки)

Не допускается натягивать, перекручивать и перегибать кабель, ставить на

него груз , а также допускать пересечение его с тросами, кабелями, шлангами

газосварки.

При обнаружении каких – либо неисправностей работа с ручными

электрическими машина переносными электроинструментами и светильниками

должна быть немедленно прекращена.

Выдаваемые и используемые в работе ручные электрические машины,

переносные электроинструменты и светильники, вспомогательное оборудование

должны быть учтены в организации (структурном подразделении) проходить

проверку и испытания в сроки и объемах , установленных ГОСТ, техническими

условиями на изделия, действующими объемами и нормами испытания

электрооборудования и аппаратов электроустановок.

Для поддержания исправного состояния, проведения периодических

испытаний и проверок ручных электрических машин, переносных

электроинструментов и светильников, вспомогательного оборудования

распоряжением руководителя организации должен быть назначен ответственный

работник, имеющий группу допуска III.

Работникам при использовании электроинструментов и ручных

электрических машинам запрещается:

1.

Передавать ручные электрические, разбирать ручные электромашины и

электроинструмент

даже

на

непродолжительное

время

другим

работникам;

2.

Разбирать ручные

электромашины и электроинструмент, производить

какой - либо ремонт;

3.

Держаться

за

провод

электрической

машины,

электроинструмента,

касаться вращающихся частей или удалять стружку, опилки до полной

остановки инструмента или машины.

4.

Устанавливать рабочую часть в патрон без отклонения его от сети;

5.

Работать

с

приставных

лестниц

,

для

выполнения

работ

на

высоте

должны устраиваться прочные леса или подмости;

6.

Вносить

внутрь

барабанов котлов, механических резервуаров и т.п.

переносные трансформаторы и преобразователи частоты.

ЗАДАНИЕ ПОДГРУППЕ№ 1: Заполнить таблицу № 1 пользуясь

информацией из основного и дополнительного учебного пособия или из

любого имеющегося источника информации, в помощь папки со справочно –

иллюстрационным наглядным материалы

« ДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА »

Указать количество видов воздействия _________

Перечислить виды действия:

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Заполнить таблицу 1 и подготовить устный ответ вашей подгруппы

Таблица 1

№ п.п.Наименование действия

Характер воздействия

ЗАДАНИЕ ПОДГРУППЕ № 2:Заполнить таблицу № 2 пользуясь

информацией из основного и дополнительного учебного пособия или из

любого имеющегося источника информации

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОМЕЩЕНИЙ ПО СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ ПОРАЖЕНИЯ

ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ

Указать количество видов помещений: _________

Перечислить названия видов помещений:

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Заполнить таблицу 2 и подготовить устный ответ вашей подгруппы

Помещения в которых находятся электроустановки, классифицируют по состоянию

их внутренней среды следующим образом:

Таблица 2

№ п.п.

Название ( вид ) помещения

Характеристика помещения по

показателям микроклимата

ЗАДАНИЕ ПОДГРУППЕ № 3: Заполнить таблицу № 3 пользуясь информацией из

основного и дополнительного учебного пособия или любого источника имеющегося

информации и информации из интернета

« ВИДЫ ПОРАЖЕНИЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ »

Указать количество видов поражений: _________

Указать названия видов поражений:

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

№ п.п.

Вид поражения электрическим

током

Характеристика вида поражения

электрическим током

ЗАДАНИЕ ПОДГРУППЕ № 4: Заполнить таблицу пользуясь информацией из основного

и дополнительного учебного материала и интернета, также в помощь раздаточный

справочно – информационный материал.

«ПРИЧИНЫ ЭЛЕКТРОТРАВМ»

Указать количество причин: _________

Указать названия видов поражений:

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

№ п.п.

Виды причин

Характеристика причин и нарушений

ОТ

1.

2.

3.

4.

П Р ИЛ О Ж Е Н И Я

ПРИЛОЖЕНИЕ

1

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО МАТЕРИАЛУ

ПРОВЕДЕННЫХ ЗАНЯТИЙ:

1.

Назовите виды существующих производственных факторов?

2.

В чем основное отличие вредного производственного фактора от опасного

производственного фактора?

3. Назовите параметры микроклимата ?

4.Является ли производственное освещение и уровень освещенности одним из

параметров микроклимата?

5. Насколько важна знаковая информация в производственных условиях?

6.Назовите существующие группы знаков?

7.В чем заключается основная опасность в действии электрического тока на

организм человека?

ПРИЛОЖЕНИЕ

2

ЗАДАНИЕ ПО ПОВТОРЕНИЮ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО УЧЕБНОГО

МАТЕРИАЛА

В вопросах № 1 – 5 выбрать правильные варианты ответа:

№1: Символическое изображение, несущее определенную краткую

информацию называется:

А) эмблема; б) символ;

В) знак; Г) ссылка;

№2 : Знаки безопасности делятся на знаки следующего вида и назначения:

А) типовые знаки ; Б ) знаки запрещающие определенные действия;

В ) предписывающие знаки; Г) знаки общего назначения; Д) знаки

информирующие о опасности; Е) Знаки специальные; Ж) эксплуатационные

знаки; З) эвакуационные знаки;

№3 :Фактор производственной среды, способный вызвать снижение

работоспособности называется:

А) опасным фактором; Б) технологическим фактором;

В) вредным фактором; Г) ответным фактором;

№4 : Вредными производственными факторами в нашей профессии

являются :

А) низкие температуры; Б) загазованность; В ) запыленность;

Г) высокий уровень влажности; Д) производственный шум;

Е) вибрация; Ж) излучения;

№5: Все средства защиты работающих делятся на :

А) средства защиты головы;

Б) средства индивидуальной защиты;

В) средства защиты органов дыхания;

Г) средства коллективной защиты ;

Д ) средства обшей защиты;

В вопросе № 6 установить соответствие :

№ 6:

№ п.п.

Название знаков

Толкование знака

1.

Запрещающие знаки

А) Знаки, содержащие

информацию о направлении

покидания помещения в

экстренной ситуации;

2.

Предписывающие знаки

Б) Знаки, строго

рекомендующие выполнять

определенное действие или

применять СИЗ;

3.

Эвакуационные знаки

В) Знаки, предупреждающие

о какой - либо опасности

4.

Предупреждающие знаки

Г) Знаки, указывающие

местонахождение чего - либо

5.

Указательные знаки

Д ) Знаки, запрещающие

производить определенные

действия

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:

№ п.п.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Кол- во

баллов

1

В

1

2

Б, В, Д, З

4

3

В

1

4

В, Д

2

5

Б, Г

2

6

1 - Д , 2 - Б, 3 - А, 4 - В, 5 - Г

5

Итого:

15 баллов

Критерии оценок :

7 баллов и менее – оценка 2

8 -10 баллов - оценка 3

11 - 13 баллов – оценка 4

14 - 15 баллов – оценка 5

ПРИЛОЖЕНИИЕ 3

ЭТАЛОНЫ ВЫПОЛНЕНИЯ СПРАВОЧНЫХ ТАБЛИЦ

СПРАВОЧНЫХ КЛАСТЕРОВ) ПО ЗАДАНИЧЯМ ПОДРГУПП

ЗАДАНИЕ № 1

« ДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА »

Количество видов воздействия - 4

Виды воздействия: термическое, электролитическое, биологическое, механическое

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Заполните таблицу 1 и подготовьте устный ответ

Таблица 1

№ п.п.Наименование действия

Характер воздействия

Термическое

Ожоги отдельных участков тела, нагрев

до высокой температуры кровеносных

сосудов, нервов, сердца ,мозга и других

органов, вызывает серьезные

функциональные расстройства органов.

Электролитическое

Происходит разложение органической

жидкости ( лимфы и крови) нарушение

ее физико – химического состава и

свойств жидкостей организма.

Биологическое

Раздражение и возбуждение живых

тканей организма, нарушение

внутренних биоэлектрических процессов,

связанных с жизненными функциями

организма, судорожное сокращение

мышц, нарушение деятельности нервной

системы, органов дыхания и

кровообращения.

Механическое

Расслоение, разрыв и другие

повреждения тканей организма( мышц

сердца, сосудов) в результате

электродинамического эффекта, а также

мгновенного взрывоподобного

образования пара от перегретой током

тканевой жидкости и крови, вывихи

суставов, переломы.

ЗАДАНИЕ № 2( РАБОЧАЯ ПОДГРУППА № 2):

«КЛАССИФИКАЦИЯ ПОМЕЩЕНИЙ ПО СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ ПОРАЖЕНИЯ

ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ»

Количество видов помещений - 7

Виды( названия ) помещений: сухие, влажные, сырые, особо сырые, жаркие, пыльные и

помещения с химически активной средой

Помещения в которых находятся электроустановки, классифицируют по состоянию

их внутренней среды следующим образом:

Таблица 2

№ п.п.

Название ( вид ) помещения

Характеристика помещения по

показателям микроклимата

1.

Сухие помещения

Относительная влажность

длительное время до 60%

2.

Влажные помещения

Относительная влажность

длительное время в пределах 60 -76

%,возможно кратковременное

выделение паров и влаги.

3.

Сырые помещения

Относительная влажность

длительное время превышает 75 %

4.

Особо сырые помещения

Относительная влажность близка к

100 % стены, пол и потолок

покрыты влагой.

5.

Жаркие помещения

Температура воздуха длительное

время превышает - 30 градусов.

6.

Пыльные помещения

Такое количество пыли, что она

может оседать на проводах,

проникать внутрь машин и

аппаратов

ЗАДАНИЕ № 3( РАБОЧАЯ ПОДГРУППА № 3):

« ВИДЫ ПОРАЖЕНИЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ»

Количество видов поражений - 5

Виды поражений человека: электрические ожоги, электрические знаки, металлизация кожи,

электроофтальмия, механические повреждения,

№ п.п.

Вид поражения электрическим

током

Характеристика вида поражения

электрическим током

1.

Электрические ожоги

Повреждения поверхности тела и

внутренних органов под действием

электрической дуги или больших токов,

проходящих через тело человека. Ожоги

бывают двух видов( токовый или

контактный) и дуговой.

2.

Электрические знаки

Резко очерченные пятна серого или

бледно – желтого цвета на поверхности

тела человека. Пораженный участок

кожи затвердевает подобно мозоли.

Поверхность знака сухая, не воспалена.

3.

Металлизация кожи

Проникновение в верхний слой кожи

мельчайших частичек металла,

раплавившегося под действием

электрической дуги. Явление

встречается при коротком замыкании,

отключениях разъединителей и

рубильников под нагрузкой.

4.

Электроофтальмия

Воспаление наружных оболочек глаз -

роговицы и конъюктивиты) слизистой

оболочки, покрывающей глазное яблоко),

возникающее в результате воздействия

мощного потока ультрафиолетовых

лучей, которые энергично поглощаются

клетками организма и вызывают в них

химические изменения. При наличии

электрической дуги возможно

облучение.

5.

Механические повреждения

Возникают при длительном нахождении

человека под напряжением до 380В.

Является следствием резких

непроизвольных судорожных

сокращений мышц под действием тока,

проходящего через тело человека. В

результате могут произойти разрывы

сухожилий, кожи, кровеносных сосудов и

нервной ткани, вывихи суставов и

переломы костей.

ЗАДАНИЕ № 4( РАБОЧАЯ ПОДГРУППА № 4):

« ПРИЧИНЫ ЭЛЕКТРОТРАВМ»

Количество групп причин - 4

Группы видов причин: технические, организационно- технические ,организационные,

организационно – социальные

ПРИЧИНЫ ЭЛЕКТРОТРАВМ

1. Технические

2.Организационно

– технические

3.Организационны

е

4.Организационно

социальные

Несоответствие

требований

безопасности

конструкции

электроустановки

Нарушение правил

эксплуатации

Не оформлено

задание на работу

Несоответствие

профессии работе

Несоответствие

электроустановки

условиям

применения

Нарушение

графиков планово –

предупредительных

ремонтов

Напряжение не

снято

Допуск к работе лиц

моложе 18 лет

Технические

дефекты монтажа

Дефекты ремонта

Заземления не

наложены

Работа в сверх

урочное время

Аварийные дефекты

работы

электроустановок

Неприменение или

несоответствие

требованиям охраны

труда

электрозащитных

средств

Ограждения не

применены

Допуск к работе лиц,

имеющих

противопоказания

Несогласованность

действий

Нарушение трудовой

дисциплины

ПРИЛОЖЕНИЕ

4

Оценочный лист ПОДРУППЫ № 1

п.п.

Ф.И.О.

Этапы оценки приобретения знаний

Опрос

и тест

Справоч

ная

таблица

Представле

ние

информации

Вопросы

группе

ответы

группы

Работа по

методами

и

средствам

защиты

Ошибки и

неточности

при ответах

Итоговое

количество

баллов

Итоговая

оценка

1

2

3

4

5

6

Преподаватель _____________ И. А. Ярославлева

Оценочный лист ПОДГРУППЫ № 2

Оценочный лист приобретения знаний по теме : « Электробезопасность»

п.п.

Ф.И.О.

Этапы оценки приобретения знаний

Опрос

и тест

Справоч

ная

таблица

Представле

ние

информации

Вопросы

группе и

ответы

группы

Работа по

методами

и

средствам

защиты

Ошибки и

неточности

при ответах

Итоговое

количество

баллов

Итоговая

оценка

1

2

3

4

5

Преподаватель _____________ И. А. Ярославлева

Оценочный лист ПОДГРУППЫ № 3

Оценочный лист приобретения знаний по теме : « Электробезопасность»

п.п.

Ф.И.О.

Этапы оценки знаний

Опрос

Справоч

Представле

Вопросы

Работа по

Ошибки и

Итоговое

Итоговая

и тест

ная

таблица

ние

информации

Группе и

ответы

группы

методами

и

средствам

защиты

неточности

при ответах

количество

баллов

оценка

1

2

3

4

5

Преподаватель _____________ И. А. Ярославлева

Оценочный лист ПОДГРУППЫ № 4

Оценочный лист приобретения знаний по теме : « Электробезопасность»

п.п.

Ф.И.О.

Этапы оценки знаний

Опрос

и тест

Справоч

ная

таблица

Представле

ние

информации

Вопросы

группе и

ответы

Работа по

методами

и

Ошибки и

неточности

при ответах

Итоговое

количество

баллов

Итоговая

оценка

группы

средствам

защиты

1

2

3

4

5

Преподаватель _____________ И. А. Ярославлева

ПРИЛОЖЕНИЕ

5

Составить алгоритм оказания первой помощи при поражении электрическим током ( закрепление учебного

материала):

1 этап:

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

2этап:

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

3 этап:

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Девисилов В.А.

Охрана

труда:

учебник

3-е

изд.,

испр.

и

доп.

М.:

ФОРУМ:

ИНФРА-М,

2016.

448с.:

ил.

(Профессиональное образование)

2. В.М.Минько Охрана труда : учебник 2 – е изд.стер. – М.:АКАДЕМИЯ,2016. -256с

3. Межотраслевая инструкция (оказание первой помощи)

4. Типовые инструкции по профессии

5. 3-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. – 448с.: ил. – (Профессиональное образование)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

1.Шкрабак В.С. Охрана труда. - М.: Академия, 1998.

2.Девисилов В.А.

Охрана

труда:

учебник

2-е

изд.,

испр.

и

доп.

М.:

ФОРУМ:

ИНФРА-М,

2008.

448с.:

ил.

(Профессиональное образование)

3.Куликов О.Н. Охрана труда в строительстве: Учебник для нач.проф.образования/О.Н.Куликов, Е.И.Ролин.-М.: Издательский

центр «Академия»,2014. – 288с.

4.Конституция РФ.

5.Трудовой кодекс РФ.

6.Федеральный закон от 17.07.1999г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»

7.Справочник специалиста по охране труда

8.Нормативные документы;

9.Межотраслевая инструкция (оказание первой помощи)

10.Типовые инструкции по профессии

11. Информация из интернета