Напоминание

"Патриотическая тема в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Автор: Иманалиева Алия Кабдуллаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Досангская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Досанг, Астраханская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Патриотическая тема в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект урока в 6 классе по теме «Патриотическая тема в стихотворении

М.Ю.Лермонтова «Бородино»

Цели урока:
Обучающие: знакомство с поэтическим миром М.Ю.Лермонтова; дальнейшее овладение навыками идейно-художественного анализа произведения; Развивающие: совершенствование умений и навыков чтения и анализа поэтического текста; развитие логического мышления, образного восприятия и памяти; Воспитательные: воспитание патриотических чувств: любви и уважения к истории страны, литературе, живописи;
Методы урока:
словесный, поисковый, практический, информационный.
Тип урока:
урок усвоения навыков и умений, их применение.
Оборудование:
1. Компьютер, интерактивная доска. 2. Диск с эпизодом Бородинского сражения из художественного фильма «Война и мир» С. Бондарчука Портрет М.Ю.Лермонтова 4. Ф. Рубо «Панорама Бородинской битвы» 5. Иллюстрации к стихотворению, выполненные учащимися Эпиграф урока Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! М.Ю. Лермонтов План урока 1.Вступительное слово учителя 2. Повторение и реализация домашнего задания 3. Герои баллады. Работа с текстом произведения 4. Анализ рисунков учащихся к стихотворению 5. Художественный анализ текста 6. Роль средств выразительности
7. Обобщение изученного
Ход урока

I.

Вступительное слово учителя
Ребята, на прошлом уроке мы начали изучать балладу М.Ю.Лермонтова «Бородино» из раздела « Героическое прошлое России», посвящённую подвигу русского народа в Отечественной войне 1812 года. Мы узнали много нового о самом поэте, об исторических событиях, положенных в основу этого произведения. Начали работу над выразительным чтением. Запишите тему урока, эпиграф, план урока ( запись на слайд-шоу) Сегодняшний урок мы посвятим анализу стихотворения и работе над выразительным чтением. Давайте вспомним, что мы узнали о М.Ю.Лермонтове , об истории баллады II.
Повторение
1. Рассказ ученика о М.Ю.Лермонтове сопровождается иллюстрациями на интерактивной доске - Жизнь поэта была короткая и трагическая. Перед нами портрет поэта. Он здесь совсем молодой. А он старым и не был: в 27 лет шёл из жизни—погиб на дуэли. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом. Детство прошло в усадьбе Тарханы, в имении его бабушки Елизаветы Арсеньевой. Изучал языки, хорошо владел французским и немецким. Выучился играть на скрипке и фортепьяно. В его памяти запечатлелись рассказы взрослых, гостей и родственников – участников Отечественной войны 1812 года. Он с восхищением слушал повествования о событиях недавней войны. 2. Учитель: -Ребята, какое реальное событие, легло в основу стихотворения «Бородино» ? Кто нам даст краткую историческую справку ? 3. Рассказ ученика на фоне панорамы знаменитого сражения. - В июне 1812 года огромная армия французов во главе с императором Наполеоном вторглась в Россию. Французская армия вдвое была больше русского войска. Наполеон надеялся быстро победить Россию, но его планы рушились; разгромить русских так и не удавалось. Командующий русской армией Кутузов решил дать большой бой. Жестокое и кровопролитное сражение произошло 26 августа 1812 года у села Бородино в 124 километрах от Москвы. Это знаменитое сражение повлияло на исход войны. Наполеона изгнали из Москвы и России. Об этих героических событиях нашей Родины пишет М. Ю. Лермонтов в «Бородино».
III. Работа с текстом.
Беседа Учитель : -В 1837 году в России отмечалась великая дата – 25-летие победы на Бородинском поле. И в этом же юбилейном году появляется стихотворение «Бородино». Ребята, сейчас побеседуем о героях баллады. Старайтесь свои ответы подтверждать цитатами из текста. Стихотворение написано в жанре баллады.
- Что такое баллада ? -Стихотворение особой формы, преимущ. на историческую, обычно легендарную тему. - От чьего имени ведется рассказ ? -Рассказ ведётся от лица старого солдата - Как простой солдат-рассказчик оценивает это героическое сражение ? -Очень высоко оценивает патриотизм простых солдат. - Кто герои произведения ? Кратко охарактеризуйте их. -Героями баллады являются русские солдаты, с честью защитившие свою Родину. - Какие чувства испытывали они во время боя ? -Во время боя они испытывали желание любой ценой победить врага. - О каких качествах участников Бородинской битвы рассказал бывалый воин ? -Бывалый воин восхваляет лучшие качества воинов: смелость, мужество, упорство, чувство долга. - Как вы думаете, почему Россия не была сломлена наполеоновской армией ? Чем объясняется победа русских ? -Победа русских объясняется тем, что война была освободительная, солдаты защищали свою землю от нашествия французов. Они осознавали свою правоту. - Выразительно прочитайте строки, которые наиболее ярко передают патриотизм солдат. 2. Работа по группам. ( Учащиеся получают задания, две группы). Задания: Какие качества личности помогли солдатам и их командирам выстоять в неравном бою ? Из списка предложенных качеств личности, написанных на лепестках ромашки, выбрать те, которые были присущи воинам русской армии, и собрать цветок на доске, прикрепив лепестки магнитом. 1 группа 2 группа Храбрость Смелость Героизм Чувство долга Мужество Честность Стойкость Упорство Трусость Страх
Предательство Безразличие Патриотизм Бесстрашие 4. Подведение итогов работы с текстом Учитель: -Итак, ребята, мы видим, что стихотворение Лермонтова звучит торжественно, но в то же время грустно. Многие солдаты погибли во время сражения. Это печально. Стихотворение вызывает гордость за воинов-богатырей, защищавших свою Родину, проявивших лучшие качества.
IV. Работа над выразительным чтением стихотворения
1.Диск. Просмотр рекомендаций к выразительному чтению. О печальном—тихо,, о бое-- быстро. Учитель: - При чтении необходимы не только правильная интонация и логическое ударение, но и выражение чувств, сопереживание. Обратите внимание на важные детали текста. Например. Местоимением «мы» поэт как бы воссоединяет чувства участников сражения и всех, кто читает эти строки и воспринимает горечь и радость как свои собственные. « Уж постоим мы головою за Родину свою!» 2. Чтение по строфам (читает каждый ученик по очереди) Физкультминутка.
V. Работа с рисунками учащихся, выполненными к стихотворению (рисунки на на доске)
1. Рассказ авторов рисунков, какой эпизод рисовали, какие строчки из стихотворения подобрали, почему решили проиллюстрировать данный эпизод. 2. Рецензирование рисунков учащимися , оценивание в оценочном листе.
VI Художественный анализ текста. Средства художественной выразительности.
1. Анализ по вопросам. - В чём особенность этой баллады? Как она построена? -Она построена в форме диалога -Что такое диалог. Монолог? -Диалог-разговор двух и более лиц, а монолог-разговор одного лица. - Какова форма стихотворения? -Стихотворение состоит из строф, каждая строфа из семи строк. - Что собой представляет первая строфа?
-Первая строфа- вопрос молодого солдата старому солдату . -Что собой представляет остальная часть? -Рассказ старого солдата о сражении. 2. Работа в паре Задание: какие средства художественной выразительности помогают нам ясно представить картину перед боем и во время боя? 1 пара—приведите примеры эпитетов. (Схватки боевые, дым летучий) 2 пара-- приведите примеры метафор. (Ночная пала тень,постоим мы головою) 3 пара-найдите олицетворения. (Утро осветило, картечь визжала) 4 пара—найдите сравнения. ( Французы двинулись, как тучи, носились знамена, как тени) 5 пара—найдите слова, которые передают стремительность действий воинов, нарастание темпа боя. (Звучал булат, картечь визжала, земля тряслась, смешались в кучу кони, люди) 6 пара—опишите звукопись. ( Визг, треск, свист, топот, крики ит.д.) Учитель: - Ребята, как вы думаете, для чего используются средства художественной выразительности ? -Средства художественной выразительности придают тексту красочность, выразительность, помогают читателю лучше представить происходящее. -- Ваши ответы свидетельствуют о том, что вы во время работы с художественным текстом полны зрительных, слуховых впечатлений, которые может вызвать только настоящее произведение искусства. 3.Просмотр эпизода Бородинского сражения из фильма «Война и мир» 4. Чтение наизусть отрывка из баллады ( несколько учащихся)
VII. КИМ. Тестирование по одному представителю от группы на компьютере, остальные с

раздаточным материалом.

VIII Подведение итогов урока
Учитель: --Ребята. Вы сегодня приняли участие в таком непростом разговоре. Наверное, стоит всё таки понять, что героями не рождаются, ими становятся, когда в час великих испытаний на вопрос «Что ближе, дороже—ты сам или Родина?» человек находит свой ответ. Вы сегодня отмечали патриотизм русских солдат, которые не жалея жизни, защищали Родину. Вы выбирали бесценные человеческие качества, которые они проявили в час великого испытания. Все эти качества необходимы всем нам, чтобы добиться цели в жизни. Чтобы осуществить свою мечту, быть готовым в любую минуту защитить свою Родину. Выставление оценок.
Домашнее задание по группам 1 группа—подготовить устный рассказ о молодом солдате. 2 группа—подготовить устный рассказ о старом солдате. Учитель: -Урок окончен. Всем спасибо за работу.