Автор: Биперт Юлия Игоревна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: БЕРЕЗОВСКИЙ ФИЛИАЛ КРАЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ"
Населённый пункт: Красноярский край Березовский район п.Березовка ул. Полевая 2а
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и риска в процессе внедрения ФГОС СПО
Разработка управленческих решений в условиях неопределенности и
риска в процессе внедрения ФГОС СПО
На современном этапе модернизации образования общество нуждается в
педагогах нового формата. В Российском образовании разрабатывается
концепция и содержание профессионального стандарта педагога.
«Стандарт», это не новинка, придуманная в России, а сложившаяся мировая
практика. Профстандарт – это характеристика квалификации, необходимая
работнику для осуществления определенного вида профессиональной
деятельности, в том числе выполнение определенной трудовой функции.
Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных
навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт «Педагог»
определяет основные требования квалификации. Он призван
повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству
образования;
установить единые требования к содержанию и качеству
профессиональной педагогической деятельности для оценки уровня
квалификации педагогов при приеме на работу, при аттестации,
планировании карьеры, для формирования должностных инструкций и
разработки федеральных государственных образовательных стандартов
педагогического образования.
Профстандарт - инструмент реализации стратегии образования, повышения
качества образования и его выхода на международный уровень. С января
2017 года профессиональный стандарт «Педагог » внедряется повсеместно.
Эффективное внедрение профессионального стандарта является одним из
приоритетных направлений не только в системе образования в целом, но и
руководителей образовательных организаций в частности. Успех
гарантирован при разработке и поэтапной реализации программы внедрения,
с учетом прогнозирования возможных результатов, много вариативности
управленческих решений, последствий и рисках. Попробуем
проанализировать основные трудности, связанные с внедрением стандарта
профессиональной деятельности учителя, определить стратегии разрешения
проблем и трудностей.
Риск – возможная опасность чего – либо, управленческое действие с заранее
негарантированным положительным результатом, действие с не
стопроцентными шансами на успех. Риск в управлении – специфическая
деятельность в условиях неопределенности и ситуации неизбежного выбора
вариантов управления. Практически все виды деятельности связаны с
определенной долей риска. Большинство управленческих решений может
иметь многовариативный результат, в таком случае неизбежность риска
очевидна. Технология прогнозирования возможных результатов и
последствий призвана помочь руководителю свести риски к минимуму и
предотвратить негативные последствия.
Управление рисками как воздействие на объект может включать следующие
компоненты:
1.
научно – обоснованное прогнозирование вариантов развития;
2.
прогнозирование позитивных результатов;
3.
прогнозирование негативных последствий;
4.
определение точек повышенного риска;
5.
оценка степени риска;
6.
определение способов уменьшения негативных последствий.
Анализ деятельности образовательной организации в области внедрения
профессионального стандарта выявляет явные и скрытые проблемы в
деятельности коллектива и организации. Он позволяет получить нам
перечень возможных рисков и выработать стратегию дальнейшего развития и
их преодоления. Не все риски могут быть преодолены на уровне
образовательной организации, часто для их предупреждения и решения
необходима внешняя поддержка в лице государства и сопутствующих
ведомств и т.п. Это своего рода логическая цепочка, связь в которой нельзя
нарушать, а тем более упускать какое либо из звеньев в процессе управления
образовательной организацией.
Среди проблемных моментов, связанных с внедрением профессионального
стандарта «Педагог» следует выделить следующие:
1.
негативное отношение части профессионального сообщества к
профстандарту как к средству регламентации деятельности педагога;
2.
несоответствие требованиям, предъявляемых современным стандартом;
3.
необходимость изменения нормативной базы, содержания программ и
создания новой системы переподготовки и повышения квалификации
педагогических кадров на основе действующего стандарта;
4.
большой объем новой информации и терминологии, освоение
качественно новых подходов преподавания и обучения;
5.
наличие организационных рисков, связанных с рассогласованием
существующих требований к содержанию и организации деятельности
педагогического коллектива и требованиями предъявляемыми
стандартом.
Данная управленческая технология предполагает сопровождение процесса
внедрения профстандарта через создание условий, благоприятных для
внедрения стандарта и уменьшения негативных последствий в деятельности
педагогических коллективов образовательных организаций. В педагогической
литературе данные условия структуированы по следующим группам:
нормативно регламентирующие;
перспективно – ориентирующие;
деятельностно – стимулирующие;
информационно – коммуникативные.
В своей образовательной организации мы выявили и классифицировали
места повышенного риска в соответствии с ключевыми аспектами
необходимых для принятия организационно управленческих условий,
разработали и предложили механизмы и способы уменьшения негативных
последствий в процессе внедрения профессионального стандарта «Педагог».
1.
Информационный аспект
2.
Нормативно – правовой аспект
3.
Организационный аспект
4.
Методический аспект
5.
Мотивационный аспект
6.
Результативный аспект
7.
Управленческий аспект
Остановимся на каждом подробнее. В процессе применения профстандарта
предусмотрены изменения в системе подготовки и повышения квалификации
педагогических кадров, организации труда педагогов на реальных рабочих
местах, решения задач оценки труда и его оплаты, процедуры аттестации и
сертификации квалификаций. Это возможно при реализации комплексного
подхода в целом и индивидуального к каждому аспекту. Это должно
проходить поэтапно и осторожно.
Знакомство с перечнем нормативно – правовых документов (их применением
в деятельности) и методическими материалами. Разработанный пакет
документов является минимальной необходимой нормативной, методической
и аналитической базой, позволяющей руководителю образовательной
организации, при внедрении профессионального стандарта педагога
осуществлять основные функции управления образовательным процессом, а
педагогическим работникам осуществлять профессиональное развитие,
формировать индивидуальную карьеру, а органам управления образованием
обеспечивать качество работы образовательных организаций.
Педагогическому коллективу должны быть представлены конкретные и
прозрачные механизмы использования стандарта отражающие его влияние на
оценку квалификации специалиста и качество профессиональной
деятельности. Здесь должен соблюдаться принцип «прозрачности» и
доступности информации.
Требовать от педагога можно только то, чему его научили. Профстандартом
поставлены перед педагогом ряд таких задач, которые он не решал ранее.
Всему этому нужно научиться, а задача администрации образовательной
организации и методической службы эффективно организовать процесс
обучения педагогов. Следовательно, на первом этапе задача администрации –
довести основные положения документации профстандарта до каждого
педагога. Это может быть:
самостоятельное ознакомление под роспись, ибо нормативный
документ обязательный к исполнению;
рассмотрение профессионального стандарта на предметных
методических объединениях и обсуждение путей их реализации в
условиях конкретной деятельности
обсуждение на педагогических советах, круглых столах и других
площадках;
информирования органов самоуправления, родительской
общественности о переходе педагогов на профессиональный стандарт.
Введение стандарта ведет за собой изменение определенной правовой
нормативной базы, а именно устава, должностных инструкций, трудовых
договоров, коллективного договора, правил внутреннего трудового
распорядка, положения об оплате труда, положения о стимулирующих
выплатах, портфолио учителя. Все эти локальные акты образовательной
организации должны быть подготовлены, согласованны и утверждены.
Вся сложность перехода на профстандарт ложится на плечи педагога.
Предстоит большая работа по оказанию помощи педагогу по доведению
их уровня квалификации до требований стандарта.
В нашей образовательной организации работа по доведению
профстандарта организована следующим образом:
- проведен самоанализ уровня педподготовки педагога. Педагоги
техникума проанализировали, каким требованиям они отвечают, а где у
них проблемы. Определены пути как их решить: пойти на курсы,
посетить семинары, тренинги, пройти дистанционное обучение.
Последнее является самым популярным и эффективным среди педагогов,
т.к позволяет пройти обучение и одновременно применить на практике
без отрыва от образовательного процесса;
- проведен анализ проблем педагогов на методических объединениях и
определены возможности их решения на уровне образовательной
организации. Среди них отмечу мастер-классы, стажировки,
взаимопосещение уроков и мероприятий, передача опыта коллегам;
- проведен анализ подготовки педагогов курирующим администратором
на основе анализа посещения уроков, мероприятий, результатов
обучения. Систематически анализируются соответствия педагогов
требованиям профстандарта и предлагаются варианты решения проблем
с точки зрения администрации;
- совместно обсуждаются результаты анализа и предложений всех сторон
и разрабатываются оптимальные пути устранения проблем для каждого
педагога.
Таким образом, выстраивается индивидуальная образовательно –
методическая траектория педагога. Реализовать намеченные мероприятия
в довольно короткие сроки можно посредством самообразования,
целевых курсов, курсов переподготовки, создания ста жировочных
площадок, участия в мастер – классах, дистанционное обучение.
Если проблема несоответствия профстандартам есть у многих педагогов,
то можно воспользоваться командными и групповыми формами работы,
когда специалисты методических служб приглашаются непосредственно
в образовательную организацию для работы с педагогами.
Работа по овладению необходимыми профессиональными
компетенциями организуется с учетом индивидуальных особенностей
педагога и педагогического опыта. Принимается во внимание, что
большинство педагогов образовательной организации это педагоги со
значительным педагогическим стажем, однако есть и очень много
молодых специалистов, которым тоже необходима поддержка и
сопровождение, как со стороны администрации, так и со стороны
стажистов.
Очевидно, что введение профессионального стандарта «Педагог» не
может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для
его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества.
Следовательно, давление на педагога со стороны адниминстрации для
обеспечения продвижения профессионального стандарта не всегда
уместно. Необходимо использование демократических методов
управления, поэтапное создание условий для внедрения
профессионального стандарта. Успех не заставит себя ждать, и
организация успешно вольется в инновационный образовательный
процесс, у педагогов появится мотивация и стимул к профессиональному
развитию, повышению качества и результатов своей профессиональной
деятельности.
Мы должны постоянно помнить, что современный педагог в условиях
развития новых возможностей, IT технологий должен постоянно
совершенствоваться, осваивать новые формы подачи учебного материала,
быть способным выходить за рамки чисто преподавательской специализации.
В этих условиях, работа по внедрению стандарта должна обычного учителя
превратить в универсального специалиста. Именно такой преподаватель
сможет донести до обучающихся не только важность образования, но и
научить его постоянно совершенствоваться.