"Письмо и развитие речи, 3 класс 8 вида"

Автор: Черепкова Наталия Валериевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ школа-интернат
Населённый пункт: город Чапаевск Самарской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Письмо и развитие речи, 3 класс 8 вида"
Дата публикации: 21.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья городского округа Чапаевск
Рабочая программа по письму и развитию речи

3 класс
Составитель: Черепкова Н.В., учитель начальных классов 2015 год

Пояснительная записка
Календарно – тематическое планирование составлено на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы» Москва «Просвещение» 2010 год по ред. В. В. Воронковой. Преподавание ведется по учебнику А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская Русский язык, 3 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта) /– М.: Просвещение, 2013. Количество часов в неделю по учебному плану – 5 Количество часов в I полугодии – 80 Количество часов в II полугодии – 90 Количество часов в год – 170
Учащийся должен уметь:
 Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;  Анализировать слова по звуковому составу;  Различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;  Определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;  Списывать текст целыми словами;  Писать под диктовку текст (20 – 25 слов), включающий изученные орфограммы.
Учащийся должен знать:
 Алфавит
№ п\п
Название тем и разделов
Кол-во часов Дата Знания, умения и навыки Коррекционные задачи
1 четверть(45ч)

Повторение(12ч)
1 Употребление простого предложения 1 Уметь употреблять в речи предложения Развитие грамматического строя речи 2 Правило написания предложения 1 Знать правила написания предложений Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия 3 Упражнение в правописании предложения 1 Знать правила написания предложений Развитие мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении 4 Составление и дополнение предложений 1 Уметь составлять и дополнять предложения Развитие мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении 5 Составление и запись предложений со словами из словаря 1 Уметь составлять и записывать предложения со словами из словаря Развитие грамматического строя речи, устойчивости и переключения внимания 6 Составление предложений по 1 Уметь составлять предложения по Развитие связной устной и
схемам схемам письменной речи. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании 7 Выделение предложений из речи и текста 1 Уметь выделять предложения Развитие мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении 8 Составление предложений по вопросам с использованием слов для справок 1 Уметь составлять предложения по вопросам Развитие зрительного внимания и восприятия; развитие самоконтроля 9 Составление и запись предложений по сюжетным картинкам 1 Уметь составлять предложения по сюжетным картинкам Развивать устойчивость и переключение внимания, умение работать с текстом, расширять объем знаний об окружающей действительности 10 Работа с деформированным текстом 1 Уметь восстанавливать деформированные предложения Развивать устойчивость и переключение внимания, умение работать с текстом, расширять объем знаний об окружающей действительности 11 Контрольная работа по теме: 1 Уметь применять полученные знания в Развитие фонематического
«Повторение изученного во 2 классе» самостоятельной деятельности слуха и восприятия 12 Работа над ошибками 1 Развитие фонематического слуха и восприятия
Звуки и буквы(68ч)
13 Звуки и буквы. Различение звуков и букв 1 Уметь различать звук и буквы, называть правильно буквы и звуки Развивать слухоречевую памяти, языковой анализ и синтез 14 Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком 1 Умение сравнивать слова по звукобуквенному составу; выделять заданный звук в слове Развитие слухового и фонематического восприятия 15 Сравнение пар слов 1 Уметь различать звук и буквы, называть правильно буквы и звуки Развитие грамматического строя речи, орфографической зоркости 16 Составление предложений по серии сюжетных картинок «Умная галка» 1 Уметь составлять предложения по сюжетным картинкам Развитие слухового и фонематического восприятия 17 Упражнение в различении звуков и букв 1 Уметь различать звук и буквы, называть правильно буквы и звуки Развитие фонематического анализа и синтеза 18 Составление предложений по серии 1 Уметь составлять предложения по Развитие зрительного
сюжетных картинок «Пес Бобик» сюжетным картинкам внимания и восприятия; развитие самоконтроля 19 Алфавит. Порядок букв в русской азбуке. 1 Знать алфавит Развитие фонематического слуха 20 Расположение слов в алфавитном порядке 1 Уметь располагать слова в алфавитном порядке Развитие фонематического слуха 21 Упражнение в написании слов в алфавитном порядке. 1 Уметь располагать слова в алфавитном порядке Развитие фонематического слуха 22 Гласные и согласные звуки и буквы 1 Уметь различать гласные и согласные звуки и буквы Развитие фонематического слуха 23 Упражнение в выделении гласных и согласных звуков и букв 1 Уметь различать гласные и согласные звуки и буквы Развивать слуховое восприятие, фонематический слух , языковой анализ и синтез 24 Работа с деформированным текстом 1 Уметь восстанавливать деформированный текст Развитие фонематического слуха 25 Контрольный диктант по теме: «Гласные и согласные звуки и буквы» 1 Уметь применять полученные знания в самостоятельной деятельности Развитие памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении
26 Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе 1 Развитие самоконтроля и саморегуляции 27 Гласные буквы и, е,ё,ю,я.э 1 Уметь писать слова с буквами и, е, ё, ю, я,э Развитие грамматического строя речи, орфографической зоркости 28 Гласные ю,я. Место в слове. 1 Уметь писать слова с буквами и, е, ё, ю, я,э Развивать слуховое восприятие, фонематический слух , языковой анализ и синтез 29 Гласная э. Место в слове 1 Уметь писать слова с буквами и, е, ё, ю, я,э Развитие фонематического слуха и восприятия 30 Ударение. Роль ударения в слове. Выделение ударного слога. 1 Уметь ставить ударение в словах Развитие фонематического слуха и восприятия 31 Ударные безударные слоги 1 Уметь ставить ударение в словах Развивать устойчивость и переключение внимания, умение работать с текстом, расширять объем знаний об окружающей действительности 32 Упражнение в выделении ударных гласных в словах 1 Уметь ставить ударение в словах Развитие памяти на основе упражнений в запоминании и
воспроизведении 33 Тренировочные упражнения в постановке ударений в словах 1 Уметь ставить ударение в словах Развитие самоконтроля и саморегуляции 34 Выделение ударных и безударных гласных. Контрольное списывание. 1 Уметь выделять ударные и безударные гласные Развитие грамматического строя речи, орфографической зоркости 35 Слог как часть слова 1 Уметь делить слова на слоги Развивать слуховое восприятие, фонематический слух , языковой анализ и синтез 36 Составление слов по заданному слогу. 1 Уметь делить слова на слоги Развитие фонематического слуха и восприятия 37 Слогообразующая роль гласных 1 Уметь делить слова на слоги Развитие фонематического слуха и восприятия 38 Составление и запись рассказа по серии сюжетных картинок 1 Уметь составлять предложения по сюжетным картинкам Развивать устойчивость и переключение внимания, умение работать с текстом, расширять объем знаний об окружающей действительности 39 Перенос слов при письме 1 Уметь переносить слова по слогам Развитие самоконтроля и
саморегуляции 40 Тренировочные упражнения в делении слов на слоги и для переноса 1 Уметь переносить слова по слогам Развитие самоконтроля; произвольного внимания 41 Составление слов из слогов. Составление рассказа по картинке и вопросам. 1 Уметь переносить слова по слогам Развитие грамматического строя речи, осознанного восприятия 42 Перенос слов при письме. 1 Уметь переносить слова по слогам Развитие фонематического слуха и восприятия 43 Контрольный диктант за 1 четверть 1 Уметь применять полученные знания в самостоятельной деятельности Развитие самоконтроля и саморегуляции 44 Работа над ошибками 1 45 Повторение по теме «Ударение. Перенос слов при письме» 1 Уметь переносить слова по слогам и ставить ударение Развитие фонематического слуха и восприятия
2 четверть(35ч)
46/1 Твердые и мягкие согласные 1 Уметь выделять твёрдые и мягкие согласные Развитие фонематического слуха и восприятия 47/2 Обозначение твердости-мягкости 1 Уметь выделять твёрдые и мягкие Развитие грамматического
согласных гласными буквами. согласные строя речи, орфографической зоркости 48/3 Дифференциация твердых и мягких согласных 1 Уметь выделять твёрдые и мягкие согласные Развитие самоконтроля и саморегуляции 49/4 Употребление гласных букв для обозначения твердости-мягкости согласных 1 Уметь выделять твёрдые и мягкие согласные Развитие самоконтроля; произвольного внимания 50/5 Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как надо убирать класс» 1 Уметь составлять предложения по сюжетным картинкам Развивать устойчивость и переключение внимания, умение работать с текстом, расширять объем знаний об окружающей действительности 51/6 Мягкий знак на конце и в середине слова 1 Уметь писать слова с ь на конце и в середине слова Развитие мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении 52/7 Правописание слов с мягким знаком на конце 1 Уметь писать слова с ь на конце и в середине слова Развитие фонематического слуха и восприятия 53/8 Мягкий знак на конце и в середине слова 1 Уметь писать слова с ь на конце и в середине слова Развитие фонематического слуха и восприятия
54/9 Объяснение написания мягкого знака в словах 1 Уметь писать слова с ь на конце и в середине слова Развитие связной монологической речи; обогащение активного словаря 55/10 Обозначение мягкости согласных на письме буквами и.е,ё,ю,я,ь 1 Уметь писать слова с ь на конце и в середине слова Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения 56/11 Тренировочные упражнения в правописании слов с мягкими согласными 1 Владеть навыком написания слов с мягкими согласными Развитие связной монологической речи; умений устанавливать причинно- следственные связи 57/12 Диктант с обоснованием по теме «Правописание слов с мягкими согласными» 1 Владеть навыком написания слов с мягкими согласными Развитие умений делать простейшие выводы и обобщения 58/13 Работа над ошибками, допущенными в диктанте 1 Уметь применять полученные знания на практике, работать над ошибками. Развитие концентрации и объёма внимания 59/14 Гласные после шипящих. Правописание жи-ши 1 Знать правило написания сочетаний жи-ши, уметь писать слова с жи-ши Развитие связной монологической речи; умений устанавливать причинно- следственные связи
60/15 Упражнения в правописании слов со слогами жи-ши 1 Знать правило написания сочетаний жи-ши, уметь писать слова с жи-ши Развитие связной монологической речи; умений устанавливать причинно- следственные связи; делать простейшие выводы и обобщения 61/16 Правописание ча-ща 1 Знать правило написания сочетаний ча- ща, уметь писать слова с ча-ща Развитие концентрации внимания, мелкой моторики 62/17 Упражнения в правописании слов со слогами ча-ща 1 Знать правило написания сочетаний ча- ща, уметь писать слова с ча-ща Развитие концентрации внимания, мелкой моторики 63/18 Правописание чу-щу 1 Знать правило написания сочетаний чу- щу, уметь писать слова с чу-щу Развитие фонематического слуха и восприятия 64/19 65/20 Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу 2 Знать правило написания сочетаний жи-ши, ча-ща чу-щу, уметь писать слова с жи-ши, ча-ща, чу-щу Развитие фонематического слуха и восприятия 66/21 Контрольный диктант по теме «Гласные после шипящих» 1 Знать правило написания сочетаний жи-ши, ча-ща чу-щу, уметь писать слова с жи-ши, ча-ща, чу-щу Развитиесвязной монологической речи; 67/22 Работа над ошибками, допущенными в диктанте 1 Уметь применять полученные знания на практике, работать над ошибками. Развитие концентрации внимания, мелкой моторики
Парные звонкие и глухие

согласные (11ч)

68/23 Парные звонкие и глухие согласные 1 Знать парные согласные, уметь правильно писать слова с парными согласными Развитие концентрации внимания, мелкой моторики 69/24 Различение парных согласных 1 Знать парные согласные Коррекция оперативной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении 70/25 Упражнения в различении парных звонких и глухих согласных 1 Знать парные согласные, уметь писать слова с ними Коррекция связной монологической речи; обогащение активного словаря 71/26 Сопоставление звонких и глухих согласных на конце слова 1 Знать парные согласные, уметь писать слова с ними Развитие концентрации внимания, мелкой моторики 72/27 Правописание звонких и глухих согласных на конце слова 1 Знать парные согласные, уметь писать слова с ними Развитие концентрации и объёма внимания; обогащение активного словаря 73/28 Подбор проверочных слов 1 Знать парные согласные, уметь писать слова с ними, подбирая проверочные слова Развитие связной монологической речи; обогащение активного словаря 74/29 Изменение слова для проверки 1 Знать парные согласные, уметь писать слова с ними, подбирая проверочные Развитие связной монологической речи;
слова обогащение активного словаря 75/30 Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слова 1 Знать парные согласные, уметь писать слова с ними, подбирая проверочные слова Развитие концентрации и объёма внимания; обогащение активного словаря 76/31 Упражнение в подборе проверочных слов 1 Знать парные согласные, уметь писать слова с ними, подбирая проверочные слова Развитие связной монологической речи; умений устанавливать причинно- следственные связи; делать простейшие выводы и обобщения; обогащение активного словаря 77/32 Контрольный диктант за 2 четверть. 1 Знать парные согласные, уметь писать слова с ними, подбирая проверочные слова Развитие связной письменной речи 78/33 Работа над ошибками. 1 Уметь применять полученные знания на практике, работать над ошибками. Развитие связной письменной речи 79/34 Сравнение по смыслу, произношению, написанию слов с разделительным мягким знаком и без него. 1 Владеть навыком письма с ь и ъ знаками Развитие фонематического слуха и восприятия
80/35 Дифференциация слов с мягким знаком для обозначения мягкости согласных и слов с разделительным ь знаком. 1 Владеть навыком письма с ь и ъ знаками Развитие фонематического слуха и восприятия
3 четверть(50ч)

Слово 50 часов

Слова, которые обозначают

предметы (7ч)
81/1 Слова, обозначающие предмет. Разделение слов по вопросам кто? Что? 1 Уметь выделять слова, обозначающие предмет, классифицировать их Развитие связной письменной речи 82/2- 83/3 Классификация слов, обозначающих названия предметов различных родовых групп. 2 Уметь выделять слова, обозначающие предмет, классифицировать их Развитие связной письменной речи 84/4 Употребление названий предметов в различных формах (кто где?, что где? кого? что?) 1 Уметь выделять слова, обозначающие предмет, грамотно употреблять их в речи Развитие слухового восприятия и внимания; коррекция самоконтроля 85/5 Употребление названий предметов в различных формах( кому? чему? кем? чем?) 1 Уметь выделять слова, обозначающие предмет, классифицировать их Развитие концентрации внимания, мелкой моторики 86/6 Употребление названий предметов 1 Уметь выделять слова, обозначающие Обогащение словарного запаса,
в различных формах ( кого? чего?) предмет, грамотно употреблять их в речи развитие грамматического строя речи 87/7 Выделение из текста названий предметов при помощи вопросов. 1 Уметь выделять слова, обозначающие предмет, по вопросам, классифицировать их Развитие грамматического строя речи, орфографической зоркости
Большая буква в именах людей,

кличках животных, названиях

городов, деревень (8ч)
88/8- 89/9 Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных. 2 Уметь писать имена собственные Развитие грамматического строя речи, орфографической зоркости 90/10 Дифференциация слов типа белка (кличка животного) - белка (название животного). 1 Уметь писать имена собственные Развитие связной письменной речи 91/11- 93/13 Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц. 3 Уметь писать имена собственные Развитие слухового восприятия и внимания; коррекция самоконтроля 94/14 Контрольная работа по теме: 1 Уметь писать имена собственные, выделять имена существительные Развитие грамматического строя речи, орфографической зоркости
« Слова, обозначающие предмет». 95/15 Работа над ошибками. 1 Уметь применять полученные знания на практике, работать над ошибками.
Слова, которые обозначают

действия предметов(11ч)
96/16- 98/18 Выделение слов, обозначающих действия предметов по вопросам. 3 Уметь выделять глаголы, классифицировать их по вопросам Обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи 99/19- 101/21 Изменение формы слова в зависимости от вопроса (что делал? , что сделал?, что сделает?) 3 Уметь выделять глаголы, классифицировать их по вопросам Обогащение словарного запаса, развитие грамматического сторя речи 102/22 - 104/24 Согласование слов, обозначающих действия со словами, обозначающими предметы. 3 Уметь выделять глаголы, классифицировать их по вопросам Обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи 105/25 - 106/26 Закрепление изученных орфограмм. 2 Уметь выделять глаголы, классифицировать их по вопросам Обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи
Слова, обозначающие признаки

предметов(10ч)
107/27 Выделение слов, обозначающих 3 Уметь выделять имена прилагательные, Развитие слухового восприятия
- 109/29 признаки предметов: цвет, форму, вкус, величину. классифицировать их и внимания; коррекция самоконтроля 110/30 Расширение круга слов, обозначающих признаки предмета (материал, черты характера) 1 Уметь выделять имена прилагательные, классифицировать их Развитие слухового восприятия и внимания; коррекция самоконтроля 111/31 Сравнение предметов и узнавание их по признакам. 1 Уметь выделять имена прилагательные, классифицировать их Развитие слухового восприятия и внимания; коррекция самоконтроля 112/32 - 113/33 Согласование слов, обозначающих признаки предметов со словами , обозначающими предмет. 2 Уметь выделять имена прилагательные, классифицировать их Развитие слухового восприятия и внимания; коррекция самоконтроля 114/34 - 115/35 Дифференциация изученных орфограмм. 2 Уметь выделять имена прилагательные, классифицировать их Развитие грамматического строя речи, орфографической зоркости 116/36 Контрольное списывание по теме: «Слова, обозначающие предмет, признак и действие». 1 Уметь применять полученные знания в самостоятельной деятельности Развитие грамматического строя речи, орфографической зоркости
Предлоги(14ч)
117/37 Правописание предлогов. 1 Уметь выделять предлоги, писать их Развитие связной письменной
отдельно от других слов речи 118/38 Выделение предлогов в речи, в тексте. 1 Уметь выделять предлоги, писать их отдельно от других слов Развитие связной письменной речи 119/39 Раздельное написание предлогов со словами. 1 Уметь выделять предлоги, писать их отдельно от других слов Развитие слухового восприятия и внимания; коррекция самоконтроля 120/40 Употребление предлогов в речи. 1 Уметь выделять предлоги, писать их отдельно от других слов Обогащение словарного запаса, развитие грамматического сторя речи 121/41 - 122/42 Различение слов с предлогами, со словами, с разделительным знаком. 2 Уметь выделять предлоги, писать их отдельно от других слов Развитие грамматического строя речи, орфографической зоркости 123/43 - 125/45 Повторение и закрепление изученного материала по теме: «Предлоги». 3 Уметь выделять предлоги, писать их отдельно от других слов Развитие грамматического строя речи, орфографической зоркости 126/46 Контрольный диктант за четверть. 1 Уметь применять полученные знания в самостоятельной деятельности Развитие грамматического строя речи, орфографической зоркости 127/47 Работа над ошибками. 1 Уметь применять полученные знания Развитие грамматического
на практике, работать над ошибками. строя речи, орфографической зоркости 128/48 - 130/50 Повторение пройденного по теме: «Слово». 3 Уметь различать изученные части речи, правильно употреблять их в речи Развитие грамматического строя речи, орфографической зоркости
4 четверть(40ч)

Предложение (26 ч)
131/1 Предложение. Порядок слов в предложении. 1 Уметь выделять предложение, устанавливать порядок слов в предложении Развитие грамматического строя речи, орфографической зоркости 132/2- 133/3 Деление текста на предложения. 2 Уметь делить текст на предложения Развитие грамматического строя речи, орфографической зоркости 134/4 Связь слов в предложении. 1 Уметь выделять предложение, устанавливать порядок слов в предложении Развитие грамматического строя речи, орфографической зоркости 135/5- 136/6 Употребление формы винительного падежа в предложении по вопросам кого?, что? 2 Уметь выделять предложение, устанавливать порядок слов в предложении Развитие слухового восприятия и внимания; коррекция самоконтроля
137/7- 138/8 Употребление формы родительного падежа по вопросам кого? Что? 2 Уметь изменять слова в соответствии с вопросом Развитие слухового восприятия и внимания; коррекция самоконтроля 139/9- 140/10 Употребление формы дательного падежа по вопросам кому? Чему? 2 Уметь изменять слова в соответствии с вопросом Развитие связной письменной речи 141/11 - 142/12 Употребление формы творительного падежа по вопросам кем? Чем? 2 Уметь изменять слова в соответствии с вопросом Развитие связной письменной речи 143/13 - 144/14 Составление и запись предложений по вопросам кем? Чем? 2 Уметь изменять слова в соответствии с вопросом Развитие слухового восприятия и внимания; коррекция самоконтроля 145/15 - 146/16 Употребление формы предложного падежа по вопросам о ком? о чем? 2 Уметь изменять слова в соответствии с вопросом Развитие грамматического строя речи, орфографической зоркости 147/17 Работа с деформированным текстом. 1 Уметь восстанавливать деформированный текст Развивать связную речь, обогащать словарный запас 148/18 - 149/19 Связь слов в предложении. 2 Уметь восстанавливать деформированный текст Развитие грамматического строя речи, орфографической зоркости 150/20 Работа с деформированным текстом 1 Уметь восстанавливать деформированный текст Развитие слухового восприятия и внимания; коррекция
самоконтроля 151/21 - 152/22 Установление порядка предложений в тексте. 2 Уметь восстанавливать деформированный текст Развитие слухового восприятия и внимания; коррекция самоконтроля 153/23 - 154/24 Закрепление умений в составлении предложений. 2 Уметь восстанавливать деформированный текст Развитие слухового восприятия и внимания; коррекция самоконтроля 155/25 Контрольный диктант по теме: «Предложение» 1 Уметь применять полученные знания в самостоятельной деятельности Развивать самоконтроль, концентрацию внимания 156/26 Работа над ошибками. 1 Уметь применять полученные знания на практике, работать над ошибками.
Повторение(18 ч)
157/27 - 158/28 Слова, обозначающие предмет, действие, признак. 2 Уметь различать изученные части речи, правильно употреблять их в речи Развитие оперативной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении 159/29 - 160/30 Большая буква в именах собственных. 2 Уметь писать имена собственные Развитие слухового восприятия и внимания; коррекция самоконтроля
161/31 - 162/32 Закрепление изученных орфограмм 2 Знать изученные орфограммы, уметь правильно писать слова с этими орфограммами Развитие слухового восприятия и внимания; коррекция самоконтроля 163/33 - 164/34 Связь слов в предложении. 2 Уметь изменять слова в соответствии с вопросом Развитие связной письменной речи 165/35 - 166/36 Предлоги. Раздельное написание предлогов 2 Уметь выделять предлоги, писать их отдельно от других слов Развитие связной письменной речи 167/37 Контрольный диктант за год. 1 Уметь писать слова с безударными гласными, парными согласными, буквосочетаниями, правильно оформлять предложения на письме Развитие слухового восприятия и внимания; коррекция самоконтроля 168/38 Работа над ошибками. 1 Уметь применять полученные знания на практике, работать над ошибками. Развитие концентрации внимания, мелкой моторики 169/39 - 170/40 Повторение и закрепление пройденного материала. 2 Развитие операции обобщения, умения работать по инструкции

Литература
1 . Воронкова В.В.Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный, 1-4 классы (автор-составитель И.А. Грошенков –М.: Просвещение, 2010г.).