Автор: Доржиева Сосома Банзаргашиевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Ульдургинская средняя общеобразовательная школа им.Ц.Номтоева"
Населённый пункт: село Ульдурга Еравнинского района Республики Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: "Методическое сопровождение профессионального роста учителя в условиях реализации ФГОС"
Методическое сопровождение профессионального роста учителя в
условиях реализации ФГОС.
Разработка стандарта общего образования второго поколения лежит в русле стратегии
развития
страны
и
стратегии
развития
образования
до
2020
года.
Стандарт
является
ключевым
элементом
модернизации
российской
школы,
и
нужно
отметить,
что
«успешными становятся те школы, где сформирован экспериментальный дух» учительского
потенциала, иными словами – сформирована модель инновационного поведения, которая
является
сильным
мотиватором
педагогической
деятельности,
снижает
риск
профессионального выгорания учителя.
Ключевое значение приобретает готовность (стремление) педагогов к постоянному
профессиональному росту. Это призвано обеспечить реализацию стратегической задачи
системы непрерывного профессионального педагогического образования – формирование
нового
поколения
педагогов,
владеющими
современными
компетенциями
педагогики,
психологии, методологии.
На решение задач подготовки учителя к работе в условиях новой образовательной
парадигмы
и
направлена
система
методической
работы
в
нашей
школе.
Система
методической
работы
ориентирована
на
повышение
квалификации
учителей
и
других
специалистов
общего
образования,
разработана
в
соответствии
с
Концепцией
и
следующими
требованиями
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
общего образования:
- к структуре основных образовательных программ общего образования;
- к результатам освоения основных образовательных программ;
-
к
условиям
и
ресурсному
обеспечению
реализации
основных
образовательных
программ общего образования, в том числе к квалификации педагогических кадров.
Современные изменения в сфере образования – реализация президентской инициативы
«Наша
новая
школа»,
внедрение
федеральных
государственных
образовательных
стандартов, изменения в структуре образовательного процесса – требуют от педагога более
полного повышения качества педагогического мастерства.
Проведенный
анализ
материалов,
обеспечивающих
введение
ФГОС,
позволил
сформулировать критериальный
комплекс,
характеризующий
процесс
необходимых
изменений,
определяющих
успешность
вхождения
работников
образования в
систему
ценностей современного образования, принятия ими идеологии стандарта, осмысления его
сущности, структуры, содержания:
- изменения должны произойти на общешкольном уровне, т.е. «единицей» изменений
будет являться весь образовательный процесс, а не отдельные его элементы;
-
изменения
касаются
принципиальных
отличий
от
традиционного
содержания
образования, обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога;
- процесс изменений должен строиться на основе соответствующей исследовательской
и проектной деятельности педагогов;
-
изменения
должны
носить
системный
и
целенаправленный
характер,
являться
результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа
образовательной деятельности педагога;
- данные изменения должны привести к новому уровню качества личностного развития
личности учащихся.
Таким образом, актуальность создания данной модели определяется необходимостью
принятия педагогическим сообществом ценностных идеалов демократического общества и
стратегических целей современного образования.
Все
выше
сказанное
позволят
утверждать,
что
федеральные
государственные
образовательные
стандарты
требуют
серьезного
сопровождения
педагога
в
различных
направлениях.
1.
Нормативное сопровождение;
2.
Инструментальное
сопровождение
(учебные
программы,
процедуры
оценки,
примеры планов и программ, представление и анализ учебников и ЦОР, учебное
оборудование и пр.).
3.
Технологическое и информационно – методическое сопровождение (педагогические
технологии,
учебные
модули,
рекомендации
по
проектированию
учебного
процесса).
При этом главным результатом повышения квалификации педагога следует считать
не
сумму
единиц
усвоенной
информации,
а
необходимые
изменения,
предполагающие
- динамику личностного развития педагогов, осваивающих новый образовательный
стандарт, что предусматривает оценку сформированности их самостоятельности,
ответственности,
креативности,
структуры
интересов
и
ценностей,
умения
самовыражаться и т.п.;
-
достаточную сформированность базовых компетентностей и функциональной
грамотности педагогов, что предусматривает оценку их способности к решению
различных проблем в предметном и метапредметном планах, то есть не только на
основе приобретенных в ходе повышения качества знаний и умений, но и с учетом
этического, ценностно – смыслового, коммуникативного, поведенческого и других
аспектов, актуальных в данной ситуации.
Для достижения описанных результатов в школе разработана Программа повышения
качества профессионального мастерства учителей. Целью Программы является развитие
профессиональной компетенции педагогов как способности квалифицированно решать
проблемы, возникающие в реальной педагогической деятельности в период перехода на
федеральные
государственные
образовательные
стандарты.
Совершенствование
мастерства
учителей
будет
достигаться
за
счет
непрерывного
и
систематического
повышения их профессионального уровня, которое представляет собой:
-
оказание
практической
помощи
педагогам
в
вопросах
совершенствования
теоретических знаний и повышения педагогического мастерства со стороны школьной
методической службы, муниципальной, региональной систем повышения квалификации;
- изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта,
связанного
с
реализацией
проектных
методик,
овладением
новым
содержанием
образования;
-
совершенствование
уроков,
занятий
по
проектированию
и
других
форм
образовательной деятельности;
-
овладение
новыми
формами,
методами
и
приемами
обучения
и
воспитания
школьников;
- реализацию системы работы над учебниками и учебно – методическими пособиями
школьного образования, создание индивидуальных учебных планов;
- ознакомление и внедрение в образовательный процесс новых технологий (модульной,
рейтинговой, обучение на коммуникативно – познавательной и проблемно – поисковой
основах), информационных технологий, дальнейшее использование метода проектов.
Программа реализуется следующей моделью методической службы ОУ.
Структура методической работы:
1.
Управление
работой
школы
ведется
через педагогический
совет,
а
главным
органом,
организующим
и
координирующим
методическое
обе спечение
образовательного процесса, является методический совет школы (МС).
Целью
МС
является
осуществление
научно
–
исследовательской
и
опытно
–
экспериментальной
деятельности,
научно
–
методическое
сопровождение
инновационных процессов в школе; создание системы информационно – аналитического
обеспечения школы.
Одна
из
приоритетных
задач
деятельности
МС
–
стимулирование
педагогов
к
профессиональному
росту,
побуждение
их
к
описанию
своей
деятельности,
анализу
опытно – экспериментальной работы (написанию статей, публикациям в образовательных
социальных сетях).
В составе МС работают творческие группы учителей.
Творческая группа – это объединение учителей, созданное для совершенствования
педагогического мастерства, творческого общения, организации методической работы в
педагогическом коллективе, в муниципалитете, методической поддержки и помощи, для
профессионального роста педагогов.