Напоминание

"Безопасное детство"

Автор: Баннова Светлана Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Усть-Канский детский сад"
Населённый пункт: Респ.Алтай, село Усть-Кан
Наименование материала: Статья
Тема: "Безопасное детство"
Дата публикации: 11.10.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Безопасное детство!

Чувство страха и чувство опасности относиться к разным

сферам. Первое к сфере инстинктов. Второе к сфере рассудка.

Первое надо подавлять, второе развивать.

/И.Шевелев/

Под безопасностью большинство исследователей понимают такое

состояние

человека,

которое

с

определенной

вероятностью

обеспечивает

невозможность причинения вреда его существованию, как другим, так и им

самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам, как это сделать.

Такое

определение

дают

О.Н.

Русак

близкие

к

нему

определения

безопасности

дают

С.К.

Шойгу,

Н.Н.

Авдеева.

Мы

с

вами

знаем,

что

мировоззрение человека складывается примерно к 20–25 годам его жизни.

Социологи утверждают, что в нашем российском менталитете есть один

пробел, всего один, но он существенно влияет на нашу жизнь, ее качество, ее

уровень, ее безопасность – это пренебрежение к своему здоровью, образу

жизни, питанию, поведению в экстремальных ситуациях. То есть всё то, что

для других служит фундаментом долголетия. У нас нет той колоссальной

тяги

к

жизни,

которую

так

великолепно

показал

Джек

Лондон

в

своем

небольшом, но емком рассказе «Зов жизни». А почему? Да потому, что в

шкале ценностей собственная наша безопасность, хотя и находится на первом

месте, но во втором десятке. Поэтому важно обратить внимание людей на

ценность человеческой жизни в целом. А начинать это надо, я думаю,

со

мной согласятся многие, с дошкольного детства.

Работая в детском саду, замечаешь, что многие дети несамостоятельные,

безынициативные, не могут принимать решение, не знают, к кому обратиться

за

помощью,

не

знают

правила

поведения

по

технике

безопасности.

Я

согласна с мнением многих исследователей, таких как Р. И. Жуковский, С. А.

Козлова, Э. К. Суслова и др., что нельзя растить детей «отчуждённых» от

жизни на данном этапе. Они подтверждают то, что формировать основы

собственной безопасности необходимо уже с дошкольного возраста. В этом

периоде

происходит

активное

вхождение

ребенка

в

окружающую

действительность

и

его

познание.

Очень

важно,

чтобы

формирование

безопасного поведения осуществлялось не на основе запретов и насаждений,

а на основе убеждений, доказательств необходимости выбора правильного

поведения и реакции в конкретной ситуации.

Мне, как педагогу очень хочется, чтобы мои воспитанники, росли

умеющими

ориентироваться

в

окружающей

жизни,

умели

беречь

своё

здоровье, могли разобраться в многообразии жизненных ситуаций, помогали

друг другу. Для того чтобы заложить такой фундамент, у педагога должен

быть

высокий

уровень

компетентности

по

данной

теме.

Следовательно,

каждому воспитателю необходимо стремиться к самообразованию, изучению

опыта

среди

педагогического

сообщества. Организовать воспитательно-

образовательную систему, включающую все виды деятельности: игровую,

продуктивную,

познавательную,

речевую,

физкультурно-оздоровительную,

музыкальную. При этом очень важна материально-техническая база. Только

при

наличии

полноценной

материально

технической

базы,

возможно,

проводить работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности.

В

моей

группе

для

работы

с

детьми

по

формированию

основ

безопасности создан игровой центр «Безопасность», в котором содержится:

картотека

дидактических

игр

по

ознакомлению

детей

с

основами

безопасности; наглядный материал по темам: «Опасные предметы дома»,

«Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Спичка - невеличка»,

«Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди,

ребенок дома, здоровье ребенка).

Важным

в

работе

по

данному

направлению

является

разработка

и

использование методического материала. Поэтому использую все возможные

формы

организации

воспитательно-образовательного

процесса:

экскурсии,

викторины, КВН, подборка проблемных ситуаций и заданий; разработка и

использование электронных презентаций (в соответствии с темой недели).

Использование

материально-технического

оснащения

позволяет

эффективнее

решать

поставленные

задачи.

Можно

использовать:

мультимедийный проектор, ноутбук, экран, цифровой фотоаппарат, камеру,

электронные

носители,

диски,

Использование

цифровой

камеры

и

фотоаппарата помогает в процессе общения с детьми зафиксировать работу,

дает

возможность

проанализировать

ее,

сделать

выводы,

наметить

дальнейшие пути работы.

Хочется отметить ещё один аспект, что, безусловно, одним из

обязательных

условий,

благодаря

которым

могут

быть

выполнены

поставленные

задачи,

направленные

на

приобщение

детей

дошкольного

возраста

к

правилам

безопасного

поведения,

является

тесный

контакт

сотрудников

дошкольного

образовательного

учреждения

с

родителями

воспитанников.

Для

этого

необходимо

создание

семейно-педагогической

общности,

в

которой

именно

профессионалы

выступают

инициаторами

согласования

образовательных

целей

и

задач

семьи

и

детского

сада.

Благодаря созданию таких условий дети дошкольного возраста постепенно

освоят позицию: необходимо вести себя так, чтобы не наносить ущерб себе и

другим людям, а также окружающим предметам – как сделанным руками

человека, так и природным объектам. Дети научатся распознавать опасные

ситуации разного типа, предвидеть их. У них появится активное стремление

находить такие средства и способы, приемлемые для каждого, которые дают

возможность

избегать

опасных

ситуаций

или

выходить

из

них

с

наименьшими потерям.

При этом не нужно постоянно вмешиваться в жизнь

ребёнка

и

решать

за

него

все

проблемы.

Необходимо

учить

ребёнка

самостоятельности! Что мы и стараемся делать в детском саду!

В заключение хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности!

Начните изучать их с детьми. Показывайте детям только положительные

примеры. И помните, безопасное детство - наше общее дело!

Воспитатель МБДОУ "Усть-Канский детский сад": Баннова С.В.