Автор: Ермаченко Юлия Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ № 509
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование средств мультипликации в работе с детьми".
Использование средств мультипликации в работе с детьми.
В
"Педагогической
энциклопедии"
понятие
"коррекция"
определяется
как
исправление
(частичное
или
полное)
недостатков
психического
и
физического
развития
у
детей
с
помощью специальной
системы
педагогических
приемов
и
мероприятий, педагогическое воздействие, приводящее к становлению и развитию
личности ребенка в целом.
Это концептуальное положение является основополагающим в организации
коррекционно – развивающей работы с детьми с ТНР.
Собственная
логопедическая
практика
с
дошкольниками
в
группах
компенсирующей направленности показывает, что у детей с тяжелыми нарушениями
речи (ТНР) существует ряд специфических проявлений - симптомов, по которым
можно выявить их предрасположенность к дискалькулии, что вызывает значительные
трудности в совершении счетных операций.
Дискалькулия
является
специфическим
нарушением
обучения
счёту.
Проявляется
она
ещё
в
дошкольном
возрасте. Существует
ряд
специфических
проявлений - симптомов, по которым можно выявить предрасположенность детей
дошкольного
возраста
к
дискалькулии,
которая
объясняется
действием
различных
факторов,
определяющих
характер
дефицитарности
вербальных
и
невербальных
психических функций, значимых для овладения счётом.
Работа по предупреждению нарушений счёта реализуется в нашем ДОУ через
вариативную часть АООП для дошкольников с ТНР с 4 - 7 лет и предполагает:
- ознакомление детей с логикой счётной деятельности;
- формирование представления детей о свойствах и отношениях объектов через
игры на классификацию, практическую деятельность, направленную на воссоздание,
преобразование форм предметов и геометрических фигур;
-
развитие
образного
и
логического
мышления,
умения
воспринимать
и
отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;
- развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы,
развитие творческого воображения, памяти;
-
проявление
исследовательской
активности
детей
в
самостоятельных
математических
играх,
в
процессе
решения
задач
разных
видов,
стремление
к
развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по –
своему, на уровне возрастных возможностей);
- обогащение словаря детей.
Находясь в творческом поиске адекватных, актуальных, эффективных методов и
приёмов работы в данном направлении, педагогами нашего ДОУ
было принято
решение
подобрать
в
сети
интернет,
разработать
самостоятельно
и
изготовить
дидактические
игры
и
пособия
по
профилактике
и
устранению
предпосылок
нарушений счёта (дискалькулии) у детей дошкольного возраста. По нашему мнению,
включение математических игр, задач, головоломок, развлечений в познавательную
деятельность по ознакомлению с окружающим миром, позволит развить смекалку,
активную
умственную
деятельность,
основанную
на
непо средственной
заинтересованности ребенка.
Наша цель –
заинтересовать математикой детей, закрепить уже пройденный
материал,
связать
воедино
математику
и
игру.
Развлекать,
увлекать,
чтобы
непринужденно в игре, развивать ум, умение мыслить, желание думать.
Мы
с
помощью
родителей
и
педагогов
пополнили
игротеку
нашей
группы:
развивающие игры, математические развлечения, игры на плоскостное моделирование.
Разработали
картотеку занимательных
математических игр, создали совместно с
детьми мягкую книжку-самоделку «В стране чисел и геометрических фигур».
Последовательно проводили
игры с использованием занимательного материала.
Закрепляли
математические
представления
у
дошкольников
с
ТНР,
путем
использования занимательного математического материала в игровой деятельности.
Создали уголки математических игр и обеспечили свободный доступ детей к играм,
что
позволило
им
выбирать
интересующую
игру,
пособие
математического
содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой
подгруппой. В уголок был помещен разнообразный занимательный материал. Это
настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие
детей
к
освоению
шашек
и
шахмат,
головоломки,
логические
задачи
и
кубики,
лабиринты; игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из
специальных
наборов
фигур;
игры
на
передвижение.
Все
они
интересны
и
занимательны.
Для
более
успешной
реализации
данной
работы
было
решено
использовать еще один нестандартный метод к решению поставленных задач, путем
совместного
с
детьми
создания
дидактических
интерактивных
мультфильмов
математического содержания. Ведь мультфильм – это само детство. Он – неотъемлемая
часть
жизни
каждого
ребёнка. А возможность создать мультфильм собственными
руками,
самим
стать
творцом
сказки
тем
более
увлекает
детей.
Таким
образом,
проблема мотивации детей решается сама собой. Недаром гласит восточная мудрость:
«Ребёнок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь».
Педагогами
совместно
с
детьми
были
созданы
сценарии,
которые
позже
превратились в мультсериал «Математические сказки», в процессе создания которого
каждый ребенок с ТНР был вовлечен в активную речевую и учебную деятельность.
Сначала совместно с воспитателями и руководителями кружков дети придумывали,
продумывали и создавали декораций, рисовали или лепили из из пластилина будущих
героев. После в студии «ПоделКино», оборудованной в детском саду, самостоятельно
монтировали и озвучивали готовую серию, на практике применяя математическую
лексику.
В настоящее время, обучающие мультфильмы включены в перспективный план
работы воспитателей, учителя - логопеда и руководителей кружков в соответствии с
возрастом детей и этапом коррекционно – развивающей работы.
Подводя промежуточные итоги работы в данном направлении, в январе 2017года
был проведен опрос родителей, который показал, что работа по профилактике и
устранению предпосылок нарушений счёта (дискалькулии) у детей с ОНР необходима,
а отзывы только положительные:
-
дети
активно
используют
освоенные
способы
познания
(сравнения,
счёта,
измерения,
упорядочивания)
с
целью
решения
практических,
проблемных
задач,
переноса в новые условия;
- умеют решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться
цифрами и арифметическими знаками (+, -, =);
- проявляют интерес к решению логических задач;
- соотносят схематическое изображение с реальными предметами;
- проявляют интерес к экспериментированию;
- дети активно пользуются словарем по данной тематике;
- активно включаются в игры.