Напоминание

"Приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству"

Авторы: Соболева Екатерина Сергеевна, Бухмиллер Анна Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МКДОУ № 509
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству"
Дата публикации: 11.10.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству»

Соболева Екатерина Сергеевна, воспитатель

МКДОУ № 509 Дзержинского района

Современные дети родились в то время, когда много новшеств и

технологий вошли в нашу жизнь. Общество испытывает острую потребность в

высококвалифицированных

специалистах,

обладающих

высокими

интеллектуальными

возможностями.

Поэтому,

столь

важно,

начиная

уже

с

дошкольного

возраста

формировать

и

развивать

техническую

пытливость

мышления,

аналитический

ум.

Процесс

развития

технического

творчества

является одним из способов формирования профессиональной ориентации и

интереса к науке и технике у детей.

Зачатки инженерного мышления в наше время необходимы ребёнку уже с

малых лет. Работу по данному направлению в нашем учреждении мы начали с

2016

года.

Сначала

-

в

форме

реализации

педагогических

проектов

с

использованием инновационных форм и технологий в работе с дошкольниками.

Затем переросло в часть ООП ДО, формируемой участниками образовательных

отношений по ОО «Познавательное развитие». Данная разработка направлена на

создание оптимальных

условий

для

приобщения

дошкольников

к

детскому

научно-техническому

творчеству,

через

организацию

многофункционального

развивающего

мини-центра

«Техномир».

Программа

написана

для

детей

старшего

и

подготовительного

к

школе

возраста

и

рассчитана

на

2

года.

Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз в неделю во

второй половине дня в подгруппах. Дошкольники посещают данные занятия по

собственному желанию.

Для реализации вариативной программы организована развивающая

среда по конструированию и робототехнике. Для дошкольников оборудовано

специальное

помещение

многофункциональный

развивающий

центр

«Техномир»,

который

состоит

из

трех

лабораторий:

«Юный

конструктор»,

«Лаборатория

открытий»

и

«Секреты

робототехники».

Функционируют

лаборатории под лозунгом: «Трогать можно (и нужно!) всё!».

В

лаборатории

«Юный

конст руктор»

создана

о б с т а н о в к а

«конструкторского

бюро»,

оснащенного

разнообразными

современными

конструкторами.

В настоящее время дошкольники старшего возраста работают с

конструкторами MRT-2. Конструктор дарит возможность детям создавать яркие

«Умные»

игрушки,

в

процессе

конструирования

воспитанники

знакомятся

с

основами

механики,

учатся

работать

с

чертежами,

схемами,

моторчиками

и

датчиками.

Это

позволяет

им

почувствовать

себя

настоящими

инженерами-

конструкторами.

В бюро есть специальные зоны: стеллажи и ящики для хранения

конструкторов, выставочная зона, рабочая зона. В рабочей зоне воспитанники

конструируют по образцу, чертежу, заданной схеме или по замыслу. Работая

индивидуально,

парами

или

в

командах,

дети

учатся

создавать

и

программировать

модели,

проводить

исследования,

обсуждать

идеи,

возникающие во время работы с этими моделями.

Созданные ребятами роботы и автомобили используются в мультфильмах.

Поэтому

в

данном

бюро

появилась

ещё

одна

зона

для

обыгрывания

-

«Мультяшкино».

Здесь

созданные

детьми

конструкции

«оживают»

в

мультипликации.

Дошкольники

самостоятельно

создают

сценарии,

героев,

декорации, снимают кадры и озвучивают своих героев.

В старшем дошкольном возрасте активный интерес у воспитанников

вызывают игры-соревнования, которые способствуют формированию у детей

мотива

достижения

успеха,

поэтому в рамках деятельности по техническому

творчеству

дошкольников

в

нашем

учреждении

проводится

«Неделя

конструктора».

Дети

знакомятся

с

профессиями

инженера

конструктора,

проектировщика

и

др.

Родители

привлечены

к

созданию

и

демонстрации

презентаций

для

детей

в

рамках

работы

«Клуба

профессий».

Дошкольники

участвуют в конкурсах: «Маленький архитектор», «Юный инженер», «Юный

конструктор». Воспитатели и дошкольники подготовительной группы готовят

ежедневные

фото

и

видео

отчеты

о

проведенных

мероприятиях,

которые

транслируются на большом телевизоре в холле детского сада и в новостной

ленте сайта ДОУ.

Для получения детьми реальных представлений о свойствах предметов и

явлений

оборудована

«Лаборатория

открытий»,

где

каждый

ребенок

может

почувствовать себя настоящим ученым, совершая для себя яркие открытия.

Почему огонь не горит в закрытой банке? Как читают слепые? Почему мыло

пенится?

Все

становится

понятным

после

того,

как

дети

своими

руками

проделают эксперимент, наглядно отвечающий на эти вопросы. Очень важно,

что

во

время

экспериментов

дошкольники

используют

для

восприятия

все

органы чувств (в том числе и осязание), а не получают информацию лишь

вербально, как это происходит позже в школе.

Благодаря современным разработкам появилась возможность уже в

дошкольном

возрасте

знакомить

детей

с

основами

строения

технических

объектов.

Для

этого

мы

создали

лабораторию

«Секреты

робототехники».

Совместно с родителями удалось оборудовать нашу лабораторию различными

деталями, из которых дети конструируют различных роботов. Здесь каждый

чувствует себя настоящим изобретателем, создавая собственных роботов, давая

им имена и наделяя различными функциями. На следующем этапе работы над

оснащением лаборатории было приобретение конструктора Lego We Do, работа

с

которым

дарит

возможность

детям

создавать

яркие

«УМНЫЕ»

игрушки,

наделять их интеллектом, осваивать базовые принципы программирования на

ПК, научиться работать с моторчиками и датчиками. Самым интересным этапом

обучения

является

программирование

с

использованием

ноутбука

заданного

алгоритма поведения модели, что позволяет дошкольникам научиться излагать

мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения,

анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем

логических рассуждений. В качестве самоконтроля после создания модели дети

исследуют, какое на поведение модели оказывает изменение ее конструкции. То

е сть

е сли

модель

собрана

неверно,

она

не

сможет

в ы п ол н я т ь

запрограммированные действия. В этом случае они заменяют детали, исправляя

свои ошибки. Работа по данному направлению позволяет сделать родителей

активными

участниками

образовательного

процесса.

Педагогами

ДОУ

проводятся мастер – классы, развлекательные программы, семейные конкурсы и

открытые занятия, которые могут проводиться совместно с мамами и папами.

Предварительно записавшись у воспитателей, родители могут посетить любую

лабораторию.

Команда юных инженеров «Лего – go!», занявшая 1 место на Лего-форуме в

нашем

детском

саду,

защищала

свой

проект

«Мусороперерабатывающего

ко м п л е к с а

в

м н о г о к в а р т и р н о м

д о м е »

н а Региональном

этапе

робототехнического

Форума

дошкольных

образовательных

организаций

«ИКаРёнок» сезона 2017-2018 года, где ребята успешно выступили и заняли 2

место.

Учитывая, что успех работы по формированию технического творчества

детей

и

основ

робототехники

зависит

от

педагогической

компетентности

и

профессиональной

грамотности

воспитателей,

проводится

комплекс

мероприятий

с

педагогами

учреждения,

который

включает

в

себя:

анализ

методической

литературы,

анкетирование,

консультации,

конкурсы

и

специальные семинары по основам робототехники.

Благодаря программе «Техномир» мы помогаем дошкольникам развивать

навыки

конструирования,

аналитические

способности,

умение

получать

и

систематизировать информацию, что побуждает детей к творческому мышлению

и производству уникального продукта. А это залог успешного будущего не

только для отдельно взятого ребенка, но и всей страны!