Напоминание

"Принципы и средства развития культуры речевого общения старших дошкольников в игровой деятельности"

Автор: Ворона Мария Владимировна
Должность: студентка 5 курса группы б5д2
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Принципы и средства развития культуры речевого общения старших дошкольников в игровой деятельности"
Дата публикации: 11.10.2018







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УДК

Мачулина М.А.

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры историко-филологических дисциплин

Ворона М.В.

студентка психолого-педагогического факультета

Филиала СГПИ в г. Железноводске

ПРИНЦИПЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО

ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности развития

культуры

речевого

общения

старших

дошкольников

в

игровой

деятельности.

В

работе

представлены

результаты

экспериментального

исследования,

позволившие

выявить

принципы

и

средства

развития

культуры речевого общения старших дошкольников в процессе игровой

деятельности.

Ключевые слова: культура речевого общения, игровая деятельность,

старший дошкольный возраст

В

настоящее

время

в

языковой

практике

прослеживается

утрата

лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры.

В

речевой

деятельности

это

выражается

в

увеличении

лексики

со

сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм,

вульгаризмов,

жаргонизмов.

Владение

богатством

литературного

языка,

умелое использование его изобразительных средств в различных ситуациях

общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются

показателями

его

общей

культуры.

Культура

речевого

общения

предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить,

1

но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую вложил в свою

речь говорящий [4].

Высокий уровень культуры общения является основным условием

успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в

современной системе образования особую актуальность вновь приобретает

проблема

развития

культуры

речевого

общения

детей

дошкольного

возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент

моральных

принципов,

нравственной

культуры,

р а з в и ва е т с я

эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт

повседневной

коммуникации.

Определенное

место

в

решении

данных

задач

отводится

игровой

деятельности.

Включая

игру

в

учебно-

воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно развивает

в

детях

систему

общечеловеческих

ценностей

и

культуру

речевого

общения [5].

Нами

было

проведено

экспериментальное

исследование

по

определению возможностей игровой деятельности в развитии культуры

речевого общения старших дошкольников, а также выявлению принципов

и средств развития культуры речевого общения старших дошкольников в

игровой деятельности. В качестве респондентов выступили воспитанники

старшей группы муниципального казенного дошкольного образовательного

учреждения детского сада №11 «Золотая рыбка» г.

Минеральные Воды Ставропольского края.

С целью выявления уровня сформированности культуры речевого

общения

старших

дошкольников

было

проведено

наблюдение

с

использованием

методики

«Изучение

навыков

культуры

общения»

Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной [2]. Результаты показали, что в группе

преобладают

дети

со

средним

уровнем

развития

культуры

речевого

общения, однако пятая часть опрошенным продемонстрировала низкий

уровень сформированности культуры речевого общения.

2

В течение полугода в старшей группе проводился формирующий

эксперимент,

который

представил

собой

внедрение

программы

«Формирование культуры речевого общения старших дошкольников со

взрослыми

и

сверстниками».

Основными

задачами

программы

стали

следующие:

1) ввести в активный словарь этические стереотипы;

2)

формировать

умение

выбирать

нужную

формулу

с

учетом

ситуации общения;

3)

формировать

способность

эффективно

о суще с т влят ь

деятельность;

4) проводить работу по освоению собственно речевых норм [2].

В основу программы были положены следующие принципы:

1) принцип учета возрастных особенностей старших дошкольников;

2) принцип комплексного подхода;

3)

принцип

использования

различных

форм,

методов

и

приемов

работы;

4) принцип сочетания различных форм организации деятельности:

регламентированной, совместной и самостоятельной;

5) игровой принцип;

6) принцип безоценочного позитивного принятия каждого ребенка;

7) принцип этапности работы [2].

Нами были реализованы следующие тематические блоки:

1. Развитие связной речи.

2. Ознакомление с художественной литературой.

3. Развитие словаря.

4. Развитие грамматического строя речи.

5. Невербальное общение.

Обучение детей предполагало:

1)

введение

в

словарь

этических

формул

слов

и

выражений,

закрепленных за типовыми ситуациями общения;

3

2) объяснение их значения;

3)

формирование

умения

выбирать

нужный

стереотип

с

учетом

ситуации общении [2].

Особенность программы заключалась в том, что вся деятельность

носила игровой и занимательный характер [1].

С целью повторного выявления уровня сформированности культуры

речевого

общения

старших

дошкольников

была

проведена

«Методика

изучения умений вести диалог» И.А. Бизиковой [2]. Результаты показали

положительную динамику развития культуры речевого общения старших

дошкольников. Экспериментальное исследование позволило сделать вывод

об

эффективности

игровой

деятельности

старших

дошкольников

в

развитии

у

них

культуры

речевого

общения,

а

также

говорить

об

эффективности тех принципов и средств в развитии культуры речевого

общения старших дошкольников в игровой деятельности, которые были

положены в основу реализованной программы.

Таким образом, содержание работы по развитию культуры речевого

общения старших дошкольников в игровой деятельности должно строиться

на определенных принципах, с использованием специальных средств и

быть

направленным

на

формирование

знаний

о

правилах

и

нормах

речевого этикета в разных ситуациях общения, с разными собеседниками, в

разных видах деятельности.

Список литературы.

1.

Аникеева,

Н.П.

Воспитание

игрой:

кн.

для

учителя

/

Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2001. - 144 с.

2.

Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в

дошкольном детстве: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 23 с.

3.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного образования. - М.: Проспект, 2009. - 41 с.

4

4.

Формановская,

Н.М.

Речевой

этикет

и

культура

общения

/

Н.М. Формановская. – М.: Высшая школа, 2009. - 108 с.

5.

Шипицина, Л.М.. Защиринская, О.В.. Воронова, А.П. Азбука

общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и

сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). - СПб.: «Детство - Пресс», 2008. -

384 с.

5