Автор: Ворона Мария Владимировна
Должность: студентка 5 курса группы б5д2
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Принципы и средства развития культуры речевого общения старших дошкольников в игровой деятельности"
УДК
Мачулина М.А.
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры историко-филологических дисциплин
Ворона М.В.
студентка психолого-педагогического факультета
Филиала СГПИ в г. Железноводске
ПРИНЦИПЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО
ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности развития
культуры
речевого
общения
старших
дошкольников
в
игровой
деятельности.
В
работе
представлены
результаты
экспериментального
исследования,
позволившие
выявить
принципы
и
средства
развития
культуры речевого общения старших дошкольников в процессе игровой
деятельности.
Ключевые слова: культура речевого общения, игровая деятельность,
старший дошкольный возраст
В
настоящее
время
в
языковой
практике
прослеживается
утрата
лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры.
В
речевой
деятельности
это
выражается
в
увеличении
лексики
со
сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм,
вульгаризмов,
жаргонизмов.
Владение
богатством
литературного
языка,
умелое использование его изобразительных средств в различных ситуациях
общения определяют уровень речевой компетенции человека, являются
показателями
его
общей
культуры.
Культура
речевого
общения
предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить,
1
но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую вложил в свою
речь говорящий [4].
Высокий уровень культуры общения является основным условием
успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в
современной системе образования особую актуальность вновь приобретает
проблема
развития
культуры
речевого
общения
детей
дошкольного
возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент
моральных
принципов,
нравственной
культуры,
р а з в и ва е т с я
эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт
повседневной
коммуникации.
Определенное
место
в
решении
данных
задач
отводится
игровой
деятельности.
Включая
игру
в
учебно-
воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно развивает
в
детях
систему
общечеловеческих
ценностей
и
культуру
речевого
общения [5].
Нами
было
проведено
экспериментальное
исследование
по
определению возможностей игровой деятельности в развитии культуры
речевого общения старших дошкольников, а также выявлению принципов
и средств развития культуры речевого общения старших дошкольников в
игровой деятельности. В качестве респондентов выступили воспитанники
старшей группы муниципального казенного дошкольного образовательного
учреждения детского сада №11 «Золотая рыбка» г.
Минеральные Воды Ставропольского края.
С целью выявления уровня сформированности культуры речевого
общения
старших
дошкольников
было
проведено
наблюдение
с
использованием
методики
«Изучение
навыков
культуры
общения»
Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной [2]. Результаты показали, что в группе
преобладают
дети
со
средним
уровнем
развития
культуры
речевого
общения, однако пятая часть опрошенным продемонстрировала низкий
уровень сформированности культуры речевого общения.
2
В течение полугода в старшей группе проводился формирующий
эксперимент,
который
представил
собой
внедрение
программы
«Формирование культуры речевого общения старших дошкольников со
взрослыми
и
сверстниками».
Основными
задачами
программы
стали
следующие:
1) ввести в активный словарь этические стереотипы;
2)
формировать
умение
выбирать
нужную
формулу
с
учетом
ситуации общения;
3)
формировать
способность
эффективно
о суще с т влят ь
деятельность;
4) проводить работу по освоению собственно речевых норм [2].
В основу программы были положены следующие принципы:
1) принцип учета возрастных особенностей старших дошкольников;
2) принцип комплексного подхода;
3)
принцип
использования
различных
форм,
методов
и
приемов
работы;
4) принцип сочетания различных форм организации деятельности:
регламентированной, совместной и самостоятельной;
5) игровой принцип;
6) принцип безоценочного позитивного принятия каждого ребенка;
7) принцип этапности работы [2].
Нами были реализованы следующие тематические блоки:
1. Развитие связной речи.
2. Ознакомление с художественной литературой.
3. Развитие словаря.
4. Развитие грамматического строя речи.
5. Невербальное общение.
Обучение детей предполагало:
1)
введение
в
словарь
этических
формул
–
слов
и
выражений,
закрепленных за типовыми ситуациями общения;
3
2) объяснение их значения;
3)
формирование
умения
выбирать
нужный
стереотип
с
учетом
ситуации общении [2].
Особенность программы заключалась в том, что вся деятельность
носила игровой и занимательный характер [1].
С целью повторного выявления уровня сформированности культуры
речевого
общения
старших
дошкольников
была
проведена
«Методика
изучения умений вести диалог» И.А. Бизиковой [2]. Результаты показали
положительную динамику развития культуры речевого общения старших
дошкольников. Экспериментальное исследование позволило сделать вывод
об
эффективности
игровой
деятельности
старших
дошкольников
в
развитии
у
них
культуры
речевого
общения,
а
также
говорить
об
эффективности тех принципов и средств в развитии культуры речевого
общения старших дошкольников в игровой деятельности, которые были
положены в основу реализованной программы.
Таким образом, содержание работы по развитию культуры речевого
общения старших дошкольников в игровой деятельности должно строиться
на определенных принципах, с использованием специальных средств и
быть
направленным
на
формирование
знаний
о
правилах
и
нормах
речевого этикета в разных ситуациях общения, с разными собеседниками, в
разных видах деятельности.
Список литературы.
1.
Аникеева,
Н.П.
Воспитание
игрой:
кн.
для
учителя
/
Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2001. - 144 с.
2.
Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в
дошкольном детстве: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008. - 23 с.
3.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования. - М.: Проспект, 2009. - 41 с.
4
4.
Формановская,
Н.М.
Речевой
этикет
и
культура
общения
/
Н.М. Формановская. – М.: Высшая школа, 2009. - 108 с.
5.
Шипицина, Л.М.. Защиринская, О.В.. Воронова, А.П. Азбука
общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и
сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). - СПб.: «Детство - Пресс», 2008. -
384 с.
5