Напоминание

Интеграция общего и дополнительного образования в изучении физики. 6,8кл.Раздел "Электрические явления", "Электромагнитные явления"

Автор: Сибиряков Семён Михайлович
Должность: учитель физики и педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ "Саха политехнический лицей"
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Интеграция общего и дополнительного образования в изучении физики. 6,8кл.Раздел "Электрические явления", "Электромагнитные явления"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Интеграция общего и дополнительного образования в изучении физики.

6,8 кл. Раздел «Электрические явления», «Электромагнитные явления»

Сибиряков С.М., учитель физики

МАОУ Саха политехнический лицей ГО «г. Якутск»

XXI

век

стал

веком

глобальных

информационных

коммуникаций,

интенсивного

внедрения электроники в нашу жизнь.

Интеграция общего образования и «электротехники» дает возможность подросткам не

только заполнить свой досуг, но и развить базовые знания и поднять уровень мотивации к

обучению. На занятиях находят себе любимое дело усердные и способные воспитанники.

Многим

сегодняшним

воспитанникам

в

будущем

предстоит

не

только

эксплуатировать,

но

и

принимать

активное

участие

в

разработке

и

изготовлении

электротехнических устройств различного назначения. Поэтому наряду с психологической

подготовкой

большое

внимание

уделяется

практической

подготовке,

отвечающей

требованиям сегодняшнего дня.

Одним из эффективных путей профориентационной и практической подготовки детей

являются их занятия в кружках электротехники.

Кружок

комплектуется из воспитанников от 9 до 15 лет, проявляющих интерес к

созданию электронных устройств.

Работа в нашем кружке позволит учащимся ознакомиться с основами электротехники,

электроники, полупроводниковой схемотехники, устройством и применением источников

питания РЭА, работой электронных усилителей различного назначения.

Данная программа составлена на основе опыта работы интеграции программы общего

образования и

программы занятий внеурочной деятельности «Электротехника». В ней

учтены положительные стороны всех профилирующих программ.

Цель: создание условий для формирования практических навыков по электротехнике

и

электронике,

радиотехническому

конструированию

и

автоматике,

для

закрепления

на

практике знаний, получаемых на уроках.

Задачи:

1.

Приобщить к общественно-полезному труду.

2.

Расширить кругозор детей по техническому направлению,.

3.

Способствовать

развитию

творческого

потенциала

воспитанников

средствами

электротехнического моделирования;

4. Ознакомить с современной электронной базой.

5. Воспитать профессиональный интерес к электротехнике,

6. Развивать современноеконструктивно-технического мышление.

7. Формировать активную творческую позицию;

8. Развивать самостоятельность, аккуратность и ответственность.

Отличительные особенности программы.

Материально-техническая

база:

кабинет

№5

для

технического

творчества

оснащенный

необходимым

оборудованием.

Занятия

в

кружке

«Электротехника»

предполагают изучение аппаратуры и работу с ней. Именно состав аппаратуры, которой

оснащен кабинет, ее технические характеристики и возможности определяют общий подход к

построению программы занятий.

Методической

основой

занятий

по

электротехнике

следует

считать

оптимальное

чередование групповых занятий с индивидуальной работой. Если теоретические занятия

рационально проводить со всей группой, то практические обычно целесообразно проводить

индивидуально. Этого напрямую требуют правила техники безопасности и особенности

эксплуатации связной аппаратуры.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по классам. С 3 по 9 классы 45 учащихся в 2 смены.

(Приложение № 1, 2)

1

Процесс обучения в следующем:

На

уроке

физики

проходим

тему,

например:

«Электрическая

цепь

и

ее

составные части», «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных

участках».

В специально оборудованном кабинете ребята наглядно используя различные

приборы собирают схемы.

В проектной деятельности, ребята сами ищут, из чего же состоит тот или иной

прибор, как он работает, например гироскутер.

Из полученных знаний ребята 2 год участвуют и побеждают на соревнованиях

профессионального мастерства школьников, Juniorskills.

Педагог дополнительного образования должен эффективно использовать на своих

занятиях

комплекс интегрированных

технологий личностно–

ориентированного

образования, поэтому я использую разные формы обучения:

Практическая работа по сборке монтажных схем;

Проектная работа;

Исследовательская работа;

Проведение конкурса среди кружковцев;

Подготовка к конкурсу Juniorskills;

Участие в конкурсе Juniorskills;

Профоориентационная работа (экскурсия в Якутскую ГРЭС, ФТИ СВФУ, Колледж

связи и энергетики им. П.И. Дудкина, ПАО«Якутскэнерго»).

Практические работы выполняются в кабинетах технического творчества по сборке

монтажных схем.

Применение на занятиях проектной технологии представляет своим обучающимся

широкие возможности для их самостоятельной работы (изучение специальной литературы,

работа с технологическими картами и другими дидактическими материалами). В процессе

чего у ребенка формируется творческое мышление, художественный вкус, воображение,

толерантность, формируется способность адекватно оценивать себя, работать в команде,

находить совместные решения или отстаивать свое мнение.

Исследовательская работы НПК «Шаг в будущее».

Подготовка к соревнованиям «Junior skills»

Участие на соревнованиях «Junior skills»

Можно сделать вывод, что дети, обучающиеся по интегрированному обучению общего

и

дополнительного

образования,

имеют

четкое

представление

о

пользе

занятий

и

о

возможности реализовать свои интересы и способности.

Общий фон настроения детей положительный как в начале, так и в конце занятий.

Вывод: Это говорит о том, что дети понимают реальное значение интеграции общего

и дополнительного образования и испытывают удовольствие от посещения занятий.

Предполагаемый результат.

Получение прочных знаний основ электронной автоматики и электротехники у детей.

Овладение навыками пользования контрольно-измерительными приборами.

Конструирование своих первых действующих моделей электротехники и автоматики.

2

Ожидаемые результаты:

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

- Обращаться с инструментами;

- Свободно собирать простую электросхему;

Должны знать:

- Все элементы, их обозначения на схеме;

-

Все

физические

величины

(ток,

напряжение,

сопротивление

и

т.

д.)

и

способы

их

измерения;

- Анализировать результаты опытов.

Способы проверки умений и навыков:

-

Самостоятельная

сборка

электрических

цепей,

пайка,

трассировка

и

демонстрация

результатов работы группе учащихся;

- Защита работ на конференциях и выставках, обсуждение результатов.

Таким

образом,

подводя

итог,

можно

сказать,

что

в

интеграции

общего

и

дополнительного

образования

в

изучении

физики,

в

частности

8

класса

раздела

«электрические явления», «электромагнитные явления» дети, действительно испытывающие

потребность в познании и творчестве, в реализации своего внутреннего потенциала, они

удовлетворены

созданными

для

них

условиями.

И

важнымявляется

то,

что

каким

творчеством занимается ребенок, лишь бы включалась в это действие вся его личность:

способности, чувства, разум. Все пригодится, и все это поможет потом в любой другой

взрослой

профессиональной

деятельности.

Пригодится

сам

творчески

развитый

дух

личности, навык творчества, владение творческими приемами, и замечательной движущей

силой в деятельности творческого человека станет испытанная и воспитанная творчеством

радость от самого процесса созидательного труда.

Использованная литература:

1.

А.А.

Бахметьев.

Электронный

конструктор

«Знаток».

Практические

занятия

по

физике.

2.

Б.Е.Алгинин Кружок электронной автоматики,1991.

3.

Программа. Творчество учащихся. М.: «Просвещение», 1995.

3