Автор: Сибиряков Семён Михайлович
Должность: учитель физики и педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ "Саха политехнический лицей"
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: Интеграция общего и дополнительного образования в изучении физики. 6,8кл.Раздел "Электрические явления", "Электромагнитные явления"
Интеграция общего и дополнительного образования в изучении физики.
6,8 кл. Раздел «Электрические явления», «Электромагнитные явления»
Сибиряков С.М., учитель физики
МАОУ Саха политехнический лицей ГО «г. Якутск»
XXI
век
стал
веком
глобальных
информационных
коммуникаций,
интенсивного
внедрения электроники в нашу жизнь.
Интеграция общего образования и «электротехники» дает возможность подросткам не
только заполнить свой досуг, но и развить базовые знания и поднять уровень мотивации к
обучению. На занятиях находят себе любимое дело усердные и способные воспитанники.
Многим
сегодняшним
воспитанникам
в
будущем
предстоит
не
только
эксплуатировать,
но
и
принимать
активное
участие
в
разработке
и
изготовлении
электротехнических устройств различного назначения. Поэтому наряду с психологической
подготовкой
большое
внимание
уделяется
практической
подготовке,
отвечающей
требованиям сегодняшнего дня.
Одним из эффективных путей профориентационной и практической подготовки детей
являются их занятия в кружках электротехники.
Кружок
комплектуется из воспитанников от 9 до 15 лет, проявляющих интерес к
созданию электронных устройств.
Работа в нашем кружке позволит учащимся ознакомиться с основами электротехники,
электроники, полупроводниковой схемотехники, устройством и применением источников
питания РЭА, работой электронных усилителей различного назначения.
Данная программа составлена на основе опыта работы интеграции программы общего
образования и
программы занятий внеурочной деятельности «Электротехника». В ней
учтены положительные стороны всех профилирующих программ.
Цель: создание условий для формирования практических навыков по электротехнике
и
электронике,
радиотехническому
конструированию
и
автоматике,
для
закрепления
на
практике знаний, получаемых на уроках.
Задачи:
1.
Приобщить к общественно-полезному труду.
2.
Расширить кругозор детей по техническому направлению,.
3.
Способствовать
развитию
творческого
потенциала
воспитанников
средствами
электротехнического моделирования;
4. Ознакомить с современной электронной базой.
5. Воспитать профессиональный интерес к электротехнике,
6. Развивать современноеконструктивно-технического мышление.
7. Формировать активную творческую позицию;
8. Развивать самостоятельность, аккуратность и ответственность.
Отличительные особенности программы.
Материально-техническая
база:
кабинет
№5
для
технического
творчества
оснащенный
необходимым
оборудованием.
Занятия
в
кружке
«Электротехника»
предполагают изучение аппаратуры и работу с ней. Именно состав аппаратуры, которой
оснащен кабинет, ее технические характеристики и возможности определяют общий подход к
построению программы занятий.
Методической
основой
занятий
по
электротехнике
следует
считать
оптимальное
чередование групповых занятий с индивидуальной работой. Если теоретические занятия
рационально проводить со всей группой, то практические обычно целесообразно проводить
индивидуально. Этого напрямую требуют правила техники безопасности и особенности
эксплуатации связной аппаратуры.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по классам. С 3 по 9 классы 45 учащихся в 2 смены.
(Приложение № 1, 2)
1
Процесс обучения в следующем:
На
уроке
физики
проходим
тему,
например:
«Электрическая
цепь
и
ее
составные части», «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных
участках».
В специально оборудованном кабинете ребята наглядно используя различные
приборы собирают схемы.
В проектной деятельности, ребята сами ищут, из чего же состоит тот или иной
прибор, как он работает, например гироскутер.
Из полученных знаний ребята 2 год участвуют и побеждают на соревнованиях
профессионального мастерства школьников, Juniorskills.
Педагог дополнительного образования должен эффективно использовать на своих
занятиях
комплекс интегрированных
технологий личностно–
ориентированного
образования, поэтому я использую разные формы обучения:
Практическая работа по сборке монтажных схем;
Проектная работа;
Исследовательская работа;
Проведение конкурса среди кружковцев;
Подготовка к конкурсу Juniorskills;
Участие в конкурсе Juniorskills;
Профоориентационная работа (экскурсия в Якутскую ГРЭС, ФТИ СВФУ, Колледж
связи и энергетики им. П.И. Дудкина, ПАО«Якутскэнерго»).
Практические работы выполняются в кабинетах технического творчества по сборке
монтажных схем.
Применение на занятиях проектной технологии представляет своим обучающимся
широкие возможности для их самостоятельной работы (изучение специальной литературы,
работа с технологическими картами и другими дидактическими материалами). В процессе
чего у ребенка формируется творческое мышление, художественный вкус, воображение,
толерантность, формируется способность адекватно оценивать себя, работать в команде,
находить совместные решения или отстаивать свое мнение.
Исследовательская работы НПК «Шаг в будущее».
Подготовка к соревнованиям «Junior skills»
Участие на соревнованиях «Junior skills»
Можно сделать вывод, что дети, обучающиеся по интегрированному обучению общего
и
дополнительного
образования,
имеют
четкое
представление
о
пользе
занятий
и
о
возможности реализовать свои интересы и способности.
Общий фон настроения детей положительный как в начале, так и в конце занятий.
Вывод: Это говорит о том, что дети понимают реальное значение интеграции общего
и дополнительного образования и испытывают удовольствие от посещения занятий.
Предполагаемый результат.
Получение прочных знаний основ электронной автоматики и электротехники у детей.
Овладение навыками пользования контрольно-измерительными приборами.
Конструирование своих первых действующих моделей электротехники и автоматики.
2
Ожидаемые результаты:
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
- Обращаться с инструментами;
- Свободно собирать простую электросхему;
Должны знать:
- Все элементы, их обозначения на схеме;
-
Все
физические
величины
(ток,
напряжение,
сопротивление
и
т.
д.)
и
способы
их
измерения;
- Анализировать результаты опытов.
Способы проверки умений и навыков:
-
Самостоятельная
сборка
электрических
цепей,
пайка,
трассировка
и
демонстрация
результатов работы группе учащихся;
- Защита работ на конференциях и выставках, обсуждение результатов.
Таким
образом,
подводя
итог,
можно
сказать,
что
в
интеграции
общего
и
дополнительного
образования
в
изучении
физики,
в
частности
8
класса
раздела
«электрические явления», «электромагнитные явления» дети, действительно испытывающие
потребность в познании и творчестве, в реализации своего внутреннего потенциала, они
удовлетворены
созданными
для
них
условиями.
И
важнымявляется
то,
что
каким
творчеством занимается ребенок, лишь бы включалась в это действие вся его личность:
способности, чувства, разум. Все пригодится, и все это поможет потом в любой другой
взрослой
профессиональной
деятельности.
Пригодится
сам
творчески
развитый
дух
личности, навык творчества, владение творческими приемами, и замечательной движущей
силой в деятельности творческого человека станет испытанная и воспитанная творчеством
радость от самого процесса созидательного труда.
Использованная литература:
1.
А.А.
Бахметьев.
Электронный
конструктор
«Знаток».
Практические
занятия
по
физике.
2.
Б.Е.Алгинин Кружок электронной автоматики,1991.
3.
Программа. Творчество учащихся. М.: «Просвещение», 1995.
3