Напоминание

"Система поиска и поддержки одаренных школьников в рамках реализации ФГОС НОО"

Автор: Пасько Татьяна Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: с.Арзгир, Арзгирский район
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Система поиска и поддержки одаренных школьников в рамках реализации ФГОС НОО"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1
Система поиска и поддержки одаренных школьников

в рамках реализации ФГОС.

Пасько Татьяна Борисовна

МБОУ СОШ №3 с. Арзгир Арзгирский район Ставропольский край
В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат. В.А. Сухомлинский В современном российском обществе возрастает потребность в людях, неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Сегодня общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций. Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем. Работа с одаренными детьми актуальна для государства, и поэтому миссия государства заключается в поддержке одаренных детей. Правительством принят ряд документов, направленных на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи: 1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" 2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) 3.Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271) 4.Федеральная целевая программа «Дети России»» постановление правительства РФ, от 30 октября 2002гг; 5.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г.№ 373, с изменениями от 4 февраля 2010 года. Исходя из выше названных документов, можно сформулировать основные идеи работы с одаренными детьми в школе: 1.Природными способностями наделены все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления. 2.Для развития и реализации одаренности необходимо создавать образовательные услуги, развивающую среду, формировать мотивацию по совершенствованию своих способностей. 3.Главным вектором в работе с одаренными детьми является развитие мыслительных процессов. Я поставила перед собой следующие цели и задачи при работе с одаренными детьми.
Цель
: создать систему поиска, выявления и поддержки одаренных школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Задачи:
1.Разработать методику выявления одарённых детей. 2.Разработать программу развития одарённых детей. 3.Создать условия для самореализации одарённых детей. 4.Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей. 5.Внедрять прогрессивные технологии в работе с одарёнными детьми. 6.Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка. 1
2 7.Апробировать данную систему на практике в начальной школе. 8.Обобщить результаты опыта. Систематическая реализация указанных целей и задач способствует созданию благоприятных условий для формирования творческой образовательной среды, направленной на выявление и развитие одаренных детей.
Длительность работы над опытом: 2012-2016гг.
Для определения критериев оценки результатов реализации опыта мною были определены следующие виды оценивания:
Качественная оценка:
1.Результаты опроса родителей; 2.Достижения конкретных ожидаемых результатов; 3.Прохождение учителем курсовой подготовки по различным направлениям работы с одарёнными детьми.
Количественная оценка:
1.Охват различными формами интеллектуальной и творческой деятельности учащихся класса (в процентах от общего числа обучающихся); 2.Число отличников (в процентах от общего числа обучающихся класса). 3.Увеличение количества призёров интеллектуальных конкурсов, олимпиад, соревнований и тп. разных уровней (в процентах от общего числа обучающихся); 4.Количество проведенных тематических мероприятий. По различным направления работы с одарёнными детьми (семинаров, конференций, круглых столов, мастер-классов).
Предполагаемые результаты:
1.Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью. 2.Освоение современных методик работы с одарёнными детьми. 3.Разработка и апробация программы для работы с одарёнными детьми «Зажги свою звезду». 4.Выявление проблем по различным аспектам работы с одарёнными детьми. 5.Совершенствование работы с одарёнными детьми. Я считаю, что начинать работу с одаренными детьми необходимо с их выявления, диагностики, прогноза. Эту работу начинаю уже на курсах предшкольной подготовки. В подборе информации мне помогают воспитатели, родители и сами дети. В практике - посещение занятий в детском саду, с целью наблюдения за способностями каждого ребёнка, беседы с воспитателями. За год до поступления в школу провожу несколько родительских собраний, предоставляя родителям информацию по исследованию детей. В первом классе определяю склонности ребенка и составляю карту интересов младших школьников. В комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. (Тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др., для оценки творческого мышления – адаптированные варианты «краткого теста творческого мышления (фигурная форма)» Е.П. Торренса, методики Дж. Гилфорда, методики выявления уровня психо-социального развития, направленности (доминирующей мотивации) личности). Участие детей в диагностике сводится к выполнению тестовых заданий. В связи с этим возрастает роль психолога школы, который помогает мне выявить потенциальные возможности учащихся. Работа психолога с одаренными детьми осуществляется по таким направлениям: диагностика, профилактика, консультирование, просвещение, психологическое здоровье, сопровождение одаренных детей. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом формируются рекомендации по индивидуальному подходу. Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке. В ходе дальнейшего обучения для диагностики одаренности использую следующие методики: «Интеллектуальный портрет», 2
3 «Карта одаренности» и «Методика оценки общей одаренности». Составляю индивидуальный образовательный маршрут . В него входят диагностика, определение области одаренности и планирование работы на период обучения в начальных классах. В свой план включаю проблемные и творческие задания на уроках, участие в работе кружков и исследовательской работе, индивидуальная подготовка к олимпиадам, участие в различных конкурсах. В конце каждого учебного года мною подводятся итоги, анализируются и определяются основные направления работы на следующий год. Самым главным результатом моего труда я считаю развитое умение учиться у моих учеников. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования формирование умения учиться рассматривается как одна из важнейших целевых установок учителя. В моей работе с одарёнными детьми ведущими являются методы творческого характера. Наиболее эффективными являются технологии, которые дают простор для творческого самовыражения и самореализации обучающихся.
Технология проблемного обучения
. Проблемное обучение - это система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.
Методика обучения в малых группах.
Класс разбивается на 3–4 подгруппы по 5–7 человек. Каждая группа готовит ответ на один из обсуждаемых вопросов. При обсуждении участники каждой группы выступают, задают вопросы, делают дополнения. За правильный ответ получают индивидуальные оценки, а «группы» – определенное количество баллов. Игровая ситуация позволяет создать необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.
Информационно-коммуникационные технологии.
Сегодня информационно- коммуникационные технологии становятся основным инструментом, который ученик будет использовать не только в будущей профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.
Поисковый метод.
Поисковый метод обеспечивает вовлечение учащихся в процесс самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации.
Эвристический метод.
Эвристическое обучение для одаренного ученика является непрерывным открытием нового.
Исследовательский метод.
Главная цель исследовательского метода - формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Такая учебная деятельность способствует созданию общенаучного фундамента и выработке исследовательских навыков.
Проектный метод.
Метод проектов относится к технологиям ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
Метод творческих и нестандартных заданий.
Задания данного вида я ввожу с первого класса и считаю, чем раньше учащийся будет знакомиться с подобными заданиями, пробовать их решать, тем быстрее его мышление приобретет гибкость.
Метод развития критического мышления.
Критическое мышление обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать.
Мозговой штурм.
Мозговой штурм – это один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности одаренного ребенка.
Кластер как метод.
Кластер – опора для пересказа научных текстов, реализации учебного исследования. 3
4
Метод кейсов.
Кейсы предназначены для самостоятельного решения задания с последующим коллективным обсуждением темы и вариантов для выработки наиболее рациональных и творческих предложений. Приведу примеры из опыта работы формирования
метапредметных результатов,
которые часто использую на уроках. Для формирования
регулятивных УУД
применяю
таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
, которая учит соотносить известное и новое, определять свои познавательные запросы, также направляет в индивидуальном исследовательском поиске.
Прием «Кластер».
При составлении кластеров формируются умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять их в определенном порядке, т.е. создать рисуночную модель. Для формирования
познавательных УУД
применяю
метод проектов и исследовательские

работы.
Метод проектов дает возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, развивает интерес к исследовательской работе, учит экспериментировать, наблюдать. Для формирования
коммуникативных УУД
составляю синквейны и организую групповую работу.
Синквейн
– быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, средство творческой выразительности. Учит обобщать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления.
Работа в группах.
Учит детей слушать, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться, оказывать поддержку друг другу, правильно выражать свои мысли. В своей работе стараюсь использовать все возможности, чтобы дети могли раскрыть и реализовать свой талант и во внеурочное время: творческая мастерская, факультативные занятия, предметные кружки, интеллектуальные марафоны и игры, научно-практические конференции, дистанционные курсы, олимпиады, портфолио. Внеурочная деятельность в современной школе приобретает новую актуальность, так как внеурочные формы и методы работы обладают широкими возможностями выявления и развития детской одаренности. Кружки и объединения занимают значительное место в образовательном пространстве, помогают развивать у моих воспитанников творческие способности, выявлять музыкальные и актерские данные, формирует их общую культуру, расширяет и углубляет знания в области прикладного искусства, истории родного края. Ученики становятся призерами и лауреатами конкурсов юных исполнителей, танцоров, вокалистов, театралов, чемпионами спортивных соревнований разного уровня. За период работы над опытом получены результаты: 100 % учащихся занимаются в кружках школы и вне школы , в ысокая результативно сть участия в школьных, муниципальных и всероссийских конкурсах. Результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях. участников победителей призёров лауреатов 1 класс 19 19 12 2 2 класс 22 17 32 1 3 класс 27 33 29 4 Во Всероссийском конкурсе проекте «Интеллект - Экспресс» 20 победителей, 18 призёров, 7 лауреатов. Во Всероссийском конкурсе-игре по ОБЖ «Муравей» 2 победителя, 9 призёров, 1 лауреат. В краевой многопредметной дистанционной олимпиаде «Интеллект» 6 победителей. Во Всероссийской олимпиаде для младших школьников: 13 победителей, 14 призёров и т.д. На районной межпредметной олимпиаде для учащихся начальной школы «Зажги свою звезду» команда учащихся моего класса: добилась лучших результатов: 7 командных и 10 личных призовых мест. Учащиеся Павшенко Кристина и Волков Александр стали 4
5 победителями в личном зачёте. На протяжении нескольких лет мои учащиеся становились победителями районной предметной олимпиады. Ежегодно учащиеся моего класса принимают активное участие в районной межпредметной конференции школьников «Школа. Наука. Интеллект», которая проходит под девизом: «Учись, твори, исследуй». Дети добились хороших результатов: 3 победителя, 1 призёр. Дополнительное образование в школе напрямую связано с базовым образованием, оно расширяет и углубляет его, создаёт условия для его индивидуализации. Дополнительное образование обеспечивает реализацию внеурочной деятельности в начальной школе. Учащиеся моего класса вот уже 4 год посещают объединение «Умники и умницы», которое способствует познавательному и интеллектуальному развитию. В классе создан ансамбль «Казачок», при поддержке ЦДТ, где изучают уклад жизни казаков, их песенное творчество. В итоге дети представили композицию «Казачьи посиделки». Победив в напряжённой борьбе на районном фестивале-конкурсе национальных культур «Многоликая Россия» и став призёрами районных конкурсов «Звёздная россыпь-2015», хоровых коллективов, дети отправились на V Открытый Международный конкурс-фестиваль сценического и художественного искусства «Верь в свою звезду», который проводился в г. Георгиевске в марте 2015года. Конкурс проходил под девизом «Нам нужен мир» совместно с творческой организацией «Радость планеты» при поддержке Министерства культуры Ставропольского края. Несмотря на огромную конкуренцию, наши артисты стали дипломантами 1 степени в номинации «Фолькмир». Вот они, наши талантливые дети, имеющие активную жизненную позицию, готовые своим трудолюбием, способностью самовыражения в очередной раз защитить честь своей школы и нашего района. Участие школьников в конференциях, олимпиадах, конкурсах дает положительный результат в работе с семьёй: формируется позитивный психологический климат в семье, активизируется взаимодействие между школой и семьёй. Работа ребёнка при поддержке родителей даёт хороший результат в формировании его мировоззрения и личностных качеств. Сегодня трудно мне представить свою работу без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить диагностику, внеклассные и внеурочные мероприятия. Да и сами дети зачастую больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах, а не в традиционных учебниках. В рамках реализации программы модернизации системы общего образования мой кабинет оснащён АРМ, интерактивной доской, учебно-лабораторным оборудованием «Архимед», «Перворобот», электронным микроскопом. Современное оборудование позволяет мне сделать процесс обучения ярче, информативнее и увлекательнее. Его применение способствует формированию у обучающихся
универсальных учебных действий
, а так же позволяет активизировать познавательную мотивацию младших школьников к исследовательской и проектной деятельности и более широко применять педагогические технологии, привлекая родителей к процессу обучения и воспитания. Подводя итоги своей работы за 3 года, хочу отметить. Что я добилась хороших результатов и решила большую часть поставленных перед собой задач: разработала методику выявления одарённых детей, программу развития одарённых детей «Зажги свою звезду» на период 2012-2016г, используя прогрессивные педагогические технологии, создала благоприятные условия для развития детей моего класса, что позволило им самореализоваться. Прохождение мною курсовой подготовки, вебинаров: «Организация работы с одарёнными детьми», «Организация исследовательской деятельности школьников», «Ключевые компетенции: творческое мышление» , «Интеллект и креативность – через призму ФГОС », 5
6 посещение семинаров по различным направлениям работы с одарёнными детьми оказало положительное влияние на реализацию опыта. Благодаря созданию программы, повысилась педагогическая культура родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка. Идеи и содержание моей программы «Зажги свою звезду» применяют на практике учителя нашей школы.
Перспективы развития опыта:
-Оказание адресной помощи одарённым детям и детям с признаками одарённости на основе данных психологической диагностики. -Создание карт успешности развития одарённых детей. -Формирование банка методических материалов (диагностик, методик, технологий, тренингов), создание и распространение электронных пособий. -Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов для обучающихся. - Размещение опыта работы с одарёнными детьми в СМИ, сети Интернет. Одаренные дети — это особые дети. Моя задача, как педагога, - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Мой опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Благодаря системной работе одаренные дети становятся успешными. Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Источники. 1. Электронный ресурс Министерства образования и науки. сайт 2. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт», утвержден приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки РФ. сайт 3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». 3.Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // /Центр образовательного законодательства 4.Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг. [Электронный ресурс] // 5.Феденко Л.Н. Об особенностях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [электронный ресурс] // Режим доступа: Литература. 1. Безрукова В.С. Педагогика и психология. - М.: Мысль, 2009. 2. Лосева А.А. Психологическая диагностика одарённости. - М: Академический проект, 2007. 3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Академический проект, 2007. 4.Одаренные дети и педагогические условия их развития. 6