"Игра как активный метод обучения"

Автор: Иманалиев Айбулат Ермекович
Должность: учитель ОБЖ и физкультуры
Учебное заведение: МБОУ "Досангская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Досанг, Астраханская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игра как активный метод обучения"
Дата публикации: 21.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Игра как активный метод обучения
Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры. Строго говоря, это формы организации и проведения цельного образовательного мероприятия или даже предметного цикла, хотя, конечно, принципы данных форм обучения можно использовать и для проведения отдельных частей урока. Поиск новых форм и приемов изучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В современных условиях обучение должно быть направлено на формирование сильной личности. Чтобы жить и работать в непрерывно меняющемся мире, необходимо разрабатывать собственную стратегию поведения и нести за нее ответственность. В педагогической практике применяются различные методические приемы для активизации процесса обучения на уроках. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Значительное место в системе школьного образования занимают игры. Они являются одним из важных средств разностороннего воспитания школьников. Применение игровой деятельности на уроках является важным методическим средством для развития творческих способностей детей школьного возраста. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. Игра только внешне кажется
беззаботной и легкой, она требует от играющего энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игровые технологии в обучении могут изменить образовательный процесс коренным образом, способствовать достижению высоких результатов обучения. Значимость данной темы особенно важна для преподавателей в общеобразовательных учебных заведениях. В методической литературе часто отмечается, что главными факторами развития способностей учащихся является личность самого педагога и специально организованные учителем условия, в которых осуществляется деятельность учащихся. Активная познавательная деятельность школьников организуется с помощью разнообразных средств. Исходя из педагогической практики, можно отметить, что как раз игровая деятельность является отличным средством развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности детей. Именно поэтому работа над этой темой, изучение теоретических особенностей, разработка практических и внеклассных занятий, уроков помогает решить многие проблемы в обучении и воспитании. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к творческо-поисковой. Кроме того, детям привычнее обучаться в игре, поскольку именно в такой форме информация воспринимается ими лучше, поддерживается интерес. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Таким образом, развитие интереса, творческой активности и целеустремлённости учащихся на уроках и внеурочных занятиях –необходимое условие обучения в современной школе. Значительное место в системе школьного
образования занимают игры. Они являются одним из важных средств разностороннего воспитания школьников. Применение игровой деятельности на уроках является важным методическим средством для активизации творческих способностей детей школьного возраста. Применение игровых форм обучения на уроках позволит усилить интерес учащихся к занятиям. Активизирует их мыслительную деятельность, способствует повышению качества знаний, а также улучшает использование этих знаний на практике. Игры как активная форма обучения играют важную роль в формировании умений и навыков, прежде всего коммуникативных. Игра-это сложное социально-психологическое явление. Игровая деятельность способствует развитию у школьников памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу, воспитанию у учащихся наблюдательности, учит детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. Игра-это метод познания действительности. В игре возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учёбе. Каковы же теоретические аспекты использования игровых форм обучения учащихся? По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); - коммуникативную: освоение диалектики общения; - диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. Значение игры невозможно исчерпать. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подрожать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который начинает складываться еще в дошкольном детстве. В психолого- педагогической науке постоянно отмечается, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определённую сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с. 2. Трайнев, В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании - М., 2006. 3. Гуревич, П.С. Психология и педагогика; М.: Проект, 2004. 352 c. 5. Занъко, С.Ф. и др. Игра и ученье - М., 1992 6. Корчак, Януш Как любить детей; М.: Знание, 1991. 192 c. 7. Ильин, Е.Н Герой нашего урока / Е.Н. Иванихин. - М.: Педагогика, 1991 - 176 c. 8. Квашко, Л.П. Личностно-профессиональное саморазвитие: миф или реальность?; Владивосток: Дальневосточный университет, 2002. 260 c. 9. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД. М:2004 10. Корнилова, И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников. Креативная игра-драматизация; М.: Экзамен, 2004. 160 c. 11. Корчак, Януш. Как любить детей; М.: Знание, 1991. 192 c. 12. Корчак, Януш. Педагогическое наследие;М.: Педагогика, 1990. 272 c. 24. Лында, А.С. и др. Педагогика; М.: Высшая школа, 2005. 368 c.