Автор: Антонян Венера Армаисовна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 6"
Населённый пункт: город Благодарный
Наименование материала: Статья
Тема: "Образовательный маршрут и условия его реализации для детей, имеющих ОВЗ"
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ И УСЛОВИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОВЗ
Антонян В.А., учитель трудового обучения
ГКОУ «Специальная (коррекционная школа № 6» г.Благодарный
Преобразования,
происходящие
сегодня
в
системе
российского
образования,
в
том
числе,
развитие
инклюзивной
практики,
гарантируют
равные права на получение образования и доступность общего образования для
детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбора подходящего
им образовательного маршрута.
В
настоящее
время
детям
с
ОВЗ
вовсе
не
обязательно
обучаться
в
специальных
учреждениях,
они
могут
получить
образование
и
лучше
адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками по месту жительства в
массовой
общеобразовательной
школе,
где
таким
детям
оказывается
необходимая специальная поддержка. Здоровым же детям совместное обучение
со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность –
качества, столь необходимые на сегодняшний день.
Инклюзивное
образование
является
одним
из
основных
направлений
модернизации системы специального образования во многих странах мира.
Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов от 2006 года государствами-
участниками
(в
том
числе
и
Россией)
признаются
права
инвалидов
на
образование.
В
основу
инклюзивного
образования
положена
идея,
исключающая
любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем
людям,
но
создает
особые
условия
для
детей,
имеющих
особые
образовательные потребности.
Для организации адекватной и эффективной системы комплексного, в
первую
очередь
психолого-педагогического
сопровождения
инклюзивной
практики
в
образовательном
учреждении
необходимо
наличие
как
«внутренних», так и внешних условий.
К собственно «внутренним» условиям следует отнести принятие всеми
участниками
образовательного
процесса
философий
и
принципов
инклюзивного образования, создания «безбарьерной» образовательной среды,
эффективной деятельности консилиума ОУ, наличие адекватной и оптимальной
документации
и
владение
ею
всеми
специалистами,
других
необходимых
условий.
К
«внешним»
условиям,
необходимым
для
организации
деятельности
инклюзивного образовательного учреждения, относятся:
-
системность
развития
инклюзивного
образования
в
регионе
–
наличие
образовательных учреждений разных ступеней образования (инклюзивная
образовательная
вертикаль:
система
ранней
помощи
–
вариативность
форм
включения ребенка с ОВЗ в ДОУ – организация инклюзивной вертикали в
средней общеобразовательной школе – в ее начальном и среднем звене, а также
аналогичные «звенья» в специальной (коррекционной) школе);
-
преемственность
и
взаимодействие
между
отдельными
звеньями
этой
вертикали;
-
наличие
в
регионе
структур,
оказывающих
эффективную
методическую,
организационную поддержку и сопровождение инклюзивных ОУ (в ПМСС-
центрах);
-
создание
и
функционирование
регионального
Совета
по
инклюзивному
образованию;
- взаимодействие с социальными партнерами.
Среди «внутренних» условий организации инклюзивной деятельности ОУ
по
сопровождению
ребенка
с
ОВЗ
необходимо
выделить организационные,
кадровые и средовые:
- сотрудничество с ПМСС центром и, созданными в них, психолого-медико-
педагогическими комиссиями (ПМПК);
- взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями
вертикали или сети (детский сад, школа, и т.п.), в том числе взаимный обмен
технологиями, материалами, информацией и документами;
- наличие подготовленных для реализации задач инклюзивного образования
кадров;
-
разработка
приемов,
методов
и
форм
повышения
профессиональной
компетентности специалистов;
- наличие команды специалистов сопровождения: координатор (завуч) по
инклюзии,
психолог,
специальный
педагог,
логопед,
социальный
педагог,
помощник учителя (тьютор) и др.;
-
организация
деятельности
этих
специалистов
как
психолого-медико-
педагогического
консилиума
(ПМПк)
образовательного
учреждения
с
соответствующими выделенными задачами;
- архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду;
-
наличие
специального
оборудования
и
средств,
модулирующих
образовательное пространство класса /группы.
В
образовательных
учреждениях,
где
обучаются
дети
с
ограниченными
возможностями здоровья, предъявляются новые и более высокие требования ко
всем педагогам, работающим в школе.
В
работе
с
педагогами,
работающими
с
ребенком
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
особую
актуальность
приобретает
развитие
следующих интегральных характеристик:
1.
направленность на ребёнка, включающую в себя:
- положительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья
и готовность работать с ними;
-
стратегию
сотрудничества
с
родителями,
воспитывающими
детей
с
ограниченными возможностями здоровья;
2) интеллектуальная гибкость:
- навыки разработки индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными
возможностями здоровья;
3) профессиональная компетентность:
- знания и навыки, необходимые для работы в междисциплинарных командах;
- знания специальных технологий сопровождения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья;
- навыки проведения педагогической диагностики для построения траектории
индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными
возможностями здоровья;
4) поведенческая гибкость:
- навыки сопровождения ребенка с ОВЗ по индивидуальному образовательному
маршруту;
- знание методик работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Учитель становится координатором инклюзивного процесса в классе в
сотрудничестве
со
всеми
участниками
воспитательно-образовательной
деятельности:
командой
специалистов,
администрацией,
родителями
и
учащимися.
Для
учителя
в
инклюзивной
образовательной
среде
важно
владеть
практикой
в
самостоятельной
исследовательской
деятельности,
навыками
разработки поурочных планов для конкретного класса, а также для конкретного
ребенка, умениями творчески перерабатывать учебный план и адаптировать
свои методы обучения к особенностям учеников.
Для
квалифицированного
решения
коррекционных
задач,
связанных
с
обучением
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
оказывать
помощь
учителю
в
инклюзивном
пространстве
обязательно
должны
такие
специалисты,
как
учитель-дефектолог,
учитель-логопед,
педагог
ЛФК,
социальный педагог, тьютор.
Работа всех педагогов должна строиться на принципе уникальности и
важности каждого ребенка вне зависимости от его способностей. Осуществить
индивидуальный
подход
в
обучении
детей
с
ОВЗ
поможет
внутренний,
разработанный учреждением документ – индивидуальный маршрут обучения
детей с ОВЗ.
И н д и в и д уа л ь н ы й
ма р ш ру т
о бу ч е н и я
д е т е й
с
О В З
–
э т о
институциональный
документ,
который
регламентирует
и
определяет
содержание
коррекционной
развивающей
деятельности,
направленной
на
помощь ребенку с проблемами психологического и физиологического развития
и его семье.
Индивидуальный образовательный маршрут определяет специфику
освоения содержания образовательного стандарта на основе индивидуальной
программы
реабилитации
ребенка
с
ОВЗ,
рекомендаций
территориальной
ПМПК, комплексной диагностики особенностей личности и поведения ребёнка,
ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации
особых
образовательных
потребностей
ребенка
в
процессе
обучения
и
воспитания.
Схема индивидуального маршрута обучения детей с ОВЗ разрабатывается
с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это и состояние
здоровья, и особенности психофизического развития, интересов, способностей,
эмоциональности, типа темперамента, степени освоения учебной программы.
Разрабатывая
индивидуальный
маршрут
обучения
детей
с
ОВЗ,
следует
учитывать
параметры,
влияющие
на
охрану
здоровья
детей.
Очень
важно
создать комфортные психологические условия, проявлять в работе с каждым
ребенком
доброжелательность,
владеть
тактичностью
при
оценивании
результатов
его
обучения,
поощрять
взаимоуважение
в
отношениях
между
детьми.
Необходимо
принять
меры,
такие
как
введение
продолжительных
перемен и предупреждение психофизических перегрузок. Периодическая смена
видов
деятельности,
выполнение
заданий,
требующих
творческого
подхода,
использование
красочного
раздаточного
материала,
-
все
это
способствует
предотвращению эмоциональных срывов.
Задачами при построении индивидуального образовательного маршрута
являются: определение индивидуальных потребностей ребенка; определение
формы
обучения
ребенка;
определение
объема,
содержания;
определение
стратегии
организации
образовательной
деятельности,
стратегии
включения
ребенка с ОВЗ в социум.
Основными
этапами
разработки
и
реализации
индивидуального
образовательного маршрута являются:
- выявление и анализ проблем развития ребенка с ОВЗ (на уровне
школьного
ПМПк)
специалистами
сопровождения
(диагностика
основным
педагогом и специалистами сопровождения);
- определение возможности обучения конкретного ребенка, условий и
форм обучения (из заключения территориальной ПМПК);
- предварительное определение вида и объёма необходимой помощи
(образовательной,
логопедической,
психолого-педагогической,
медицинской),
исходя из имеющихся или привлеченных ресурсов;
- проведение предварительной работы, направленной на подготовку к
обучению:
с
ребёнком
и
его
родителями:
с
родителями,
учащимися
и
педагогами школы;
- организация мероприятий по адаптации ребенка;
- разработка коррекционных программ в зависимости от уровня знаний,
возможностей и способностей ребенка;
- обсуждение на заседании шПМПк, проектирование индивидуального
образовательного маршрута, утверждение;
-
реализация
индивидуального
образовательного
маршрута
(систематическое
сопровождение
образовательной
деятельности,
оценка
результатов обучения и социализации).