Напоминание

"Образовательный маршрут и условия его реализации для детей, имеющих ОВЗ"

Автор: Антонян Венера Армаисовна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: ГКОУ "Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 6"
Населённый пункт: город Благодарный
Наименование материала: Статья
Тема: "Образовательный маршрут и условия его реализации для детей, имеющих ОВЗ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ И УСЛОВИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ОВЗ

Антонян В.А., учитель трудового обучения

ГКОУ «Специальная (коррекционная школа № 6» г.Благодарный

Преобразования,

происходящие

сегодня

в

системе

российского

образования,

в

том

числе,

развитие

инклюзивной

практики,

гарантируют

равные права на получение образования и доступность общего образования для

детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбора подходящего

им образовательного маршрута.

В

настоящее

время

детям

с

ОВЗ

вовсе

не

обязательно

обучаться

в

специальных

учреждениях,

они

могут

получить

образование

и

лучше

адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками по месту жительства в

массовой

общеобразовательной

школе,

где

таким

детям

оказывается

необходимая специальная поддержка. Здоровым же детям совместное обучение

со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность –

качества, столь необходимые на сегодняшний день.

Инклюзивное

образование

является

одним

из

основных

направлений

модернизации системы специального образования во многих странах мира.

Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов от 2006 года государствами-

участниками

том

числе

и

Россией)

признаются

права

инвалидов

на

образование.

В

основу

инклюзивного

образования

положена

идея,

исключающая

любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем

людям,

но

создает

особые

условия

для

детей,

имеющих

особые

образовательные потребности.

Для организации адекватной и эффективной системы комплексного, в

первую

очередь

психолого-педагогического

сопровождения

инклюзивной

практики

в

образовательном

учреждении

необходимо

наличие

как

«внутренних», так и внешних условий.

К собственно «внутренним» условиям следует отнести принятие всеми

участниками

образовательного

процесса

философий

и

принципов

инклюзивного образования, создания «безбарьерной» образовательной среды,

эффективной деятельности консилиума ОУ, наличие адекватной и оптимальной

документации

и

владение

ею

всеми

специалистами,

других

необходимых

условий.

К

«внешним»

условиям,

необходимым

для

организации

деятельности

инклюзивного образовательного учреждения, относятся:

-

системность

развития

инклюзивного

образования

в

регионе

наличие

образовательных учреждений разных ступеней образования (инклюзивная

образовательная

вертикаль:

система

ранней

помощи

вариативность

форм

включения ребенка с ОВЗ в ДОУ – организация инклюзивной вертикали в

средней общеобразовательной школе – в ее начальном и среднем звене, а также

аналогичные «звенья» в специальной (коррекционной) школе);

-

преемственность

и

взаимодействие

между

отдельными

звеньями

этой

вертикали;

-

наличие

в

регионе

структур,

оказывающих

эффективную

методическую,

организационную поддержку и сопровождение инклюзивных ОУ (в ПМСС-

центрах);

-

создание

и

функционирование

регионального

Совета

по

инклюзивному

образованию;

- взаимодействие с социальными партнерами.

Среди «внутренних» условий организации инклюзивной деятельности ОУ

по

сопровождению

ребенка

с

ОВЗ

необходимо

выделить организационные,

кадровые и средовые:

- сотрудничество с ПМСС центром и, созданными в них, психолого-медико-

педагогическими комиссиями (ПМПК);

- взаимодействие с другими инклюзивными и специальными учреждениями

вертикали или сети (детский сад, школа, и т.п.), в том числе взаимный обмен

технологиями, материалами, информацией и документами;

- наличие подготовленных для реализации задач инклюзивного образования

кадров;

-

разработка

приемов,

методов

и

форм

повышения

профессиональной

компетентности специалистов;

- наличие команды специалистов сопровождения: координатор (завуч) по

инклюзии,

психолог,

специальный

педагог,

логопед,

социальный

педагог,

помощник учителя (тьютор) и др.;

-

организация

деятельности

этих

специалистов

как

психолого-медико-

педагогического

консилиума

(ПМПк)

образовательного

учреждения

с

соответствующими выделенными задачами;

- архитектурные преобразования, включая безбарьерную среду;

-

наличие

специального

оборудования

и

средств,

модулирующих

образовательное пространство класса /группы.

В

образовательных

учреждениях,

где

обучаются

дети

с

ограниченными

возможностями здоровья, предъявляются новые и более высокие требования ко

всем педагогам, работающим в школе.

В

работе

с

педагогами,

работающими

с

ребенком

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

особую

актуальность

приобретает

развитие

следующих интегральных характеристик:

1.

направленность на ребёнка, включающую в себя:

- положительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья

и готовность работать с ними;

-

стратегию

сотрудничества

с

родителями,

воспитывающими

детей

с

ограниченными возможностями здоровья;

2) интеллектуальная гибкость:

- навыки разработки индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными

возможностями здоровья;

3) профессиональная компетентность:

- знания и навыки, необходимые для работы в междисциплинарных командах;

- знания специальных технологий сопровождения ребенка с ограниченными

возможностями здоровья;

- навыки проведения педагогической диагностики для построения траектории

индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными

возможностями здоровья;

4) поведенческая гибкость:

- навыки сопровождения ребенка с ОВЗ по индивидуальному образовательному

маршруту;

- знание методик работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Учитель становится координатором инклюзивного процесса в классе в

сотрудничестве

со

всеми

участниками

воспитательно-образовательной

деятельности:

командой

специалистов,

администрацией,

родителями

и

учащимися.

Для

учителя

в

инклюзивной

образовательной

среде

важно

владеть

практикой

в

самостоятельной

исследовательской

деятельности,

навыками

разработки поурочных планов для конкретного класса, а также для конкретного

ребенка, умениями творчески перерабатывать учебный план и адаптировать

свои методы обучения к особенностям учеников.

Для

квалифицированного

решения

коррекционных

задач,

связанных

с

обучением

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

оказывать

помощь

учителю

в

инклюзивном

пространстве

обязательно

должны

такие

специалисты,

как

учитель-дефектолог,

учитель-логопед,

педагог

ЛФК,

социальный педагог, тьютор.

Работа всех педагогов должна строиться на принципе уникальности и

важности каждого ребенка вне зависимости от его способностей. Осуществить

индивидуальный

подход

в

обучении

детей

с

ОВЗ

поможет

внутренний,

разработанный учреждением документ – индивидуальный маршрут обучения

детей с ОВЗ.

И н д и в и д уа л ь н ы й

ма р ш ру т

о бу ч е н и я

д е т е й

с

О В З

э т о

институциональный

документ,

который

регламентирует

и

определяет

содержание

коррекционной

развивающей

деятельности,

направленной

на

помощь ребенку с проблемами психологического и физиологического развития

и его семье.

Индивидуальный образовательный маршрут определяет специфику

освоения содержания образовательного стандарта на основе индивидуальной

программы

реабилитации

ребенка

с

ОВЗ,

рекомендаций

территориальной

ПМПК, комплексной диагностики особенностей личности и поведения ребёнка,

ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации

особых

образовательных

потребностей

ребенка

в

процессе

обучения

и

воспитания.

Схема индивидуального маршрута обучения детей с ОВЗ разрабатывается

с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это и состояние

здоровья, и особенности психофизического развития, интересов, способностей,

эмоциональности, типа темперамента, степени освоения учебной программы.

Разрабатывая

индивидуальный

маршрут

обучения

детей

с

ОВЗ,

следует

учитывать

параметры,

влияющие

на

охрану

здоровья

детей.

Очень

важно

создать комфортные психологические условия, проявлять в работе с каждым

ребенком

доброжелательность,

владеть

тактичностью

при

оценивании

результатов

его

обучения,

поощрять

взаимоуважение

в

отношениях

между

детьми.

Необходимо

принять

меры,

такие

как

введение

продолжительных

перемен и предупреждение психофизических перегрузок. Периодическая смена

видов

деятельности,

выполнение

заданий,

требующих

творческого

подхода,

использование

красочного

раздаточного

материала,

-

все

это

способствует

предотвращению эмоциональных срывов.

Задачами при построении индивидуального образовательного маршрута

являются: определение индивидуальных потребностей ребенка; определение

формы

обучения

ребенка;

определение

объема,

содержания;

определение

стратегии

организации

образовательной

деятельности,

стратегии

включения

ребенка с ОВЗ в социум.

Основными

этапами

разработки

и

реализации

индивидуального

образовательного маршрута являются:

- выявление и анализ проблем развития ребенка с ОВЗ (на уровне

школьного

ПМПк)

специалистами

сопровождения

(диагностика

основным

педагогом и специалистами сопровождения);

- определение возможности обучения конкретного ребенка, условий и

форм обучения (из заключения территориальной ПМПК);

- предварительное определение вида и объёма необходимой помощи

(образовательной,

логопедической,

психолого-педагогической,

медицинской),

исходя из имеющихся или привлеченных ресурсов;

- проведение предварительной работы, направленной на подготовку к

обучению:

с

ребёнком

и

его

родителями:

с

родителями,

учащимися

и

педагогами школы;

- организация мероприятий по адаптации ребенка;

- разработка коррекционных программ в зависимости от уровня знаний,

возможностей и способностей ребенка;

- обсуждение на заседании шПМПк, проектирование индивидуального

образовательного маршрута, утверждение;

-

реализация

индивидуального

образовательного

маршрута

(систематическое

сопровождение

образовательной

деятельности,

оценка

результатов обучения и социализации).