Напоминание

"Современные методы гармонизации эмоциональной сферы дошкольника средствами музыкального искусства"

Автор: Алиуллова Лилия Ринатовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад№82 комбинированного вида Кировского района г.Казани
Населённый пункт: г.Казань Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные методы гармонизации эмоциональной сферы дошкольника средствами музыкального искусства"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Современные методы гармонизации эмоциональной сферы

дошкольника средствами музыкального искусства

Целью

образовательного

процесса

в

современных

дошкольных

образовательных организациях является гармоничное всестороннее развитие

ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и

личностного развития.

Формирование личностных качеств, необходимых в

современной

социокультурной

ситуации,

возможно

только

в

условиях

развитой культуры эмоций и чувств, проявлений коммуникативной эмпатии,

умения

налаживать

конструктивное

взаимодействие,

эффективно

преодолевать конфликтные ситуации и др. Дошкольный период - достаточно

короткое время жизни человека. Поэтому важно именно в это время заложить

хорошие основы личности. Немаловажным является эмоциональное развитие

ребёнка, которое имеет свои особенные характеристики.

Проблема современности в том, что многие дети имеют проблемы в

эмоциональном развитии. Статистические показания говорят, что лишь 14-

16% детей являются нормативными, а остальные 84-86% с особенностями

психосоциального развития. Большинство этих детей не умеют откликаться

на чувства и состояния других, неадекватно реагируют на многие вещи.

Сегодня

лучшими

друзьями

ребёнка

являются

телевизор

и

компьютер,

смартфон и планшет, а любимейшие занятия — просмотр мультфильмов и

компьютерные игры. В результате подобного образа жизни дети меньше

общаются и с взрослыми, и со сверстниками; дошкольники не внимательны и

нечувствительны

к

окружающим,

не

умеют

контролировать

и

уместно

проявлять эмоции. А ведь общение значительно обогащает жизнь, делая её

яркой, наполненной эмоциями и впечатлениями.

Эмоциональное состояние важнейшая составляющая эмоциональной

сферы,

которое

выражается

не

во

внешних

действиях

человека,

а

в

его

внутренних

переживаниях. К

эмоциональным

состояниям

относят

раздражительность, тревогу, благодушие, различные оттенки настроения —

от депрессивных состояний до состояния эйфории. Но чаще эмоциональные

состояния проживаемые личностью носят смешанный характер.

Рассматривая

вопрос

о

коррекции

эмоциональных

состояний,

большинство исследователей сходятся во мнении о том, что гармонизация

эмоциональной

сферы

это

целенаправленная

работа,

способствующая

преодолению

эмоциональных

нарушений

в

функционировании

или

отставании в развитии тех или иных составляющих эмоциональной сферы

человека,

а

также

компенсации

негативных

особенностей

его

личности,

складывающихся на основе данных процессов.

Среди

задач

решаемых

ФГОС

ДОО,

отдельным

пунктом

отмечен

вопрос охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в

том числе их эмоционального благополучия. Для гармонизации критических

состояний детей дошкольного возраста мы предлагаем использовать музыку.

Необходимость использования потенциала музыкального искусства в

целях

гармонизации

эмоциона льной

с феры

дошкольников

в

непосредственной

образовательной

деятельности

объясняется

ее

возможностью

непосредственно

воздействовать

на

эмоции

и

чувства

человека.

Известно,

что

с

древнейших

времен,

музыка

использовалась

как

средство оздоровления душевных переживаний и телесных повреждений.

Древние

египтяне,

например,

музыку

считали

«лекарством

для

души».

Использование музыки в качестве оздоровления физического и психического

здоровья встречалось и у древних евреев.

Воздействие

музыки

на

человека

изучено

целым

рядом

ученых

различных

областей.

С

точки

зрения

теории

аффектов,

музыка

с

одной

стороны призвана

возбуждать

в

человеке

различные

состояния

души,

с

другой

сама

изображает

их.

О

влиянии

нравственно-эстетического

воспитания

на

гармонизацию

эмоциональной

сферы

подрастающего

поколения

рассуждали

многие

педагоги,

философы,

просветители.

А.С.

Макаренко воспитывал чувство красоты у колонистов путем высаживания на

территории колонии роз и звучания музыки.

Художественно-эстетическое

развитие,

в

рамках

реализации

ФГОС,

предполагает

развитие

предпосылок

ценностно-смыслового

восприятия

и

понимания

произведений

искусства

(словесного,

музыкального,

изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к

окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах

искусства;

восприятие

музыки,

художественной

литературы,

фольклора;

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

реализацию

само стоятельной

творче ской

деятельно сти

д е т е й

(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Однако,

приведенные нами доводы о возможностях музыкального искусства говорят о

том,

что

ее

можно

использовать

в

целях

сохранения

и

укрепления

эмоционального благополучия дошкольников.

Таким,

образом,

существует

противоречие

между

необходимостью

эмоциональной

коррекции

эмоционального

состояния

дошкольников

и

недостаточностью методических разработок, направленных на гармонизацию

этого

процесса

средствами

музыки.

Возникает

необходимость

создания

систематических

музыкальных

игр

и

упражнений

в

целях

гармонизации

эмоциональной сферы в непосредственной образовательной деятельности в

детских образовательных организациях.

На

базе

статистических

показаний

эмоционального

состояния

дошкольников была разработана система игр для детей 5-7 лет, среди которых

музыкальные и арт-терапевтические упражнения и игры.

Структура

непосредственной

образовательной

деятельности

не

меняется, лишь добавляется музыкальная игра или упражнение на снятие

эмоциональной напряженности, которая повторяется в группе с воспитателем

в течении недели.

Важнейшей задачей разработанной и включенной в непосредственную

образовательную деятельность системы игр является охрана и укрепление

эмоционального

благополучия

детей,

в

том

числе

их

физического

и

психического здоровья.

По

нашему

мнению,

эффективность

использования

системы

игр,

направленных на гармонизацию эмоциональной сферы дошкольников, была

бы

выше

при

использовании

данного

метода

всеми

специалистами

дошкольной образовательной организации.