Автор: Алиуллова Лилия Ринатовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад№82 комбинированного вида Кировского района г.Казани
Населённый пункт: г.Казань Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные методы гармонизации эмоциональной сферы дошкольника средствами музыкального искусства"
Современные методы гармонизации эмоциональной сферы
дошкольника средствами музыкального искусства
Целью
образовательного
процесса
в
современных
дошкольных
образовательных организациях является гармоничное всестороннее развитие
ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и
личностного развития.
Формирование личностных качеств, необходимых в
современной
социокультурной
ситуации,
возможно
только
в
условиях
развитой культуры эмоций и чувств, проявлений коммуникативной эмпатии,
умения
налаживать
конструктивное
взаимодействие,
эффективно
преодолевать конфликтные ситуации и др. Дошкольный период - достаточно
короткое время жизни человека. Поэтому важно именно в это время заложить
хорошие основы личности. Немаловажным является эмоциональное развитие
ребёнка, которое имеет свои особенные характеристики.
Проблема современности в том, что многие дети имеют проблемы в
эмоциональном развитии. Статистические показания говорят, что лишь 14-
16% детей являются нормативными, а остальные 84-86% с особенностями
психосоциального развития. Большинство этих детей не умеют откликаться
на чувства и состояния других, неадекватно реагируют на многие вещи.
Сегодня
лучшими
друзьями
ребёнка
являются
телевизор
и
компьютер,
смартфон и планшет, а любимейшие занятия — просмотр мультфильмов и
компьютерные игры. В результате подобного образа жизни дети меньше
общаются и с взрослыми, и со сверстниками; дошкольники не внимательны и
нечувствительны
к
окружающим,
не
умеют
контролировать
и
уместно
проявлять эмоции. А ведь общение значительно обогащает жизнь, делая её
яркой, наполненной эмоциями и впечатлениями.
Эмоциональное состояние важнейшая составляющая эмоциональной
сферы,
которое
выражается
не
во
внешних
действиях
человека,
а
в
его
внутренних
переживаниях. К
эмоциональным
состояниям
относят
раздражительность, тревогу, благодушие, различные оттенки настроения —
от депрессивных состояний до состояния эйфории. Но чаще эмоциональные
состояния проживаемые личностью носят смешанный характер.
Рассматривая
вопрос
о
коррекции
эмоциональных
состояний,
большинство исследователей сходятся во мнении о том, что гармонизация
эмоциональной
сферы
это
целенаправленная
работа,
способствующая
преодолению
эмоциональных
нарушений
в
функционировании
или
отставании в развитии тех или иных составляющих эмоциональной сферы
человека,
а
также
компенсации
негативных
особенностей
его
личности,
складывающихся на основе данных процессов.
Среди
задач
решаемых
ФГОС
ДОО,
отдельным
пунктом
отмечен
вопрос охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в
том числе их эмоционального благополучия. Для гармонизации критических
состояний детей дошкольного возраста мы предлагаем использовать музыку.
Необходимость использования потенциала музыкального искусства в
целях
гармонизации
эмоциона льной
с феры
дошкольников
в
непосредственной
образовательной
деятельности
объясняется
ее
возможностью
непосредственно
воздействовать
на
эмоции
и
чувства
человека.
Известно,
что
с
древнейших
времен,
музыка
использовалась
как
средство оздоровления душевных переживаний и телесных повреждений.
Древние
египтяне,
например,
музыку
считали
«лекарством
для
души».
Использование музыки в качестве оздоровления физического и психического
здоровья встречалось и у древних евреев.
Воздействие
музыки
на
человека
изучено
целым
рядом
ученых
различных
областей.
С
точки
зрения
теории
аффектов,
музыка
с
одной
стороны призвана
возбуждать
в
человеке
различные
состояния
души,
с
другой
—
сама
изображает
их.
О
влиянии
нравственно-эстетического
воспитания
на
гармонизацию
эмоциональной
сферы
подрастающего
поколения
рассуждали
многие
педагоги,
философы,
просветители.
А.С.
Макаренко воспитывал чувство красоты у колонистов путем высаживания на
территории колонии роз и звучания музыки.
Художественно-эстетическое
развитие,
в
рамках
реализации
ФГОС,
предполагает
развитие
предпосылок
ценностно-смыслового
восприятия
и
понимания
произведений
искусства
(словесного,
музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах
искусства;
восприятие
музыки,
художественной
литературы,
фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию
само стоятельной
творче ской
деятельно сти
д е т е й
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Однако,
приведенные нами доводы о возможностях музыкального искусства говорят о
том,
что
ее
можно
использовать
в
целях
сохранения
и
укрепления
эмоционального благополучия дошкольников.
Таким,
образом,
существует
противоречие
между
необходимостью
эмоциональной
коррекции
эмоционального
состояния
дошкольников
и
недостаточностью методических разработок, направленных на гармонизацию
этого
процесса
средствами
музыки.
Возникает
необходимость
создания
систематических
музыкальных
игр
и
упражнений
в
целях
гармонизации
эмоциональной сферы в непосредственной образовательной деятельности в
детских образовательных организациях.
На
базе
статистических
показаний
эмоционального
состояния
дошкольников была разработана система игр для детей 5-7 лет, среди которых
музыкальные и арт-терапевтические упражнения и игры.
Структура
непосредственной
образовательной
деятельности
не
меняется, лишь добавляется музыкальная игра или упражнение на снятие
эмоциональной напряженности, которая повторяется в группе с воспитателем
в течении недели.
Важнейшей задачей разработанной и включенной в непосредственную
образовательную деятельность системы игр является охрана и укрепление
эмоционального
благополучия
детей,
в
том
числе
их
физического
и
психического здоровья.
По
нашему
мнению,
эффективность
использования
системы
игр,
направленных на гармонизацию эмоциональной сферы дошкольников, была
бы
выше
при
использовании
данного
метода
всеми
специалистами
дошкольной образовательной организации.