Напоминание

"Преодоление личностной тревожности старших дошкольников средствами мультимодальных и игровых арт-технологий"

Автор: Алиуллова Лилия Ринатовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад№82 комбинированного вида Кировского района г.Казани
Населённый пункт: г.Казань Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Преодоление личностной тревожности старших дошкольников средствами мультимодальных и игровых арт-технологий"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Преодоление личностной тревожности старших дошкольников средствами

мультимодальных и игровых арт-технологий

Методические рекомендации, комплекс игр

Развитие

детей

старшего

дошкольного

возраста

представляет

собой

совершенный,

неделимый

процесс,

который

тесно

связан

с

развитием

эмоций.

Эмоции

ребенка

имеют

большое

значение

в

его

развитии:

определяют результативность обучения, принимают участие в формировании

творческой, трудовой, учебной деятельности, взаимоотношениях ребенка со

сверстниками. В этом процессе развития старшего дошкольника большую

роль играют средства арт-технологий.

В

дошкольном

возрасте

дети

недостаточно

могут

управлять

своим

эмоциональным состоянием, поэтому задачей взрослого является научить

дошкольника,

используя

средства

мультимодальных

и

игровых

арт-

технологий, управлять своими эмоциональным состоянием и деятельностью,

научиться видеть ее результат и контролировать ее выполнение.

Именно поэтому, нами выбран путь преодоления личностной тревожности

старших дошкольников средствами мультимодальных и игровых арт-технологий.

Проект разработан для реализации в детских образовательных учреждениях

для детей старшего дошкольного возраста.

Нами разработаны методические рекомендации по преодолению тревожности у

дошкольников в виде комплекса игр.

Актуальность

проблемы

обуславливается

проблемой

связанной

с

особенностями

психосоциального

развития

детей.

Статистические

показания

говорят, что группа детей с данными особенностями в детских образовательных

учреждениях составляет 68%. В эту группу входят личностная тревожность,

детские страхи, агрессивность, аутизм.

Под тревожностью в

психологии

понимают

склонно сть

ч е л о в е к а

переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях

неопределенной

опасности

и

проявляющееся

в

ожидании

неблагополучного

развития

событий.

В

отличие

от

страха

как

реакции

на

конкретную

угрозу, тревожность представляет

собой

специфическое

эмоциональное

состояние.

В

психологической

сфере тревожность проявляется

в

изменении

уровня

притязаний личности, в снижении самооценки, решительности, уверенности в

с е б е .

П р и

п о в ы ш е н н о м

у р о в н е

л и ч н о й тревожности

преобладают пессимистические установки:

ожидания

неудач,

неприятностей,

неуспеха. Обычно при высокой тревожности блокируется активность. Ребенок

действует по принципу: чтобы избежать неприятностей лучше ничего не делать.

Снижение активности может привести к торможению развития ребенка. Если

активность не снижается, в случаях, когда повышенная тревожность сочетается с

такими

особенностями

личности

ребенка, как:

социальная

активность,

принципиальность,

добросовестность,

стремление

к

лидерству,

развивается

невроз

или

формируется

психологическая

защита «Я»,

искажаются

самовосприятие и самооценка.

Тревожность может расти вследствие неуспехов в детском саду, проблем в

общении с детьми, повышенной чувствительности, впечатлительности ребенка, а

также особенностями внутрисемейных отношений: опека; условия, создавшиеся

в семье после появления второго ребенка; плохая приспособленность ребенка и т.

д.

Поскольку

игра

единственная

ведущая

деятельность

дошкольного

возраста, в которой наиболее благоприятно развивается личность ребенка, а

музыка - вид искусства, непосредственно воздействующий на эмоции и чувства

человека,

необходимо

использовать

их

образовательно-воспитательный

потенциал

в

целях

преодоления

личностной

тревожности

старших

дошкольников.

Для

реализации

данной

задачи

мы

предлагаем

использовать

мультимодальные и игровые арт-технологии.

Мультмодальные

арт-технологии

в

дошкольном

образовании

это

совокупность

подходов,

форм

и

методов

целостного

развивающего,

образовательного, воспитательного, коррекционного воздействия на личность

выразительными средствами различных видов искусств.

2

Игровые арт-технологии, в свою очередь, представляют собой организацию

педагогического процесса в форме различных педагогических игр, имеющих арт-

терапевтическое воздействие.

Выделим

три

вида

игровых

арт-технологий

предлагаемых

нами

к

использованию:

1. Игры-драматизации, посвященные разыгрыванию жизненных проблем,

ситуаций, произошедших с ребенком.

2. Элементы дидактических игр, предполагающих постановку и реализацию

учебных задач. Их значимость велика при обучении тревожных детей процессу

планирования своей деятельности.

3. Подвижные игры с правилами – они направлены на развитие саморегуляции

мышечной напряженности, представляют собой первый шаг на пути развития

способности к регуляции своих эмоциональных состояний.

Негативное

влияние

тревожности

на

психическое

развитие

ребенка-

дошкольника очевидно. Несмотря на этот факт, изучение опыта работы ДОО и

анализ

психолого-педагогической

литературы

указывают

на

наличие

противоречия

между

возрастающей

потребностью

системы

дошкольного

образования

в

совершенствовании

процесса

профилактики

и

коррекции

тревожности

детей,

с

одной

стороны,

и

недостаточной

теоретической

разработанностью

психолого-педагогических

основ,

обеспечивающих

эффективность

этих

процессов,

отсутствием

соответствующих

программ

и

технологий, с другой.

В

связи

с

этим

было

принято

решение,

разработать

методические

рекомендации

для

разрешения

выявленной

проблемы,

так

как именно

дошкольный

возраст

является

сенситивным

для

становления

самооценки,

развития эмоциональной и морально-нравственной сферы.

Однако в современной образовательной практике ощущается недостаток

методических разработок, использующих коррекционно-развивающий потенциал

музыкального искусства и игровых, мультимодальных арт-технологий.

3

Таким

образом,

существует

противоречие

между

необходимостью

преодоления

тревожности

у

дошкольников

и

недостаточности

методических

разработок, направленных на решение данной проблемы.

Выделенное противоречие определило направление работы по преодолению

личностной тревожности старших дошкольников средствами мультимодальных и

игровых арт-технологий».

Цель

данной разработки

коррекция

уровня

тревожности,

повышения

уверенности в себе и эмоциональной устойчивости у дошкольника путем снятия

эмоционального и телесного напряжения.

Для достижения целей предлагается решить следующие задачи:

1. Создать положительное эмоциональное настроение в группе;

2 .Способствовать снятию мышечного напряжения;

3. Способствовать повышению самооценки детей;

Календарно-тематический план

п/п

Тема

Используемый

материал

Октябрь

Цель:

сплочение

группы,

снятие

эмоционального

напряжения,

создание

доброжелательной атмосферы на занятии, развитие интереса к себе, развитие

словаря ребёнка, отражающего качества характера и внешности.

1

«Здравствуйте, это

Я»

1. Игра «Улыбка» (ритуал начала занятия)

2. Упражнение «Знакомство»

3. Игра «Узнай себя»

4. Психокинетическая разминка «Волшебные цветы»

5. Упражнение «Паспорт эмоций»

6. Изотерапия – рисование автопортрета

7. Рефлексия

8. Игра «Пожелания» (ритуал окончания занятия)

2

«Что тебе

нравится в

1. Игра «Улыбка»

2. Игра «Круг друзей» (разминка)

3. Беседа «Что тебе нравится в себе?»

4. Упражнение «Горячий стул»

4

себе?»

5. Игра «Подарок»

6. Прогрессивная релаксация «Полет»

7.

Рефлексия

8. Игра «Пожелания»

3

«Как мы

боремся с

трудностями»

1. Игра «Улыбка»

2. Беседа «Как надо бороться с трудностями»

3. Упражнение «Разыгрывание ситуаций»

4. Упражнение «Закончи предложение»

5. Упражнение «Самолет»

6. Рефлексия

7. Игра «Пожелания»

4

«Я не один»

1. Игра «Улыбка»

2. Дидактическая игра «Мы разные»

3. Беседа «Мы разные»

4. Упражнение «Назови то, что тебе нравится в себе»

5. Игра «Ласковое имя»

6. Игра «Подарок»

7. Упражнение «Солнышко»

8. Рефлексия

9. Игра «Пожелания»

Ноябрь

Ц е л ь : развитие

понимания,

как

влияет

собственное

поведение

на

взаимодействие

с

окружающими,

развитие

интереса

и

дружелюбного

отношения

к

сверстникам,

формирование

коммуникативных

и

социальных

навыков,

воспитание

желания

быть

внимательным

и

заботливым

к

своим

родным, развитие умения выражать свои чувства с помощью изобразительных

средств.

1

«Я и мои друзья»

1. Игра «Улыбка»

2. Беседа «О настоящих друзьях»

3.Игра «Будь щедрым»

4. Беседа о комплиментах

5. Игра «Комплименты»

6. Рефлексия

7. Игра «Пожелания»

2

«Моя семья»

1. Игра «Улыбка»

2. Психокинетическая разминка «Солнечные лучики»

3. Изотерапия (рисование «Моя семья»)

4. Беседа о семье

5. Кинетическая разгрузка «Утреннее фото»

6. Рефлексия

7. Игра «Пожелания»

3

«Цветное

настроение»

1. Игра «Улыбка»

2. Беседа о настроении

3. Игра «Комплименты»

4. Игра «Подарки»

5. Рефлексия

6. Игра «Пожелания»

5

4

«Волшебные

слова»

1. Игра «Улыбка»

2. Игра «Ток» (разминка)

3. Тренинг по закреплению правил вежливого общения

4. Игра «Комплименты»

5. Рефлексия

6. Игра «Пожелания»

Декабрь

Ц е л ь : научение

восприятию

эмоционального

состояния

человека

и

соотнесению его с природными явлениями и цветом, развитие понимания

как влияют собственные эмоции на настроение, развитие чувства эмпатии,

снятие мышечного напряжения.

1

«Цвет моего

настроения»

1. Игра «Улыбка»

2. Беседа «Настроение, цвет и погода»

3. Игра «На что похоже настроение?»

4. Чтение рассказа «Я хочу сказать слово» В.Сухомлинского

5. Изотерапия «Цвета моего настроения»

6. Психокинетическая разминка «Клоуны»

7.

Рефлексия

8. Игра «Пожелания»

2

«Радуга и

настроение»

1. Игра «Улыбка»

2. Слушание музыки П.И.Чайковского «Лето» («Времена

года»)

3. Беседа о временах года

4. Чтение стихотворения А. Вегнера «Цвета радуги»

5. Беседа «Цвет и настроение»

6. Рефлексия

7. Игра «Пожелания»

3

«В сказочной

стране

Настроении»

1. Игра «Улыбка»

2. Путешествие в царство грусти и радости

3. Игра «Ласковое имя»

4. Игра «Клубочек»

5.Упражнение «Превращение»

6.

Игра «Иголка и нитка»

7. Упражнение «Ласковые лапки»

8. Упражнение «Солнечные лучики»

9. Игра «Пожелания»

4

«Хорошее

настроение»

1. Игра «Улыбка»

2. Беседа о настроении

3. Игра «Ласковое имя»

4. Игра «Обезьянки»

5. Слушание песни В. Шаинского «Улыбка»

6. Изотерапия «Мое настроение»

7. Игра «Пожелания»

Январь

Цель:

актуализация тревожащей ситуации, развитие ассоциативного мышления,

воображения,

умения

фантазировать,

формирование

умения

передавать

свои

6

эмоции и чувства в речи, формирование адекватной самооценки.

1

«Учимся общаться

без слов»

1. Игра «Улыбка»

2. Беседа «Учимся общаться без слов»

3. Этюд «Заколдованный ребенок»

4. Игра «Иностранец»

5. Упражнение «Через стекло»

6. Этюд «Вот он какой»

7. Этюд «Не знаю»

8. Психофизическая разгрузка «Расслабление»

9.

Рефлексия

10. Игра «Пожелания»

2

«У нас в гостях

Незнайка и

Знайка»

1. Ира «Улыбка»

2. Разминка «Связующая нить»

3. Игра «Незнайка»

4. Упражнение «Подумай и ответь»

5. Этюд «Гроза»

6. Психокинетическая разрядка «Врасти в землю»

7. Релаксация «Отдых на поляне»

8. Рефлексия

9. Игра «Пожелания»

Февраль

Цель: развитие навыков принятия решений и ответственности за принятое

решение, снятие страха перед темнотой и др. страхи.

1

«Беседа о страхах»

1. Игра «Улыбка»

2. Разминка «Приветствуем по имени»

3.Беседа «Расскажи о своем страхе»

4. Игра «У страха глаза велики»

5. Этюд «Страшно»

6. Психологическое вхождение «Улыбка и страх»

7. Упражнение «Закончи предложение»

8. Психокинетическая разгрузка «Воздушный шарик»

9.

Рефлексия

10. Игра «Пожелания»

2

«Как я могу

победить свой

страх»

1. Игра «Улыбка»

2. Упражнение «Сочиняем истории»

3. Изотерапия «Мой страх в клетке…»

4. Упражнение «Ха»

5. Релаксация «Летняя ночь»

6. Рефлексия

7.

Игра «Пожелания»

3

«Мы – фантазеры»

1. Игра «Улыбка»

2. Рисование «Каракули»

3. Упражнение «Составь загадку»

4. Игра «Фантазеры»

5. Рефлексия

6. Игра «Пожелания»

4

«Волшебные

рисунки»

1. Игра «Улыбка»

2. Рисование с помощью клубка

3. Упражнение «Цвет – чувство»

7

4. Рисование живых линий

5. Рефлексия

6. Игра «Пожелания»

Март

Цель: Проработка тревожащей ситуации.

1

«Страшный сон»

1. Игра «Улыбка»

2. Беседа «Мой странный сон»

3. Изотерапия «Мой страшный сон»

4. Психокинетическая разгрузка

5. Этюд «Гномики испугались»

6. Рефлексия

7. Игра «Пожелания»

2

«Сон – это не

страшно»

1. Игра «Улыбка»

2. Игра «Солнечные лучики»

3. Психологическое вхождение «Волшебная палочка»

4. Беседа по рисункам «Мой страшный сон»

5. Упражнение «Дыши и думай красиво»

6. Изотерапия «Я свой страшный сон изменю»

7. Релаксация «Волшебный сон»

8. Рефлексия

9. Игра «Пожелания»

3

Тренинг

«Темнота»

1. Игра «Улыбка»

2. Этюд «Темнота»

3. Этюд «Робкий цыпленок»

4. Этюд «Смелый львенок»

5. Этюд «Ночные звуки»

6. Этюд «Веселые артисты»

7. Рефлексия

8. Игра «Пожелания»

4

«У страха

глаза велики»

1. Игра «Улыбка»

2. Чтение рассказа С.Фонькина «Как побороть страх»

3. Этюд «У страха глаза велики»

4. Изотерапия «Мой страх»

5. Рефлексия

6. Игра «Пожелания»

Апрель

Цель: Движение к позитивному изменению, закрепление полученных навыков.

1

«Мой смешной

страх»

1. Игра «Улыбка»

2. Этюд «Что в углу?»

3. Упражнение «Сочинение историй»

4. Изотерапия «Мой страх становится смешным»

5. Беседа по рисункам

6. Рефлексия

7. Игра «Пожелания»

2

«Мой страх…

становится

смешным»

1. Игра «Улыбка»

2. Этюд «Страх»

3. Лепка «Мой страх… становится смешным»

4. Упражнение-тренинг «Я хочу»

5. Рефлексия

8

6. Игра «Пожелания»

3

«Не боюсь я

ничего»

1. Игра «Улыбка»

2. Психологическое вхождение «Возьми себя в руки»

3. Беседа «Ничего я не боюсь»

4. Рисование/лепка «Как я борюсь со страхами»

5. Чтение стихотворения Г. Семенова «Счастливая ошибка»

6. Упражнение «Ха!»

7. Психофизическая разгрузка «Самолет»

8. Рефлексия

9. Игра «Пожелания»

4

«Скоро в

школу»

1. Игра «Улыбка»

2. Беседа о школе

3. Изотерапия «Я иду в школу»

4. Игра «Волшебный клубочек»

5. Релаксация «Водопад»

6. Рефлексия

7.Игра «Пожелания»

Май

1

Тренинг «Школа»

1. Игра «Улыбка»

2. Этюд «Школа для животных»

3. Этюд «Школа для людей»

4. Рефлексия

5. Игра «Пожелания»

2

Итоговое занятие

«Маски»

1. Игра «Улыбка»

2. Упражнение «Выбери картинку и расскажи о её характере»

3. Изотерапия «Твоя маска»

4. Упражнение «Ожившие маски»

5. Этюд «Мы герои мультфильмов»

6. Психофизическая разгрузка

7. Рефлексия

8.Игра «Пожелания»

Комплекс игр

Игра «Знакомство»

Цель: коррекция эмоциональной сферы, установление доброжелательных отношений.

Дети под музыку передают мяч друг другу и говорят: «Меня зовут…» (как их ласково

называют в семье). Этот этап занятия особенно важен в том случае, если в подгруппу

попадает ребенок, ранее не посещавший детский сад. В этом случае он рассказывает о

себе, о том, что любит, что ему интересно; налаживает контакт со сверстниками.

Игра «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, памяти.

На

столе

5–6

музыкальных

инструментов.

Музыкальный

руководитель

предлагает

детям послушать звучание каждого из инструментов, запомнить их и закрыть глаза. В

9

это время музыкальный руководитель убирает один инструмент. Дети открывают глаза

и отгадывают, что изменилось.

Упражнение «Брыкание»

Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.

Дети ложатся на спину на ковер, ноги свободно раскинуты. Затем они начинают

медленно брыкаться под музыку, касаясь пола всей ступней. В ходе выполнения

упражнения дети чередуют ноги и высоко поднимают их, постепенно увеличивая

скорость и силу брыкания. При этом на каждый удар ногой ребенок говорит «Нет!»,

увеличивая

интенсивность

удара.

Затем

дети

слушают

спокойную

музыку

(релаксация).

Игра «Жмурки»

Цель: развитие

смелости,

уверенности

в

себе,

умения

ориентироваться

в

пространстве.

Водящему

завязывают

глаза.

Кто-нибудь

из

детей

крутит

его

на

месте,

чтобы

затруднить ориентацию. Затем дети под музыку разбегаются по комнате, а водящий

пытается их поймать. Если ему это удается, он пытается на ощупь определить, кого

поймал.

Игра «Стоп»

Цель: развитие

внимания,

быстроты

реакции,

преодоление

двигательного

автоматизма.

Дети идут под музыку. Внезапно музыка обрывается, но дети должны продолжать

движение в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет «Стоп!».

Игра «Замри»

Цель: развитие

внимания,

слухового

восприятия,

преодоление

двигательного

автоматизма.

Дети прыгают под музыку. Внезапно музыка обрывается. Дети застывают в той позе, в

какой

они

находились,

когда

перестала

звучать

музыка.

Неуспевшие

«замереть»

выходят

из

игры,

остальные

продолжают

играть,

пока

не

останется

только

один

ребенок, который признается победителем.

Игра «Добрая и злая кошка»

10

Цель: снижение психического напряжения, коррекция поведения агрессивных детей,

снижение агрессии.

Психолог просит детей изобразить сначала злых кошек, а затем под спокойную музыку

добрых кошек (релаксация).

Игра «Кто позвал?»

Цель: развитие

слухового

восприятия,

совершенствование

внимания,

снятие

психического напряжения.

Дети стоят в кругу. Водящий с закрытыми глазами находится в центре круга. Под

музыку дети двигаются по кругу и поют попевку: «Таня, ты сейчас в лесу, мы зовём

тебя «Ау!» Ну – ка глазки закрывай, Кто позвал тебя, узнай!» По сигналу взрослого

кто-нибудь из детей зовет по имени ребенка, стоящего в середине круга. Тот угадывает,

кто его позвал.

Игра «Летает, не летает»

Цель: развитие внимания, представлений об окружающем.

Дети

образуют

круг.

Ведущий

называет

различные

предметы

и

животных.

Если

называется предмет, который летает, дети под музыку летают по залу, если называется

предмет, который не летает, приседают.

Игра «Два барана»

Цель: снижение

психического

напряжения,

агрессии

и

ослабление

негативных

эмоций.

Игроки разбиваются на пары. «Рано-рано два барана повстречались на мосту», –

говорит ведущий. Широко расставив ноги и наклонившись вперед, дети упираются в

ладони друг друга. Они должны противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто

сдвинется – проиграл. При этом можно издавать звуки «Бе-е-е».

Затем проводится релаксация.

Игра «Клубочек»

Цель: развитие

умения

общаться,

не

стесняясь

высказывать

свое

отношение

к

окружающему; формирование сплоченности между детьми.

Дети сидят в кругу, у ведущего в руках клубочек. Он обматывает нитку вокруг пальца

и предает клубочек рядом сидящему ребенку. При этом ведущий спрашивает ребенка о

11

чем-нибудь, например: «Как тебя зовут? Хочешь ли ты со мной дружить? Кого ты

любишь и за что?» и т. д.

Ребенок берет клубочек, тоже обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос и

задает вопрос следующему игроку и т. д.

Игра «Не шевелись»

Цель: совершенствование

внимания,

регулирование

поведения,

преодоление

двигательного автоматизма.

Дети прыгают под звуки бубна. Внезапно звуки обрываются и дети замирают на месте.

Кто пошевелится, выбывает из игры.

Игра «В магазине зеркал»

Цель: коррекция эмоциональной сферы; развитие уверенности в себе, раскованности.

Взрослый предлагает детям посетить магазин зеркал. Один ребенок выбирается на

роль

обезьянки,

остальные

дети

под

музыку

изображают

зеркала.

Ребенок,

изображающий обезьянку, заходит в магазин и видит свое отображение в зеркалах. Он

думает, что это другие обезьянки, и начинает корчить им рожицы. Отражения отвечают

тем же. «Обезьянка» грозит им кулаком, и ей грозят из зеркал; она топает ногой, и

обезьянки

тоже

топают.

Что

ни

делает

«обезьянка»,

отражения

в

зеркалах

точно

повторяют ее движения.

Игра «Азбука настроения»

Цель: знакомство с разным эмоциональным состоянием окружающих людей, развитие

способности понимать это состояние.

Детям, сидящим за столом, ведущий дает набор карточек (6 штук), на каждой из

которых

изображены

разные

эмоциональные

состояния

персонажа.

Музыкальный

руководитель играет музыкальный отрывок, просит детей найти карточки, на которых

персонаж

соответствует

музыке:

радуется,

обижен,

сердится

и

т. д.

Дошкольники

показывают

соответствующие

карточки.

Затем

взрослый

просит

детей

рассказать

случаи из своей жизни, когда они испытывали такие же чувства.

Игра «Карлики и великаны»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

12

По команде ведущего «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» – встают.

Взрослый дает команды вразбивку и в разном темпе.

Игра «Ворона»

Цель :

коррекция

эмоциональной

сферы;

совершенствование

внимания,

развитие

активности,

сплоченности

играющих,

создание

здорового

эмоционального

возбуждения.

Ведущий в центре круга и под музыку имитирует полет вороны. Затем останавливается

и начинает ощипывать свои крылья: «Ворона сидит на крыше. Ощипывает она свои

крылышки. Сирлалала, сирлалала!» Неожиданно ведущий говорит: «А кто раньше

сядет?» Затем: «А кто раньше встанет?»

Кто опоздал выполнить команду, выбывает из игры.

Игра «Угадай, что спрятано?»

Цель :

тренировка

внимания,

памяти,

развитие

представлений

об

окружающих

предметах.

В

мешке

находятся

различные

музыкальные

инструменты.

Взрослый

предлагает

ребенку найти в мешке на ощупь инструмент, описать его и отгадать, что это.

Игра «Запомни свое место»

Цель: совершенствование памяти; создание бодрого настроения.

Дети стоят в кругу или в разных углах комнаты. Ведущий просит их запомнить свои

места. Затем включает веселую музыку и дети разбегаются. С окончанием музыки они

должны вернуться на свои места.

Игра «Рычи, лев, рычи; стучи, поезд, стучи»

Цель: коррекция

эмоциональной

сферы

психики;

снятие

барьеров

в

общении,

мышечного напряжения.

Ведущий говорит детям: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим

соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу „Рычи, лев, рычи!”, начинайте

громко рычать».

Затем ведущий предлагает детям изобразить паровоз. Дети встают в шеренгу, положив

друг другу руки на плечи. «Паровоз» едет в разных направлениях то быстро, то

13

медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на

станциях меняется. В конце игры происходит «крушение», и все падают на пол.

Затем дети слушают спокойную музыку (релаксация).

Игра «Ветер дует на…»

Цель: коррекция

эмоциональной

сферы;

развитие

чувства

сплоченности,

снятие

барьеров в общении.

«Ветер дует на…» – начинает игру ведущий и уточняет: «Ветер дует на того, у кого

светлые

волосы».

Все

светловолосые

дети

собираются

в

одном

конце

комнаты.

Ведущий продолжает: «Ветер дует на того, у кого есть сестра (кто любит животных,

кто много плачет, у кого нет друзей и т. д.). Дети, которые относят себя к той или иной

группе, собираются вместе.

Упражнение «Комплименты»

Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы психики; снятие психического

напряжения, преодоление барьеров в общении, развитие способности видеть свои

положительные стороны.

Дети берутся за руки и образуют круг. Глядя в глаза, дети по очереди говорят друг

другу несколько добрых слов, за что-нибудь хвалят. Принимающий комплимент кивает

головой: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу.

Упражнение проводится по кругу.

Игра «На что похоже настроение»

Цель: коррекция

эмоциональной

сферы

психики;

развитие

способности

понимать

эмоциональное

состояние

другого

человека

и

умения

адекватно

выражать

свое

настроение.

Дети образуют круг. Ведущий прелагает им по очереди рассказать, на какое время года,

природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начинает ведущий:

«Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в голубом небе. А твое?»

Игра «Запрещенное движение»

Цель: развитие

внимания,

памяти,

быстроты

реакций;

снятие

психического

напряжения.

14

Взрослый объясняет детям правила игры: «Я буду выполнять разные движения, а вы

будете повторять их за мной. Одно движение повторять нельзя». Ведущий показывает

это движение. Затем начинает выполнять разные движения под музыку и неожиданно

показывает запрещенное движение. Кто его повторит, становится ведущим.

Игра «Ухо – нос»

Цель: развитие

внимания,

ловкости,

быстроты

реакций,

создание

здорового

эмоционального возбуждения, бодрого настроения; снятие психического напряжения.

Взрослый предлагает детям по команде выполнить соответствующие действия. По

команде «Ухо!» ребята должны дотронуться до уха, по команде «Нос!» – до носа.

Ведущий выполняет действия вместе с детьми, но через некоторое время «ошибается».

Дети, не обращая внимания на «ошибки», должны показывать ту часть лица, которую

Игра «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, умения подчиняться определенным правилам, сплоченности

играющих, ловкости, быстроты реакции; снятие психического напряжения.

Играющие садятся в круг. По команде ведущего «Земля» дети опускают руки вниз, по

команде «Вода» – вытягивают руки вперед, по команде «Воздух» – поднимают руки

вверх, по команде «Огонь» – производят вращение руками в лучезапястных и локтевых

суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Упражнение «Отгадай песенку»

Цель: развитие

и

коррекция

познавательной

сферы

психики;

развитие

мышления,

внимания, сообразительности.

Музыкальный руководитель играет отрывки из знакомых детям произведений, дети

угадывают что за произведение прозвучало.

Ожидаемые результаты

Создание

комфортных

условий,

благоприятствующих

снижению

возникновения

тревожности

у

детей

старшего

дошкольного

возраста.

У

родителей

пополнение

знаний

об

особенностях

развития

детей

5-7

лет,

приобретение умений эффективного взаимодействия с детьми. У воспитателей

пополнение

знаний

об

особенностях

развития

детей

5-7

лет,

приобретение

15

навыков

использования

в

образовательном

процессе

различных

видов

игр,

направленных на профилактику тревожности у детей. Программа рассчитана на

1 год.

16

Литература

1.

Абдурасулова

Т.Д.

Нормативный

подход

к

исследованию

личности

детей

дошкольного возраста // Психолог в детском саду № 4 (октябрь-ноябрь) 2006г.

2.

Глозман Ж.М., Зоткин В.В. Исследование уровня тревожности у больных с

афазией // Вестн. Моск. Ун-та. Психология. № 1 с. 55-61 1983г.

3.

Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2000г.

4.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для

воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1993г.

5.

Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников:

пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006г.

6.

Иванец И.И., Индерлей М.Б. Трудный ребенок. Если он не такой как все…

Ростов-на-Дону: «Феникс» 2004г.

7.

Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2005г.

8.

Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб: Речь, 2006г.

9.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия

развития, 1996г.

10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17

лет. Изд-е 4, М.; Издательство УРАО, 1998г.

11. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981г.

12. Лютова

Е.К.,

Монина

Г.Б.

Тренинг

общения

с

ребенком.

Период

раннего

детства. СПб., 2006г.

13. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционнная

работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.

СПб., Издательство «Речь», ТЦ «Сфера», 2004г.

14. Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренингах, тестах.

Ростов-на-Дону: Феникс, 2005г.

15. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь,

2000г.

16. Марцинковская

Т.Д.

Ваш

тревожный

ребенок.

М.:

Издательский

центр

«Вектоана-граф», 2005г.

17. Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в

учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии № 4 с.32-44

1996г.

18. Радуга: Программа и руководство для воспитателей средней группы детского

сада. Доронова Т.Н., Гербова В.В., Якобсона С.Г. и др., М.: Просвещение,

1994г.

19. Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. Ростов-на-

Дону: Феникс, 2005г.

20. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990г.

21. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. Издание 3.

Ростов-на-Дону: Феникс, 2005г.

Глоссарий

17

Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и

психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства

и творчества.

Мультимодальные арт-технологии ориентированы на присущий каждому

ребенку внутренний потенциал здоровья и включают в себя визуальные,

музыкальные, драматико и танцевально-двигательные, нарративные арт-технологии.

Игровая технология - организация педагогического процесса в форме

различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:

отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность;

осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в

повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных

ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

18