Напоминание

"Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений у детей дошкольного возраста"

Автор: Гладышева Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №:619
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений у детей дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Сюжетно-ролевая игра

как средство формирования межличностных отношений у детей

дошкольного возраста.
Межличностные отношения формируются, проявляются и реализуются в общениии.В формировании личности ребенка очень велика роль общения. В дошкольном возрасте возникают определенные взаимоотношения ребенка со сверстниками. В каждой возрастной группе детского сада разворачивается сложный сценарий межличностных отношений. Дети дружат, ссорятся, мирятся, помогают друг другу.Первый опыт отношений со сверстниками является фундаментом, на котором строится дальнейшее формирование межличностных отношений ребенка со сверстниками, взрослыми. Поэтому воспитателям и родителям важно определить его проблемы в межличностных отношениях и преодолеть их. В этом могут эффективно помочь сюжетно-ролевые игры. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его
психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Сюжетно-ролевая игра
- это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В ней дети вступают в реальные организационные отношения, договариваются о сюжете, распределяют роли между собой, устанавливают сложные ролевые отношения. Воссоздавая в сюжетно-ролевой игре взаимодействия взрослых, дошкольник осваивает правила этого взаимодействия, приобретает опыт, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми. Воспитатель должен направить свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие. Вызывая речевую активность ребенка,
воспитатель направляет ее сверстника, учит понимать его намерения в игре, вступать с ним в диалог. Планируя сюжетно-ролевую игру воспитатель должен больше внимания уделить формированию положительных взаимоотношений.

Список литературы использованной литературы.
1Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Академия, 2002. - с. 3-203 2.Дубровина, И.В.Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И.В. Дубровина ; Автор М.И. Лисина. – АПН СССР, 1982 // Возрастные особенности психического развития детей в детских учреждениях закрытого типа : сборник научных трудов / Ред. И.В. Дубровина, М.И. Лисина. – Москва : АПН СССР, 1982. – с. 3-18. 3.Воспитание ребенка в игре Р. И. Жуковская ; Академия педагогических наук РСФСР, Институт дошкольного воспитания. - Москва: Издательство Академии педагогических наук СФСР, 1963. – 318 4.Козлова А.В. «Работа ДОУ с семьей» .-Москва : «Творческий центр»,2005г.-61с 6.Краснощекова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста».-Изд.6-е.-Ростов н/Д:Феникс,2011.-251с.-(Школа развития). 7. Д. В. Менджерицкая «Воспитателю о детской игре» Под редакцией Т.А.Марковой Москва «Просвещение»1982. - 128 с. 8. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.