"Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"

Автор: Чукарина Наталья Константиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Алёнушка"
Населённый пункт: город Константиновск, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками"
Дата публикации: 21.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Выступление на педагогическом совете МБДОУ №1 «Алёнушка» Дата проведения: _______________ Форма заседания: теоретический семинар Лектор: Чукарина Н.К., учитель-логопед Тема «Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками» Цель: систематизировать знания педагогов о деятельностном подходе в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, показать необходимость использования данного метода в работе педагога на современном этапе развития дошкольного образования. Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Каким же видится человек грядущего столетия? Это, прежде всего жизнеспособная, духовно- нравственная и творчески саморазвивающаяся личность, умеющая ориентироваться в сложных ситуациях и решать личные и социальные проблемы; живущая в согласии с природой, людьми, культурами; способная делать выбор и отвечать за него перед собой, семьей, Отечеством. Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО задает ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе. Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В чем же заключается деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками?
Деятельностный подход
- это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды к омпетентностей ребенка, но и его самого как личность. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие обучащихся определяется характером организации их деятельности.
Деятельность
определяется как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Деятельность
- система действий человека, направленная на достижение определённой цели. Методологическим основанием деятельностного подхода является общая теория деятельности. Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.
Принципы деятельностного подхода
: принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; принцип субъектности воспитания; принцип учета сенситивных периодов развития; принцип преодоления зоны ближайшего развития; принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности ; принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; принцип нравственного обогащения используемых в качестве
средства видов деятельности ; принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности ; принцип активности ребенка в образовательном процессе.
Роль педагога
в осуществления системно-деятельностного подхода велика, т.к именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. В процессе реализации системно-деятельностного подхода в образовании формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и управленца этого процесса. Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность. Перед педагогом становятся следующие
задачи
: 1. Создание условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным; 2. Обучение ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства, ее достижения; 3. Помощь в формировании у детей умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. На основе вышесказанного можно сформулировать
основные правила
деятельностного подхода : • Подари ребенку радость творчества, осознание авторства • Веди ребенка от собственного опыта к общественном • Будь не «НАД», а «РЯДОМ» • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши • Учи анализировать каждый этап работы • Критикуя, стимулируй активность ребенка. Спасибо за внимание!